Андрей Кашкаров Грандмастер

Сложно ли стать актером массовых сцен?

В наш век информации, коммуникации и цейтнота свободного времени, связанного с возможностями пополнять семейный бюджет из разных, подчас оригинальных источников, совсем не трудно самостоятельно освоить еще одну профессию — актера массовых сцен (так и пишут в резюме).

BLANKartist, Shutterstock.com

В кино- и телеиндустрии ее называют «массовка» или реже — что не совсем верно — работа «второго плана». К съемке обычно никто не готовится, зато есть несколько заслуживающих внимание нюансов и даже мифов, которые рассмотрим далее.

Миф первый: нужно иметь примечательную внешность, одеваться ярко и вести себя вызывающе, чтобы заметили

В реальности совсем даже наоборот: отправляясь на съемку, не одевайте клетчатого, белого и в мелкую полоску, так как это «стробит» на камере и нервирует режиссеров. В большинстве случаев вас все равно переоденут в студийный реквизит. Главная ценность актера массовых сцен — не одежда, не комплекция и не голос. Главное — не примечательная внешность, а массовость — много людей разных и внешне неповторимых. Ценятся личности не обязательно красивые, с правильными чертами лица, а нестандартные, с особенно выдающимися данными.

Миф второй: актеры массовки, участвующие в одной из сцен, получают приглашения на различные съемки постоянно

Это не совсем так, эпизодические роли в одном и том же фильме, особенно если это продолжающийся сериал, предполагают наличие совершенно разных (неузнаваемых) типажей. Откровенные «ляпы» российского кинематографа, увиденные мною недавно, как-то — значок юридического института МВД на кителе сержанта или камеры со снятыми аккумуляторами (и выключенными красными индикаторами) в руках активно имитирующих деятельность фотокорреспондентов — это, к сожалению, «запах времени», и его качеству режиссеры не придают серьезного значения, видимо, предполагая, что и так сойдет.

Лицо же никуда не спрячешь, даже если это лицо актера массовки. Поскольку его нетрудно узнать в разных сюжетах даже «спрятанным» за парики и костюмы, халтурным «шедевром» никого не обманешь, особенно в сообществе профессиональных кинематографистов. Поэтому довольно часто режиссеры отказывают в работе массовщику, уже раз снятому в их фильме.

Миф третий: чтобы попасть в кино, надо ехать на киностудию и оставлять там анкету

Есть несколько способов попасть в кино: первый — через актерские агентства (существуют при каждой киностудии), это посредники, зарабатывающие на своих услугах (по Санкт-Петербургу «абонемент» на полгода стоит до 3000 рублей). Второй способ — самому выйти на контакт с бригадиром. Это можно сделать прямо из дома, используя глобальную сеть Интернет. Наберите в «поиске» слова «массовка», «работа в кино» или «бригадир массовка» (или аналогичные — по теме) и вы получите набор объявлений о кратковременном найме персонала, таких как «зритель на передачу», «промо акции — оплачиваем» и подобных им.

Самостоятельно найти бригадира и даже специальные группы не трудно в социальных сетях; в моем опыте это заняло несколько минут: вылезли «Планета кино», «Незаменимые звезды ТВ» и другие. Там же можно прочитать актуальные объявления о наборе актеров массовки даже с указанием подробностей в части сюжета и оплаты. Если вам все подходит — списываетесь с бригадиром и получаете работу на один день; шанс хороший, поскольку бригадиры всегда рады новым лицам (смотри миф второй). Хороший бригадир массовки имеет широкие знакомства среди режиссеров и платит нанятым непрофессиональным актерам чуть выше, чем его коллеги. Они занимаются обеспечением и отбором массовки, большинство из бригадиров сами в недалеком прошлом бывшие или неудачливые профессиональные актеры, изучившие профессию на практике.

Миф четвертый: на массовке можно заработать

Оплата добровольным актерам — от 200 до 500 рублей за съемочный день (он длится 5−12 часов). Ночные съемки оплачиваются по двойному тарифу и пользуются повышенным спросом. Лучше всего оплачиваются съемки в рекламе; попасть туда сложнее всего, но и заработать на этом поприще, если повезет, можно 12−15 тысяч рублей. Кандидатов для рекламы выбирают из сотен конкурентов. За умение стрелять, танцевать, ездить верхом, фехтовать, музицировать доплачивают.

Массовку на съемочной площадке обеспечивают едой, обычно 1 раз за день (ночь). На практике это происходит по-разному: можно получить миску борща не только без мяса, но даже без его запаха. А можно получить на выбор три разных супа, да еще с предложением добавки.

Простой без всякого дела для массовки не редкость: можно приехать к семи утра, а попасть в кадр только во второй половине дня; поэтому, отправляясь на столь творческую работу, возьмите с собой термос, бутерброды, книжку и одежду по погоде — лучше всего потеплее, ибо в процессе ожидания можно почувствовать дискомфорт.

Маленькая роль, где вы в кадре крупным планом, произносите несколько фраз — это уже большая удача для актера массовых сцен, значит, режиссеру понравился ваш типаж для конкретного сюжета. Причем совсем не обязательно быть красавцем или даже фото-киногеничным: мне приходилось сниматься немцем, милиционером, охранником, бандитом; с моим лицом я имел успех. В этом случае у меня гонорар поднимался до 1500−2000 рублей за съемочный день.

Миф пятый: массовка — для тех, кому нечем заняться

Развенчаем и его. На съемочной площадке встречаются люди совершенно разные, с мотивацией, которая достойна более глубокого (чем отдельная статья) изучения — от прокуроров до домохозяек. Студенты творческих вузов набираются опыта рядом с известными режиссерами, близость к творческому истеблишменту, к искусству привлекает натуры экзальтированные, богатые мечтами пробиться в «настоящие актеры первого плана» и получить главную роль. Иных завораживает обстановка, действо, «свет рампы», и они готовы участвовать в мероприятиях «за идею».

Но, безусловно, все эти люди идут в массовку добровольно, они, так или иначе, располагают свободным временем. Если вы не выйдете с согласованное с бригадиром время, то о вас могут надолго забыть, совершенно не напрягаясь, заменив другим. Поэтому бывалые массовщики стараются не выпадать из обоймы и годами заняты почти ежедневно; им помогает знание расписания съемок, информация о новых проектах, связь с несколькими разными бригадирами и хорошо подобранное портфолио. Портфолио и анкеты регистрируют в актерских базах различных киностудий и актерских агентств.

Как и любой труд, этот нелегок и сегодня очень востребован; кому-то надо играть и роли второго плана. Запись на массовку к известным режиссерам идет за несколько месяцев. Для ориентированных на совершенство и здесь найдется, к чему стремиться, ведь из актеров массовки выросли многие знаменитости кинематографа. Таким образом, в крупных городах-мегаполисах, где работают киностудии, участие в массовке совсем не бесперспективный способ глубже познать мир, показать себя и других посмотреть.

Обновлено 10.10.2011
Статья размещена на сайте 3.10.2011

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: