Сергей Курий Грандмастер

Помянем Фредди? Песни QUEEN: 1974-1978

Переиначив Маяковского, скажу так: «Фредди Меркьюри — прежде всего музыкант. Чем, собственно, мне и интересен». Поэтому нет лучшего способа помянуть фронтмэна QUEEN, чем еще раз обратиться к его музыкальному наследию. Что я и сделаю, произведя беглый обзор нескольких особо ярких песен.
Поехали…

Elenaphotos21, Shutterstock.com

«Killer Queen» (1974)

Судьбоносный хит группы, впервые выведший ее из-под обстрела ядовитой критки прямиком на 2-е место британского хит-парада. Это сейчас кажется, что песня звучит как «классический QUEEN, а тогда даже самим музыкантам она казалась необычной, далекой от привычного хард-рока, который они исповедовали. «Killer Queen» была решена в старомодном водевильном ключе с мелодическим многоголосием в духе BEATLES и BEACH BOYS. Как говорил Меркьюри: «Это один из тех номеров, которые предполагают шляпы-котелки и черные подтяжки».

Также это был тот редкий случай, когда Меркьюри написал текст прежде музыки. Осенило его ночью, поэтому он нацарапал что-то в темноте, а на следующий день уже сочинил мелодию. Давным-давно я думал, что в песне речь идет о какой-то «Королеве-убийце» — благо, таких хватало. Однако, на самом деле текст повествовал о шлюхе самого высокого полета, неком прообразе Маты Хари (недаром в тексте упоминаются Хрущев и Кеннеди), поэтому точнее, наверное бы, стоило перевести, как «Сногсшибательная королева» или «Королева, сражающая наповал». Недаром псевдоним «Killer Queen» взяла себе чемпионка по женскому боксу Сюзи Кентикян.

Но героиня песни всё-таки один раз цитирует настоящую королеву — Марию Антуаннету. А именно употребляет ее коронную фразу «Ну так пусть едят пирожные», которая накануне Французской революции была образцом то ли наивности, то ли клинического идиотизма, ибо представляла собой ответ на жалобу, что у крестьян нету хлеба. Говорят, изречение королеве приписали, но общую пропасть между народом и властью фраза выражала весьма наглядно.

«Bohemian Rhapsody» (1975)

Через год после первого удачного попадания в «яблочко» вдохновленные КВИНЫ ответили настоящей пушечной канонадой, выпустив превосходный во всех отношениях альбом «A Night At The Opera». Самым огромным пушечным снарядом стала «Богемная Рапсодия», представляющая собой 6-минутное музыкальное полотно, состоящее из балладно-рояльного вступления «про маму», оперно-многоголосой середины с «Галилеями-Фигаро» и хард-боевым финалом. Я уже писал про песню отдельную статью, поэтому остановлюсь лишь на не упомянутых ранее фактах.

1. Никакого конкретного смысла в текст песни Меркьюри, видимо, не закладывал. Он говорил: «Меня до сих пор спрашивают, о чем же на самом деле „Bohemian Rhapsody“, и я отвечаю, что не знаю. Я думаю, это развеивает миф и разрушает таинственность, придуманную людьми». Название же песни отсылает нас к элитарности, классической музыке и итальянской опере (отсюда и «рапсодия», и «Фигаро Магнифико», и «Галилео», и «Богема» — известная опера Пуччини).

2. Так, как дорожек на пульте было 16, а вокальных партий 180 (!), приходилось десятки раз писать на одну магнитную пленку. До тех пор пока музыканты к ужасу не заметили, что пленка истерлась и стала почти прозрачной. Срочно пришлось делать копию.

3. Если, кто не знает, в QUEEN пел не один Меркьюри. Так, многоголосия обычно создавались при участии гитариста Брайана Мэя и ударника Роджера Тейлора. И именно последний (а не Меркьюри) берет на «Рапсодии» самые высокие ноты. Тейлор вспоминал: «Да, я тянул все эти верхние оперные ноты. Теперь без плоскогубцев мне такого не взять…».

«We Will Rock You» / «We Are The Champions» (1977)

Следующие два альбома, по моему сугубо личному мнению, неожиданно вышли у группы не особо интересными — эдакие сборники милых поп-песенок. А вот синглы были отменно хороши. Это и сделанная в жанре госпела и спетая всё той же троицей песня «Somebody To Love» (1976) и два мощнейших гимна-речевки, известных практически каждому.

Когда сингл с «We Will Rock You» и «We Are The Champions» вышел в продажу, New Musical Express язвительно написала: «Звучит так, будто специально записано для футбольных фанатов всей страны, чтобы стать хитом галерки. Неплохая идея для сборища тупиц». Ну, а КВИН своих слушателей тупицами не считали и, действительно, специально написали эти песни в расчете на совместное исполнение с публикой.

Для исполнения бодрой речевки «We Will Rock You» требовалось совсем немного. Помню, как в школе мы отбивали ее ритм, делая два притопа по листовому железу и один прихлоп. Почти так же записывали эту песню и КВИНЫ, только чечетку они отбивали на деревянной половице какой-то церкви. К топо-хлопанью дописали вокал, в конце — немного гитары, и самая «демократичная» песня готова. Сперва рефрен песни звучал как «We Will Beat You» (Мы вам врежем), но Фредди показалось, что это уж слишком, и он заменил рефрен на «We Will Rock You» (Мы вас раскачаем/встряхнем).

Песня стала народной, ее часто исполняли по любому торжественно-массовому поводу и написали кучу пародий (вот сразу вспомнилось: «ВИ-А СЕК-ТОР ГАЗА!»). Мэй по этому поводу даже расчувствовался и сказал: «Так приятно видеть, что твоя песня стала элементом фольклора. Теперь я могу умереть спокойно».

Другая песня-гимн про то, что «Мы чемпионы» была написана уже Меркьюри. Критики не сильно ошиблись. Писалась она действительно с мыслью о футболе, но в итоге повествовала о тернистой судьбе музыкантов, которые не сдаются и в итоге всех побеждают. Песня получилась настолько самовлюбленной и помпезной (даже для КВИН), что когда Фредди представил ее коллегам по группе, те дружно заржали. Что не помешало «We Are The Champions» стать любимой песней спортивных болельщиков по всему миру.

«Bicycle Race» / «Fat Bottomed Girls» (1978)

Альбом 1978 года — «Jazz» — вышел значительно лучше предыдущих. Открывается он песней про загадочного Мустафу-Ибрагима. По сути, это была первая песня QUEEN, услышанная мною в жизни. Совсем маленьким мальчиком я обнаружил ее в какой-то солянке на папиной бобине. Она показалась мне настолько задорной и идиотской (в хорошем смысле этого слова), что я тут же начал носиться по улице, выкрикивая: «Мустафа-ибрагим, Мустафа-ибрагим, Алла-алла-алла!!!». Кроме молений Аллаху и общих «салаам алейкумов» никакого осмысленного содержания песня не несла, зато восточный колорит просто бил по ушам.

Но для сингла группа подготовила менее экзотические песни. На первую — «Bicycle Race» («Велосипедная гонка») — Меркьюри вдохновили велосипедисты Тур де Франс, которых он увидел из окна отеля. Текст был очень шуточный, где герой хитроумно играл словами и заявлял, что не верит «в Питера Пэна, Франкенштейна и Супермена», не хочет быть президентом Америки и «кандидатом для Вьетнама или Уотергейта», а хочет лишь «кататься на своём велосипеде».

Не знаю, что вдохновило на вторую песню сингла Брайана Мэя, но называлась она «Fat Bottomed Girls» («Толстозадые девицы»). В итоге для съемок клипа на «Bicycle Race» КВИНЫ решили совместить идеи обоих песен — собрать в одном месте девиц и, усадив их, толстыми задами на велосипеды, заставить кататься по стадиону Уимблдон. Что 65 голых манекенщиц и сделали 17 сентября 1978 года.

Однако с таким же успехом они могли быть одетыми. Неприятности начались сразу. Сначала фирма, давшая велосипеды напрокат, узнав об их использовании, заставила группу выкупить «оскверненные» велосипедные седла. Затем при монтаже началось редактирование, чтобы клип не был сильно уж вызывающим. Доредактировались до той степени, что ничего такого в клипе из-за спецэффектов вообще было не видно.
То же ждало и обложку сингла, где на мощный «бэк» велосипедистки сначала дорисовали трусики, а затем — в США — добавили еще и лифчик. Во всей красе голозадых наездниц можно было увидеть лишь на фото, которое вкладывалось в конверт альбома. Но в США и этот вариант запретили, а вместо фото вкладывали… купон, по которому фото можно было заказать. В довершение позубоскалило и издание New Musical Express, поместив фото Меркьюри со спины с подписью «Задастый королевич».

Но главное, что сингл благосклонно приняли слушатели, обеспечив ему 11-е место в хит-параде. Ну, а у фэнов появился новый ритуал — тарахтеть во время исполнения «Bicycle Race» велосипедными звонками.

На этом мы оставим 1970-е, и в следующий раз поговорим о хитах QUEEN следующего десятилетия.

Обновлено 29.09.2015
Статья размещена на сайте 22.11.2011

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо за очередную добротную статью о хорошей музыке!
    «A Night at the Opera» 1975, впервые услышал в 9-м классе.(1977) Потрясла первоначально "Death on Two Legs". Хард-рок высшей пробы! Только сейчас стало известно, что пачка посвящена бывшему продюсеру:
    Пиявка - пьешь мою кровь,
    Преступник договоров.
    Сжал до боли мой мозг,
    Забрал мои все деньги - и ждешь еще!

    "Bohemian Rhapsody", мы ее всегда называли Богемной, доходила для большинства немного позже, но по полной! Альбом произвел ошеломляющее впечатление! В этом же году, но чуть позже, до нас дошел предыдущий альбом «Sheer Heart Attack». Тогда мы поняли, что Queen, это серьезно!
    Отлично, что не забыт прекрасный альбом Jazz! Можно вспомнить к нему и незабвенную Jealousy - красивейшею песенку!

    Оценка статьи: 5

    • Валерий Бринев,

      А я к рок-музыке начал приобщаться в 1984 году - тоже класс 6-7. До сих пор помню первые пластинки, что услышал (у одноклассника брат покупал на черном рынке): двое КВИНОВ - "Греатест Хитс" и свежий "Зе Вёкс", ПИНК ФЛОЙД "Стена", ДИП ПЕРПЛ свежий "Перфект Стренджерс" и... о Боже... немецкая металл-группа ЭКСЕПТ. Всё произвело неизгладимое впечатление. А из КВИНОВ - "Рапсодия" (она действительно грамотно "Богемная", а не "Богемская"). Мы ее шутя называли "Песня про физиков". Нам казалось, что там поется "Физико, физико" (на самом деле "Easy come, easy go". До сих пор помню наизусть всю эту оперную партию.
      А "Ночь в опере" люблю почти всю. Особенно млею от "I’m in Love with My Car", "39" и "The Prophet’s Song" (последнюю, кстати, редко вспоминают, а ведь она могла занять место "Рапсодии" - КВИНЫ рассматривали ее, как вариант для сингла).

      Можно вспомнить к нему и незабвенную Jealousy - красивейшею песенку!

      Да у вас хороший вкус. Это одна из моих любимых песен на "Джазе" (ну "Мустафа" конечно впереди)

  • Комментарий скрыт
    • Кристина Мазаева,

      Группа КВИН не так уж много открыла в поп-музыке. Но смесь из разного сделала - мама не горюй! Очень яркие хиты, очень харизматичный лидер. Не люблю сборники ГРЕАТЕСТ ХИТС, но подобное у КВИН можно покупать смело. Один критик как-то даже написал, что КВИН - группа, которая делала плохие альбомы, но прекрасные синглы. С этим можно поспорить, но лишь до "Ночи в опере". После - концептуальность куда-то ушла. Ну и фиг с ней.

  • Комментарий удален
  • Комментарий скрыт
  • Спасибо! Я так смеялась, читая все эти подробности... Не давно "чемпионз" группа исполнила с каким-то другим вокалистом (смотрела по ТВ). Спасибо вам за живой и увлекательный рассказ. С нетерпением жду продолжения. Я постоянно вспоминаю Фредди Меркури, хотя не была такой уж его фанаткой. Фото к статье тоже красивое. Мне очень нравится вид на памятник сверху, на фоне воды.

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Черных,

      Не давно "чемпионз" группа исполнила с каким-то другим вокалистом (смотрела по ТВ).

      Наверно, это Пол Роджерс. КВИН с ним выступали в 2008 году в Харькове. Правда я смотрел по ТВ, но всё равно было очень неплохо. Всё-таки в этой группе все участники были творцами и талантами. "Богемскую рапсодию" пел сам Фредди (с экрана).

      Я постоянно вспоминаю Фредди Меркури, хотя не была такой уж его фанаткой.

      Я вообще не выношу слова "фанат" и не имею кумиров. Ведь кумиров не покритикуешь.