• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Рубенс и королевская семья. Где же кардинал?

Эта история началась в 1622 году, когда Мария Медичи решила запечатлеть для будущих поколений свою биографию. Она пригласила для этого лучшего живописца, которого знала история, — Рубенса. Блестящего художника и успешного дипломата, обаявшего всех и вся.

fotoping, Shutterstock.com

Они встретились в Париже и заключили договор, по которому Рубенс обязывался написать 24 полотна для украшения дворца, построенного Марией по образцу итальянских. Все шло как нельзя лучше: Рубенс писал свои полотна и привозил их Марии на просмотр и одобрение.

А дворец, для которого предназначались картины, был просто великолепен. И огромен. Соответственно, и полотна Рубенса были громадного размера — до 7 метров в длину, до 4 в высоту. Сегодня в этом дворце заседает Сенат Франции, а картины выставлены в Лувре.

Для Рубенса это была уникальная возможность создать себе имя, которое можно поставить в ряд с Микельанджело Буонаротти и Рафаэлем де Сантис. Такого объема работы у него не было ни до, ни после.

Не только Мария участвовала в этом процессе. Рядом с ней находился ее заклятый друг кардинал Ришелье. Этот человек появился возле нее в 1614 году, когда юный король Людовик ХIII, сын Марии, достиг 13 лет и по обычаю королевских семей тех времен обручился с Анной Австрийской (которой тоже было 13 лет). Чуть позднее Ришелье становится духовником Анны. Когда юный король из номинального властителя превратился в настоящего короля, он поссорился с мамочкой настолько, что отослал ее подальше от себя. И Ришелье послал туда же. Хорошо, что оставил ее в живых.

Прошло какое-то время. Видимо, Людовика мучила совесть, потому что начался путь сближения матери и сына. Ришелье был посредником и преуспел — королева-мать вернулась в Париж. В благодарность за это Мария настояла, чтобы Людовик назначил Ришелье кардиналом. (Кончилось это многолетнее сотрудничество тем, что кардинал изгнал Марию Медичи из Франции.)

…Кардинал тоже в восторге от живописных талантов Рубенса, он заказывает ему несколько полотен (в письмах упоминаются по меньшей мере три). Ему нравится история Марии в изображении Рубенса.

Естественно, что работа художника касается и короля Франции Людовика ХIII, и его жены Анны Австрийской. В то время, когда Рубенс пишет свои работы, ему и ей — по 20 лет. Они тоже должны быть частью той эпопеи в красках, которую задумала Мария.

Незримо присутствует при этом и Генрих IV — король Франции, отец царствующего Людовика ХIII, муж Марии. Его убили в 1610 году, но Мария хочет запечатлеть своего покойного супруга рядом с собой.

Художник, получивший заказ на историческую тему, да еще при живых участниках эпизодов, отражаемых в картинах, должен донести до заказчика и до зрителя правду событий. Да так, чтобы и заказчик принял и оплатил заказ, и чтобы история не была искажена. Не просто. Далеко не просто. Потому что оценка у каждого своя. И каждый хочет видеть себя несколько лучше, чем он есть на самом деле.

Сложности (если они у Рубенса были!) должны были начаться с портретов. Генриха IV Рубенсу не пришлось писать с натуры. Для своих полотен он использовал портреты работы придворного живописца Франса Поурбуса-младшего (Frans Pourbus) (1569−1622).

Для портретов Марии Медичи Рубенс сделал несколько эскизов. В 1622 году, когда это все начиналось, Марии было 47 лет (она родилась в 1575 году). А впервые Рубенс увидел Марию почти за двадцать лет до этого. Вот что пишет биограф Рубенса К. В. Уэджвуд: «.в октябре 1600 года он совершил путешествие во Флоренцию, чтобы принять участие в одном из самых значительных событий века — королевской свадьбе. Невестой была Мария Медичи, младшая сестра жены Винченцо I, Гонзага, герцога Мантуанского. Женихом был не кто иной, как король Франции. Король не смог выкроить время, чтобы присутствовать на собственной свадьбе, поэтому свадебную церемонию предстояло проводить по доверенности». (В интерпретации Рубенса перед бракосочетанием был момент, о котором Уэджвуд не упоминает: Генриху IV показывают портрет его невесты. И король как бы в восторге от увиденного.)

Возможно, что Рубенс нарисовал тогда портрет невесты. Можно сказать уверенно, что тогдашние впечатления он отразил в полотнах, написанных спустя почти четверть века. Но художник не мог полностью остаться во власти воспоминаний, потому что в те времена это была молодая женщина, а теперь — матрона. Да еще, говорят, настолько пышная, что не вмещалась в трон. И он сделал несколько рисунков с натуры. На них — заплывшие глазки, жирная шея, мощный второй подбородок.

Что делает Рубенс? Чуть меняет арку бровей, чуть раздвигает губы, слегка уменьшает второй подбородок — и перед нами обаятельная цветущая женщина. И — что немаловажно — весьма сходная с оригиналом! Есть упоминание о том, что Рубенс написал парадный портрет Марии (увы, недоступен). А портрет, который находится в Прадо, нельзя назвать парадным, скорее всего это заготовка.

С молодыми было несколько проще. Рубенс сделал парадный портрет Людовика в рыцарских доспехах с роскошным шлемом. Король получился серьезным и представительным молодым человеком. На самом деле он любил петь и танцевать, сочинял песенки и танцевал в балетах, которые были в моде при дворе. Это он сочинил знаменитый Мерлезонский балет, который нам показали в фильме «Три мушкетера», он же его поставил и станцевал в нем несколько номеров.

Анна Австрийская, жена Людовика, видимо, была для Рубенса не только привлекательной, но и проблематичной. Он написал по меньшей мере четыре ее портрета! В какое время они были написаны? Датировка не всегда точная. Во всяком случае, все они относятся к 1622−1625 годам. Не исключено, что ему что-то не удавалось, поэтому он возвращался к ней неоднократно.

Насколько точны портреты Рубенса? Трудно сказать. Но есть возможность сравнить его работы с работами Франса Поурбуса-младшего.

Историки почти не освещают взаимоотношений кардинала и художника. Есть письма, в которых упоминается о желании Ришелье заполучить картины Рубенса (причем бесплатно). Есть упоминание о том, что цикл картин о Генрихе IV не был даже начат из-за нежелания кардинала видеть при дворе агента испанского короля (которого везде представлял Рубенс). И нигде не упоминается о том, что существовал портрет кардинала работы Рубенса.

В то же время на картине «Подписание мира в Ангулеме» возле трона — скептически настроенный кардинал (скептически — потому что он положил свою руку на руку королевы, как бы удерживая ее от принятия оливковой ветви — символа примирения). Есть предположение, что это — Ришелье. Но события на картине состоялись на три года раньше, чем Ришелье получил сан кардинала, он стал кардиналом в 1622 году. Очень может быть, что Рубенс пренебрег исторической точностью и изобразил тогдашнего епископа в кардинальской мантии и шляпе.

Все 24 полотна Рубенса сегодня украшают Лувр. Кто знает, если бы не эти картины, много ли народу вспомнило Марию Медичи?

История создания этих шедевров оставила нам несколько загадок. Где парадный портрет Марии Медичи? Почему было четыре портрета Анны Австрийской? Почему все портреты королевской семьи разбросаны по всему миру, а не находятся во Франции? Наконец, почему нет портрета кардинала?

Кто ответит на эти вопросы?

Статья опубликована в выпуске 5.11.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: