Евгений Жарков Грандмастер

Боевик «День Д», или Как Джон Пореченков в десантника играл?

Не секрет, что американцы не гнушаются использовать чужие удачные идеи в своем кинематографе. Хорошее дело «ремейком» не назовут, поэтому, допустим, на голливудский вариант знаменитой трилогии Франсиса Вебера («Невезучие», «Беглецы» и «Папаши») без слез не взглянешь. С адаптацией французской же романтической комедии «Трое мужчин и младенец в люльке» вышло уже более-менее терпимо. А «Великолепная семерка» Стерджеса, будучи перелицована с «Семи самураев» Куросавы, так вообще считается классическим вестерном.

Что лишь доказывает тот факт, что переделывать тоже нужно уметь. Конечно, такая работа считается второсортной. Мол, не мучились вы бессонными ночами в поисках нужной фразы или удачного ракурса. Кто ж спорит, изложение всегда считалось более легким занятием, чем сочинение. Во многом «благодаря» тем, кто берется за дело, не имея на то ни таланта, ни особого желания.

Когда в Сети поползли слухи, что заслуженный артист Р Ф Михаил Пореченков замахнулся на святое, решив подогнать под российские реалии культовый боевик и «шлягер видеосалонов», «Коммандос» с Арнольдом Шварценеггером, мы не поверили. Мы — это поколение восьмидесятых, люди, воспитанные на гнусавых переводах и взращенные на видеомагнитофонах «Электроника» и «Фунай». Понятное дело, что к мольбам фанатов и им сочувствующих никто не прислушался. В результате в 2008 году на экраны России вышел всенародный позор стоимостью 5 миллионов долларов — боевик «День Д».

Сюжет фильма Пореченкова, а это целиком и полностью его детище, пересказывать нет смысла. Дело в том, что тандем братьев Пресняковых, между прочим, известных драматургов из Екатеринбурга, попросту излил на бумаге сценарий «Коммандос», внеся самые незначительные коррективы. Я не знаю, возможно, что в театре господа Пресняковы и блистают, но то, что они представили на суд Божий в качестве литературной основы «Дня Д» — это редкостное угробище, за которое нужно пожизненно отстранять от ручки и клавиатуры и пересаживать за чернила из молока. Имея на руках вполне удобоваримый и главное готовый материал, они умудрились превратить его в несусветный кошмар.

Возвращаясь к деятелям Голливуда, нужно справедливо отметить, что их ремейки, как правило, напоминают оригинал лишь отчасти. Конечно, основная сюжетная линия и главные герои остаются на своих местах, но зато во второстепенных деталях американцы стараются максимально отойти от первоисточника, зачастую вводя в кадр свежих персонажей и даже изобретая новые варианты развития событий. До подобных изысков опуститься Пресняковым и Пореченкову не позволила отсутствующая совесть, поэтому они изложили материал доступно и предельно вторично, копируя кадры, мимику, жесты, куски диалогов, интерьер, декорации.

Казалось бы, если взять хорошее, пускай и недалекое, кино и попросту скопировать, то обязательно выйдет не хуже. Что уж греха таить, «Коммандос» Марка Л. Лестера, хоть и считается образцово-показательным боевиком восьмидесятых, шедевром жанра назвать трудно. Даже у Шварценеггера были роли более внятные, как, например, в «Хищнике» или «Красной жаре», не говоря уже про «Терминатора». Фактически, сей опус приобрел свой культовый статус не благодаря большим талантам режиссера или тройки сценаристов, а в силу мощнейшей харизмы «Железного Арни», которому невероятно шел грубоватый солдафонский юмор и молодецкие выходки.

Пореченков прекрасно понимал, что «Коммандос» особенно популярен в России. Да и сам Миша не раз признавался в любви к творчеству бывшего губернатора Калифорнии, а посему его выбор обусловлен не только объективным желанием опошлить всенародно любимый боевик, но и исполнить мечту своего юношества. Кому не хочется хоть на миг вообразить себя Шварцем? Мише очень хотелось. Вопреки всякому здравому смыслу.

Во время просмотра, особенно в самом начале, когда в памяти всплывают идентичные кадры оригинала, происходящее на экране вызывает стойкое чувство неловкости. Я с трудом представляю, что чувствовали зрители в кинотеатрах, но мне, несмотря на мое одиночество у монитора, было стыдно. Подобные ощущения у людей с малейшими зачатками музыкального слуха вызывают выступления участников «Минуты славы». Притворство и неестественность настолько выпирают из каждого кадра, что поневоле хочется встать и выключить плеер. Но я, аки мыши, жравшие кактус, честно продолжал смотреть сквозь слезы «счастья».

Отдельного упоминания заслуживает юмор авторов. Понятно, что мимо емких, но бьющих прямо в цель, фразочек Арни они пройти не могли. Многие из них навсегда стали классикой жанра и разошлись на цитаты. Тут уж Пресняковым были даны все карты в руки. Вырезай, да вставляй. Но и здесь братья решили блеснуть «талантом», переиначив каждую шутку на свой лад. Вышло убого, не смешно, а местами настолько невпопад, что диву даешься.

С кастингом похожая беда. Поняв, что из голландского кикбоксера Боба Шрайбера аналог Беннетта не выйдет, «кинозлодействовать» по привычке заставили Виктора Вержбицкого. Последний уже настолько свыкся с гадскими ролями в российском кинематографе, что, похоже, готов работать за еду, лишь бы оставаться в образе. Не умаляя заслуг Шрайбера на спортивном поприще, отметим, что его лицедейство и неуместное вываливание языка больше смахивали на клоунаду в чистом виде. Зато, по крайней мере, он честно отрабатывал гонорар, в то время как львиная доля экшн-сцен с участием «супермена» Пореченкова шикарно смонтирована. Из чего следует, что российский кинодеятель не особо утруждал себя работой на съемочной площадке, предпочитая отсиживаться в кустах, в то время как всю работу делали каскадеры.

Супротив малолетней Алиссы Милано Пореченков выставил свою дочь Варвару, которая, как и большинство детей, не прошедших школу «Ералаша», вызывала своей манерой игры стойкое отвращение. Александра Урсуляк, ставшая дубликатом негритянки Рей Дон Чонг, по крайней мере, могла похвастаться упругими формами и симпатичным личиком, хотя ее актерские потуги тоже явно переоценили на стадии кастинга. Но никто не сыграл так паршиво, как Михаил Трухин, призванный заменить коротышку Салли, которого «отпустили». Я прекрасно помню этого исполнителя по НТВ-шному сериалу «Улицы разбитых фонарей» и был неприятно удивлен его откровенным кривлянием. Впрочем, хоть кто-то соответствовал замыслу фильма целиком и без остатка.

Последним штрихом послужил абсолютно невменяемый саунтдрек, где плохо подобранная музыка Сергея Шнурова соседствовала с его же, не к месту вставленными, песнями. Звуки эти, более уместные для сериала или фильмов Охлобыстина, настолько шли вразрез с картинкой, что поневоле хотелось пустить отдельной дорожкой тему Джеймса Хорнера, чтоб хоть как-то скрасить впечатление.

Вердикт: оказывается, что далеко не все мечты заслуживают того, чтобы сбыться. Бытует мнение, что Пореченков хотел снять пародию. Друзья, «Аэроплан» трио Цукеров и Абрахамса — это пародия. Фильмы Мела Брукса. Даже четыре серии «Очень страшного кино» можно смело причислить к этому жанру. Но «День Д» — это всего лишь издевательство и очень тупая подделка под кино. Как если бы маэстро Пореченков решил бы перепеть Уитни Хьюстон или посолировать в балете «Лебединое озеро». Глупо, несуразно и нелепо.

Обновлено 21.09.2011
Статья размещена на сайте 20.09.2011

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Евгений Жарков, абсолютно солидарен.
    Справедливости ради, надо отметить, что подобного бреда полным-полно в нынешнем мировом кинематографе. Например, только что просмотренный мною франко-немецко-англо-американский фильм "Мушкетеры", 2011 года. Вновь использованы имена известных исторических лиц и литературных героев на потребу режиссерским амбициям.

    Оценка статьи: 5

    • Валерий Сатокин, Мушкетеры - это совсем другая история)) За это надо просто убивать. Хотя, с другой стороны, такой просто для стеба

      • Евгений Жарков, а по мне, так история одна и таже: низкий уровень творчества и отсутствие собственных идей. Согласитесь, развелось нынче краткосрочных актерско-режиссерских курсов, выпускники которых мнят себя чем-то. Наваяют лабуды всякой и выдают под разными "умниковыми" соусами. Да и какбы состоявшиеся режиссеры грешат частенько неоправданной эксплуатацией известных образов в корыстных целях. Так и появляются "новьевые" мушкетеры, холмсы, иронии судеб идр. И оправдания тому находятся. Красивые по форме, но ложные по сути.
        Рассмотренный Вами Пореченков из того же ряда. Только-только утвердился как актер, а уж режлавры не дают покоя. В итоге уровень кино, как антипод известной песне: всё ниже, и ниже, и ниже...

        Оценка статьи: 5

  • Включила раз телевизор и застала уже почти хвост этого шедевра... "Коммандос" узнаётся сразу! С трёх нот! Мы тоже подумали, что просто стёб.
    По раздражению от игры, то у меня (сорри, что не в тему) жуткое неприятие и раздражение вызывала исполнительница роли Вари в фильме "Турецкий гамбит" Как только она появлялась в кадре -- появлялось желание её удушить.
    И такой же раздражающей, но со значительно меньшим накалом, была героиня, что сыграла любовницу Фандорина в "Статском советнике".

    Оценка статьи: 5

  • можно смело зачислить к этому жанру
    причислить к...
    зачислить в...
    Это такое необычное чувство для кинозрителя - чувство стыда за изготовителей смотримого)))

  • Фильм рассчитан на непритязательных зрителей, в основном прыщавых юнцов, не блещущих интеллектом и лишенных чувства прекрасного.

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Абрамов, Я с трудом могу оценить целевую аудиторию этого фильма. Кстати, среди "непрыщавых" юнцов тоже идиотов хватает, благо проблемы с кожей мало связаны с наличием мозгов.

      • Игорь Абрамов Игорь Абрамов Профессионал 21 сентября 2011 в 09:22 отредактирован 21 сентября 2011 в 09:22

        Евгений Жарков, под "прыщавыми" юнцами, я имел ввиду возраст.
        Когда создается фильм, то создатели ориентируются на соответствующую зрительскую аудиторию, не так ли? Большая часть зрителей вряд ли выберет "Список Шиндлера" а будут смотреть "Коммандос", что характерно не только для нашей страны. Вполне срабатывает лозунг "Хлеба и зрелищ" и смотря "День Д"они вряд ли задумываются, что есть "Коммандос", и "День Д" не самая лучшая его копия.

        Оценка статьи: 5

        • Игорь Абрамов, во всем с Вами согласен. Только пример вы выбрали не самый удачный "Список Шиндлера" обгоняет "Коммандос" по всем показателям, включая сборы (320 млн. долл. против 57) и количеству зрителей, посмотревших фильм (23 млн против 9 только в США).

          • Евгений Жарков, я вел-то речь о "юнцах". Да и "взрослые" смотрели "Список Шиндлера" частью для того, что бы "блеснуть" в разговорах об этом фильме.
            Это как модные писатели, которых читают не для наслаждения, а только потому, что он модный.

            Оценка статьи: 5