• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Помянем Фредди? Песни QUEEN: 1980-1986

«Десять лет назад я знал только три аккорда на гитаре, и сейчас я знаю те же три аккорда!» Такими словами Меркьюри представил публике песню «Crazy Little Thing Called Love» (Сумасшедшая штучка под названием любовь). А что можно написать на три аккорда, как не песню в стиле доброго старого «рокабилли»?..

Sinelyov, Shutterstock.com

Итак, продолжим наше ностальгическое путешествие по хитам группы QUEEN

«Crazy Little Thing Called Love» (1980)

Вдохновение Фредди черпал в творчестве своего кумира — Элвиса Пресли, которому в далекой юности подражал, выкаблучиваясь перед зеркалом. Написана песня была в ванной буквально за 10 минут, что не помешало ей занять 2-е место в Британии и стать № 1 в США (впервые!). Говорят, что эта песня так зацепила за живое Джона Леннона, что он решил вновь вернуться к творчеству после многолетнего перерыва.

«Another One Bites The Dust» (1980)

Эксперименты со стилями продолжались. Теперь под раздачу попал исконно негритянский стиль «соул». Именно в этом стиле написал свой первый крупный хит еще один участник QUEEN — Джон Дикон. Он был басистом, поэтому и основой в песне «Another One Bites The Dust» («Еще один лицом в пыли») стал блестящий запоминающийся басовый ход (признанный позже самой лучшей басовой линией в поп-музыке). Правда, кое-кто считает, что Дикон позаимствовал его у диско-группы CHIC из песни «Good Times».

Негритянский стиль навел музыкантов QUEEN и на соответствующую тематику — в песне повествовалось о бандитских уличных разборках. Недаром «Another One Bites The Dust» стала первой песней группы, которую крутили негритянские радиостанции. Меркьюри вспоминал: «Когда был выпущен сингл, многие купили его и решили, что мы чернокожая группа. Потом они пришли на наши выступления и обнаружили, что мы все белые». Кстати, изначально QUEEN не собирались издавать песню на сингле, но поддались уговорам Майкла Джексона. В результате сингл возглавил сразу три категории — рок, соул и диско.

«Under Pressure» (1981)

После успеха «Another One Bites The Dust» QUEEN обращаются к компьютерам и танцевальной музыке. Однако альбом 1982 года «Hot Space» не пользуется большой популярностью у фэнов группы. Громкий успех снискала только одна песня альбома, созданная в соавторстве с Дэвидом Боуи. Случилось так, что разноглазый «рок-хамелеон» заглянул в студию QUEEN, когда те записывались в швейцарском городке Монтре — излюбленном месте многих рокеров (именно там сгорела аппаратура Фрэнка Заппы и потянулся тот самый дым, что вдохновил DEEP PURPLE на «Smoke On The Water»). В общем компания была душевной, выпивание винца сменилось джемом, во время которого и родилась песня «Under Pressure» (Под давлением). Большую часть мелодии написал Меркьюри, а Дэвид Боуи придумал знаменитый басовый ход (в 1990 году белый рэппер Ванилла Айс использует сэмпл этого хода для своего хита «Ice Ice Baby»).

Так как песню решили доделать, пока не спал задор, то ее запись превратилась в целую 24-часовую сессию. Кстати, Боуи до сих пор считает, что «Under Pressure» вышла несколько «сыроватой». Но это, как обычно, не помешало синглу с песней взлететь на 1-е место Британского хит-парада.

«Radio Ga Ga» (1984)

В 1984 пришло время и для большого хита Роджера Тейлора. На песню ударника QUEEN вдохновил его трехлетний сынишка Феликс, который бормотал смешную фразу «Радио Пу-Пу» (по другой версии — «Радио Ка-Ка»). «Пуки» и «каки» Тейлор заменил на «Ga Ga» — выражение, аналогичное нашему «агу-агу», также означающее слабоумие, впадение в детство. Впоследствии подобный псевдоним возьмет себе певица Леди Гага (так ее прозвал продюсер за попытки подражать Фредди Меркьюри).

В общем, Тейлор закрылся с синтезатором в студии и написал настоящий ностальгический гимн эпохе радио, когда оно было не просто «фоновым шумом», а главным распространителем музыки, источником информации и даже однажды заставило поверить слушателей в реальность событий, происходящих в обычной постановке «Войны миров».

Р. Тейлор:
«В наши дни может показаться, что визуальная сторона рок-н-ролла — видеоклипы — сделалась важнее, чем радио, сама музыка. С ног на голову, верно? Музыка предназначена для ушей, а не для глаз».

Несмотря на вышесказанное, QUEEN сняли на песню довольно роскошный (по тем временам) клип в ретро-футуристической манере (именно так!). Для этого они решили использовать кадры из немого фантастического фильма Фрица Ланга «Метрополис» 1926 г.

Р. Тейлор:
«Джорджио Мородер купил авторские права на фильм «Метрополис» и захотел, чтобы мы написали к нему песню. Песню мы написали и отдали в обмен на право использовать некоторые кадры из фильма. Это отличный фильм, и я всегда мечтал использовать его образы… Когда смотришь немой фильм, возникает ностальгическое чувство, которое у меня ассоциируется с ностальгическим отношением к радио, существующее с тех пор, когда я тайком от родителей слушал под одеялом «Радио Люксембург».

В итоге песня «Radio Ga Ga» стала № 2 в Британии и обогатила сценические ритуалы фэнов QUEEN ритмичными хлопками под ее припев.

«I Want To Break Free» (1984)

Вторая заметная песня с альбома 1984 г. с названием «Я хочу вырваться на свободу» снова была написана басистом Диконом и музыкально представляла собой совсем уж откровенный поп в духе песенки Стива Вандера «I just called say i love you».

Зато клип на нее оказался чересчур оригинален даже для QUEEN. В нем музыканты решили облачиться в женские платья, пародируя героев телесериала «Coronation-street». Наиболее похожим на девушку получился Тейлор, одетый в костюм школьницы, а наиболее смешным Меркьюри, который облачился в мини-юбку и парик, но при этом нарочно оставил свои пышные усы. В сочетании с патетичным текстом песни клип выглядел уморительно.
Однако в США шутки не поняли. Это сейчас на американском ТВ геев и трансвеститов чуть ли не больше, чем людей с нормальной ориентацией, а тогда клип QUEEN сняли с ротации MTV. Кстати, идею клипа предложил вполне гетеросексуальный Тейлор, и ожидал, что воспримут ее не более чем историю «тетушки Чарли из Бразилии».

Р. Тейлор:
«Полагаю, в Америке нет такой, как в Европе, исторической традиции переодевания в одежду противоположного пола. Для американцев это уж слишком».

Зато «I Want То Break Free» неожиданно пришлась по вкусу афро-южно-африканцам. Песню даже избрал своим гимном «Африканский конгресс», борющийся с апартеидом, что немного сгладило нападки на QUEEN за их выступление перед белыми расистами ЮАР в казино Сан-Сити.

«Who Wants To Live Forever?» (1986)

Альбом 1986 года «A Kind Of Magic» вышел у QUEEN не то что бы слабым, просто каким-то стандартным. Для многих наиболее яркой песней альбома стала драматичная и горькая композиция под названием «Кто хочет жить вечно?» авторства Мэя, во многом ассоциирующаяся с фильмом «Горец». Текст местами удивительно перекликался с фразой из «Обыкновенного чуда» Е. Шварца: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны, — смерть иной раз отступает от них».

«Кто хочет жить вечно?
Кто смеет любить вечно,
Когда любовь должна умереть.
…Вечно — это наше сегодня…»

Несмотря на долгое заигрывание с классическим искусством группа только в этой песне впервые задействовала симфонический оркестр и играла на несвойственных инструментах: Дикон — на контрабасе, Тейлор — на симфонических барабанах, а Мэй — на настоящем органе.

Эксперименты с классической музыкой и симфоническим оркестром не прошли для участников QUEEN даром. И в 1987 году возникает один из самых необычных творческих тандемов в истории музыки. Но об этом — в следующий раз.

Статья опубликована в выпуске 25.11.2011
Обновлено 29.09.2015

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я себе не верю, что это было как вчера. Мы вчера слушали его крик, что он умрет от СПД, а завтра он уже умер. Это такое личное у каждого, такое что-то хрупкое. Я не очень-то по этим делам, но кусок жизни эти ребята без него у меня вырвали. Как бы сказать лучше: там раньше была МУЗЫКА. Они учили нас ее понимать, чувствовать. Сейчас идет только тиражирование когдашних богов в плохом варианте. Думаю, сказала, что чувствую. 20 лет. Я ничего не спела - жива. Вы ребята, ничего не спели тоже. И живы Давайте просто проживем, за то, что есть фаны, которые лично шкурой помнят этот фейерверк: вот прожита житуха, вот песни пропеты! Это ж подарок, который у нас не отнять. А отнять у нас могут многое, кроме отбивки ритма ногой и Серый Курий вспмнит и возьмет нотку, а я струнку, а переглянемся! Пошли, ребятки!

    Оценка статьи: 5

    • Лаура Ли,

      Всегда кажется, что раньше было лучше. Музыка была и есть, проблемы лишь с информационным валом и шумом.
      А умер Фредди правильно - тихо и без шумихи. Не хватало еще благотворительных концертов с геями и презервативами.

  • Ох ты, одна из любимейших моих групп, с детства слушаю. Хотя всегда любил более ранние записи, и в основном не те, которые попали впоследствии в сборники Greatest Hits I-II-III. Например, Tenement Funster, Lily on the Valley, альбомы Jazz и Hot Space... Фредди великим был, великим и останется. По признанию большинства изданий, лучший фронтмен в рок-музыке за всю ее историю, один из величайших голосов.

  • А мне в свое время очень понравился «A Kind Of Magic»...

    Оценка статьи: 5

  • обожаю куин!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    Оценка статьи: 5

  • Почему "настоящих" почитателей его творчества появилось только после его смерти? На волне моды связанной с его смертью

    • владимир казарков, неправда. Он стал богом еще при жизни (как у Нуриев), когда он сам и никто в мире его болезни еще не знал. Особенной любви ему прибавляло его восточное происхождение, как и Хампердинку в свое время. Западной культуре всегда приятно видеть что эта культура интернациональна. Это многое ему добавляло. А особенно ему добавило, что именно тогда, когда он узнал, что смертельно болен (а лечить тогда не умели как сейчас и от ВИЧ люди таки-да умирали как мухи), он записал наиболшьшее количество песен, выложился весь перед кончиной. Для этого надо еще иметь ball. Мы все помираем, но не каждая смерть делает великим покойника. ФМ был королем при жизни, он и умер как король. А Пупкин от шоубизнеса и помрет как пупкин. И мы все прекрасно знаем, где проходит черта между шоу-поделками и настоящей музыкой.
      Вчера умерла супруга нашего бывшего мера Мэгги Дейли. Даже несмотря на черную пятницу вышел весь город. Не потому. что она была первая леди Чикаго, а потому, что она была мамой Чикаго, за ее дела для города. Не смерть ее, а вся жизнь ее была чтима горожанами. Смерть таких людей не рекламный трюк ПР, а действительно невосполнимая потеря.

      Оценка статьи: 5

      • Лаура Ли, ну пел Фред хорошо. Имел свою, отличную манеру исполнения. Голос. Часто дурацкие тексты (на мой взгляд - как это часто есть у большинства западных исполнителей), которые, тем не менее, спасала его манера дергаться на сцене. Эпатировал кожаными геевскими костюмами. И что с того-то? Кто его в боги зачислил? Кто по-настоящему ценил? Кто cared a shit, когда у него ВИЧ обнаружился, кто отвернулся, а кто раздираемый обывательским интересом к зрелищу и неминуемой смерти, "полюбил" еще больше?

        Мы что не можем без кумиров и богов? Без адекватного отношения, без истерии? Человека, а не образ сомнительного героя, мы видим или нет?

        Слишком много внимания к довольно сомнительным героям. И слишком мало к ним же, как к живым людям. Showbiz-fizz, одним словом. The king is dead. Long live the king!

        • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 28 ноября 2011 в 18:43 отредактирован 28 ноября 2011 в 18:43 Сообщить модератору

          Игорь Ткачев, как ни крути, но значительная часть современной значимой культуры творится именно геями. Да, кстати, и в былые времена тоже. Мне все равно был ли сам Набоков нимфетоманом. Для меня остаются в чистой выжимке его Себастьян Найт, Ада, Лолита, его литературоведческое наследие по Гоголю. Нуриевские никогда и ни кем больше не выполнимые вещи останутся. Чайковского будут слушать пока уши у хомо сапиенса уши не отсохнут. Может быть, именно благодаря их нами не понятой сексуальной фантазии могли рождаться вещи не ординарные, не проходные. Так что мне на светскую репутацию Мастера наплевать слюнями.
          А по части музыкальных ценностей, то кто же спорит - сегодня многое из прошлой классики уже не так на АХ! слушается. Tempоra mutantur et mutamini nostrum

          Оценка статьи: 5

        • Мы что не можем без кумиров и богов? Без адекватного отношения, без истерии?
          Игорь Ткачев, вы в статье про кумиров и богов вычитали? Призывы молиться и поклоняться нашли? Кто из комментаторов здесь в истерике бьется? Кто такие эти "мы", которых вы порицаете? У вас особые претензии к Лауре, которая о музыканте именно как о человеке говорит? И поэтому сочли необходимым прийти сюда, в блог мемориальной статьи (где люди выражают благодарность автору, в памятные дни давшему читателям возможность вспомнить музыканта и его музыку) - и очень по-человечески плюнуть на могилу?
          Кстати, на это ваше "мы не можем" автор уже ответил в одном из комментариев к другой статье серии.

  • Сергей, show didn't go on...

    Только что пересматривал его клипы и слушал песни: great voice, great performer, lousy life. И еще более lousy ending.

    Шоубиз - все-таки дерьмо транснациональное. В назидание молодым, что рвутся в него. Хотя, какое назидание. Nothing really matters. И даже собственная жизнь...

    • Игорь Ткачев,

      Шоубиз - все-таки дерьмо транснациональное

      Страшен не сам шоу-бизнес, а степень "слияния и поглощения" им творца. У государственного спонсирования и надзора - свои недостатки, у подвального андеграунда - свои. Никому не хочется кричать в пустоту.

      • Сергей Курий, перефразируя Вас - "страшен не лев. А то, что он пожирает вас"...

        Были и все еще есть различные виды искусства, самовыражения, в разной форме, не требующие человеческих жертвоприношений. Быть не пожранным в шоубизнесе (не стать наркоманом, геем, не потерять человеческое лицо) весьма непросто. Ведь нужно эпатировать публику. Быть на пределе. "Фриковать". Чтобы быть интересным.

        Фредди имел нормальную ориентацию. Любил женщин. А потом стал экспериментировать, как это было модно (было навязано ему). Баловался наркотиками. И в 45 добаловался - СПИД, страшная и глупая смерть.
        Хотя и весь этот потребительский визг был бы потише, не будь столь трагичной судьбы артиста. Смерть, как никак, часто делает артиста не меньше чем его творчество.

  • C ужасом поймал себя на мысли, что не могу напеть "Who Wants To Live Forever?"! Срочный поиск в фонотеке и прослушивание восстановили покой в душе...

    Сергей, давай продолжать. Нам, фанатам Квинов очень!

    • Иван Иванов,

      Про КВИНОВ в общем-то много написано и довольно подробно. Я и так уже 4 статьи написал. Надо и другие группы уважить.
      Насчет "Who Wants To Live Forever?", там действительно припев сильно заслоняет куплет и мелодия забывается.