• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Может ли быть панковский вальс? История песни «Golden Brown» группы STRANGLERS

Если саму группу STRANGLERS знает далеко не каждый, то их песню «Golden Brown», наверное, слышали многие. По крайней мере, те, кто смотрел фильм Гая Ричи «Большой куш». Именно этот странный клавесинный вальсок звучит, когда герой Брэда Питта с одного удара вырубает могучего «Великолепного Джорджа».

TsR, Shutterstock.com

Надо сказать, что «Golden Brown» одновременно и характеризует STRANGLERS, и создает о группе превратное впечатление. Дело в том, что ДУШИТЕЛИ (именно так переводится название группы) являются давно признанными классиками… английского панк-рока 1970-х. С другой стороны они всегда были довольно нетипичными панками.

Во-первых, для панка они были староваты — средний возраст участников группы был около тридцатника — и имели уже кое-какой жизненный багаж. Хью Корнуэлл (гитара, вокал) был биохимиком, Жан-Жак Бурнель (бас, вокал) преподавал в колледже историю и серьезно занимался каратэ, Дэйв Гринфилд (клавиши) имел музыкальное образование и даже выступал на военных базах в ФРГ. Четвертый участник — ударник Джет Блэк — вообще был бизнесменом. Блэк развозил мороженое и продавал ликеры, поэтому именно ему потом пришлось обеспечивать группу помещением и транспортным средством.
В общем, в музыку эти ребята пришли не от безделья, а по зову сердца.

Правда, в плане поведения на сцене (да и в жизни) STRANGLERS вполне вписывались в каноны панка. Выступали со стриптизершами, злили феминисток, щеголяли в майках с матерными словами, провоцировали беспорядки, употребляли наркотики, много дрались и даже били журналистов за неблагоприятные отзывы. Однако богатый внутренний мир не утаишь, и музыкально группа никогда не укладывалось в примитивный гитарный рок.

Жан-Жак Бурнель:
«Вкусы у нас были самые разнообразные; я любил и классику, и джаз — не собирался писать непременно панк-песни… Впрочем, тогда подобные соображения занимали меня очень мало. Я считал, что мы не просто панки, но нечто куда большее».

Помню, что впервые услышал две песни STRANGLERS на каком-то кассетном сборнике вроде «Punk collection». Уже первая — «No More Heroes» («Нет больше героев») — ошеломила меня сочетанием панковского напора с яркой мелодичной линией… клавишных! Вторая песня вообще вынесла мозг — это был отмороженный психоделический вальс «Golden Brown», непонятно что делающий на этом сборнике.

Надо сказать, что ко времени создания этой песни STRANGLERS уже довольно сильно ушли от панка, становясь всё более «нововолновыми», электронными и коммерческими.

Сама песня появилась, когда Дэйв Гринфилд забавлялся с синтезатором и случайно наткнулся на гармонию с крайне необычным ритмом. Вообще-то STRANGLERS давно любили вальсовские мотивчики («Outside Tokyo», «Waltzin black»), но тут вальс был какой-то неправильный. Первые три такта вполне укладывались в размер ¾, но последний неожиданно игрался на 4/4. Собственно это и придало песне болезненное очарование. Пока Гринфилд наигрывал, Хью Корнуэлл, завороженный мелодией, тут же сочинил к ней текст. И случайная импровизация превратилась в готовую песню.

Поначалу раскручивать «Golden Brown» никто не собирался. Но песня стала популярна на радио, и ударник группы настоял выпустить ее синглом. Вышедшая в декабре 1981 года «Golden Brown» стала не просто хитом, а самым успешным хитом STRANGLERS за всю прошлую и будущую историю (№ 2 в Британском хит-параде). Долгое время она была и самым продаваемым синглом компании EMI. Удостоилась «Golden Brown» похвал и от BBC, объявившим ее песней недели. Правда, вскоре они пожалели, что пускали композицию в эфир. Причиной стал текст песни…

Золотисто-коричневая

(пер. soundtrack.lyrsense.com)

Золотисто-коричневая, на вид как солнце
Укладывает меня, убегает с моими мыслями.
Всю ночь
Не нужно сопротивляться
Никогда не хмуришься с золотисто-коричневой.

Каждый раз как в последний
На ее корабле прикован к мачте.
В далекие дали
Берет обе мои руки
Никогда не хмуришься с золотисто-коричневой.

Золотисто-коричневая изящная искусительница
Сквозь века она держит путь на запад.
Из далекого далека
Остается на день
Никогда не хмуришься с золотисто-коричневой.

Никогда не хмуришься
С золотисто-коричневой
Никогда не хмуришься
С золотисто-коричневой.

Это для нас название «Golden Brown» («золотисто-коричневый», типа цвета загара) не несет криминала. А в определенных западных кругах словечко «Brown» относится к плохо очищенному, дешевому героину (у ROLLING STONES есть такая песня «Brown Sugar» — и не о «коричневом сахаре» она). А тут еще совсем недавно Корнуэлл отсидел три месяца в Кардиффской тюрьме за хранение наркоты…

Понятное дело, музыканты от наркотической трактовки отмежевались, а взамен предлагали просто издевательские версии — мол, песня об империализме… точнее, об опустынивании планеты, и вообще это просто… тост. В итоге они сказали, что текст «Golden Brown» как психологический тест Роршаха с пятнами — каждый видит свое.

Лишь в 2001 году в своей книге «The Stranglers Song By Song» Корнуэлл сузил границы воображения, признавшись, что текст песни одновременно относится и к девушке (недаром там слово «она»), и к героину. Видимо, не мог определится…

«Golden Brown» стала последним заметным хитом группы. Однако несмотря на неровные альбомы STRANGLERS последующих лет, я всегда находил в них хотя бы несколько отличных песен. А так как группа и доныне жива, нахожу до сих пор.

Статья опубликована в выпуске 5.12.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Для пытливых и любознательных.

    Мой трек-лист любимых песен STRANGLERS:

    читать дальше →




    ·

    • Сергей Курий, да-да-да!
      Впервые услышал эту песню в середине 90-х, правда, в кавере от Kaleef, и сразу улетел. Взял у приятеля сборник RAP ATTACK vol. какой-то там, и в числе пр. хитов типа “Set In The Air” Cypress Hill была и она:
      www.youtube.com/watch?v=tUjl5jdbRnA
      Ради нее вообще хотел у него этот сборник «зачитать», но он не дал. А потом все равно просрал его где-то.
      Конечно, если Вы в принципе не воспринимаете рэп, для Вас это просто по умолчанию мерзость. Но я со всей ответственностью заявляю – это безупречный рэп с тонким исполнением в деталях. Может, потому, что на такой божественной основе в принципе невозможно выдать какой-то УГ?^^ Тем более, что ничего путнего у Kaleef больше не слышал.
      ЗЫ: Песенка все-таки в гораздо большей степени наркоманская. Да и жидкость в баяне – вполне так себе she. Хотя, может, у Хью и была какая-то мулаточка. ^_^
      ЗЗЫ: Отдельное ОГРОМНОЕ спасибо за линки, не поленились. Респект от всех меломанов ШЖ!

      Оценка статьи: 5

      • Игорь Коваленко,

        К рэпу, как явлению, в целом отношусь равнодушно. Эстетика их вообще не нравится. А нравится техника владения словом. Пишут чаще всего всё тот же бред, но в рэпе не обойдешься рифмой "кровь-любовь" и требуется определенный уровень стихосложения. Отдельные песни и использование речитатива в музыке тоже нравятся, ну, дык, в любом стиле есть свои прелести.
        Каверы к "Голден браун" не слышал и не искал. Настолько самодостаточным мне кажется оригинальное исполнение, что трудно, что-то добавить. КАЛИФОВСКАЯ версия как-то не пошла - не люблю этот рэп-паразитизм на чужих сэмплах.
        Кстати, у группы ОАЗИС есть песенка "Part of the queue" - гармония и ритм очень похожи на "Голден браун", тольо размер, как у СТЭНГЛЕРЗ не сбивается.
        А в целом спасибо за отзыв, да и за саму идею.