• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

Как экранизировали Стивена Кинга? «Король ужасов» в кино

За редким исключением, коммерческий успех гарантирован практически каждой новой книге Стивена Кинга, всякий раз занимающей место среди бестселлеров. Однако далеко не все экранизации его произведений могут похвастаться оглушительным успехом у зрителя или внушительными кассовыми сборами.

George Koroneos Shutterstock.com

Попробуем разобраться в причинах данного несоответствия и заодно выясним, насколько обширна вселенная «Короля ужасов» в кинематографе.

Знаменитый на всю планету писатель не сразу стал объектом пристального внимания киношной братии, но как только это случилось, Кинга стали экранизировать «от корки до корки». Практически все, что когда-либо было им написано, начиная от самого короткого рассказика и заканчивая толстенными эпическими романами, вроде «Оно» и «Противостояния», так или иначе, превращалось в сценарную основу для очередного художественного фильма или же телевизионного сериала.

Сам автор был отнюдь не против, что его книги так активно трансформируют в движущиеся картинки. Более того, Кинг сам участвовал в написании многих сценариев по своим же произведениям. Он также выступил в качестве продюсера 9 телепостановок и снялся как актер в 16 фильмах и сериалах. В 1986 году Кинг даже осмелился сесть в режиссерское кресло, но, увы, этот проект (Максимальное ускорение, 1986) полностью провалился. Что, впрочем, даже хорошо, потому что печальный опыт вернул талант Кинга туда, где он действительно востребован.

Первым, кто обратил внимание на творчество писателя, был небезызвестный Брайан Де Пальма, который в далеком 1976 году экранизировал повесть «Кэрри». Картина, при бюджете 1,8 млн долл., заработала в прокате 33 миллиона, открыв широкие перспективы для режиссера, а американский зритель впервые познакомился с одним из самых успешных сочинителей ХХ века. На сегодняшний момент на кинопленку уже перенесено более 80 произведений Кинга. Большая часть — в виде полнометражных лент для кино и телевидения, остальные — в виде минисериалов. Помимо Де Пальмы, с автором в разное время работали: Тоуб Хупер, Стэнли Кубрик, Джордж Ромеро, Фрэнк Дарабонт, Дэвид Кроненберг, Джон Карпентер, Роб Райнер, Тэйлор Хэкфорд, Том Холланд и Лоренс Каздан.

И по сей день самой успешной картиной по Кингу официально считается «Побег из Шоушенка» (The Shawshank Redemption, 1994) Фрэнка Дарабонта. Успешной, впрочем, не с точки зрения коммерции, ибо фильм еле-еле окупил свой, весьма скромный по голливудским меркам, бюджет в 25 миллионов и не принес продюсерам сколько-нибудь значительных дивидендов. Тем не менее, по мнению фанатов и поклонников творчества Кинга, «Побег из Шоушенка» попал «в яблочко», максимально точно передав на экране атмосферу литературного оригинала. И до сих пор малобюджетная лента, без сногсшибательных спецэффектов и суперзвезд, держится на 1 месте рейтинга «Лучших фильмов всех времен» по версии IMDb. Оставив позади культовые «Звездные войны», легендарного «Крестного отца» и невероятную по размаху трилогию «Властелин колец».

Между прочим, режиссер Фрэнк Дарабонт начинал свою кинокарьеру как раз с работы с Кингом. Именно последний написал сюжет для дебютной 30-минутной короткометражки Дарабонта «Женщина в комнате» (The Woman in the Room, 1983). После истории про Риту Хэйворт и Шоушенк режиссер еще дважды обращался к романам Кинга. В 1999 году вышла «Зеленая миля» с Томом Хэнксом, причем на этот раз фильм не только вошел в сотню лучших картин за всю историю (по версии IMDb), но также принес своим создателям 136 миллионов долларов выручки.

В 2007 Дарабонт снова взялся экранизировать Кинга, но на этот раз вместо тюремной тематики он выбрал достаточно спорную с литературной точки зрения повесть «Туман». Фильм, вышедший в российском прокате под названием «Мгла», получился сыроватым, поспешным и, несмотря на отличный психологизм и атмосферу страха перед неведомым, в целом не удался. Особенно тех, кто читал саму повесть, удивила концовка картины, которую Дарабонт переделал, причем крайне неудачно.

Однако самую большую преданность творениям Кинга выказал отнюдь не Фрэнк Дарабонт, а Мик Гэррис, который более десяти раз (в качестве режиссера и продюсера) работал с произведениями автора. К сожалению, количество никоим образом не вылилось в качество. Даже самые известные его ленты «Лунатики» (Sleepwalkers, 1992) и минисериал «Противостояние» (The Stand, 1994) не могут похвастаться безупречным вкусом и трепетным отношением к литературному оригиналу. Сам же писатель, по слухам, невысокого мнения о Гэррисе, особенно после того, как между ними возникли творческие разногласия на съемках «Противостояния». Тем не менее Гэррис продолжает получать права на экранизации Кинга и уже в 2011 году готовит к выпуску телефильм «Мешок костей» (Bag of Bones, 2011).

Гораздо более близкие и дружеские отношения связывают Кинга с другим постановщиком, Крэйгом Р. Бэксли. Однако, несмотря на это, таланта у Бэксли явно поменьше, чем у того же Дарабонта, поэтому ни минисериал «Буря столетия», ни телевизионная постановка «Особняк «Красная роза» не стали большими хитами, даже по телевизионным меркам. А вот сериал «Королевский госпиталь» (2004) вполне может считаться успешным, хотя в данном случае Кинг переписывал чужие мысли, так как этот проект является ремейком минисериала Ларса фон Триера.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 9.11.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: