Марк Блау Грандмастер

Что такое бустрофедон?

Знаменитый путешественник Лемюэль Гулливер, как известно, побывал во многих дальних и удивительных странах. Но более всего известно его первое путешествие, в страну лилипутов. Подобно большинству путешественников, Гулливер вел дневник, в котором тщательно описывал обычаи страны. В том числе и лилипутскую манеру писать.

Panos Karapanagiotis, Shutterstock.com

«Лилипуты пишут не так, как европейцы — слева направо, не так, как арабы — справа налево, не так, как китайцы — сверху вниз», — отмечает он.

«Но как же?» — недоумевает читатель. Ведь предусмотрены, кажется, все возможности. А вот и нет! Оказывается, лилипуты пишут «как английские дамы — наискось страницы, от одного ее угла к другому».

По-видимому, Гулливер, а вернее, придумавший этого славного моряка ехидный Джонатан Свифт, считал, что ничего более оригинального, чем такой не совсем серьезный, а вернее, совсем несерьезный способ письма в данной ситуации придумать нельзя. И тут он, как говорил один классик, в корне ошибался. Был такой способ, но Дж. Свифт о его существовании не знал. Способ этот назывался «бустрофедон» и использовался для письма не какими-то малоизвестными племенами, а очень даже известными древними греками.

Древние греки приблизительно в седьмом веке до христианской эры восприняли у своих соседей по Средиземному морю, финикийцев, алфавитное письмо. Великое значение великого изобретения — алфавита, проявилось уже в самом этом заимствовании. Ведь финикийский и греческий языки принадлежат к разным языковым семьям. Грубо говоря, они устроены по-разному. Финикийцы, говорившие на семитском языке, спокойно обходились на письме без гласных букв. В индоевропейском греческом языке гласные были существенны.

Ну и что же? Для алфавитного письма это не стало помехой. Греки дополнили заимствованный алфавит несколькими знаками для гласных звуков и стали его успешно использовать. Настолько успешно, что все европейские народы в конце концов обзавелись собственной письменностью на основе греческого алфавита.

Что касается направления письма, то оно определяется двумя факторами. Во-первых, тем, что у людей правая рука обычно развита лучше левой, а во-вторых, тем материалом, на который наносились символы. Если вырезаешь надпись на камне, то держишь резец в левой руке, а молоток — в правой. При этом лучше двигать строчку справа налево, чтобы видеть написанное (вернее, выбитое) раньше. А вот если пишешь палочкой по мягкой глине и держишь свой стилос в правой руке, то лучше писать слева направо. В этом случае не сотрешь то, что было написано раньше. Поэтому в Древнем Междуречье, где писали на глине, прижилось направление письма слева направо, а в Древнем Египте — справа налево. Надписи же на обелиски древние египтяне наносили столбцами, сверху вниз, а уж столбцы размещали справа налево.

Но в Древнем Египте писали также и чернилами на папирусе. В этом случае, если пишешь правой рукой, лучше перемещаться по строке слева направо. Древнеегипетские писцы так и делали. При этом знаки, изображавшие людей, животных, птиц или растения, всегда рисовали повернутыми к началу строки. Например, надпись на иллюстрации к этой статье следует читать справа налево. Ведь картинки, изображающие, например, человека, повернуты лицом направо, к началу строки. Поэтому нетрудно сделать вывод, что данная надпись, скорее всего, была высечена на камне. Совершенно правильно! Это — копия надписи на древнеегипетской стелле. Фотография оригинала — сверху.

Древние греки, освоив алфавитное письмо, оказались приблизительно в той же ситуации. Надписи можно было высекать на стенах, что удобнее делать справа налево. Надписи можно было делать на посуде. А здесь удобнее было писать слева направо. Наконец, греческим писцам был известен и египетский папирус, а позже — более долговечный пергамент, недубленая кожа животных. Одним словом, пиши как захочешь, хоть слева направо, хоть в обратном направлении.

Древние греки первоначально так и писали. Например, первую строку вели справа налево, а вторую начинали под первой, но писали ее уже слева направо. В самом деле, человек — не каретка принтера. Что ему даром бегать вдоль стены! О великая сила людской лени!

Такой способ письма древние греки и назвали бустрофедоном, соединив в этом названии два слова, βοῦς - бык и στρέφω - поворачиваю. Ведь движение руки писца при таком письме напоминает движение пахаря по полю за плугом, в который впряжен бык. Чтобы определить, в каком направлении следует читать, при перемене направления письма буквы писали зеркально. Ну что же, за лень надо платить! Не хочешь бегать попусту вдоль стены — выучи двойной набор букв. Правда, здесь удавалось добиться некоторого выигрыша. Из 24 букв древнегреческого алфавита 16 симметричны. Вот:

Α·Β·Γ·Δ·Ε·Ζ·Η·Θ·Ι·Κ·Λ·Μ·Ν·Ξ·Ο·Π·Ρ·Σ·Τ·Υ·Φ·Χ·Ψ·Ω

Так что направление строки показывали только 8 букв, двойное написание которых выучить казалось не так уж тяжело.

Создание алфавита позволило освоить чтение и письмо не только узкой касте посвященных, как это было в Древнем Египте или в Китае, а более широкому кругу людей. Поскольку занимались эти люди торговлей, ремеслом и военным делом, выбивать надписи на стенах им приходилось нечасто. Таким образом, древние греки довольно скоро отказались от бустрофедона в пользу рукописного письма в привычном нам направлении слева направо.

Обновлено 20.10.2011
Статья размещена на сайте 20.10.2011

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: