Галя Константинова Грандмастер

Музыка XIX века: какой она была? Бетховен, штрихи к портрету

Людвиг Ван Бетховен — величайшее явление в мировой культуре. Человечество любит и ценит его музыку: не случайно нынешний Гимн Европы (Евросоюза) — это музыка Бетховена. Человечество осознает драматизм, трагедию и борьбу его жизни — глухоту (а речь идет о музыканте). Образ гениального композитора наполняется своими мифами, что, впрочем, естественно. Незаурядная личность предполагает различные «интерпретации».

«Дома Бетховена», Вена Route66 Shutterstock.com

Образ Бетховена

Последуем примеру Бетховена и возродим у людей веру в жизнь и в самого человека.
(Ромен Роллан. Жизнь Бетховена).

Если кто-то хочет почитать не академическую, а художественную биографию Бетховена, то он может обратиться к творчеству Ромена (Ромэна) Роллана (Нобелевский лауреат по литературе). Ромен Роллан — не только знаменитый писатель, но и ученый-музыковед. Его перу принадлежат многие книги о музыке, и несколько посвящены Бетховену («Жизнь Бетховена»). А прообразом главного героя многотомного романа-эпопеи «Жан-Кристоф» стал также Бетховен. Именно за этот роман Ролан получил Нобелевскую премию по литературе.

Автором еще одной художественно-биографической книги является чешский писатель Антонин Згорж. («Один против судьбы»). И даже без мистического триллера о Бетховене не обошлось! (Лесли Кентон. «Сердце Людвига»). Похоже, что автор сего триллера тот же самый, кто специализируется на многочисленных книгах о том, «как избавиться от стресса, целлюлита и всего прочего за 10 дней», теперь перешел от диетологии к мистике. Если это один и тот же автор, судя по имени-фамилии, то в данном случае произошла довольно необычная «переквалификация».

Что касается кинофильмов — то среди них встречаются и вполне «биографические», и «фантазийные». Только в последние годы снято немало фильмов о Бетховене. Только это не тот, который называется «Бетховен» и всем знаком «по собаке». Это в целом хорошие фильмы, которые отнюдь не претендуют на биографическую точность. Можно посмотреть «Бессмертную возлюбленную» (англо-американский фильм 1994 года, режиссер Бернард Роуз, в главной роли Гэри Олдмен). Можно посмотреть «Переписывая Бетховена» (Германия-США-Венгрия, 2006 год, режиссер Агнешка Холланд, в главной роли Эд Харрис). Довольно интересен фильм «Eroica» (Англия, 2003 год, режиссер Саймон Селан Джонс, в главной роли Ян Харт). Возможно, не стоит смотреть англо-итальянскую картину «Lezione 21» (режиссер Алессандро Барико, 2008 год). Режиссер здесь — знаменитый писатель, но фильм получился очень и очень спорный.

Наконец, парадоксальным образом Бетховен представлен и в мультипликации — это образовательные фильмы для детей («Исторические личности» в США, «Сказки старого пианино» — Россия).

Штрихи к портрету

Людвиг Ван Бетховен родился в Бонне, дата крещения 17 декабря 1770 года. Семья была небогатой, по происхождению — фламандцы, по роду деятельности — музыканты. Отец горел желанием сделать из сына «второго Моцарта», но карьеры концертирующего виртуоза-вундеркинда не получилось, зато была постоянная «муштра» за инструментом.

Уже в детстве Людвиг начинает подрабатывать (школу пришлось бросить), а в 17 лет принимает на себя ответственность за семью: работает на постоянном окладе и дает частные уроки. Отец пристрастился к спиртному, мать рано умерла, в семье оставались младшие братья.

Тем не менее Бетховен находит время и посещает вольнослушателем Боннский университет. Там он бывает на лекциях Евлоrия Шнейдера — будущего якобинца и комиссара конвента. Вся молодежь была тогда охвачена революционным порывом, доносящимся из Франции. Идеалы «свободы, равенства, братства» навсегда остались идеалами Бетховена — а это предполагало и большие разочарования в жизни.

Удается ему вырваться в Вену — там он выступает перед Моцартом, который дает молодому музыканту высокую оценку. Скоро он переезжает в Вену совсем, впоследствии помогает перебраться туда и младшим братьям. С этим городом будет связана вся жизнь Бетховена. В Вене он берет уроки по специальным предметам, среди его учителей — Гайдн и Сальери (Сальери посвящены три скрипичные сонаты Бетховена). Он выступает в салонах венской аристократии, а потом и в собственных концертах, перед широкой аудиторией. Пальцы его на клавиатуре окрестили «демоническими».

«Я хочу вцепиться судьбе в глотку, совсем пригнуть меня к земле ей, безусловно, не удастся». (Бетховен. Письма)

Уже в молодые годы Бетховен понял, что глохнет («Вот уже два года, как я тщательно избегаю всякого общества, потому что не могу же я сказать людям: „Я глухой!“ Это было бы еще возможно, будь у меня какая-нибудь другая профессия, но при моем ремесле ничто не может быть ужаснее». Бетховен. Письма). Периодические вмешательства врачей излечения не приносили, глухота прогрессировала. К концу жизни он уже не слышал ничего.

Но оставался внутренний слух — правда, услышать «воочию» услышанное внутри было уже невозможно. А общение с людьми было крайне затруднено, с друзьями практиковались записи в «разговорных» тетрадях. Некоторое отторжение от «мира людей» и объяснимая нелюдимость могли произойти — но не от мира музыки… Всеслышащий глухой — так его иногда называли. И он слышал главное: не только музыку, а и идеи, чувства. Он слышал и понимал людей. «Эту любовь, страданье, упорство воли, эти чередования уныния и гордости, внутренние драмы — все это мы находим в великих творениях Бетховена»… (Роллан). Как определить знаменитую 2-ю часть 7-й симфонии? Я лишена слов, чтобы описать эту музыку. Вероятно, не я одна, судя по тому, как много она цитируется. Только одних фильмов можно насчитать пару десятков — и это все хорошие фильмы (например, «Парад планет»).

Известны сердечные привязанности Бетховена. Но он так и остался одиноким. Кто была его «бессмертная возлюбленная», письмо к которой было найдено после смерти композитора, достоверно неизвестно. Один из неожиданных вариантов ответа дает фильм, упомянутый выше, но эта картина принадлежит к разряду «фантазийных».

К 1814 году к Бетховену приходит всемирная слава. Начинается Венский конгресс — после победы над Наполеоном и вступлением войск России, Австрии и Пруссии в Париж — и начинается знаменитый мирный Венский конгресс с оперы Бетховена «Фиделио». Бетховен — европейская знаменитость. Бетховен зван в императорский дворец на празднество в честь именин российской императрицы, которой дарит подарок: написанный им Полонез. Но Бетховен не был бы Бетховеном, если бы ухватился за благосклонность властей и подался в придворные музыканты. Слишком он был независим и горд.

Он был настолько независимым, что умудрился однажды «поставить на вид» самому Гёте, перед творчеством которого преклонялся. При их единственной встрече случился казус: они тут же столкнулись с семьей императора. Гёте почтительно склоняется перед императором Францем, а Бетховен с независимым видом расталкивает свиту и проходит мимо. «Я думал встретить царя поэтов, а встретил поэта царей», — сказал Бетховен о Гёте. А Гёте также остался недовольным Бетховеном. Что поделать: два гения, один — тайный советник и министр фон Гёте, второй — свободный художник, в грош не ставивший титулы. Правдивость этой истории иногда оспаривается, но факт остается фактом: в высказываниях друг о друге у Бетховена и Гёте сквозит недовольство…

Бетховен много сочиняет. И когда начинаешь перечислять самые популярные (в буквальном смысле слова) произведения Бетховена, начинаешь понимать, как их много. О самых известных произведениях и о последних годах жизни можно прочитать в следующий раз.

Обновлено 25.04.2018
Статья размещена на сайте 19.10.2011

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • !

    Оценка статьи: 5

  • Н.Заболоцкий "Бетховен"


    В тот самый день, когда твои созвучья
    Преодолели сложный мир труда,
    Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
    Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.

    И яростным охвачен вдохновеньем,
    В оркестрах гроз и трепете громов,
    Поднялся ты по облачным ступеням
    И прикоснулся к музыке миров.

    Дубравой труб и озером мелодий
    Ты превозмог нестройный ураган,
    И крикнул ты в лицо самой природе,
    Свой львиный лик просунув сквозь орган.

    И пред лицом пространства мирового
    Такую мысль вложил ты в этот крик,
    Что слово с воплем вырвалось из слова
    И стало музыкой, венчая львиный лик.

    В рогах быка опять запела лира,
    Пастушьей флейтой стала кость орла,
    И понял ты живую прелесть мира
    И отделил добро его от зла.

    И сквозь покой пространства мирового
    До самых звезд прошел девятый вал...
    Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
    Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

    • Маша, спасибо. Не перестаю удивляться, насколько поэты и писатели чувствуют и знают музыку. Всегда «в яблочко», всегда – самая суть. Как не каждому профессионалу дано.


      Вот еще. Почти «чистая» бетховенская лирика.


  • сцена из фильма «Бессмертная возлюбленная»

  • Патетическая соната, 1 часть



    Патетическая соната 3 часть

  • 2-ая часть 7-ой симфонии



    А вот 2-ая часть 7-ой симфонии в фильме «Парад планет»