• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Вера, Надежда, Любовь и мать их София: каковы история и традиции почитания?

«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше», — написал апостол Павел в своем Первом послании к коринфянам (13:13). Заключенные в этих понятиях добродетели олицетворены в женских именах, издревле почитаемых народами разных стран.

Европейская история

Согласно житийному описанию, св. мученицы Вера, Надежда и Любовь пострадали за веру в Риме в начале II века н. э., во времена правления императора Адриана и по его личному повелению. Тогда юные христианки — 12-летняя Фидес, 10-летняя Спес и 9-летняя Каритас — вместе с матерью были арестованы по доносу наместника Антиоха, на глазах родительницы подверглись жестоким пыткам, а затем были казнены. Безутешная Sòfia, совершив погребение дочерей, три дня провела на их могилах, оплакивая, и скончалась там же. Вблизи родных могил и была похоронена.

Первые версии жития этих святых мучениц, составленные на латинском, греческом, болгарском, грузинском и армянском языках, появились в VII—VIII вв. На Руси было принято греческое дометафрастово житие, но при переводе имена дочерей Софии в греческом звучании — Пистис, Елпис и Агапи — были преобразованы на славянский манер: Вера, Надежда и Любовь.

Именно на это время приходятся сообщения о том, что мощи св. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии по распоряжению папы Римского Павла I (757- 767) с кладбища были перенесены в только что выстроенную церковь на Марсовом поле, а часть их передана в дар монастырю св. Иулии.

Согласно датированному 15 марта 778 г. «Завещанию Ремигия», страсбургского епископа, владыка получил мощи мучениц от папы римского, которого, по странному совпадению, тоже звали Адрианом, на своих плечах перенес в бенедиктинское аббатство на острове Эшо, что под Страсбургом, и 10 мая 777 г. возложил собственноручно в монастырской церкви, посвященной св. Трофиму. Святая София была объявлена покровительницей монастыря, который с тех пор стал носить ее имя.

Церковь Святого Трофима на острове Эшо
Церковь Святого Трофима на острове Эшо
Фото: ru.wikipedia.org

Весть об этом событии быстро разлетелась по городам и весям, и к мощам потянулись, одна за другой, вереницы паломников. Число их росло столь стремительно, что в 1143 г. пришлось устроить для них поблизости, на «римском пути», постоялый двор. Потоки верующих, страждущих поклониться реликвиям, текли к стенам аббатства, не иссякая, многие века, до тех пор, пока вихрь Великой французской революции (1789 — 1794) не смел власть абсолютной монархии.

В пришедшей ей на смену молодой буржуазной республике бурлила страсть новизны, присущая любой юности. В неуемности своей она крушила все, что было связано с ценностями закатившейся, но не менее великой эпохи.

Как пишет французский исследователь Жозеф Гросс, в 1792 г. монастырские здания были проданы с аукциона за 10100 ливров, а в обители устроен… трактир. Что тут скажешь? О тemporа, о mores! А мощи безвозвратно исчезли.

Интерьер церкви Святого Трофима на острове Эшо
Интерьер церкви Святого Трофима на острове Эшо
Фото: ru.wikipedia.org

Прошло еще чуть более столетия, и в 1898 г. остатки монастырской церкви святого Трофима были причислены к историческим памятникам Франции. Тогда и началось ее постепенное восстановление. А в апреле 1938 г. епископ Шарль Руш привез сюда из Рима две ранее не переданные частицы мощей святой Софии. Одна из них была помещена в саркофаге из песчаника, другая приобщена к святыням, хранящимся в специальной раке в церковном реликварии.

Старорусские традиции

В дохристианскую пору на 30 сентября (17-е число по ст. стилю) приходились поминки по лету и новосельцы осени. Народ примечал, тронутся ли в путь журавли (если да, то на Покров жди мороза, а если нет, то зима припозднится). Провожая журавушек, вслед им кричали: «Колесом дорога»! — Слова заключали в себе не только пожелание доброго пути, но и призыв вернуться.

Новгородская икона, XVI век
Новгородская икона, XVI век
Фото: ru.wikipedia.org

С течением времени эти обычаи сплелись с христианской традицией почитания Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, причем довольно своеобразно. День получил название «всехсветного бабьего праздника» («вселенских бабьих именин»). По обычаю, в память о страданиях Софии, на глазах которой терзали и убивали родных дочерей, полагалось утро начинать громким плачем о судьбе своей и своих близких.

Рыдать полагалось всем женщинам, даже тем, которые «жили — не тужили» и могли назвать себя счастливицами (а все потому, что считалось у наших предков: «бабья судьба не бывает одна»). Это была так называемая «бабья выть». По ряду свидетельств, мужчины в некоторых местностях старались под удобным предлогом уйти на это время из дома (например, на рыбалку или по грибы), но недалеко, так, чтобы вернуться сразу, как только голошение закончится, и отведать праздничных пирогов.

Ловко придумано! А уж именинницы — Веры, Надежды, Любови и Софьи — праздновали три дня кряду, чтобы достойно прославить материнскую мудрость и женские добродетели.

Икона работы Карпа Золотарёва, 1685 г.
Икона работы Карпа Золотарёва, 1685 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Кроме застолий, на памятный день устраивались «деревенские святцы». Молодежь собиралась на «вечерины», лелея надежду «себя показать да высмотреть, кто падет на ум, на душу». А те девицы-красавицы, в сердцах которых уже горел огонь любви, причитали, чтобы ответному чувству суженого «не было конца веку», чтобы любовь «в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила». И берегли в себе веру, что все так и сбудется.

Замужние женщины, дабы обеспечить спокойную атмосферу в доме, покупали в церкви три свечи, из которых две ставили там же, в храме, перед ликом Христа, а одну приберегали для дома. В полночь ее надо было установить в середине хлебного каравая, специально для этого выставленного на стол, зажечь и произнести целых 40 раз подряд заветные слова о том, чтобы всякое зло исчезало, а покой в семье прибывал. Поутру же накормить тем хлебом домочадцев (только их и никого из посторонних, даже гостей) и ни в коем случае не выбрасывать ни крошки.

Что ж, пожелаю всем мира и спокойствия в семьях, любви и мудрости в отношениях, веры и надежды в сердцах!

Статья опубликована в выпуске 4.10.2016
Обновлено 28.07.2022

Комментарии (34):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вера, Надежда, Любовь и мать их София - очень сильная идея. И традиции хорошие. Ой, надо же, наверное, позвонить, поздравить именинниц со «всехсветным бабьим праздником»?

    Оценка статьи: 5

  • "Три женщины, три верные подруги
    по именам Любовь, Надежда, Вера
    ведут по жизни нас, в свои взяв руки,
    без них жизнь примитивно черно-бела!

    Без них живется буднично и серо –
    без запаха, без вкуса и без цвета;
    без них не жизнь, а попросту химера –
    существованье на задворках где-то!

    Сегодня – праздник радости и света,
    сегодня – всех тех женщин именины,
    чьи имена с рождения согреты
    страдалицами этими святыми!

    Пусть женщинами будете простыми,
    пусть вас минуют беды все и муки,
    для всех мужчин, вы все равно святыни –
    любимые и верные подруги!

    Успеха всем, чьи имена такие:
    Любовь, Надежда, Вера и София!"

    В.Евсеев

    Оценка статьи: 5

  • Сергей В. Воробьев Сергей В. Воробьев Комментатор 30 сентября 2011 в 09:50 отредактирован 30 сентября 2011 в 11:23 Сообщить модератору

    Печальная осенняя история

    зы
    заголовок вот слегка неуклюжий получился

    Оценка статьи: 5

  • Валентина Пономарева, очень душевная статья. А я и забыла, что именины сегодня

    Оценка статьи: 5

  • Злата Шульц Профессионал 30 сентября 2011 в 12:08 отредактирован 30 сентября 2011 в 12:10 Сообщить модератору

    Валентина Пономарева, спасибо

    А ты шла по дороге заснеженной,
    Шла с Любовью, шла с Верой, с Надеждою.
    (Огонек любви, А. Бандера)

    Оценка статьи: 5

  • Валентина Пономарева,
    Спасибо огромное за статью.. пойду поздравлять свою Софью! (хоть напомнили!).

    Оценка статьи: 5

  • Валентина Пономарева, жесть! Только сейчас задумалась об истории праздника. Кровь застыла в жилах, расхотелось поздравлять народ. Просто жуткая история, по которой можно слешер снять.

  • Валентина Пономарева, спасибо за статью. А за стиль особо +5!

    Оценка статьи: 5

  • Валентина Пономарева, Спасибо, что напомнили об этом дне особо забывчивым...)) а то обидно - Татьянин день все помнят, а Веру, Надежду, Любовь забывают...((
    Кстати...купил своей имениннице в подарок книжку Бориса Шергина "Волшебное кольцо" (помните мульт "Смех и горе у Бела моря"?)
    Оченно рекомендую почитать этого автора - смешно и безумно талантливо...)))

  • Мария Семенихина Читатель 2 октября 2011 в 21:41 отредактирован 3 октября 2011 в 18:17 Сообщить модератору

    Мдас. Идеальная мамочка - та, которая чуть не веником и пинками загнала деток в римское гестапо, подначивала палачей мучить их посильнее, а потом лицемерно ревела на их могилках. Поневоле атеисткой станешь после чтения таких житий. Хуже только Св. Наталья, которая ассистировала при пытке собственного мужа.

    • Мария Семенихина, такое было отношение к смерти. Считалось, что венец мученичества, да еще в юном, нежном возрасте, когда ребенок не успел сильно нагрешить - это спасительное окончание жизни. Даже лучше, чем долгая, праведная жизнь.
      Это не лицемерие, это совсем другое.
      Но... Страшно.
      Реально не понимаю, почему праздник, скорее, День памяти и скорби. Сколько еще таких замученных детей...

      • Мария Семенихина Читатель 3 октября 2011 в 18:02 отредактирован 3 октября 2011 в 18:19 Сообщить модератору

        Леся Перышко, я примерно представляю себе менталитет первых христиан... он действительно был НЕ ТАКОЙ, как у нас, и система ценностей у них была ДРУГАЯ. Просто не понимаю, какой урок из этого может извлечь современное человечество? Что способствовать смерти собственных детей - хорошо? Да, это такое вот проявление любви, но... не надо мне такой любви и такого милосердия.

        • Мария Семенихина, урок, наверно, в том, что дети не должны погибать из-за заморочек взрослых. Хотя ортодоксально настроенные люди, конечно, закидают меня тапочками за такое мнение. Я тоже когда-то думала, что жития святых дают нам пример, как надо поступать в тех или иных ситуациях. Но сейчас совсем другое время. По инету ползут слухи, что у верующих родителей могут забрать детей, за то, что они постятся всей семьей, не то, что там страдания во имя веры...
          Сейчас такое от детей только сектанты могут потребовать.

          • Леся Перышко, ну детей забирать из-за поста - это перебор (и вроде как совсем маленьким разрешают не поститься... таких перегибов, как некормление младенцев грудью в пост, что было в русской деревне еще лет сто-сто двадцать назад в порядке вещей, сейчас уже не встречается). А вот использование детей втемную во взрослых играх - это гадость.

    • Нехило задвинуто.

      зы
      заметим в скобках, что времена были несколько иные, и женщины в те иные времена были не столь волевыми целесообразноустремленными и раскованными в делах и мнениях.

      ТЬФУ. После этого поневоле атеисткой станешь

      Если атеист = плеваться на могилах, быстренько меня оттуда вычеркните и запишите в какую-нибудь конфессию, в любую.

      Мне гадостно числить себя в одном сообществе с такими людьми.

      Оценка статьи: 5

      • Сергей В. Воробьев, а мне мерзко читать о женщине, которая отдала своих детей на смерть, засорив им предварительно мозги насчет того, как здорово умереть в муках, а потом еще и плакала ОТ РАДОСТИ на их могиле. То, что выделено крупным шрифтом - цитата из самого жития.

        • а мне мерзко читать о женщине, которая отдала своих детей на смерть, засорив им предварительно мозги насчет того, как здорово умереть в муках, а потом еще и плакала ОТ РАДОСТИ на их могиле.

          Мне их просто жаль. Всех 4-рых, а заодно и сонм мучителей ибо неразумны.

          цитата из самого жития

          Пофиг. Просто продолжайте
          корчиться от омерзения и плевков
          в адрес несчастных женщин, видящих
          в смерти всего лишь избавление от жизни.

          зы
          похоже, Вам хочется меня в чем-то убедить. А смысл?

          ---
          ту МВ, точнее для Натальи
          не удержусь - кнопка
          правильная. ОПУБЛИКОВАТЬ.

          И теперь - ВСЁ.
          )))

          Оценка статьи: 5

          • Мария Семенихина Читатель 3 октября 2011 в 23:03 отредактирован 3 октября 2011 в 23:08 Сообщить модератору

            Сергей В. Воробьев, по-моему, корчитесь от ярости и злобы здесь как раз Вы. Проще всего попытаться выставить оппонента моральным уродом, чем вести взвешенную дискуссию. К тому же три из этих "несчастных женщин" (а кстати, почему Вы называете их НЕСЧАСТНЫМИ? по-Вашему, они очень даже счастливые, что умерли) - девочки младшего и среднего школьного возраста, и это не они сами сделали такой выбор, а их ЗАСТАВИЛИ сделать этот выбор.

            • Мария Семенихина, не надо так близко к сердцу принимать истории из Четьих-Миней. Конечно, "Времена были мерзопакостные..."
              С точки зрения безрелигиозного и не знающего истории цивилизаций человека жития - вообще смешной набор противоречивых, взаимоисключающих сведений, навязывание жестокого, даже человеконенавистнического выбора.
              Грамотный человек знает: жития - ценный источник по истории культуры. Жития святых - особый литературный жанр. А времена, которые они описывают, с нашей действительностью, с нашей системой ценностей очень разнятся - во всех смыслах. И время не так текло в те древние времена, и цель жизни ранние христиане иначе понимали, чем нынешние.

              • Мария Семенихина Читатель 4 октября 2011 в 22:41 отредактирован 4 октября 2011 в 22:42 Сообщить модератору

                Люба Мельник, жития - "особый жанр" и "памятник истории культуры" (а также "исторический источник") как раз в большей степени для просвещенных атеистов.
                Как раз палеослависту или филологу-классику тут все более-менее ясно: примерно можно реконструировать, что произошло на самом деле - не в меру усердные римские энкаведешники в погоне за показателями и раскрываемостью государственных преступлений порой хватали и казнили без разбора даже детей, и семья Софии (бедная вдова, да еще, видимо, и не совсем местная) попала под такую вот раздачу... и все, что оставалось несчастной матери - в последние часы ободрять детей в тюрьме и говорить им, что на том свете будет лучше, надо только немного потерпеть... а уж казнить девочек школьного возраста со вкусом умели еще при Тиберии, причем даже не за христианство, а просто так... к тому же всплыл еще отголосок весьма архаичных обрядов в честь Артемиды (сопровождавшихся, кстати, ритуальной поркой испытуемых подростков, и порой до смерти)...ораторски грамотно выстроенные монологи в устах 9-летней девочки - тоже дань жанру... Но это именно атеист будет так хладнокровно в этом всем ковыряться и разбирать, а верующий может и принять как руководство к действию.