• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

Как экранизировали Стивена Кинга? Первые Оскары и сценарий за доллар

Продолжая разговор о том, как экранизируют произведения одного из самых популярных писателей второй половины двадцатого столетия, Стивена Кинга, начнем, пожалуй, с одного из его самых жутких и депрессивных романов — «Кладбища домашних животных».

Stacie Stauff Smith Photography Shutterstock.com

Работу над этим душераздирающим произведением неожиданно поручили женщине, не слишком опытной постановщице Мэри Ламберт. Слава Богу, на помощь ей вызвался сам писатель, помогавший доработать материал для сценария. В результате картина получилась по-настоящему страшной и маниакально безысходной. Впрочем, читавшие книгу согласятся, что и литературный оригинал не слишком жизнерадостен.

Девяностые — это, наверное, самый успешный и в то же время разочаровывающий период в плане сотрудничества Кинга с кинематографом. Во-первых, на экран переносятся самые значительные книги писателя — это и «Оно», и «Противостояние», а также «Мизери», «Темная половина», «Нужные вещи», «Побег из Шоушенка» и «Зеленая миля». Во-вторых, сборы от экранизаций впервые превышают планку в 100 миллионов, причем дважды — сначала этот рубеж покорился в 1992 году «Газонокосильщику» (150 миллионов в мировом прокате), а спустя 7 лет на пьедестал взошла «Зеленая миля» — 136 млн. на родине и 286 в мире.

В это десятилетие зритель наконец-то узнал Кинга не только как автора страшилок, но и оценил его серьезные вещи. После ошеломительного успеха «Побега из Шоушенка» и семи номинаций на Оскар, а также после Оскара за лучшую женскую роль в 1990, который получила Кэти Бейтс за «Мизери», в Голливуде, наконец, поняли, что Кинг — это не только количество, но и высокое качество. На этой волне успеха все стремились поработать со знаменитым писателем: в 1997 сам Майкл Джексон использовал идеи Кинга для своего музыкального клипа «Ghosts», а в 1998 по сюжету мастера сняли один из эпизодов легендарного сериала «Секретные материалы» (X-Files).

А начиналось все достаточно скромно. В 1990 под экранизацию попал очередной короткий рассказ писателя, «Ночная смена» — о вторжении крыс-людоедов на небольшую провинциальную фабрику по производству шерсти. Очень примитивная, бесхитростная поделка закономерно не вызвала интереса у аудитории.

Печально, что одно из самых эпических и многогранных произведений «Короля ужасов», толстенный роман «Оно», вылилось в весьма дилетантский телесериал. Разумеется, адекватно экранизировать столь масштабную и многослойную книгу было невозможно, посему продюсерами проекта был выбран телеформат, позволявший растянуть хронометраж и попытаться максимально подробно рассказать о противостоянии группы подростков и злого демона в образе клоуна Пеннивайза, поселившегося в вымышленном городе Дэрри.

Тогда же, в начале девяностых, к писателю пришло официальное признание со стороны киноакадемии. Речь идет о картине «Мизери», снятой все тем же Робом Райнером («Останься со мной»). Режиссер постарался очень аккуратно обойтись с литературным оригиналом, тем более что сам Кинг во многом олицетворял себя с главным героем книги, писателем Полом Шелдоном, попавшим в заложники к сумасшедшей медсестре Энни Уилкс. За роль последней актриса Кэти Бэйтс получила заслуженный Оскар, а сам Кинг был вынужден расстаться со своим псевдонимом, ибо в процессе написания романа СМИ таки пронюхали, что Кинг и Ричард Бахман — это один и тот же человек.

В девяностых по мотивам рассказа Кинга «Иногда они возвращаются» стартовала еще одна кинофраншиза, правда, столь же неудачная, как и уже упомянутые «Дети кукурузы». Вслед за оригиналом 1991 года было снято два сиквела, в 1996 и 1998; оба вышли прямиком на видео.

Экранизации писателя все чаще стали принимать форму телесериалов, хотя ни один из них не мог похвастаться чрезмерной популярностью у зрителей. Ни «Золотые годы» (1991), ни «Томминокеры» (1993), ни «Лангольеры» (1995). Все эти телепостановки значительно уступали по накалу страстей и изобретательности бумажным оригиналам, фактически поставив творчество Кинга на конвейер. Особенно от поспешности и желания срубить денег пострадало «Противостояние», одно из самых известных постапокалиптических творений автора. К слову, в настоящий момент в Голливуде разрабатывается новая экранизация этой книги, и остается лишь надеяться, что на этот раз бюджет позволит создать зрелище, достойное книги.

Отдельно стоит упомянуть две ленты, литературно сильно связанные друг с другом, экранизированные в 1993 году разными режиссерами и в совершенно разном стиле. Действие лент «Темная половина» Джорджа Ромеро и «Нужные вещи» Фрейзера Кларка Хестона происходит в выдуманном городке Касл Рок, причем в обоих фильмах одним из центральных персонажей является местный шериф Алан Пэнгборн (сыгранный соответственно Майклом Рукером и Эдом Харрисом).

«Темная половина», несмотря на невыразительные финансовые показатели в прокате, считается одним из успешных переносов произведений Кинга на экран, тем более что постановкой руководил давний друг писателя, Джордж Ромеро, с которым они вместе работали над дилогией «Калейдоскоп ужасов».

Несомненно, что как автор книги, а иногда и соавтор сценария, Кинг переживал за судьбу экранизаций своего творчества. Но, учитывая шквал откровенно бездарных поделок, он, возможно, уже смирился с мыслью, что ни один из его многочисленных романов и рассказов не станет основой по-настоящему стоящего фильма. И вряд ли он предполагал, продавая права на экранизацию повести «Рита Хэйворт и побег из Шоушенка» за 1 доллар своему хорошему знакомому Фрэнку Дарабонту, что тот умудрится снять поистине блестящий и замечательный фильм.

«Побег из Шоушенка», номинированный на Оскар в семи номинациях, уступил политкорректному «Форресту Гампу» с Томом Хэнксом, как и не сумел добиться сколько-нибудь значительных успехов в финансовом плане. Однако после выхода фильма на видео, продажи возросли многократно, а сама картина уверенно переместилась на верхнюю строчку всех возможных хит-парадов и до сих пор занимает первое место в списке лучших фильмов всех времен и народов. Возможно, сей факт является спорным и в мире снято достаточное количество прекрасных картин, способных затмить «Побег из Шоушенка», но на данный момент объективное мнение сотен тысяч зрителей однозначно.

Забегая вперед, отметим, что спустя пять лет Кинг и Дарабонт снова встретились на съемочной площадке мистического триллера «Зеленая миля». Продюсеры, уже прекрасно знавшие, чего стоит ждать от этого тандема, на этот раз не поскупились и даже пригласили на заглавную роль тотальную мегазвезду Тома Хэнкса (того самого, что своим дурачком Форрестом обошел на повороте «Побег из Шоушенка» на церемонии Оскара). Ожидания создателей «Зеленой мили» полностью оправдались: картина уверенно вошла в первую сотню лучших фильмов, а также заработала в мировом прокате неслыханную сумму для столь продолжительной по времени и тяжелой по сути драмы.

В девяностые было экранизировано еще несколько произведений Кинга, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, его роман «Долорес Клэйборн», сценарий которого писатель специально подстраивал под актрису Кэти Бейтс. Во-вторых, на телевидении вышла многосерийная версия «Сияния» Мика Гэрриса, попытавшаяся заново осмыслить этот безусловный шедевр Кинга. Тогда же были перенесены на большой экран повести «Худеющий» и «Способный ученик», которым, увы, было не суждено стать чем-то большим, чем «еще одна посредственная экранизация Кинга».

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 14.11.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: