Кстати, музыка Бетховена тоже улетела в космос вместе с Золотой пластинкой Вояджера.
Окинем взглядом наследие Бетховена — музыку, которую нужно хотя бы раз в жизни послушать (так же, как нужно прочитать хотя бы несколько толстых книг).
Духовные сочинения. Их у Бетховена не так много. Торжественная месса — она, кстати, по инициативе князя Голицына впервые исполнена в Санкт-Петербурге. Австрийская цензура запретила исполнять Мессу в публичных местах, поэтому то исполнение в Петербурге было единственным прижизненным полным исполнением.
Сонаты — как минимум треть хорошо известна даже людям, которые считают себя «не любителями».
Патетическая соната (8). Властное, гордое, трагическое начало — и вздымающие валы музыки. Целая поэма из трех частей, каждая из которых прекрасна. Радость, страдание, бунтарство и борьба — типичный бетховенский круг образов, выраженный здесь и неистово, и с большим благородством. Это великая музыка, как, впрочем, любая соната или симфония Бетховена.
«Quasi una fantasia», так называемая «Лунная соната» (14). Обычно слушатели ограничиваются первой частью, не подозревая, какой там финал — «вставший на дыбы водопад», по образному выражению одного из исследователей. А есть еще Аппассионата (23), «Буря» (17) и другие…
Кроме 32 сонат для фортепиано, есть еще сонаты для скрипки. Одна точно многим знакома хотя бы по названию — «Крейцерова соната». Кто-нибудь может вспомнить повесть
А есть еще знаменитые струнные квартеты Бетховена. Из них особой популярностью пользуются «Русские квартеты». В них действительно слышны русские мелодии («Ах, талан, мой талан», «Слава» — с этими песнями Бетховен специально знакомился по сборнику Львова). Это не случайно: квартеты написаны по заказу российского дипломата Андрея Разумовского. Последний долго жил в Вене, был меценатом Бетховена. Князь Разумовский страстно любил музыку, сам играл и был известным знатоком. Разумовскому же посвящены две симфонии великого композитора.
Симфонии. Симфоний у Бетховена девять, из них большинство известны публике. Напомню о Третьей (Героической) симфонии, посвященной Наполеону. Кстати, Наполеон был врагом Австрии, так что посвящение было вызовом. Но очень быстро наступило разочарование. Посвящение было снято, вместо него пометка: «Памяти великого человека». «Никто так не мелок, как большие люди», — знаменитые слова Бетховена. Считается, что он прокричал их, услышав новость о том, что Наполеон объявил себя императором.
Пятая симфония со знаменитой Темой судьбы. Эти «удары судьбы» обрушиваются и обрушиваются вновь, судьба все колотится в дверь. И борьба первой частью не заканчивается. Результат виден только в финале, где тема судьбы превращается в ликование радости победы.
Пасторальная (6 симфония) — само название предполагает воспевание природы. Эта симфония вошла в знаменитый мультфильм «Фантазия» Уолта Диснея. Потрясающая 7-я симфония, наконец, самая известная, эпохальная Девятая симфония, задумка о которой зрела у Бетховена давно.
Бетховен тоже жил жизнью «свободного художника» (впрочем, начиная с Моцарта, это стало нормой) со всеми ее тяготами и неопределенностью. Несколько раз Бетховен порывался покинуть Вену, тогда австрийская знать предлагала ему жалованье, только бы он не уезжал. Условия договора со стороны меценатов не всегда выполнялись — по разным причинам. А Бетховен оставался в Вене. Здесь он и встретил свой главный триумф.
Ода к радости
И вот из самой бездны скорби Бетховен задумал восславить Радость. (Роллан).
Бетховен уже сильно болел. Это не только наступившая глухота, а еще неполадки с желудком, которые привели к необратимым последствиям. Денег тоже не хватало, были проблемы и в личной жизни (воспитание племянника). В этих условиях родилось то, что иногда трудно считать человеческим творением.
Обнимитесь, миллионы!
(Бетховен. 9-я симфония, финал)
Проклятие Девятой симфонии. В музыкальном мире существует такое суеверие, что 9-я симфония должна оказаться последней — автор ее умирает (суеверие это возникло именно после знаменитого музыкального произведения Бетховена). Если честно, я не до конца в теме этого «проклятия», однако многим крупнейшим композиторам приписываются подобные опасения.
Как бы там ни было, речь идет как раз о том, что 9-я симфония может оказаться самой зрелой, самой мощной — после нее уже трудно что-то сообщить миру. И, оставив тему «проклятия», вспомним, что же это такое — Девятая симфония Бетховена?
Ее еще называют Хоральной симфонией, благодаря тому, что в финале там звучит ныне всем известный хор на слова Фридриха Шиллера — «Ода к радости».
Влияние этой музыки на современное общество трудно переоценить. Музыка симфонии звучит во многих кинофильмах. А в картине Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» она звучит на протяжении всего фильма. Периодически «Ода» становилась разными гимнами, сейчас это — Гимн Евросоюза.
Симфония была исполнена в Вене.
…7 мая 1824 г., дирижируя «Симфонией с хорами»…, он совсем не слышал восторженного шума, который поднялся в зале; он только тогда обнаружил это, когда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к публике, — и тут он неожиданно увидел, что все поднялись с мест, машут шляпами и рукоплещут.
Это даже успехом назвать трудно, потому что возникли и некоторого рода беспорядки.
Успех был триумфальный, граничащий с потрясением основ. Когда Бетховен появился, его пятикратно приветствовали взрывами аплодисментов, тогда как в этой стране этикета императорскую фамилию полагалось приветствовать лишь троекратным рукоплесканием. Понадобилось вмешательство полицейских, чтобы положить конец овациям. Симфония вызвала неистовый восторг. Многие плакали. (Роллан)
Полиция справилась с беспрецедентными «беспорядками». А Бетховен, вероятно, испытал чувство необыкновенной Радости. Радости, Оду которой он написал в своей Девятой симфонии. Это была радость не за себя. Это была Радость.
Итак, он достиг цели, к которой стремился всю жизнь. Он овладел Радостью… Страдалец, нищий, немощный, одинокий, живое воплощение горя, он, которому мир отказывает в радостях, сам творит Радость, дабы подарить ее миру. (Роллан)
На похороны Бетховена пришла вся Вена.
Бетховен, появившийся в Вене через год после смерти Моцарта, проделал обратный путь. Он начинает в обстановке тупой бюргерской ограниченности, которая в последние годы Моцарта все чаще прорывала красочный покров жизни; и он кончает на господствующей высоте, на которой прошла юность Моцарта. Контраст их похорон глубоко символичен. (Мерсман)
Рассказы о последних часах жизни Бетховена — скорей всего, легенды. Но такие легенды возникают не на пустом месте. Мог ли такой человек на последнем вздохе погрозить кулаком бушевавшей грозе? Конечно, мог. Часто в легендах сокрыто нечто истинное, хоть и не правдивое.
А нам предстоит с головой окунуться в прекрасную эпоху романтизма.
Да, конечно. Такие минуты - редкость, к сожалению. Зато - какая память.
0 Ответить
Наверное, Галь. Когда Евросоюз только создавался, и "Ода" стала его гимном, исполнявшимся в то время повсюду, то видела сама, как народ со слезами на глазах подпевал - такое было единение и такие надежды. Идеализм, конечно - но как же прекрасно было его увидеть, застать. А немцам - представляешь какой был бальзам на душу - стихи Шиллера, музыка Бетховена.
0 Ответить
Mаша Романофф, зря немцы радовались. Сиртаки надо было гимном выбирать не было бы так мучительно больно за Шиллера и Бетховена. Одушку лучше было для внутреннего пользования
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лаура Ли, сертаки - это идея. Ну да, если так пойдет, то сначала "Танец Зорбы", там, глядишь, "Аранхуэсский концерт", а там и "О, соле мио" подоспеет. Пусть уж лучше "Ода" будет.
0 Ответить
Маша, иногда кажется, что особое чувство Радости доступно только идеалистам.
0 Ответить
Добавлю к великой музыке "Оды к радости" и слова ее. Фридрих Шиллер, перевод И.Миримского.
Ода к Радости
Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам, опьяненные тобою
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди – братья меж собой.
Хор
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Там, над звёздною страной, -
Бог, в любви пресуществлённый!
Кто сберёг в житейской вьюге
Дружбу друга своего,
Верен был своей подруге, - влейся в наше торжество!
Кто презрел в земной юдоли
Теплоту душевных уз,
Тот в слезах, по доброй воле,
Пусть покинет наш союз!
читать дальше →
0 Ответить
Спасибо, Аркадий.
Совершенно замечательная идея: дарить такие роскошные цветы.
0 Ответить
Совершенно замечательная идея: давать ссылки на музыкальные произведения!
Спасибо огромное!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лаура, спасибо. Знаю, конечно. Где-то дальше написано.
Но зрительной памяти нет, потому что в Вене не была. Как-то жизнь пока прошла "мимо Вены". ))
0 Ответить
Галя Константинова, ичего там интрерсного - бургеры и булочки заварным кремом
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лаура, для кого-то булочки с заварным кремом. А для кого-то Булочки. Даже БУЛОЧКИ. И я не побоюсь этого слова.
На самом деле, только сейчас поняла, что в Вену-то надо было. Просто по факту.
0 Ответить
Лаура, поняла.
Есть обычай такой - все делать "через Альпы". ))))Нет, надо все-таки в Вену, а то как-то несолидно получается.
0 Ответить
Галя Константинова, это ты нам, пожалуйста, брось. Булки с жирным кремом. Если по факту надо, то флаг в руки. Но учти, там кроме булок есть вайнеры настоящие, сочные, свиные, да с кислой тушеной капусткой. Да с пивом. А то - булки, булки...Взрослый человек...Я просто уверена, что когда он Оду радости писал, он вкушал вайнеры с капустой и пивом. С булки такого не выдашь на гора.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лаура Ли, так снег у нас. Первый день как. А зиму без булочек тяжело пережить. Мне, по крайне мере. Скрасить "зимнее" существование с булочкой у камелька. Крем - врагу (коту).
0 Ответить
Галя Константинова, плюс 17, босоножки. Неуж сожрет? Хотя у меня был один, свежие огруцы ел.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лаура Ли, если ты про Атаса, то крем может. Венскими булочками кормить пока не пробовала, но мороженое ест. А вообще, у их сиятельства строгое шестиразовое питание исключительно свежими продуктами.
плюс 17, босоножки
Теперь точно не усну.
0 Ответить
Чудеса! Спасибо. Галя, это ты фотографию в заголовок давала или редакция? Ты знаешь, что она могла бы служить иллюстрацией сразу к двум твоим статьям? Памятник слева - это могила Франца Шуберта! Шуберт его боготворил, но они по жизни почти незнакомы были. Он и мечтать не мог, что случайно ему музыканты окажут честь нести гроб Людвига. При жизни не сподобился, а по смерти - один из провожающих. Его эта смерть подломила. Может, потому и Незаконченную не закончил. И представь - всего на год пережил своего кумира. Зато удостоился чести по смерти лежать рядышком с кумиром. Я не помню точно, так там что-то вроде того написано, что похоронено великое чудо, но и великие несбывшиеся надежы...Боюсь соврать, что-то такое.
Так что фотография - очень непростая. Пошла слушать. Тихо...
Оценка статьи: 5
0 Ответить