Сергей Курий Грандмастер

Помянем Фредди? Песни QUEEN: 1987-1991

В 1987 году возникает один из самых необычных творческих тандемов в истории музыки — тандем рок-вокалиста Фредди Меркьюри и оперной дивы Монсеррат Кабалье. То, что сам Меркьюри считал большой неожиданностью, для меня, как слушателя, выглядело вполне закономерно — недаром же Фредди столько лет заигрывал с оперой?..

Фрагмент обложки сингла «Innuendo», для оформления которой выбрана картина Гренвиля

Итак, сегодня мы с вами завершим цикл статей, посвященных песням QUEEN.

«Barcelona» (1987−88)

Казалось бы сама судьба сводит этих двух людей. Меркьюри побывал на выступлении Кабалье еще в 1983 году и просто влюбился в ее голос. Во время гастролей по Испании он с восхищением отозвался о певице по испанскому ТВ. И в марте 1987 года его мечта сбылась — они познакомились и он подарил ей кассету со своими песнями.

С другой стороны, где-то в это же время было решено, что следующей столицей Олимпиады станет Барселона — родной город Кабалье. По этому поводу мэр Барселоны предложил своей именитой землячке поучаствовать в создании гимна будущих Олимпийских игр. Монсеррат логично решила, что для этого, во многом молодежного, мероприятия было бы неуместно очередной раз петь чистую оперу. И тут брат певицы — Карлос — вспомнил о Фредди…

Монсеррат Кабалье:
«…Фредди приехал. Он спросил меня, что бы я хотела. Я говорю — не знаю, знаю только, что хочу не оперу, это вы мне должны сказать, что сейчас модно. И удивительно — потому что никогда не думаешь, что поп-музыкант может быть таким музыкальным, — он садится за рояль и начинает импровизировать. Я тут, как всегда, влезла со своим оперным снобизмом. Удивленно спрашиваю: вы играете на рояле? Он на меня посмотрел, конечно, совершенно уничтожающим взглядом и так по клавишам Шопена как заиграл — тарара-тарара. Я остолбенела просто. Говорю: очень хорошо играете. Он засмеялся и говорит, я в юности серьезно изучал музыку, занимался и композицией, и роялем, и вокалом. Я спрашиваю: и какой же у вас был вокал? Я-то ведь слышала только, как он рок поет. Он говорит — баритон. И начинает мне петь гаммы. Я думаю — и действительно у него баритон. Тогда спрашиваю: почему же вы не поете таким красивым баритоном? А он говорит: потому что мои поклонники тогда не придут на мои концерты. Ха-ха-ха…»

К тому времени более-менее законченной мелодией была именно мелодия песни «Barcelona». Но Монсеррат, к удивлению Фредди, сказала, что не ограничится одной песней и может записать с ним целый альбом. С трепетом и ответственностью Меркьюри начал работу над новым релизом. Из-за занятости певицы запись альбома длилась почти 9 месяцев. К ее приезду Фредди уже прописывал свои партии, и Монсеррат оставалось лишь наложить свой голос (обычно с одного дубля).

Первой была готова песня «Barcelona», которую дуэт впервые исполнил на закрытии фестиваля на острове Ибица в мае 1987 года. В сентябре того же года сингл с песней вышел в Испании, и первые 10 тыс. копий ушли буквально за 3 часа.

Однако большинство увидело исполнение «Barcelona», состоявшееся 8 октября 1988 года на празднике, посвященном прибытию олимпийского флага из Сеула в Барселону. Времени на репетиции не было, а Меркьюри очень боялся испортить выступление, в результате чего песня была исполнена под фонограмму.

Никто не мог и подумать, что исполнение «Барселоны» станет последним публичным выступлением вокалиста QUEEN. Однако Фредди уже знал, что смертельно болен, и после записи альбома с Кабалье воскликнул: «Ну, что мне еще осталось свершить?!»

«I Want It All» (1989)

Сольные работы участников QUEEN вовсе не означали распада группы. Новый альбом 1989 года «Miracle» получился очень добротным и разнообразным. Начиная с этого момента, группа решила делить все авторские права поровну и подписывала песни исключительно «QUEEN».

Тем не менее по мощным гитарным звукам одной из самых энергичных песен альбома «I Want It All» легко можно догадаться, что написал ее не кто иной, как Брайан Мэй. Ну, а ключевой фразой песни стало любимое выражение его жены: «Я хочу всё, и хочу это сейчас». И хотя в песне видели призыв то к борьбе за права геев, то к борьбе против апартеида, текст ее говорил просто о борьбе за свои цели, о жизни в полную силу.

Сингл с песней занял 3-е место в британском хит-параде и версия на нем несколько отличалась от альбомной: вместо гитарного вступления там сразу шел акапельный припев.

«Innuendo» (1991)

Последний альбом QUEEN также получился своеобразной ретроспективой всего их творчества. В нем есть забойный хард, проникновенные баллады и даже некая вариация «Богемной рапсодии» под названием «Innuendo» (Косвенный намек, инсинуация). «Я часто использую слово Innuendo, играя в скраббл, — говорил Меркьюри. — Для QUEEN это прекрасное название». Текст песни представлял еще один призыв освободиться и быть самим собой.

Гораздо более интересной была музыка с необычным ритмом и характерной для группы центральной вставкой. На этот раз вставка представляла собой гитарное фламенко, сыгранное гитаристом YES Стивом Хоу и подхваченное электрогитарой Мэя.

Б. Мэй:
«Она стала одной из первых вещей, записанных для альбома. Ритм выполнен в размере болеро, что придает ей странный оттенок. Испанские мотивы предполагались с самого начала песни. Довольно рискованно выпускать ее на сингле, но она очень своеобразна, и мы решили: Всё или ничего».

В США «Innuendo» выпустить так и не решились, предпочтя для сингла более короткую песню «Headlong». Зато в Британии песня (продолжительностью 6,5 мин.) взлетела на вершину чартов и стала самой длинной со времен «Богемной рапсодии» композицией, возглавившей хит-парад.

Песню сопровождал один из самых моих любимых клипов QUEEN, представляющий собой целую фантасмагорию с использованием документальной хроники, участием пластилиновых жонглеров, рисованных участников группы и антуражем с картины Жерара Гренвиля (того самого, что нарисовал классические иллюстрации к «Гулливеру»). Картина Гренвиля попала и на обложку сингла.

«The Show Must Go On» (1991)

Песня «Innuendo» записывалась в 1990 году. В это время близкие Фредди люди знали, что он неизлечимо болен. К 1991 году он уже еле передвигался. В последнем клипе с его участием «I'm Going Slightly Mad» лидера QUEEN тщательно загримировали, чтобы не было видно ужасных пятен на его теле.

К этому времени Меркьюри уже почти ничего не писал. Несмотря на то, что знаменитую «The Show Must Go On» многие воспринимают как завещание Фредди, и текст и музыку к песне написал Брайан Мэй (в свою очередь, взяв за основу гармонию, придуманную Тейлором и Диконом). Но песня создавалась в непосредственном присутствии Меркьюри.

Б. Мэй:
«…однажды мы решили всему давать авторство QUEEN, но эта песня как бы… я считаю её своим ребёнком, потому что большую её часть я написал рядом с Фредди, который сидел вот здесь (показывает на соседний стул) и, м-м, это был огромнейший опыт, потому что Фредди в то время действительно не мог (или не хотел) выражать себя в поэзии, за исключением некоторых конкретных случаев, и он знал… он знал, что это имело отношение к тому, что мы чувствовали по отношению к нему… Те проблемы, о которых нам было сложно говорить. Но музыка позволяет найти выход таким эмоциям».

На всякий случай Мэй записал демо песни со своим голосом, после чего сказал Фредди: «Я не знаю, сможешь ли ты ее спеть сейчас». На что тот ответил: «Я всё, блин, смогу, дорогуша», выпил водки и спел песню с первого дубля. Клип с этой песней делался уже без него — из нарезок старого видеоматериала.

И несмотря на то что фраза «The Show Must Go On» уже встречалась в других песнях (например, в одноименной песне из альбома PINK FLOYD «The Wall»), отныне она будет ассоциироваться исключительно с QUEEN. Это блестящая музыка, один из лучших текстов группы и самый впечатляющий занавес пьесы «Фредди Меркьюри» в театре рок-музыки.

…Совсем скоро —
Я скроюсь за углом
Там снаружи глохнет рассвет,
Но внутри, во тьме
Я так хочу быть свободным.

Моя душа расписана, как крылья бабочек,
Вчерашние волшебные сказки изменятся, но никогда не умрут.
Я могу летать, мои друзья!

Шоу должно продолжаться,
Шоу должно продолжаться,
Мое сердце разбито,
Мой грим может осыпаться,
Но я продолжаю улыбаться…

Обновлено 9.09.2016
Статья размещена на сайте 22.11.2011

Комментарии (28):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Действительно,блестящее исполнение!Такая хрупкая девушка,а голос...

    Оценка статьи: 5

    • По-моему, сугубо личному, мнению вышло не намного слабее, чем у Кабалье.
      И с таким голосом она поет обычные эстрадные песенки. Есть только более менее адекватная ее вокалу, песня "Кукушка".

  • Сергей Курий Сергей Курий Грандмастер 27 ноября 2011 в 13:36 отредактирован 27 ноября 2011 в 13:37

    А вот блестящее исполнение "Барселоны" украинской певицей Златой Огневич.

  • Хорошая статья!А насчёт Барселоны с Басковым,я был вообще в шоке.Мне и в голову такое прийти не смогло бы,за что ему такая честь выпала(не в обиду его поклонникам).Видео не смотрел,но где-то читал что он на этом концерте так распрыгался что чуть Кабалье с ног не сбил(а может это и враньё).От себя добавлю что название «The Show Must Go On» есть ещё и у THE ALAN PARSONS PROGECT-Day After Day(The Show Must Go On).

    Оценка статьи: 5

    • Андрей Андрейченко,
      Спасибо!
      И, Бог с ним, с Басковым - поет себе человек и пусть поет.
      К своему стыду Алана Парсона знаю очень плохо, больше, как звукорежиссера "Дарк Сайд оф зе Мун" (ну и пластиночку "Гауди" помню). Значит получается фразу про "Шоу" он раньше Уотерса придумал (а может на нее Роджера и натолкнул).

  • Комментарий удален
  • Где-то когда-то слышал, что голос Меркури был на первом месте, на втором - Градский.

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Лях,

      Места в таком тонком деле, как вокал - вещь условная.
      Вот я не люблю, как Градский берет верхи - очень уж неестественный фальцет выходит. Но это дело вкуса - петь-то он, понятно, умеет.

      • Насчет Градского, да, согласен. Голос сильный, но как-то не по мне.
        P.S.: Кто вообще хорошо поет, это - Хворостовский. Хотя он - баритон, то есть не совсем корректное сравнение. Но голосина у человека - супер.
        P.P.S.: Буду банален, но из теноров Паваротти - непревзойден.

        • Андрей Лебедкин,
          Так сложилось - не очень люблю оперу, особенно женские оперные голоса - мне их не менее тяжело слушать, чем какой-нибудь СЛИПНОТ.
          Поэтому оценивать оперу не решусь. Хотя и Паваротти, и Хворостовский конечно хороши.

  • Спасибо! Как всегда увлекательно и с душой.

    Оценка статьи: 5

  • А чем у Баскова голос плохой?

    Всем. Слабый же голос. Его даже парень-пародист как-то уделал в передаче какой-то. Пародировал его, а Басков давай пальцы гнуть, мол, "Аве, Мария" не споешь. И давай петь. А парень за ним, и спел лучше. В любой провинциальной опере артисты лучше Баскова в разы поют.

    • Андрей Лебедкин, что же тогда этого парня не взяли в Большой театр, а Баскова - взяли. И не надо завидовать Коле!

      Оценка статьи: 5

      • Юрий Лях Читатель 26 ноября 2011 в 11:46 отредактирован 26 ноября 2011 в 11:52

        Татьяна Черных, Из жизни читать дальше →

        Оценка статьи: 5

  • И кто после этого осмелится сказать, что ностальгия это плохо? Вон какой классный цикл статей получился! Отлично написано, Сергей! "Ночь в опере" forever !

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Курий Сергей Курий Грандмастер 24 ноября 2011 в 11:51 отредактирован 24 ноября 2011 в 11:51

    Я еще читал как они экспериментировали со звуком, особенно Брайан Мэй.

    Свою знаменитую гитару он спаял сам, поэтому у нее особый "эксклюзивный" узнаваемый звук.

    "Джаз", согласен, самый лучший альбом

    Буду банален, но для меня лучший альбом "Ночь в опере". Остальные диски уже были похожи на просто сборники песен.

    "Кайнд оф Мэджик" мне тоже нравится очень, хотя вы и написали, что ничего выдающегося в нем не было.

    Нет, он хороший альбом. Просто ИМХО не такой любопытный, как близкие ему по времени "Зе Вёкс" и "Мирэкл".

    зачем Кабалье после Меркури с Басковым поет

    А чем у Баскова голос плохой? Например, НАЗАРЕТ как-то исполнили "Love Hurts" с... Таней Овсиенко - вот это неадекватно!

    Спасибо за отзыв!

  • Прекрасная серия статей! Музыка нашей молодости.

  • Да, Квины - великие.
    Я еще читал как они экспериментировали со звуком, особенно Брайан Мэй. Пускал звук через километровый (!) провод, с наводками разными парился, творчество, короче. Хотя в то время уже были первые синтезаторы.
    "Джаз", согласен, самый лучший альбом. И "Кайнд оф Мэджик" мне тоже нравится очень, хотя вы и написали, что ничего выдающегося в нем не было.
    И еще я вот совсем не понимаю, зачем Кабалье после Меркури с Басковым поет? Денег заплатили много?