• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

Что такое макросъемка? Огромная капля мира

Макросъемка — это сложный, но очень интересный жанр фотографии. Она дает фотографу неисчерпаемый простор для творчества, помогает посмотреть на мир по-новому. Макросъемка представляет собой фотосъемку средних и мелких объектов и деталей в большом увеличении. Обычно такая съемка делается в масштабах от 1:5 до 20:1. Макрофотография, сделанная при очень большом увеличении, позволяет разглядеть на снимке даже невидимые невооруженным глазом детали.

Макрофотография позволяет нам увидеть то, что мы не замечаем в обычной жизни, переместиться в удивительный мир насекомых и цветов. Можно найти несчетное количество сюжетов и объектов для макросъемки. И при этом за интересными кадрами не нужно далеко ходить (как, например, это приходится делать при съемке пейзажей). Такие фотографии можно сделать практически везде. Самые обычные объекты на снимках часто выглядят фантастическими. Задача фотографа — найти и показать всю эту скрытую красоту другим.

Макросъемка сложнее съемки обычной. Она требует определенных навыков от фотографа, а также некоторых особых технических возможностей от его камеры. Макросъемка доступна как зеркальным камерам, так и компактным. В компактной камере режим макрофотосъемки, обычно обозначается знаком с изображением цветка.

Для съемки зеркальной камерой желательно приобрести макрообъектив, а также удлинительные кольца и кольцевую макровспышку. При съемке компактной камерой может пригодиться специальный штатив.

Фотографируя в режиме макросъемки, полезно экспериментировать с масштабом, фоном, ракурсом. Макросъемка требует изобретательности. Особенно эффектно смотрятся фотографии, где основной объект (насекомое, цветок) четкий, а остальной фон размыт. Макросъемка не терпит спешки, нужно не торопясь выбирать новые ракурсы и подходящий фон.

Фотографировать насекомых бывает трудно, ведь их очень легко спугнуть. Фотографу иногда приходится подолгу сидеть в засаде, ожидая появления бабочки или стрекозы. Когда насекомое занято своим делом, например, собирает нектар с цветков, его проще фотографировать.

Очень красивыми на фотографиях получаются капельки росы на растениях, особенно при удачном освещении. Фотографировать надо в безветренную погоду. Самое удачное время — это утро. Восходящее солнце дает красивое освещение, а насекомые обычно в это время менее подвижны. После дождя тоже можно получить интересный кадр.

При невозможности съемки на улице (например, из-за плохой погоды) можно делать макрофотографии даже у себя дома. При этом бегать по квартире в поисках уцелевшего таракана вовсе не обязательно. Ведь сюжеты для макросъемки не ограничиваются цветами и насекомыми.

Можно фотографировать любые предметы. Хорошо смотрятся снятые крупным планом ягоды, овощи и фрукты, а также их дольки. Выбор объектов неограничен, фотограф может по-новому взглянуть на самые обычные предметы: булавки, пуговицы, посуду, шурупы, винтики и т. д. С помощью готовых фотографий он может показать свое видение окружающего мира другим людям. Именно поэтому макрофотография так привлекательна.

Статья опубликована в выпуске 28.09.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (30):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Глупая и наивная статья, но так хороша! так и захотелось
    все бросить, и с пхенесоником отправиться снимать каких-нибудь муравьев с муравьихами
    )))

    Макросъемка доступна как зеркальным камерам, так и компактным.

    Макросъемка недоступна камерам. Она доступна тем, кто умеет с ними обращаться, ну и чуток вкуса (если художественная) и техничности (если иная) не повредит.

    зы
    не ну статья правда понравилась.

    Оценка статьи: 5

  • Сергей В. Воробьев, спасибо! Рада что вам понравилось)

    "Макросъемка недоступна камерам. Она доступна тем, кто умеет с ними обращаться,"

    а вот у меня она не доступна ни мне, ни моей камере(( Эх, говорила мне мама, покупай фотик подороже))

  • Абсолютно ничего сложного в макросъёмке! Если фотик позволяет, то клацать можно что угодно, как угодно, и всё будет смотреться уже априори!

  • Наверное все, кто прикупил новый аппарат с возможностью макросъёмки, тут же стали снимать всё, что в поле зрения попало: траву, козявок, рассыпанный сахар, серёжку в ухе, крупу, фактуры тканей и прочее-прочее-прочее

  • Это уже потом, после сотен "просто макро" начинаются эстетствования -- каплю, так в падении; розу, так в росе; усы кошки, так у бодрствующей! При этом кошка, видя, что к ней приближается хозяйка с фотоаппаротом, тут же рефлекторно ловко прячется под шкаф и разворачивается там носом к стене. И сидит там часа два, не меньше!

  • Это мои потуги...

  • Здравствуйте Юлия ! Я понимаю, что тут больше эмоции, чем советов бывалого, но неплохо бы поделиться и личным опытом, и получить советы от профи... Лично Вы чем снимаете? Пару кадров показать можете? И где можно найти что-то вроде конкретных рекомендаций по макросъемке?

    • Юлия Лихачева Дебютант 28 сентября 2011 в 17:39 отредактирован 28 сентября 2011 в 17:39 Сообщить модератору

      спасибо всем за внимание! Только не знаю, как сюда цитаты вставлять.
      Юрий Новиков, "но неплохо бы поделиться и личным опытом, и получить советы от профи... "

      Эх, я не профи. Сама сравнительно недавно стала увлекаться фотографией, сейчас читаю много книг, статей об этом. Вот решила все узнанное систематизировать и написать в статье, чтоб не забыть))
      "Вы чем снимаете? Пару кадров показать можете? "
      Снимаю фотиком за 2000 рублев... Качество конечно оставляет желать лучшего, но иногда что-то путное получается. Вот как куплю новый, так и наснимаю муравьв)
      Вот и написала статью, чтоб те у кого есть режим макросъемки ценили свое счастье))

      А фотки все равно выложу, попозже, когда найду, я там богомола снимала.

  • Инна Иванова Инна Иванова Читатель 28 сентября 2011 в 15:53 отредактирован 28 сентября 2011 в 15:56 Сообщить модератору

    люблю фотографировать
    это роза Нина Вейбул

  • Аркадий Голод Аркадий Голод Мастер 28 сентября 2011 в 16:20 отредактирован 28 сентября 2011 в 16:21 Сообщить модератору

    Юлия Лихачева, Отличная статья!
    автор не лезет в технические дебри, не дает категоричных указаний...
    Просто открывает окошко в новый (для многих ) мир макрофотографии.

    Несколько замечаний.
    Для съемки вполне приличного макро совершенно не нужны дорогущие камеры. Большинство современных цифрокомпактов и все гипер_ и мегазумы имеют режим макросъемки - при весьма божеской цене. А их длиннофокусные объективы позволяют снимать даже очень осторожных существ с достаточно большого расстояния.
    Что важно, так это стабилизатор. Хороший стабилизатор компенсирует дрожание рук и тем самым позволяет снимать с большей выдержкой. Это важно в условиях плохого освещения, с чем постоянно приходится сталкиваться "макрушнику".

    Штатив - штука полезная, но далеко не всегда применимая. Пока его наладишь, модель удерет. Но если есть реальная возморжность выбора, снимать лучше со штатива.

    Гораздо важнее - наличие поворотного экрана. Он позволяет снимать под любым, самым замысловатым углом, не рискуz ни здоровьем, ни чистотой одежд.

    Вот один из многих адресов, где можно получить уйму полезной информации.
    http://macroclub.ru/

    Оценка статьи: 5

  • Юлия Лихачева, А вот пример использования гиперзума. Снимок сделан с расстояния больше метра.

    Оценка статьи: 5

    • Аркадий Голод, спасибо за комментарий и особенно за ссылку, почитаю, там очень все интересно.
      Хотела пользуясь случаем у Вас проконсультироваться) У меня в фотоаппарате даже нет оптического приближения, а все мелкие предметы, снятые ближе чем с полметра оказываются совсем не в фокусе(( Размытые, а задний фон идеально четкий...
      Фотик 2000 руб стоил))
      Я раньше думала, что это от того, что я пользоваться настройками не умею. Но сейчас вот все изучила, но все равно ничего с этим сделать не могу. Слишком мало у меня настроек в нем... Вообще можно с этим хоть что-то сделать, может советы какие есть. На макросъемку я не претендую, ну так, что хоть птички четкими получались?
      Кстати, фотка с капельницей потрясная.

      • Юлия Лихачева, Юля, какой у Вас фотик: точное название?
        Найду описание и тогда смогу что-то сказать.

        Оценка статьи: 5

        • Аркадий Голод, kodak C122.

          • Аркадий Голод Аркадий Голод Мастер 28 сентября 2011 в 21:18 отредактирован 28 сентября 2011 в 21:20 Сообщить модератору

            Юлия Лихачева, http://www.fotokomok.ru/fotokomok/catalog/foto/Kodak_C122_2396/
            Очень простенькая камера, но не безнадежная.
            8 мега - вранье, эта цифра получена за счет интерполяции в микропроцессоре камеры.
            Цифровой зум - еще одна разновидность коммерческого вранья. Никогда его не включайте.
            Теперь, что мы имеем реально.
            38 мм фиксфокусный объектив - примерно, как у совсем неплохих для своего времени "Смена - рапид" или ФЭД-2.
            И для множества современных пленочных мыльниц.
            Для бытовой съемки и пейзажных зарисовок - совсем неплохо.
            Макро - с 13 см - для цветов в самый раз и для крупных насекомых, ящериц прочей мелкой сволочи тоже годится. Разумеется, общим планом.
            Чувствительность 80 - 1000 ISO - реальная чувствительность 100. Все, что больше - компьютерные выкрутасы. Но 200 у таких камер вполне рабочее при коротких выдержках.

            Теперь практические советы. Снимайте на ISO 80 - 100/200.
            Забудьте про автоматический режим.
            Все, что можно устанавливать вручную - устанавливайте вручную: баланс белого, чувствительность...
            При плохом освещении переходите на "ночную съемку". Камера по умолчанию включит внутренний шумодав.
            Стабилизатора нет, но очень выручают разнообразные миништативы. Выбирайте с шаровой головкой.
            Если нет условий/времени для штатива, снимайте обязательно с упора. Все правила, как при стрельбе - один к одному.
            Если есть такая возможность в настройках, уменьшите разрешение до 3 - 5 мега.
            И обязательно обрабатывайте снимки на компьютере.
            Фотошоп для начинающих сложноват.
            Скачайте совершенно беплатно FastStonу или Irfan. Простые и эффективные.
            Picassa - тоже неплоха, но очень уж нагло она распоряжается в компе.
            И еще подсказка - на фото.
            Успехов Вам!

            Оценка статьи: 5

            • Юлия Лихачева Дебютант 1 октября 2011 в 11:58 отредактирован 1 октября 2011 в 12:01 Сообщить модератору

              Аркадий Голод, спасибо! Буду стараться)))
              А можете посмотреть на фотки, не могу понять, почему они не получаются- не фокусируется?
              Вот тут бабочка получилась размытой, а забор на заднем фоне четкий. От чего так может получаться? (фокусировку вручную у меня ставить вроде нельзя...)

              Режима "макро" у меня нет. Есть режим называется "цветы" Напимано, для "съемки цветов с близкого расстояния при ярком свете". Я пробовала цветы снимать ,но они получаются одиноковыми, что на "цветы" что на "авто".
              А насекомых крупных пытаюсь на "спорте" снимать, они ж движутся постоянно. Так можно делать?

              • Вот вторая еще хуже получилась, особенно на крупных снимках видно, что главные объект сильно размыт, а фон четкий.

                • Юлия Лихачева, Все очень просто: Вы задали камере заведомо невыполнимую задачу.
                  Есть такой фотографический термин - ГРИП - глубина резко изображаемого пространства.
                  Не вдаваясь в подробности (при желании Вы научитесь всему по книгам и статьям) - это диапазон расстояний от передней линзы объектива до бесконечности, в котором изображаемые предметы выглядят достаточно резко.

                  Для Вашей камеры это от 1 метра до бесконечности. Все, что дальше 1 метра будет выглядеть достаточно резко ( при прочих нормальных условиях).

                  При переводе в режим "макро" (или как там он еще может называться)происходит изменение оптических свойств объектива. Ближняя граница ГРИП приближается к камере, а задняя может остаться в бесконечности (именно это бывает у широкоугольников, как Ваш 38мм объектив), либо ограничиться некоторым конечным расстоянием, иногда очень небольшим.
                  Вы снимали бабочку ближе 13 см, вот она и расплылась. А забор остался в пределах ГРИП и вышел резко.
                  При съемке в любых режимах, кроме "макро", все, что ближе 1 метра будет нерезким.

                  Оценка статьи: 5

                  • Аркадий Голод,понятно, спасибо! Сейчас читаю Ваш сайт про макроклуб. Интересные фотографии там очень. А у Вас есть еще
                    другие сайты по фотографированию не про макросъемку?

                    • Юлия Лихачева, у меня нет своих сайтов. Я всего только фотолюбитель. Есть странички на некоторых популярных фотосборищах. Вот тут моих картинок больше всего:
                      http://www.photoforum.ru/4498/
                      Просмотрите весь сайт. Там очень дружелюбный форум и масса полезного в новостях, статьях и прочем.
                      И вот еще пара списков:
                      http://pavel-kosenko.livejournal.com/26979.html
                      http://foto.ograf.ru/2008/05/07/224

                      Извлекать из этого пользу - это уж Ваша забота, но удовольствие - гарантирую.

                      Оценка статьи: 5

  • Юлия Лихачева, ну просто отличное начало литературной деятельности. Отвлекусь от темы: я когда была маленькой (лет 6-7), взяли меня тайком на пограничную вышку и дали посмотреть в сверхмощный (наверное по тем временам) бинокль. Корабль (японский) - дело было в Находке невооруженным взглядом казался маленькой игрушкой, а глядя в бинокль даже видно было, как япошки там бегали. Сфотографировать бы муравьиную кучу и посмотреть, чем занимаются трудоголики. А вообще здорово написано и иллюстрировано.

    Оценка статьи: 5

  • Юлия Лихачева, прелестная статья. Спасибо!

    Оценка статьи: 5