Лаура Ли Грандмастер

Какими бывают враги? Божественный ветер камикадзе

Их было трое, кого Президент Рузвельт считал самыми смертельными врагами США: адмирал Ямамото Исороку, вице-адмирал Нагумо Тюити и вице-адмирал Такидзиро Ониси.

MGS, Shutterstock.com

Военные действия на европейском континенте в той войне против гитлеровской коалиции никогда не были приоритетными для США. Интересы США тогда лежали на Востоке, и направление главного удара военной мощи страны было сосредоточено на Тихом океане. Главным врагом президента Рузвельта был вовсе не Гитлер, а Япония. Участие в европейских военных действиях было лишь данью своим союзническим обязательствам. Но жало войны для США сидело в загадочной Японии.

Клаасовский пепел Перл-Харбора смешался с пеплом Хиросимы и Нагасаки. Враги были повержены. Но дай нам бог всегда таких врагов: не загнанных в бункеры, щели и канализационные трубы жалких голых королей, а настоящих самураев, воинов чести и славы. Банзай!

Адмирал Ямамото нашел свою смерть в пламени пылающего сбитого истребителя 18 апреля 1943 года. В его руках, как и положено самураю, был самурайский меч. В июне 1944 года, когда положение стало безвыходным, вице-адмирал Нагумо Тюити совершил сэппуку по кодексу чести бусидо.

О третьем человеке и о деле его жизни и будет мой рассказ. Именно он подхватил меч чести из рук павшего (как положено самураю) на лицо, не на спину, сэнсея Нагумо и объял ужасом этого меча все союзнические армии (флот Австралии и Новой Зеландии полностью свернул свои военно-морские операции с возникновением эскадрилий камикадзе) — он основал и возглавил корпуса таранных атак «Симпу токубэцу когэки тай», эскадрильи специальных атак Божественного ветра (по-другому эти же иероглифы «cимпу» читаются как «камикадзе»). Отец камикадзе, он ответил собственным самоубийством за смерти своих сыновей-смертников. Было ему 54 года. 37 из них он отдал императорскому флоту. Банзай!

Божественный ветер. В 1274 году монгольские войска десантирует на Цусиму и Кюсю захватчивый внук Чингисхана. Они уже почти разгромят японских воинов, когда налетит тайфун и полностью разобьет флот Хубилая, а воодушевленные ветром самураи сбросят монголов в в море. В 1281 году монголы повторяют высадку и снова происходит чудо — разметан очередным божественным тайфуном-освободителем монгольский флот. Тогда и назвали японцы тайфун Божественным ветром: ками — боги, кадзе — ветер. Камикадзе. С тех пор на белой (в цвет смерти) головной повязке смертников-добровольцев (хатимаки) будут черным по белому читаться два грозных иероглифа: ками и кадзе.

Через 3 месяца сбылось то, что привело к харакири вице-адмирала Нагумо Тюити — японский флот был обречен, Япония находилась на краю поражения, Филиппины и Окинаву было не удержать против превосходящих сил американских авианосцев.

После гибели первых двух самураев Второй мировой, третий самурай принимает историческое решение. Оно отодвинет капитуляцию Японии на два года, принесет новые реки крови с обеих сторон, но запишет в Книгу Жизни небывалый подвиг духа японского воина-смертника, сравнимый лишь, пожалуй, с библейской Масадой иудейской. Больше никогда в истории подобного не случалось.

Япония капитулировала. Но самураи не капитулируют. Наутро после подписания капитуляции вице-адмирал Такидзиро Ониси (уже накануне объявленный странами-победительницами военным преступником, подлежащим суду международным трибуналом), чисто побрился, совершил омовение, подписал все необходимые распоряжения по смерти, приготовил свой самурайский меч, оделся в белоснежные одежды и хатимаки с черными иероглифами, связал себе икры (чтобы упасть на лицо, как положено самураю!) тугим кушаком от кимоно, привел в порядок свои мысли и совершил… нет, не сэпукку!

То, что на низком и простонародном языке называют харакири (живо-дерство), носит смысловой оттенок пренебрежения: иероглифы хара — живот, кири — резать, только наоборот поставленные. Обычно харакири исполняют одним ударом в живот мечом, справа налево и с подворотом. Так можно лишь смыть позор, доказав свою готовность для первого удара. Но при сэппуку (так правильно называть то, что мы неправильно называем «харакири») всегда присутствует помощник, который одномоментно с всаживанием смертником меча в живот своим мечом отсекает самураю голову. Это он доводит само-приговор до его цели.

Классически же голова должна упасть вперед в ноги самураю и висеть на полоске кожи. Гуманно, надежно, пристойно на японский манер. Вжик! Проворот меча по косой. Вжик — голова с плеч! Душа стала святым светлячком и улетела в храм. Бесчестие смыто кровью, честь и уважение потомкам смертника вовеки. (Любая японская девушка благородных самурайских кровей получала при замужестве меч для сэппуку. Так она уходила в случае смерти или императора страны, или мужа — через меч и контрольный взмах. Великие женщины Японии…)

Но есть еще уход «дзюмондзи гири». Один, без ангелов, без помощников, самурай сам и только сам приводит приговор в исполнение. Никаких спасительных усекновений главы. Самурай выбирает «дзюмондзи гири», когда он хочет пройти длительный пусть предсмертных страданий самостоятельно. Для этого он совершает два удара мечом и рассекает свое чрево крестообразно. Лодыжки туго привязаны к сидящему телу кушаком, никогда предсмертные конвульсии не оскорбят картины ухода самурая — он умрет по кодексу чести бусидо.

Так ушел из жизни вице-адмирал и самурай Такидзиро Ониси. Человек, стоивший США восьмидесяти процентов потерь американцев в последнем этапе войны в Тихом океане. После разгрома Японии американцы подсчитали, что японские камикадзе затопили 81 крупный военный корабль и вывели из строя 288 боевых судов.

Летчики-смертники Японии, по сути, применяли тактику самопожертвенного тарана еще задолго до официального учреждения эскадрилий камикадзе. Такидзиро Ониси лишь узаконил уже существующее. И это был единственный и первый раз в мировой истории военного искусства, когда смертники были выделены в особый род войск, специально обучались самоубийственному тарану (без обучения катапультированию, посадке), экипировались специальной техникой — самолетами-бомбами, с которых сбрасывались шасси после взлета.

Такидзиро Ониси лишь придал актам самопожертвования добровольных смертников статус официальной и массовой военной доктрины. Первый массированный удар камикадзе был испробовали на Филиппинах в октябре 1944 года. Тогда удалось повредить несколько боевых кораблей, а эскортный авианосец, в который угодил первый и единственный самолет-бомба «Зеро», был затоплен. Первый успех позволил быстро развернуть на основе пилотов-добровольцев четыре авиасоединения «Асахи», «Сикисима», «Ямадзакура» и «Ямато», наводивших ужас на корабли противника.

Спасти выдыхающуюся Японию от поражения камикадзе не смогли. Однако и те, кто руководил японскими камикадзе, не были циничными хладнокровными богдыханами в адмиральских погонах. Посылая на смерть, заставляя жертвовать своими жизнями других, распоряжаясь чужими смертями, они готовы были пожертвовать и своей собственной жизнью. Банзай, Ниппон, банзай, самурай Такидзиро Ониси. Вечная им воинская слава и память. Безумству храбрых — банзай!

Омыта и ясна
Теперь луна сияет.
Гнев бури миновал.
Теперь все сделано,
И я могу уснуть на миллионы лет
.

Вице-адмирал Такидзиро Ониси, отец кaмикадзе.
Танка, написанная перед совершением дзюмондзи гири.

Обновлено 1.02.2012
Статья размещена на сайте 16.11.2011

Комментарии (64):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
  • Враги бывают внешние и внутренние:"оба хуже".

  • Самурай выбирает «дзюмондзи гири», когда он хочет пройти длительный пусть предсмертных страданий самостоятельно. Для этого он совершает два удара мечом и рассекает свое чрево крестообразно. Лодыжки туго привязаны к сидящему телу кушаком, никогда предсмертные конвульсии не оскорбят картины ухода самурая – он умрет по кодексу чести бусидо.

    Блажен кто верует, тепло ему на свете.

    Оценка статьи: 5

  • Ямамото - легендарный командующий. Американцы начали побеждать японцев именно после устранения Ямамото (хотя они бы и так победили).
    Чего я бы не сказал об Ониси. Самурай, возможно, он был образцовый. Но война-то происходила в 20-м веке. Посмотрите где-нибудь статистику - сколько в какой битве потеряли американцы, и сколько - японцы. Почитайте про "банзай-атаку" - тупое проявление псевдогероизма.
    Был еще один герой-японец в этой войне. Единственная битва, в которой американцы потеряли больше состава, чем японцы (если считать раненных) - битва за Ио (Иводзима). Обороной Ио командовал генерал Курибаяси. Когда стало ясно (а это было ясно изначально), что битва проиграна, пресловутый Ониси отдал приказ всем покончить жизнь самоубийством. Курибаяси этот приказ отменил, сказав, что ни один солдат не имеет права уходить из жизни, пока не убьет как минимум десять янки. Благодаря этому, Япония продержалась на месяц дольше, чем могла. Есть шикарный фильм Клинта Иствуда - "Письма из Иводзимы", про эти события.
    И еще - статья про отвагу японцев во 2-й мировой не может быть полной без рассказа о солдатах, которые буквально до 2000-х годов скрывались в джунглях, и воевали, ожидая приказов императора.

    P.S.: "Самурайская" часть статьи не выдерживает никакой критики. Рекомендую автору ознакомиться с "Хагакурэ", хотя бы.

  • - Есть такой стереотип: Вторая мировая поисходили в основном, в Европе, а на Востоке - мелкие шалости. На самом деле американцы с японцами топили вражеские линкоры и авианосцы десятками, каждый корабль такого класса равен танковому корпусу.
    - японские камикадзе - история драматическая, конечно, но нельзя сказать, что они серьёзно повлияли на ход войны. Опытного, умелого лётчика в отряд камикадзе никто бы не допустил, только кое-как обученных новичков. В конце сражения при Мидуэе, когда уже всё было ясно, один из командиров эскадрильи заправился в один конец - остальные лётчики были шокированы.
    - 3 км от моего дома. Не помню точно, 41 или 44. Плотно прикрытый немецкими зенитками мост через Даугаву и советский полк пикирующих бомбардировщиков. Не выжил ни один из лётчиков. Всем было ясно, что самоубийство, но - приказ. Лобовая атака на укреплённые позиции с пулемётами - лучше?

    Оценка статьи: 5

    • Анатолий Рогозин:
      1. Вторая мировая, правда происходила в Европе, в частности, в СССР. А на Востоке были - мелкие шалости, правда, весьма ожесточенные мелкие шалости.
      2. Десятками авианосцы никто топить не мог, у США, например, было 8 авианосцев, из которых - 4 потоплено. У Японии - вообще 6, все потоплены. У атолла Мидуэй, кажется, было потоплено 4 японских авианосца.
      3. Первые камикадзе были профессиональными летчиками, асами, которые откликнулись на призыв вышеупомянутого Ониси. Они были страшной силой, наносили огромный урон армии США. Потом - как вы описали, брали новичков, 2-недельные курсы летного мастерства. 90% их сбивали еще в воздухе. Из оставшихся 10% половина таранила просто голую землю, ибо летать-то не умели.
      4. Лобовая атака на ДОТ-ы - хуже в разы. Георгий Жуков любил такие приколы. Хотя, вроде говорят, что у Жукова потери были меньше, чем у других комфронтами. Не знаю.

      • Андрей Лебедкин, по первому пункту. Тихий океан большой очень, поэтому икажется, что так, ерунда была. ИМХО.

        Оценка статьи: 4

        • Линда Кайе, еще раз - сравните потери СССР и Германии с потерями Японии и США. Кстати, немного не в тему, но вы знаете, что Хиросима, и тем более, Нагасаки, по потерям уступают Токио, куда атомные бомбы, как известно, не сбрасывались.

          • Андрей Лебедкин, хочу привести аналогию с футболом и баскетболом. Где площадка больше, там результативность падает. Как-то так.

            Оценка статьи: 4

            • Линда Кайе, и это в том числе, согласен. Но еще и потому, что в США тогда ценили человеческие жизни, а в СССР и Германии - нет. В Японии - ценили еще меньше, но это только одна из сторон конфликта.

              • Андрей Лебедкин, считаю, что сравнение СССР и США не совсем корректно, поскольку американцы не воевали на своей территории (не считая Перл-Харбор).

                Оценка статьи: 4

                • Линда Кайе, согласен. Но в США ценили все-таки больше. И на выручку друг другу приходили. Иногда это доходило до откровенной глупости. Вспомните "Спасение рядового Райана" - ради спасения какого-то салаги жертвуется взвод матерых вояк.
                  Японских солдат во время второй мировой учили, что американцев выгодней не сразу убивать, а тяжело ранить, чтобы он остался лежать на поле боя и ныл, чтобы его спасать пришли. Так больше урон можно нанести.
                  Жуков, да и многие советские генералы, не были так сентиментальны. Иногда, чтобы успешно провести обманный маневр, в жертву приносились целые полки даже. Зато общая цель достигалась с меньшими итоговыми потерями. Есть хороший фильм на эту тему - "Журавли над Ильменем".

  • Гут!

    Оценка статьи: 5

  • Отличная статья, хотя бы частично передающая параллельную европейской философию! Где высшей ценностью служат не деньги или власть, а лицо и честь. Многим этого не понять. Лаура, спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • За дух статьи - 10 баллов из 10. Но, опять же, в каком таком истребителе сгорел Ямамото?

    • Олег Лаврентьев, вот что говорит Википедия:

      > Утром 18 апреля, несмотря на советы местных командиров отменить полёт из-за опасения засады, Ямамото вылетел из Рабаула по расписанию на бомбардировщике «Бетти» (Ямамото сидел в рубке слева от пилота) для перелёта в 315 миль. Не исключено, что Ямамото специально полетел на самолете, чтобы, погибнув, снять с себя ответственность и позор за поражение Японии, которое к тому времени уже вырисовывалось. Вскоре после этого восемнадцать специально оборудованных дополнительными топливными баками P-38 поднялись с Гуадалканала (один не смог подняться, один вернулся из-за поломки, ещё два упали в море). Они летели на очень малой высоте и поддерживали радиомолчание почти во всё время перелёта на расстояние 430 миль, чтобы не быть обнаруженными. В 09:34 по Токио группы встретились, и завязался воздушный бой между 14-ю P-38 (минимум двум не удалось сбросить дополнительные баки перед атакой и минимум двое других были вынуждены прикрывать их, так что численное превосходство американцев не было подавляющим) и шестью истребителями «Зеро» из группы сопровождения Ямамото.

      > Лейтенант Рекс Т. Барбер (англ. Rex T. Barber) атаковал первый из двух японских бомбардировщиков, который и был самолётом Ямамото. Он поливал самолёт огнём из пулемёта, пока левый мотор бомбардировщика не задымился. Барбер повернулся, чтобы атаковать второй бомбардировщик; в этот момент самолёт Ямамото рухнул в джунгли. После битвы другой пилот, капитан Томас Джордж Ланфье (англ. Thomas George Lanphier, Jr.), пытался доказать, что именно он сбил главный бомбардировщик. Это заявление начало спор, который продолжался несколько десятилетий, пока специальная экспедиция не провела анализ направления пуль на месте крушения. Большинство историков в наше время приписали этот бомбардировщик на счёт Барбера.

      Оценка статьи: 4

  • Статья на высоте, даже несмотря на необычность ощущений, возникающих при чтении описаний этих ритуалов.

    Оценка статьи: 5

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 1 февраля 2012 в 14:10 отредактирован 1 февраля 2012 в 14:11

    Лаура, эстетика и поэтика смерти.. здесь, везде... и так мало эстетики и поэтики жизни.

    Вы, похоже, плохо понимаете, что литературные измышления книжных червей о Смерти имеют так мало общего с реальностью.
    Когда человек горит (в том числе патриотичный японец в самолете или танке) он кричит и корчится, как уж на сковороде, забыв о дурацких, придуманных за него, часто теми, кто умирать похожим образом не собирался, правилах и ритуалах, которые основой под собой имеют одно общее начало - глупость и гордость.
    "Умереть за императора" - вообще за кого-то, за идею, за все - ничего глупее быть не может.

    Дворянские дуэли в 19 в., кодексы чести, клятвы верности той или иной страны - неимоверное невежество тех, кто их принимает.

    Ваш соотечественник Сэлинджер в "Catcher in the rye" написал одну из своих самых запоминающихся сентенций: глупец и слабак стремиться умереть за свое дело. Умный же стремиться жить.

    • Игорь, Вы рассуждаете, совершенно не принимая во внимание, что речь идет о совершенно другой культуре, для представителей которой до сих пор самое страшное - это "потерять лицо".

      Кроме того, умереть как камикадзе для синтоиста было скорейшим способом стать ками...

      И не для всех под словом "жить" подразумевается одно и то же.

      Оценка статьи: 5

      • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 2 февраля 2012 в 14:46 отредактирован 2 февраля 2012 в 14:46

        Наталия Миллс, ест-нно я рассуждаю со своей точки зрения, ставя себя на место молодого, зомбированного японца, чей удел погибнуть, врезавшись в палубу вражеского линкора.
        Здесь точек зрения может быть несколько, и ни одна из них не будет правильной или ошибочной (не те категории).

        Но если рассуждать с точки зрения элементарного гуманизма (я бы сказал, с точки зрения здравого смысла современного представителя западной цивилизации), то никакого оправдания и понимания такая смерть иметь не должна.

        И в синтоизме не все так однозначно относительно самоубийства за своего господина во его славу.
        Все-таки это кодекс бусидо - японского воина, а не религия обычных жителей Хоккайдо и Хонсю (все-равно что христианское оскопление или даже смерть за веру - единственно верный способ прожить и окончить христианскую земную жизнь).

        • Игорь Ткачев, Наталия, бусидо основано на буддизме, а не синтоизме. Хотя и синтоизм основан на буддизме.

          • Андрей, синтоизм – древняя японская религия, основа которой в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Синтоизм действительно развивался под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма, отчасти смешиваясь с этими религиями, но утверждать, что синтоизм основан на буддизме не верно.

            Возможно, такое впечатление у Вас возникло по причине распространенности буддизма в Японии, но синтоизм не возражает против одновременного исповедования любой другой религии и каждый японец, исповедующий буддизм, христианство или другую религию, тем не менее считает себя синтоистом.

            Оценка статьи: 5

    • Игорь Ткачев, "глупец и слабак стремиться умереть за свое дело. Умный же стремиться жить." - чуть не так - кто стремится умереть за свое дело - для него нет преград, вплоть до отдачи свей жизни. Это - цена своего дела. А "умный стремится выжить" - а какой ценой- может, ценой своего же дела? Пример - когда-то любимый всеми Сергей Воробьев здесь заметил, что если идущему со своей девушкой парню повстречаются хулиганы, у него (если он нормальный парень) есть два выхода: их одолеть или лечь костьми, защищая ее.

      Оценка статьи: 5

      • Юрий Лях, в вашей ситуации выход один - лечь костьми, наказав девчонке бежать быстро и призывать доблестных стражей порядка. Если ты - не Хон Гиль Дон, конечно, тогда - выход тоже один - одолеть, ибо воистину да будет так!
        У меня было такое за мою коротенькую жизнь три-четыре раза. И каждый раз я матом ругал своих девчонок, потому что они нифига убегать не хотят. Хорошо, хулиганы нормальные у нас, женщин не бьют.

      • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 1 февраля 2012 в 16:05 отредактирован 1 февраля 2012 в 16:08

        Юрий Лях, ... жить за свое дело - я имел ввиду.

        Дело в том, что нет такого дела (идеи, принципов) за которые стоит погибать.
        Железобетонная приверженность принципам (делу, идее) - которой многие из нас так гордятся - часто лишь железобетонная глупость. Невежество (многие герои, знай они заранее, за что они кладут свои жизни и чем это оборачивается, ни за что бы не стали этого делать).

        Не буду развивать эту мысль - она не нова, и есть "повсеместно" у современных и не очень философов поименитее меня.

        С хулиганами (и вообще с людьми всех мастей) всегда выгоднее находить общий язык, находя выход из ситуации, даже за счет т.н. "мужского достоинства" - часто той еще глупости. Беда в том, что многие сначала машут кулаками (ложатся костьми), а потом лишь думают о том, чтобы оправдать свою глупость.

        Иначе: он лег костьми, она обесчещена, хулиганы в тюрьме (или на свободе, что тоже вероятно).
        Все счастливы.

        Юрий, у Вас есть дело? Любимое? Идеи? Принципы? Вы готовы за них отдать свою жизнь? Подумайте (кому это будет нужно: Вам, Вашему делу и т.д., и кто от этого выиграет).

        • Игорь Ткачев, настоящий мужик всегда за свои принципы готов и лечь костьми и умереть даже. Иначе - см. другую статью - https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/33161/#comments.
          Хулиганы - тоже люди, сразу кулаками махать не начинают, как правило. Есть время забазарить. У меня получается, обычно. Но, к сожалению, не всегда. Иные - сразу в пятак мне, а я даже не ожидал, все, бой проигран.
          P.S.: Игорь, два вопроса:
          1) а вы тоже - философ?
          2) если к вам с женой (любимой девушкой) ВДРУГ пристала гопота, вы что делаете обычно? Мысли развиваете?

          • Андрей Лебедкин, знаете, что примечательно? То, что на словах я столько видел "настоящих мужиков, готовых лечь костьми", что возникал только один вопрос: куда они все деваются в даже не критических, а всего лишь в стрессовых, легкой конфронтации, например, с начальством, той же дворовой шпаной, ситуациях? Ан, нету их (все становятся "умными").

            Костьми, за принципы, дело и прочее, ложатся обычно те, кто плохо информирован о том, что принципы имеют тенденцию со временем меняться, дело разонравливаться, верные боевые подруги становятся часто стервами и т.п. Ни одно дело, никакие принципы не заслуживают этого. О родных и близких умолчим.

            Да, Андрей, склад ума у меня философский, и по философски я отношусь ко многому в этой смешной жизни. К Вашим смешным комментариям тоже.

            Если ко мне и моей девушке (я, правда, вышел из возраста "парни - девушки") пристанет гопота, я постараюсь выйти из ситуации без махания кулаками (хотя бы потому - как я пояснил - что я весьма вспыльчив и плохо себя контролирую в раже).
            Гопота обычно не пристают ни ко мне, ни к моим "девушкам" (наверное я живу среди адекватных людей. Ну, или у меня такой неприступный вид-).

            Надеюсь, тему закрыли?

        • Игорь Ткачев, а как с мамой? или Вашим ребенком? Тоже бросить и убежать, если договорится не получилось?

          • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 1 февраля 2012 в 16:54 отредактирован 1 февраля 2012 в 16:57

            Владимир Иванович Пресняков, дело не в "бросить и убежать" (я разве об этом говорил?) (или для русского "договориться, а не махать кулаками" - всегда проявление трусости?)

            Умение проявлять здравый смысл, результат которого будет выгоден, в первую очередь, "маме и ребенку". Даже если это невыгодно моему "мужскому достоинству".

            Мне казалось, я выражаюсь предельно ясно. тем более, для людей зрелых.

              • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 1 февраля 2012 в 17:55 отредактирован 1 февраля 2012 в 17:59

                Игорь Коваленко, весьма элегантно...

                Я с вами соглашусь: есть такая категория людей, которые слов не понимают. И с такими нужно разговаривать не как с людьми разумными.

                Хотя... когда-то я похожим образом, в ярости, чуть не зарубил человека топором, перебив ему все в квартире в пыль. Тогда я казался себе почти героем (я ведь отреагировал как настоящий мужчина и т.д.), не понимая всей серьезности (милиция, угроза убийства, ущерб имуществу).
                Теперь я понимаю, что насилия нужно избегать во всех случаях, пока есть зазор для понимания человеческого языка. Всегда. (хотя бы потому, что человек я крайне вспыльчивый, с обостренным чувством справедливости - почти кавказец-).

                Говоря вашим языком не задницу подставлять, а уметь уйти от глупой конфронтации разумными способами. Ну, а если не получается - пускай каждый решает сам, как ему действовать.

                ПС Статья, конечно, о другом. И моя первая ремарка была именно по ней. А именно: большинство смертей (благородных, подвигов, идейных, из принципа - чистой воды чушь). Как и взрощенные с самурайских пеленок камикадце, единственным предназначением которых было умереть за императора, жаждущего покорить мир.
                Остальное - около...
                А

  • Статья понравилась, хоть и отношение у меня к ритуальному самоубийству с целью демонстрации мужества или ещё там чего не однозначное (больше даже негативное). "Летчики-смертники Японии, по сути, применяли тактику самопожертвенного тарана еще задолго до официального учреждения эскадрилий камикадзе.Такидзиро Ониси лишь узаконил уже существующее. И это был единственный и первый раз в мировой истории военного искусства, когда смертники были выделены в особый род войск, специально обучались самоубийственному тарану" - а это вообще бесчеловечно. Подвиг ли это? Лично мне трудно сказать.

    Оценка статьи: 5

  • Неплохо написано, мне нравится. Правда, с тех пор Япония несколько изменилась, особенно хорошо это было показано в Zipang.

    Оценка статьи: 4

  • Молодец, Лаура! Как всегда талантливо, ярко, образно, на одном дыхании.

    Ками- это не только боги, это божественная сущность, т.е. боги- в том число.

    "меч сэппуку"? лучше меч для сеппуку, не уточняя (вакидзаси,кусунгобу, танто и др.)

    Но все это мелочи.

  • Я прочитал единственную японскую книгу "Лабиринт", автор женщина. ...Но оч жгучая книга. Захватывает время войны ДО Хиросимы. Я понял многое о характере японцев, об их образе жизни и менталитете.
    Статья о комикадзе напомнила мне героев той книги. Мне кажется, что японцы учли горький опыт поражений и решили покорить мир товарами высокого качества, что им уже удалось
    .Статья написана в знакомом ключе, но цели и выводы оставляют желать лучшего, поэтому 4

  • Для нас может и героизм, а для них - суровые будни.
    Если ты вырос на этих понятиях, и для тебя "не зарезаться" в стопиццот раз хуже, чем "зарезаться", то все закономерно. А разве закономерность достойна уважения?
    Они сделали то, что должны были сделать, всего-навсего.

  • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 1 февраля 2012 в 00:29 отредактирован 1 февраля 2012 в 00:35

    ...«всегда таких врагов», «самыми смертельными врагами», «собственным самоубийством», «объял ужасом этого меча», «небывалый подвиг духа японского воина-смертника» и многое другое, в том числе грамматические и пунктуационные ошибки, затрудняет понимание этого интересного и талантливо написанного текста