София Варган Грандмастер

Была ли Россия немытой?

В 1841 году Михаил Юрьевич Лермонтов, направляясь на Кавказ и обиженный на весь белый свет, написал стихотворение «Прощай, немытая Россия…», чем оказал медвежью услугу своей родине. Этим стихотворением размахивали как свои, так и чужие, коммунисты и демократы, зарубежные доброхоты и родные диссиденты.

dmitrieva, Shutterstock.com

«Немытая Россия» — дремучая, отсталая, ленивая и, конечно, грязная. В общем, совсем непрезентабельная.

Но был ли прав Лермонтов, называя Россию «немытой»? Или иностранные гости, презрительно морщащие чувствительные носы при взгляде на «грязных» русских крестьян?

Княжна Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, вышла замуж за короля Франции Генриха I в 1051 году, и в ужасе писала потом отцу о том, что Париж — город весьма грязный, французы очень нечистоплотны, о регулярном мытье у них и понятия нет, моются в лоханках, а канализация полностью отсутствует — продукты жизнедеятельности выливаются из горшков прямо на улицы, ароматизируют сточные канавы.

Удивление княжны нравами парижан понятно — в Киеве даже самый захудалый двор был оснащен соответствующими удобствами (традиционная будочка над ямой), и помои по улицам не текли. Ну, а что касается регулярного мытья, то бани появились на Руси задолго до Анны и использовались с завидным постоянством.

В «Повести временных лет», древнерусском летописном своде, датируемом началом XII века, рассказывается о путешествиях апостола Андрея. В частности о том, как он посетил русские земли: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда (в Рим — прим. автора). Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье».

Так и вспоминаются кадры кинофильма «Гардемарины, вперед!» (1987 г.) — изысканный шевалье де Брильи (Михаил Боярский) вываливается из русской бани, пытается сбежать на четвереньках, а лесник тащит его за ногу обратно в баню и басит: «Куда, барин, рано еще, самый пар!». И жалобы очаровательного шевалье княжне: «Он хотел меня убить!» — с точки зрения французского дворянина русская банная процедура была попыткой убийства.

Для русских людей баня имела огромное значение, играла важную роль в их жизни. Причем не только в качестве прямого источника чистоты, то есть возможности мытья. Баня была местом для лечебных процедур, родильным залом, опочивальней для новобрачных в первую ночь, местом для гаданий, волхований и прочего ведовства. Баней пользовались постоянно, а уж по прямому назначению — для мытья — если и не каждый день, то хотя бы раз-два в неделю.

Бани обеспечивали чистоту и избавляли Россию от многих болезней и эпидемий, свирепствовавших в Европе. И действительно — какая вошь способна выдержать русскую парную? Даже одежду, если не было возможности постирать, прожаривали на раскаленных камнях в бане.

В связи с этим вспоминается еще один фильм — «Похождения бравого солдата Швейка» (1957 г.). Швейк со товарищи в русском плену знакомится с русской баней — им предлагается раздеться, и чехи, сложив одежду стопочками, начинают молиться, считая, что пришел их смертный час. Когда же крестьянин развешивает солдатские тряпки над каменкой, чехи уверяются, что вот теперь их точно убьют. И — изумление, когда выясняется, что убивать никто никого не собирается, а всего лишь предлагается помыться и избавиться от благоприобретенных насекомых.

Думается, что именно антисептические свойства русской бани и обеспечили ей признание лекарей и волхвов. Недаром существовал целый ритуал, соблюдаемый при рождении ребенка: в то время, когда женщина рожала в бане, муж ее с оружием должен был охранять двери, не подпуская близко нечистую силу, баня же считалась местом, изначально чистым, свободным от всякой нечисти.

То же и с лечением — все лечебные процедуры, в том числе и «отворение крови», производились в бане. Россияне в те времена не сформулировали медицинских принципов Л. Л. Гендейрейха, который в 1884 году впервые применил стерилизацию паром перевязочных материалов, что не мешало им пользоваться стерильными повязками и стерильным бельем для больных, а стерилизация осуществлялась именно в бане.

Не удивительно, что баня считалась местом зачарованным. Кстати, если действующие бани считались находящимися под действием доброго колдовства, то бани заброшенные, наоборот — находились под влиянием злых сил, разнообразной нечисти, начиная от леших и заканчивая набором бесов. Что тоже вполне оправдано: если баня не используется, значит, в ней нет чистоты и стерильности, а в такое место немедленно устремляются болезнетворные организмы и бактерии, то есть — бесовская нечисть. Слово-то какое показательное — «нечисть»!

Первые бани представляли собой ямы с плетеной из веток крышей и землянки. Также использовались дупла больших деревьев — на дно укладывались раскаленные камни, дупло заполнялось водой, получалась своеобразная «бочка». Затем стали строить солидно — из бревен. Предпочтительное расположение бани — на берегу водоема (пруд, озеро, река). Причем на это было сразу две причины: доступность воды и легкая ее доставка в баню; и ополаскивание в прохладной воде после парной. Русские люди не знали, что такое контрастные ванны или контрастный душ, но зато умели использовать их на практике.

Любопытно, что слабонервные и бледные «тургеневские барышни», страдающие от регулярных мигреней, появились именно тогда, когда дворянство отказалось от русской бани. А ведь контрастные ванны — это замечательная тренировка сосудов, укрепляющая сердечно-сосудистую систему, предотвращающая и излечивающая вегетососудистую дистонию. Современные врачи назначают больным вегетососудистой дистонией контрастные ванны и души в качестве лечебных процедур. В русской бане они были естественным мероприятием и благополучно укрепляли здоровье купальщиков.

А ведь банная процедура — это еще и разнообразные веники, которых существует множество разновидностей. Веник — это не только массаж, это еще и ароматерапия, столь модная в наше время и применяемая нашими предками с незапамятных времен и для лечения, и просто для удовольствия.

Так что очень и очень поспешил Михаил Юрьевич с декларацией о «немытости» России. Ему бы прислушаться к Антонио Нуньесу Риберо Санчесу, придворному врачу Елизаветы Петровны, который написал трактат «О парных российских банях, поелику споспешествуют оне укреплению, сохранению и восстановлению здоровья». Санчес превозносил русскую баню: «…сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный, безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни… Я… только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и приводимых изо всех стран света, то полило кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий превратилися в бани российские для пользы общества».

Очень показательная оценка, к тому же, сделанная профессиональным целителем.

Недаром сейчас возвращается популярность русских бань в их классическом варианте: бревенчатый сруб. Прошедшие годы доказали, что национальные традиции были вовсе не показателем «дремучести» русского народа, но напротив — вполне научным подходом к здоровью людей. И в то время, когда «цивилизованная» Европа на великосветских приемах давила вшей в прическах хрустальными палочками, «грязные» русские крестьяне вовсю пользовались баней с ее очищающими, оздоравливающими и целебными свойствами, массажем, ароматерапией и контрастными ваннами. Что многое говорит о европейской «цивилизации» и российской «дикости».

И в думах о русской бане невольно появляются мысли — а не слишком ли мы превозносим все иностранное, принижая отечественное? Не слишком ли увлекаемся наклейками «Made in…», пренебрегая собственными традициями?

Обновлено 10.12.2011
Статья размещена на сайте 1.12.2011

Комментарии (129):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
  • Я тут нашел об апостоле Андрее, пересказывать нет смысла
    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

    • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 6 декабря 2011 в 22:14 отредактирован 7 декабря 2011 в 13:19

      Игорь Абрамов, апостолу Андрею, как большому российскому краеведу, в пересказе с ссылкой на Нестора, мы, разумеется, верим больше, чем видевшим российскую деревню несколько попозже Бунину, Куприну, Некрасову, Лермонтову, ну, и патриотам-писателям-краеведам, таким, как Дидлов. Только вот читать закончила и привожу великолепную цитату от 1915 года(публикации). Вся благодать налицо.Замечу еще, что Дидлов(Дедлов)-Кигн многое сделал для ликвидации вот этой темноты и беспросветности.
      [Iчитать дальше →

      • Mаша Романофф, нашел.
        Только В.Дедлов и он умер в 1906 году (??)
        Он писал
        ""Хорошо устроена жизнь или худо -- это не дело художника и ученого. Худо ли жить, хорошо ли и как сделать, чтобы жилось лучше,-- это забота политиков и критиков"

        Оценка статьи: 5

        • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 7 декабря 2011 в 13:13 отредактирован 7 декабря 2011 в 13:14

          Игорь Абрамов, да. В запале полемическом указала год публикации, а не написания. Написано на одиннадцать лет раньше. Игорь, Вы правы лишь в одном - статья о банях. Да. Но выводы автора как-то уж очень однобоки. И апелляция к тому, что Лермонтов мол-де поторопился и погорячился, непатриотично называя Россию немытой - глубоко неправомерна.
          И, скажем, упрекнуть Дедлова в отсутствии "патриотизма" тоже вроде нельзя. В "Союзе русского народа", черносотенцем был, куда уж русее-кваснее - а такие "гадости" писал. Ему бы тоже следовало строго указать на то, что поторопился с наблюдениями. Чистота была на Руси и банная лепота. Прям как при проходящем мимо Андрее-апостоле.

          • Mаша Романофф, ну зачем так о Дедлове. "Белорусский волк" его называли. Хорошая статья о нем. Кстати, благодаря Вам узнал о нем. Так что и в полемике-споре есть свое положительное свойство. Все было на Руси и чистота ,в том понимании, и нищета, и грязь, и богатство. Как и во всех странах.

            Оценка статьи: 5

            • Игорь Абрамов, разумеется. Это я и хотела донести. Не лучше и не хуже - но никогда не стоит опрощать ситуацию и приукрашивать действительность. Я понимаю, хочется на негатив закрыть глаза, на позитив их широко распахнуть - но лучше бы смотреть объективно.
              Дедлов и его семья были людьми-подвижниками, незаслуженно забытыми, к сожалению.
              Спасибо за полемику. До Новых встреч в исторически-банных кулуарах.

      • Игорь Абрамов Игорь Абрамов Профессионал 7 декабря 2011 в 08:35 отредактирован 7 декабря 2011 в 08:35

        Mаша Романофф, хорошая цитата.
        Только речь -то идет в статье о банях, то, что они раньше возникли на Руси, чем в Европе и в этом контексте приводились цитаты и апостола Андрея и Повести временных лет.

        читать дальше →

        Оценка статьи: 5

  • Современные бани в Германии. А то нам тут твердят о цивилизации в личном понимании. Я в этих банях не был, занят был, а друзья ходили и остались очень довольны.
    "Дело было в Германии. Пошли мы как-то русской компанией (двое парней и двое девчонок) впервые в местную сауну. А в Германии и Голландии парятся все вместе, мужчины и женщины. В некоторых местах даже раздевалки совместные. Приехали мы туда, а при входе нам, как новичкам, говорят - обязательно возьмите полотенца, без полотенца в собственно сауну нельзя. Резонно. Заходим мы все четверо в сауну. Полотенца у нас, понятно, обертывают наиболее интимные части тела. Сидим, паримся. Только замечаем мы, что в полотенца ЗАВЕРНУТЫ только мы. Остальные на них просто сидят, спокойно сверкают всеми частями тела. Ну ладно, думаем, они так привыкли, мы по-другому. А народ немецкий на нас косится, что-то меж себя бурчит, но тихо, не разберешь. Наконец, одна бюргерша, видя, что мы намеков не понимаем, решила донести до нас причины негодования народных немецких масс. В вольном переводе на русский ее фраза звучала так:
    - Полотенца нужны не для того, чтобы сиськи и письки закрывать, а чтобы пот на полки не капал. Ничего особо нового у вас никто не увидит, а ПОРЯДОК ДОЛЖЕН БЫТЬ."
    Вот так-то, вполне немецкая хозяйственность.

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Абрамов, яволь. А еще подобный "немецкий порядок" в противовес великой русской банной нравственности и стыдливости очень способствует тому, что немецкие женатые мужчины не любят "нравственное" и высокоморальное, а потому так распространенное в России времяпрепровождение с проститутками в сауне или бане, считая это "тюпиш руссиш Шпасс".

      • Я тут Маше Романофф еще отвечу и удалюсь. Надоело читать бред девиц - переводчиц.

        В Берлине есть отель - бордель «Артемис». За 40-50 евро поручишь все по полному заказу и на высшем уровне.
        Это к вопросу о проститутках в бане.

        Оценка статьи: 5

        • Игорь Абрамов, я тож не могу не ответить, прежде чем покинуть этот блог - есть еще Ораниенбургер Тор, где девушек легкого поведения немало. Но "заказ" девиц в баню для "корпоративчика" расслабляющихся там с водкой высоконравственных и чистоплотных мужчин-деловых партнеров - это сугубо русская традиция. Соблюдаемая неукоснительно и повсеместно. Немцев она весьма и весьма удивляет - ибо либо мыться, либо выпивать, либо о бизнесе разговаривать, либо, простите, трахаться. Все вместе - не есть гут. А для женатых деловых мужчин - просто полнейший подрыв и деловой, и мужской репутации.

          • Mаша Романофф, а к чему этот разговор? В ответ на то, что женщины моются вместе с мужчинами в Германии?
            По типу -Ах мы такие? Так Вы еще хуже. Непонятки.
            И заметьте. Не я завел разговор о проститутках.
            Кто- то в древности, описывая нравы в древней Руси,вроде Дж. Флетчер, в своем трактате "О государстве русском" с ужасом описывал, что в бане русские моются вместе - мужчины и женщины.
            О времена, о нравы!

            Оценка статьи: 5

            • Игорь Абрамов, да нет, не об этом разговор. А разговор по-прежнему о "великих российских абстракциях", принимаемых ныне за истины - редкой чистоплотности и высокой нравственности российского народа-богоносца. В действительности ничем не лучшего и не худщего, чем любой другой народ мира. Люди везде и всюду примерно одинаковы. Но почему-то идея исключительной российской чистоплотности - и телесной, и паче того, духовной, не покидает умы дорогих россиян и озвучивается повсюду. В то время как остальной мир тихо моется себе, смывая "скверну телесную и духовную" и никого своей мытостью или немытостью как национальной чертой особо не напрягает.

              • Mаша Романофф, образ "немытой" России начал создаваться русской интеллигенцией конца 19 века. Радищев, Чаадаев,Герцен и иже с ними,далекие от народа создавали образ русского человека, занимались этаким самобичеванием, обличали царизм. (Кстати такими же методами действует нынешняя оппозиция) "Итак, что есть Россия? Деревня. Лапотник-мужик. Что есть мужик? Грязь, вонь, вши. Спят вповалку, не раздеваясь на полу. Совокупляются в грязи в общей и единственной комнате в деревенской избе. Сальные волосы, всклоченные бороды. Дырявая рубаха, подпоясанная веревкой, да рваные лапти. Зубов нет. Изо рта — вонь. Дети — засранцы — спят на полу вперемешку со скотом. Вот вам — Святая Русь! Все: «прощай, немытая Россия», губ бай, май лав, гуд бай!.."
                А эту теорию охотно подхватили большевики и затем советское руководство, вот мол какое было царское правительство и что мы сделали. Мы такие хорошие, принесли свет в массы, а царь гробил русский народ. Правильно, люди примерно везде одинаковые и везде своя культура. Своя культура у чукчи своя культура у индийца.
                А почему эта статья вызвала переполох? Она ломает стереотип о невежестве русского народа именно среди тех, кто является носителем этого невежества. Кто ополчился на эту статью? Именно те, кто эмигрировал по тем или иным причинам и несколько примкнувшим к ним. А именно миф о невежестве и нечистоплотности русского народа является оправданием перед собой о причинах эмиграции. Вот мы покинули такую грязную страну и пожинаем блага цивилизации (эти блага, кстати они не создавали а вломились на готовенькое) и этим пронизаны комментарии некоторых правоходящих по вашей терминологии.
                И на меня эта статья не произвела особого впечатления как и на некоторых других. Автор просто донес свои мысли о России и русской бане. Ан нет, начался пословесный разбор статьи в традициях цензуры советских времен.
                Непрааааввильно, девочка пишешь, надо ругать Россию, древнюю Русь, вон что писал Радищев, к примеру и тогда ты будешь паинькой, а то вишь ли "сборник анекдотов" Карамзина привлекают для цитирования в статьях, а надо Герберштейна, Флетчера и др., а потом можно твердить о подборе цитируемых авторов.
                Вот что и озаботило.

                Оценка статьи: 5

                • Игорь Абрамов, я отвечу Вам в этом блоге, но дальнейшую полемику придется все ж таки вести в блоге Любы. Что-й-то с русской литературой у вашего ЛГ прям беда. Школьная ведь программа-то. Ну ладно, пусть Радищев от народа далек с приснопамятным Герценом. Но вот Некрасов-то близок народу, и еще как. Просто народострадатель, носитель идей и выразитель чаяний. "Калистрат" хотя бы перечитайте.
                  Я понимаю, хочется, чтобы в давни времена все в белых рубахах и сарафанах с кокошниками в хороводах ходили, в банях мылися и косы русы до пояса во благорастворении воздухов расчесывали. Но - не было так. По-другому было, и литература русская тому свидетельство.
                  А уж что касается эмигрантов - это вообще ни в какие ворота. Ну в наше время такую сакральность придавать линии государственной границы - это смешно, право. Человек выбирает весь мир, сравнивает или не сравнивает, но имеет возможность смотреть на вещи куда более объективно.

                  • Mаша Романофф, да давайте закончим. Вот только почему-то быт крестьян того времени сравнивают с сегодняшним днем, да и стараются приписать нашим пращурам такие знания, которые не все знают в нынешнее время.
                    Да и в который раз уже возникает вопрос, почему литературные произведения служат источником информации а не свидетельства историков и документы. Вот и надо хотя бы почитать "Повесть временных лет", "Домострой"..., познакомиться с материалами археологических раскопок, ну так нет вылезает все, что изучали в советской школе.

                    И насчет эмиграции. Ну так эта Ваша статья, в которой Вы осуждаете тех, кто охаивает свою Родину, или у Вас взгляды изменились?

                    Оценка статьи: 5

                    • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 5 декабря 2011 в 23:59 отредактирован 6 декабря 2011 в 00:46

                      Игорь Абрамов, вот про "Повесть временных лет" только не надобно. Перечитайте сами и убедитесь.
                      Мои взгляды не изменились. Но я не могу с серьезностью относиться к лубочному, прянично-сарафанно-банно-хороводному восприятию истории России. Я достаточно хорошо и основательно знаю ее историю и литературу, чтобы убеждаться раз за разом, что такое восприятие смешно и поверхностно. И ничего общего с настоящим патриотизмом не имеет.

                      • Mаша Романофф, "Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и..." и очень много о банях.
                        Перечитайте.

                        Весь сыр бор завязался из-за того, что была высказана мысль, что Русь была более "продвинутая" в вопросах гигиены, чем Запад. А для опровержения начали приводится примеры как тяжко жилось на Руси.
                        А что, приводить примеры того как в Париже нечистоты выливались на головы прохожих, а потом был принят закон обязывающий предупреждать об этом. И это свидетельства иностранных историков.
                        Я привел данные археологических раскопок в Новгороде, мне в ответ Радищева и т.д.

                        Нет, все сосредоточилось на Руси. А ведь множество примеров можно привести о нечистоплотности людей Запада в те времена. Я привел историю возникновения бань на Западе. Не могу судить как вы знаете историю и литературу, пока конкретного не увидел.

                        Оценка статьи: 5

                        • Игорь Абрамов, вы говорите неправду. "Сыр-бор" был исключительно из-за неправомерных, неграмотных, необоснованных ссылок на литературу, художественную в основном, из-за недостатков статьи. А насчет чьих-то переживаний о "продвинутости" Руси (России - в статье) - это ваши домыслы. Так, значит, все это время вы за Русь-Россию, за ее мытость сражались?! Божемой. Я-то думала, мы тут о статье говорили, просите.

                          • Люба Мельник, ну это с Вашей точки зрения.
                            Ставя под сомнение источники, Вы тем самым ставите под сомнение идеи высказанные в статье. И приводили в качестве своих источников художественную литературу.
                            Так что Ваше утверждение состоит в том, что Русь -грязная и немытая страна по сравнению с Западной цивилизацией. Это вытекает из всех Ваших рассуждений. Если это не так, то приведите факты отрицающие это, т.е более достоверные источники чем указанные в статье. А речь в статье идет в основном о банях.

                            Оценка статьи: 5

    • Алина Еремеева Алина Еремеева Профессионал 4 декабря 2011 в 15:43 отредактирован 4 декабря 2011 в 15:43

      Игорь Абрамов, плавный переход от русской чистоплотности к высокой морали русского человека ? Так это Софии Варган все карты в руки - можно следующую статью писать о том, как развращена была Европа, и как чисты душой были русские! Ждём-с с нетерпением.

      • Алина Еремеева, ну Вы же твердите о цивилизованном обществе. Попали в Америку и считаете ее оплотом цивилизации.
        Во все странах Европы есть бани и в каждой свои особенности. И только оплот цивилизации не имеет бань. Истребили индейцев и не переняли их опыт мытья, только грязь размазывают в ваннах.
        А у Вас медведи по Красной площади не ходят и не виден ли Китай с Красной площади в Москве?

        Оценка статьи: 5

        • Алина Еремеева Алина Еремеева Профессионал 4 декабря 2011 в 15:57 отредактирован 4 декабря 2011 в 15:58

          Игорь Абрамов, ой, ну что за прелесть с Вами "статьи обсуждать" ! Теперь плавный переход к нечистоплотности, кровожадности и полной ущербности американцев . Когда нечем крыть, остаётся только огрызаться, уважаемый Великий Спорщик . Что ж, ответим классически: "размазывание американцами грязи в ваннах" не есть тема данной статьи.

        • Игорь Абрамов, Алина, устыдившись своей роли в истреблении индейцев, тихо плачет в стороне. Вы либо говорите о статье, если еще есть что сказать о статье, либо уходите отсюда - в свой блог, например, и там боретесь против Америки. Оффтоп будет удаляться.

  • Алина Еремеева Алина Еремеева Профессионал 4 декабря 2011 в 15:07 отредактирован 4 декабря 2011 в 17:51

    Конечно, конечно Это к тому, что "когда Швейк со товарищи в русском плену знакомится с русской баней", Европа, когда-то "давившая вшей" вообще-то уже имеет ванные и души, а Россия всё ещё (и аж почти до нынешних дней!) моется хорошо если раз в неделю... в общественных банях.

    • Алина Еремеева, про Швейка я искренне повеселилась. Конечно, житель Праги начала ХХ века - ну разве он мылся? Просто решил, что его убить хотят.
      Источник этой феерии - какой-то малосерьезный хохмаческий фильмец, конечно, а не Гашек. Гашек-то знал, что у чехов были и души, и ванны. Конечно, если человека, который привык что мытье - это ванна, вдруг толкают В ПЕЧКУ, естественно, что он ПУГАЕТСЯ! Но не потому, что он до этого в жизни не мылся-то, а?

      Ну нельзя же уж ТАК подтасовывать.

      Оценка статьи: 2

      • К. Ю. Старохамская, и действительно, нельзя же так подтасовывать! Вот цитата из текста - В связи с этим вспоминается еще один фильм – «Похождения бравого солдата Швейка» (1957 г.). Швейк со товарищи в русском плену знакомится с русской баней - где здесь хоть слово о Гашеке? Или о том, что Швейк и его товарищи понятия не имели о мытье? О русской бане - да. Не имели понятия. И что? Не занимайтесь подтасовкой. Хочется разнести статью - так в ней полно других моментов, на которые можно наступить.

  • Игорь Абрамов Игорь Абрамов Профессионал 4 декабря 2011 в 14:28 отредактирован 4 декабря 2011 в 14:33

    О банях в Европе.
    А то все о России, да о России. Что же она так и была немытой.
    Да нет.
    "Баня, унаследованная было Европой от древнего Рима, по крайней мере дважды в ней умирала. Нам даже трудно себе такое представить, но регресс - не такое уж диво в человеческой истории, для него существует и особый термин, "вторичная дикость".

    Первый раз баня в Европе исчезла на время "темных веков" (так иногда называют период между V и XII веками). Крестоносцы, ворвавшиеся на Ближний Восток, поразили арабов своей дикостью и грязью: "Франки дики. Прославляя сво его бога Иисуса, пьют без меры, падают, где пьют и едят, дозволяя псам лизать их уста, изрыгающие брань и съеденную пищу".

    Тем не менее, именно франки (крестоносцы), оценив бани Востока, вернули в XIII веке этот институт в Европу. Бани стали постепенно вновь распространяться в ней, особенно в Германии. Однако уже ко времени Реформации усилиями церковных и светских властей бани в Европе были вновь искоренены как очаги разврата и заразы. И такое отношение сохранилось надолго.
    Дамы при дворе Людовика-Солнце (современника Алексея Михайловича и Петра I) беспрерывно почесывались не только из-за клопов и блох. Однако даже в конце XVIII века, века Просвещения и энциклопедистов, французский аббат Шапп еще издевался, бедняга, над русской баней! (Тот самый Шапп - Jean Chappe d’Auteroche, в опровержение ядовитых глупостей которого Екатерина II издала в Амстердаме в 1771 году свое сочинение "Antidote" (т.е. "Противоядие") - поступок понятный, но излишний).

    В третий раз бани вернулись в Европу только в XIX веке. Общепризнанно, что толчок к их возрождению здесь дали те походные бани, с которыми русское войско дошло до Парижа в 1814 году, но нельзя сказать, чтобы это возрождение шло быстро.

    Скажем, в Берлине первая русская баня открылась еще в 1818 году, но лишь много лет спустя, в 1889 году дело дошло до учреждения "Немецкого общества народных бань", выразившего свою цель в таком девизе: "Каждому немцу баня каждую неделю". К началу Первой мировой войны эта цель еще явно не была достигнута, так как на всю Германию приходилось 224 бани. Владимир Набоков вспоминает в "Других берегах", что его спасением и в Англии, и в Германии, и во Франции в 20-е и 30-е годы была складная резиновая ванна, которую он повсюду возил с собой. Повсеместные ванные комнаты в жилищах Западной Европы - это в значительной мере достижение уже послевоенного времени."

    Подробнее - на сайте "Комната Историй",
    http://www.storyroom.ru/miscstory/3224-banya.html

    Оценка статьи: 5

  • Имхо, в статье приведены крайне неудачные доказательства европейской немытости.
    Это не французский шевалье убегает из бани - это Михаил Боярский.
    Это не австрийские военнопленные удивляются мытью - это актёры, играющие австрийских военнопленных. У Гашека, кстати, такого эпизода нет.
    Похождения апостола Андрея на руси 12 (более вероятно - 14) века - из той же оперы.
    Где хранятся письма Анны Ярославны?

  • Какая прелесть! Автор жжёт - только что разъяснила американцам, что думать им о наличии демократии в их стране, теперь М. Ю. Лермонтову объясняет, о чём он там думал и как был неправ
    читать дальше →

  • Хорошая статья - информативная и интересная. Ежу понятно, что про Лермонтова было упомянуто исключительно для завязки сюжета, остальное - 99 процентов только о бане. К чему сыр-бор в комментариях о политике - непонятно, а высказывание модератора о"глубокоуважаемом авторе", который пишет "лажу" - вообще убило. Вся Россия тонет в грязи душой, и только авторы комментариев сидят такие чистенькие и духовные в сторонке и критикуют статью о русской бане.

    • Нина Клычникова, дело ведь не в этом.

      Конечно, некоторые из нас кричат "Убивают!" там, где нужно всего лишь кричать "Воруют!". Но привязка-перевирание классического стихотворения, с последующем оспариванием-вопрошанием, прав ли был Лермонтов, дей-но "желтая". Для читателя это может быть и не столь очевидно. А для того, кто в литературе не только почитывает, это очевидно.

      А часть о бане весьма познавательная.

      А комментаторы всегда "чистые". "Грязный", как правило, автор.

      • Игорь Ткачев, прием, используемый автором "для раскрутки" темы статьи, используется журналистами очень часто. Прием спорный, не отрицаю, особенно когда не совсем очевидно, что имел в виду автор приведенной цитаты. Но, по-моему, "Школа жизни" - это не тот ресурс, где стоит предъявлять авторам требования, как к суперпрофессиональным журналистам (которые, тоже, к слову, далеко не всегда понимают точный смысл того,что используют). Про "воруют" плохой пример, извините.

        • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 2 декабря 2011 в 15:15 отредактирован 2 декабря 2011 в 15:28

          Нина Клычникова, если Вы признаете, что этот прием спорный, то какая разница, где он используется - и на него смотрят сквозь пальцы, а где - нет?
          Вот если это негоже - может негоже и все? А не тут негоже, а там - сойдет?

          Стоит ли авторам предъявляют требования как к супержурналистам - Вам работники сайта пояснят. Порой требования здесь жестче, чем при публикации в московских "нежелтых" изданиях. Статью могут разобрать на атомы.

          С Вами я согласен в том, что при выявлении подобных "приемов, и вообще ошибок и ляпов (ведь автор может и не подозревать о своей "нечестности"), не стоит статью вместе с автором, на всеобщем обозрении, окунать в нечистоты. Достаточно четко и ясно дать знать о своем понимании.
          А работникам сайта и вовсе это НЕОБХОДИМО делать до публикации статей. А то создается впечатление, что они - каждый сам по себе.

  • Народ либо шуткует с утра, либо с классикой Михаила Юрьевича ни черта не знаком.

    "Немытая" - не значит немытая в русской или в какой иной бане, грязная телом и платьем. А "немытая" душой. Делами своими. Помыслами. Коррупцией, воровством, глупостью...

    И удачно развитая автором аналогия с русской баней, мочалками и популярным кино весьма кривобока. А попросту неуместна. Не о том писал великий поэт, господа. Не о том.

    А то, что поэт-де оказал медвежью услугу, кому-бы то ни было, это все равно, что пенять на солнце, что у тебя сгорела спина. Вопрос не к автору гениальных и правдивых строк, а к тем, кто эти строки крутил-вертел на свой вкус и страх, как заблагорассудится, апосля упрекая покойника за его предельную откровенность и боль за страну.

    Россия, во многом, как была немытой, так такой и осталась. Читайте классиков внимательно и вы убедитесь, что в России ничего не меняется: те же голубые мундиры, тот же преданный народ, та же "немытость".

  • Не буду статью оценивать. Вроде бы и неплохая, но и посылы, и выводы - неправильные. По крайней мере, судить о цивилизованности по чистоплотности, и тем более по частоте помывок - бесполезно.
    Если уж рассуждать в этом духе, то об уровне развития цивилизации лучше судить по инженерным сооружениям - водопроводу, канализации и т. д. И да, Древний Рим был великой цивилизацией, Древний Китай был великой цивилизацией, а средневековый Париж и средневековая Россия - нет!
    А то так можно договориться о том, что самые цивилизованные - это полинезийские ловцы жемчуга - вообще из воды не вылазят. Чистые-пречистые, наверное?

    • Андрей Лебедкин, судить о цивилизованности по чистоплотности, и тем более по частоте помывок - бесполезно.
      Полезно.
      Наблюдаемое в развитых странах увеличение продолжительности жизни в значительной, если не в решающей, степени обусловлено прогрессом гигиены.
      На эту тему есть много серьезных работ.

      Оценка статьи: 5

      • Ну, если бомжевать, понятно, долго не протянешь. Но называть решающей причиной увеличения продолжительности жизни гигиену! Простите, не могу ответить, валяюсь под стулом...

        • Андрей Лебедкин, а я скажу, что чрезмерная гигиена сокращает продолжительность жизни.

          Была у меня знакомая, которая оберегала свое чадо от всякого лишнего контакта с другими детьми, бесконечное мытье рук и дважды в день душ с моющими средствами, обязательное перед сном кварцевание комнаты и т.д.
          Итог - бесконечные сопли, в лучшем случае, тяжелые заболевания в худшем. Иммунитет практически неразвит.

          Все хорошо до разумных пределов.

          Оценка статьи: 5

          • Игорь Абрамов, чтобы быть веселым и здоровым: нужно на всякий чих начать кушать таблетки (желательно сразу антибиотики), рубашки менять каждый день и мыться в ванне по два раза в день. В этом нас активно убеждают СМИ (а что же тогда будут делать фармацевтические корпорации, производители гигиены и косметики и китайцы из Подмосковья, что строчат те сорочки?).

            Еще в мою молодость (мне 37) голову достаточно было мыть 1 раз в неделю. И также купаться. Потом "можно стало" два раза. Теперь рекомендуют каждый день. А некоторые "особо чистоплотные" гордятся тем, что принимают душ дважды в день...

            Защитный жировой слой (со всем прочим) восстанавливаться не успевает.
            И сколько воды такие "чистюли" выливают на себя? Об окружающем нас мире вообще никто не заикается. Всем наплевать...

            • 1. Ага, первый абзац - в самую точку.
              2. Ну, если 1 раз в неделю, то повезло вам с волосами.
              3. Мне, например, душ/ванну достаточно два раза в неделю принять, плюс после тренировок (когда занимался), плюс после грязных работ. Но это зимой. Летом каждый вечер душ обязателен, если весь день на даче не валялся. В командировке когда, в Москве, например, тоже каждый вечер хочется душик принять, после этого грязного города.

              • Андрей Лебедкин, в командировках и я сам каждый день "дУшусь". Привычка (душ под боком), но вряд ли необходимость. Если ты не в шахту спускаешься, а тары-бары с господами в галстуках проводишь, необходимости мыться с ног до головы все же нет. А вот дома... и обо мне бы Лермонтов не написал "прощай, немытый чуха Н".

                Помните, не так давно у нас были несколько иные традиции? Привычка и навязываемые нормы чего бы то ни было - огромное дело. А нам кажется, что должно быть именно так, а не иначе. Мы ведь современные. Мода-с. Или, простите, обезъянничанье.

                В провинции работают не меньше. А то и больше. А вот баньку "принимают" не каждый день. Помыл руки-ноги, ополоснул мордаху (женщины еще кое-что), и все. Что, и все воняют?

                Вот и доктор Вам говорит, что частые душепринимания-омовения не полезны, а вредны. Вы только вдумайтесь, какое кол-во химии вы в себя втираете. Почитайте, что у вас там на тюбиках и бутылочках.

                В меру, в меру-с.

                • Все зависит от климатических условий, где проживает тот, или иной человек. В жарком климате, действительно частый душ необходим, да и летом, в нашу жару, трудно без него обойтись,- смыть пот, грязь, но все-таки частое употребление моющих средств может навредить.
                  Не нужно забывать, что иммунитет человека обуславливается также микроорганизмами находящимися на коже здорового человека.
                  Это как цепная собака у хозяина, чужих собак не пускает.
                  А все эти мыла, шампуни при частом употреблении меняют микрофлору кожи.

                  Оценка статьи: 5

                • Игорь Ткачев, Вот и доктор Вам говорит, что частые душепринимания-омовения не полезны, а вредны.
                  Полезны. Только не надо драть кожу мочалкой.
                  Просто вода и мыло, которое всегда можно подобрать соответсвенно жирности кожи и волос.
                  Химия не так страшна, как грязюка.

                  А главное - мера.

                  Оценка статьи: 5

            • Игорь Ткачев, Мой друг (он техник по торговым автоматам)был этим летом в Воронеже. Поездил в общественном транспорте.
              Похоже, народ российский разделяет Вашу заботу об окружающем нас мире. А вот о моем друге - нет. Его все время тошнило от естественных здоровых запахов.

              Оценка статьи: 5

              • Аркадий Голод, столь любимые русским человеком категории крайностей?-) Или Воронеж - все-таки "немытая Россия"?-) Думается, что автобус "ароматизировали" своим амбре одна-две маргинальные личности, забывшие в тот день второй раз принять душ.

                Я ведь не говорил, что мыться не надо вообще. Или, что достаточно мыться раз в месяц. Я лишь о том, что соблюдению личной гигиены часто уделяется чрезвычайное, неоправданное внимание. В нормальных условиях вполне достаточно одной-двух капитальных помывок в неделю.

                А иначе наверное нужно, как М.Джексону, стерилизовать все вокруг каждые десять минут. Ведь повсюду микробы и... немытая Россия-)

                • Игорь Ткачев, Не один автобус, а все, и не только автобусы.
                  Кроме того, находящийся в здравом уме человек способен отличить аромат из локального источника от диффузного.

                  Микробы действительно повсюду и именно ими обусловнены человеческие запахи. Сам по себе пот запаха не имеет.
                  Это Вам известно.

                  ссылка на душевно больного человека - Майкла Джексона - некорректна.
                  А вот то, что подавляющее болшинство острых и хронических болезней имеет инфекционную природу по настоящему становится ясно только в последнее время.
                  Напомню о язвенной болезни, о ревматизме, о некоторых злокачественных опузолях, инфекционная природа которых доказана...
                  На очереди атеросклероз, шизофрения...

                  Даже от "воздушно-капельных" инфекций мыло и рукомойник предохраняют надежнее всяких там масок.

                  Оценка статьи: 5

  • Просто гимн Гигейе и дочери её Бане!

    Господа критики, вы по существу, по теме статьи, по предмету - вы хоть одну конкретную, фактическую ошибку можете указать?

    Или все на политике свихнумшись?

    Оценка статьи: 5

    • Аркадий Голод, да, могу. В «Повести временных лет», древнерусском летописном своде, датируемым началом XII века, рассказывается о путешествиях апостола Андрея.Это как надо 1100 лет помнить, что говорил один человек проходя по дремучему лесу, где даже нога человека еще не ступала Для тех, кто не знает, апостол Андрей жил в I веке, когда даже племен российских еще и в помине не было. Дальше вопрос к автору: а вы мылись в бане по черному? Знаете, что в те времена которые вы описываете были только именно такие бани в которых дым от костра, а именно так и нагревались такие бани, так этот дым растекался сажей по всей бане. О какой стерилизации можно говорить? Просто у вас перед глазами современные бани с раздельными парной и моечной в которых вы электрокаменку мысленно заменили на дровяную печь. В тот период о котором вы пишете было все иначе.
      А вот с чем я спорить не стану, так это с тем, что многие на Западе мылись в то время всего два раза в жизни: при рождении и при смерти. Но заметьте, что и русские в то время ходили не в отдельные домики, а прямо с крыльца. Да и скотина у них частенько была прямо в избе, но та для оправления надобностей и за крыльцо не выходила.
      Так что если уж писать о русской бане, надо лучше владеть материалом,а не притягивать для этого за уши одну строчку одного поэта.

      Оценка статьи: 3

      • Комментарий скрыт
        • Алексей Латухов, Уверен, что Ап.Андрей жил в I веке. А какие славянские племена жили в I веке на территории Руси вы уж мне подскажите, запамятовал
          Вам рассказывали, кто парился в бане по черному, а я лично испытал сие удовольствие. И скажу вам, что сажи в ней предостаточно.
          У нас уже достаточно авторов, которые пообщались с соседом, двоюродный брат которого разговаривал со знакомым его зятя, и на основании таких фактов пишут статьи. Может будем основываться на собственном опыте?

          Оценка статьи: 3

          • Александр Петров, лет сорок назад меня пригласили попарится в бане по черному. Это в те времена, когда был на Дальнем востоке.
            Преимущество ее в том, что буквально через 2-3 часа баня готова.
            Обычную баню топят с утра. Да и расход дров в бане по черному значительно меньше.
            Дым при горении растекается по стенам и потолку, а если подобрать дрова, то его будет меньше. Очень хорошо прогреваются стены и долго держат тепло. Перед топкой заносят различные "духовитые" травы и запах стоит этих трав все время, а в бане по белому, запах тогда, когда плеснешь на каменку.
            Сажа на стенах и потолке поглощает все запахи - уголь, да и дым в какой-то мере обладает дезинфицирующим действием.
            Бани по черному в основном на Севере и в Сибири, хотя встречались и в средней полосе. Сейчас не знаю.
            Все бани хороши и по черному и по белому, а то, что все путешественники и посланники на Руси , или почти все, упоминали о банях, так это факт.
            Да и Высоцкого вспомните,"... баньку по черному".

            Оценка статьи: 5

            • Игорь Абрамов: а разве я писал, что баня по черному нехороша? Я писал только о том, что в ней достаточно много сажи, что никак не способствует дезинфекции одежды, как утверждает автор. А то, что баня готова через 2-3 часа не аргумент. Моя баня (по белому) готова через 1 час, час тридцать максимум. Главное каменку подобрать соответственно объему парилки. Занесите как вы пишете "духовитые травы" в парилку, что кстати моя жена и делает, и получите тот же запах. Если Псковская и Новгородская области относятся к Средней полосе России, то там бани по черному не встречались, а были повсеместно. Кроме того, по рассказам матери и бабушки, мылись и в русской печке.

              Оценка статьи: 3

              • Александр Петров, значит я Вас неправильно понял.
                Сам я мылся в такой бане два раза. В первый раз, по "неопытности" цеплял веником за потолок, пришлось перемываться, ну а второй раз был ученее.

                А вот Западные медики в 15 веке не рекомендовали мыться в банях
                "Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть"

                Вот так-то.

                Оценка статьи: 5

    • Люба Мельник Бывший модератор 2 декабря 2011 в 10:44 отредактирован 2 декабря 2011 в 10:44

      Аркадий Голод, дело не в ошибке, а в кичевости подхода. Предъявлять в данном аспекте претензии к Лермонтову, ))) опровергать его, использовать так поэтическое произведение - фу. И это - именно по существу, а предмет здесь - статья.

      • Люба Мельник, а притягивать за уши Севеллу - это бонтон?
        Статья о русской бане. Предмет обсуждения - статья. В статье о русской бане в частности и о гигиене вообще.
        Хоть убейте банным веником - ошибок не вижу!

        Оценка статьи: 5

        • Аркадий Голод, Севела как раз о варианте прочтения этого четверостишья в наши дни.
          Как словесник я вижу здесь одну большую болячку: динамический стереотип образа МЮЛ в сознании людей - борец с самодержавием и прочая мура, вбитая в башки со школьной скамьи. Да не боролся он ни с каким самодержавием, а страдал от своей худородности, от непосвященности в высшие круги, от жалкого юнкерства, от того, что дядя Столыпин от хулиганства после дуэли не стал отмазывать,и получил он штрафбат по полной программе. Характером был занозист, провокативен, страдал от своих физических недостатков, болезненно к ним относился. Весь Лермонтов в его Демоне - супермен-одиночка. ("дух изгнанья!...тех дней, когда в уныньи света блистал он, пышный херувим..., и пр.))
          А теперь делаем просто фотографию к моменту написания стихотворения: провинившегося юнкеришку не ссылают( как нам в школе долбили - не ссылка это, а дисциплинарное армейское наказание за участие в дуэли), а переводят в штарфбат на чеченскую войну (как все близко и знакомо!) в глухомань. Дядя не заступился, денег нет, перспектива глухомани и полного отсутствия зрителей для одиночного шоу после пиарной дуели - пиара не получилось. Молодой человек в зеленом мундире выливает это в восьмистишие против голубых мундиров, тех же военных людей, но элитной государевой жандармской службы ( с тридати человек всего зачиналась!), которым по определению Чечня никогда не светит. Причем, в первоисточнике у Лермонта была не "покорный", а "преданный им народ". Делает разницу?
          Нас учили во всем искать подоплеку протеста против режима. Да не было ее - была злость на власти, на позор, были нервы и амбиции. Именно в таком эмоциональном состоянии из вот такого сора рождается наиболее замечательная по силе поэтика на пике стресса и сильных душевных переживаний.
          Мы бы никогда не увидели лучших творений ни болдинского периода Пушкина, ни чеченского цикла Лермонтова, если бы ни их уязвленное состояние духа. И позволь в рифму - и вангоговского уха.
          Беда Софии в том, что она начала статью свою с популистского приема. (Так же было и в статье про американский патриотизм). Счастье Софии в том, что она человек прозрачный совестью - пасквили у нее не получаются. Но на паблисити прием сработал, увы.

          • Лаура Ли, и "И старика и море", и "Горя от ума", и "Наследника из Калькутты", и...
            Это все достаточно известно.
            Вернемся ин-топик.
            Статья - панегирик русской бане,Ю даже акафист, если хотите.
            Русская баня того заслуживает?
            Заслуживает. И даже большего заслуживает.
            Замечания к фактологии, стилистике, грамматике есть?

            Так за что пинают автора?!
            За популистский прием?
            Маленькая умелая провокация провокация - по моему скромному непрофессиональному мнению - не портит, а украшает статью.

            Когда София несет ахинею (а она весьма этим грешна), я прямо на это указываю и соответственно оцениваю.
            Нападки же на эту вот конкретную статью считаю необоснованными.

            Оценка статьи: 5

            • Аркадий, да, именно замечания к фактологии и стилистике. И даже к грамматике - там где-то неправильное окончание (надо: датируемом, а не датируемЫм).
              Замечания по части отбора фактов, отбор тенденциозен: автор видит лишь то, что желает видеть, а не то, что есть.
              В качестве фактов подается солянка из цитат, без какой-либо критики. Общая, конечно, болезнь - анахронизмы.
              Подтасовка фактов. Перечитайте, скажем, описание тург. барышень - и сопоставьте с тем образом, который сваял классик. Вот как ни при чем здесь Лермонтов, так ни при чем и Тургенев - описанные девицы, отягощенные т.н. бледной немочью, - в духе начала 20 века. А чего стоит утверждение, что эти барышни появились тогда, когда "дворянство отказалось от русской бани" )) (кстати, вегетососудистая - пишется слитно).
              Опять же - может, Лаура согласится)) читать дальше →

              • Люба Мельник, и как вам не ай-я-яй? Не вы ли утверждали недавно, что судить по художественным произведениям о положении дел в стране никак нельзя? Причем, в весьма категоричном и оскорбительном (то есть, характерном для вас) тоне А тут вы буквально настаиваете, что необходимо, можно и должно судить о стране по художественным произведениям! Ну, правда, в первом случае речь шла об Америке, а тут - о России. Люба, неужели я не нравлюсь вам до такой степени, что вы готовы забросать грязью всю Россию, лишь бы на меня попала хоть капля?

                • София, при чем здесь Россия? Речь о вашей статье, и только))) Как и готовность оскорбиться - исключительно ваша.
                  Произведения любой литературы можно использовать как исторические источники. Если иметь понятие о необходимости критики источников.

                  • София Варган Грандмастер 4 декабря 2011 в 08:43 отредактирован 4 декабря 2011 в 08:48

                    Люба Мельник, я так понимаю, что вот эта ваша фраза - "Вообще глубокоуважаемый автор выдает одну за другой статьи - лажа как на подбор! Сезон такой особый?" - относится исключительно к статье о русской бане, да? Так сказать, оценка данной, конкретной статьи Вам-то самой не смешно? Меня лично вы развлекли изрядно
                    Кстати, у юристов прием, который вы используете в своих комментариях моих статей, называется "диффамация личности";)

                    • София Варган, и снова, и еще раз: речь не о личности, а о вашей статье. О методике ее подготовки. Обижаться на критику, ничего предметно не опровергая, - ваше право и ваше удовольствие.
                      Продолжать обнажать ваши приемы не буду - чтоб народ молодой сам до них доходил. Мой прием - анализ текста, да.

                      • Люба Мельник, то есть, вышеприведенная цитата из вашего комментария является критикой данной статьи и методов ее подготовки? "Иван Васильевич, когда вы говорите, иногда такое впечатление, что вы бредите!" (с)
                        Можете не утруждать себя ответом. Как вы говорите - я здесь уже закончила

              • Люба Мельник, очень много слов. По делу и без.
                Не вдаваясь в филологический разбор статьи (эта ваша профессия)тут я не спец, что можно сказать.
                Статья раздражает тех, кто увидел в ней стремление автора показать, что в гигиеническом плане Русь была, как сейчас говорят, более продвинутая чем Запад. И не утверждает автор, что на Руси не болели и эпидемии отсутствовали. Во всяком случае я этого не заметил, а то, что Россия выходила из всех эпидемических передряг с меньшими потерями, это факт.

                Тургенев художественно описал "Бледную немочь" (хлороз) - анемию, обусловленную недостатком железа в организме, которой страдают девушки в период полового созревания. А лечение - свежий воздух, хорошее питание. И страдают этой анемией городские девушки. В деревне этому меньше подвержены и роль бани в том, что она стимулирует обменные процессы.

                В бане камни не раскаленные до красна, а температура их значительно выше 100 градусов, но меньше точки воспламенения тканей. И кроме того поливание камней водой, на которых лежит материя способствует "отбору" тепла.
                На костре воду можно вскипятить и в бумажном стаканчике.

                Зря"катите бочку" на автора. Хорошая, познавательная статья.

                Кстати, тут кто-то спросил, а где письма Ярославны?
                Так это французские исследователи провели работу и они цитировали.

                Да в те времена не было понятия о стерилизации. Чисто эмпирически народ понял, что если ткань обрабатывать в бане перегретым паром, от нее меньше бывает воспаления.
                А как возникла традиция перед боем одевать чистую одежду? А ведь она возникла в глубокой древности.

                Оценка статьи: 5

              • Люба Мельник, Начата статья и закончена все с одним и тем же расчетом на нетребовательного, но впечатлительного читателя, мыслящего практически и не желающего думать, но готового верить на слово. Ну, на того, кто разумом – дитя.
                Премного Вами благодарны-с.

                Но Ваш текст меня потряс. Валюсь у Ваших прекрасных (о, я уверен!)ног.

                Позвольте только пискнуть напоследок насчет барышень.
                Представляется мне, что Тургенев своих барышень не придумал. Он описал жертв моды на корсеты и осиные талии.
                Добавим свинец в белилах, ртуть в румянах и помаде.

                Засим сдаюсь на милость победительниц.
                Kirie eleyson!

                Оценка статьи: 5

                • Люба Мельник Бывший модератор 3 декабря 2011 в 07:02 отредактирован 3 декабря 2011 в 07:02

                  Аркадий, бог с вами! Почитайте Тургенева да Горького для параллели, "Клима Самгина", что ли. За белилами и румянами загляните в Византию и Египет. Ну, и весь Восток перед вами - с насурьмленными глазами.
                  Кстати, описанное страдание девушек - это возрастное, а не корсетное.

                  • Аркадий Голод Аркадий Голод Мастер 3 декабря 2011 в 10:20 отредактирован 3 декабря 2011 в 10:22

                    Люба Мельник, Спасибо коллеге Абрамову, напомнил про хлороз у тургеневских барышень.
                    Относительно гигиенического превосходства Руси над Западом.
                    Позволю себе напомнить о том колоссальном медико-санитарном регрессе, который пережила Европа с воцарением христианства.
                    Античное обожествление здорового и красивого тела, а значит - развитая медицина и физическая культура, сменились кошмаром умерщвления плоти.
                    К счастью для Руси, христианство пришло туда сравнительно поздно, да еще в менее изуверской форме - из Византии. А этим Ромеям радости здоровой плоти были отнють не чужды.
                    Утверждение, что Азия в области естествознания и медицины до сравнительно недавнего времени превосходила Европу - это надо доказывать?
                    По сравнению с тем псевдо... и прямо анти-научным бредом ( в том числе и обсуждаемого автора), которым переполнена ШЖ, данная статья - прямо рецептурный справочник супротив сборника заклинаний.

                    Оценка статьи: 5

        • Аркадий Голод, повторю для вас:
          читать дальше →

  • А мне статья понравилась. По икрайней мере она позитивная. У нас - у русских вообще принято хаять все свое. Давайте брать от жизни лучшее! Есть такое явление русская баня и она такая только унас, вещь нужная и полезная, и это хорошо!!!
    P.S. И правильно замечено выше строительство своего дома в России практически всегда начинается с бани. А уж встретить частный дом без бани (само собой если есть возможность ее построить) - это вообще нонсенс.

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
    • Комментарий скрыт
      • Сергей Чуков, эта типа "умом Россию не понять"? вырванное из текста? У Нижней Вольты тоже СВОЯ культура и какая-никакая цивилизация (правда без ракет), у любой другой отдельной взятой силком или добровольно тоже СВОЯ. Но весь мир как-то интегрирует СВОЕ в мировое. Поэтому сравнивать можно и нужно. Любое государство должно быть таким, чтобы любой МОГ доступно понимать его доступным ему умом. А верить - это разговоры для церкви оставим. Это из области мифологии типа "ты меня уважашь".
        И чтобы повторяться, так повторяться
        (умом Россию не понять)
        любым аршином не имерить (плохо, господа)
        У ней особенная стать
        В Россию можно ТОЛЬКО ВЕРИТЬ.
        А как чтобы просто жить? Почему никто не читает четверостишие до конца и не видит тютчевского смысла?

    • Лариса Шунина,мне думается, что статья Софии - это не апологетика русской чистоплотности в афронт обвинениям в немытости, а скорее о великолепной (где-то сакральной) традиции русских бань. Пользуясь случаем можно передать пламенный привет также финским, шведским и лапландским саунам.
      В русском фольклоре с водой связано очень много сакрального: живая и мертвая вода, разбитое корыто в рыбаке и рыбке, бочка в царе Салтане, город Китеж в воде, водяные, русалки.
      Даже в советской мифологии из маминой (!) из спальни выбегал хроногий и кривой умывальник.
      Просто не надо нажимать, что наши поеза самые поездатые в мире, что русские слоны - самые слоновые слоны и что бани - русская инвенция.

      • Лаура Ли, видимо, автор неприятно удивляет - читаем текст и находим именно то, что находим, но не желаем видеть:
        "«Немытая Россия» – дремучая, отсталая, ленивая и, конечно, грязная. В общем, совсем непрезентабельная.
        Но был ли прав Лермонтов, называя Россию «немытой»? Или иностранные гости, презрительно морщащие чувствительные носы при взгляде на «грязных» русских крестьян?" Ну да, вот такие запросы к поэту по слонам.
        Вот когда автор нас так впечатляет, мы пытаемся найти оправдание тем нелепостям, которые представлены. Тогда и начинаем: думается, автор имел в виду то, а не это... И все ж рвется из души: "на надо нажимать")))
        Ох, уж не говорю о стерилизации паром)))
        Вообще глубокоуважаемый автор выдает одну за другой статьи - лажа как на подбор! Сезон такой особый?

        • Люба Мельник, Сезон предвыборный, нормальный.. .Пока я насчитала всего два предвыборных запева. Но уж насколько люблю статьи Софьи, что ловлю с огромной радостью фальш в любимом голосе. Это как шрам на любимой попе. Ну не может нормальный человек нормально спеть о ненормальном! Лицо все равно проступает, однако. Как на плащанице. Меня хрен обманешь
          Нет, о банях и только о банях...По-маяковскому и Зощенко, с ностальгией и легким юмором...
          А я расскажу байку. (не знаю, писал ли об этом Севела-покойник, я его под пистолетом читать не читаю, но на кухне трепался, это зуб даю).Раньше эти шереметьевские слезные рейсы все шли на Вену. Пересекая границу СССР пилоты мстительно объявляли в носатый салон: "Мы пересекли границу СССР!". Думали, под дых дадут. Однако народ каженный раз резко вспоминал четверостишье Юрьича и не менее резко требовал шампанского. Начиналась пятиминутка художественной дикламации по Лермонту. Позже поступило указание мстительное объявление свернуть напрочь - напоролись.
          Но это может быть и севеловская байка. На него так шереметьево подействовало, что он всю жизнь эту тему тер.

      • Комментарий скрыт
  • Горячие термы, морские термы, серные термы, минеральные термы, паровые термы, массажи листьями пальмы, ароматерапия... В Геркулануме поражают размеры этих терм - с тысячу человек могли одновременно разгуливать по древнеримским баням. В Риме вы ло сих пор можете сходить в действующий прототип этих терм. Сохранились остатки терм даже в туманном Альбионе.
    Прототипы общественных туалетов, начиная с Эфеса (полукольцо сидений с отверстями в искусственный водосток). Я где-то уже прилагала в виде фотографий из Эфеса, которому 5000 лет на сегодня.
    Обязательность ежедневных омовений пришла из бусурманского Ближнего Востока в культуру римлян. Гунны прославились своими парилками из лапника - раскаленные камни поливались водой в шалаше из хвои. Так они врачевали своих больных воинов. Акватерапия как наука зародилась в 18 веке в Германии с легкой руки пастора Кнейста.
    Банька - дело хорошее, но в русской культуре не зря существовал один банный день: суббота. Если кто-то что-то слышал о традиции ежедневных бань, пусть меня поправят.
    Юрьич был вообще скверного характера, господи прости, молодой человек. Язва такая. Может, простим ему начало стихотворения ради его продолжения?: (Прощай, немытая Россия)...
    Страна рабов, страна господ
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, послушный им народ.
    Это как?

    • Комментарий скрыт
      • Лариса Шунина, я вот тоже думаю, что под этой немытостью поэт мог иметь ввиду дикость нравов, "нарушения прав человека", дефицит просвещения. Продолжение-то и говорит в пользу этой версии. Не след уж так буквально воспринимать и придираться.

        • Сергей Дмитриев, да, тут уже Лаура полностью привела фразу. И речь, по всей видимости, не идет о физической сущности "немытая", а о политическом устройстве. Не идет Россия по пути прогресса, как были рабы и господа, так и остались.

          Анекдод, или правда, но Лжедимитрия распознали , что он не мылся в бане.

          Оценка статьи: 5

  • София, отличная статья! Порадовали прямо! Я сам строительство собственного дома именно с бани начал. Дом еще строится, а баня 2 раза в неделю вовсю эксплуатируется
    А насчет "немытости России" мне самому еще в школе интересно было, так как сравнивая руссов хоть с татарами, хоть с варягами, все историки отмечали существенную чистоплотность наших предков.

    Оценка статьи: 5

  • очень и очень поспешил Михаил Юрьевич с декларацией о «немытости» России

    Опровержение классика очень мощное.

    зы
    было б любопытно попытать литературоведов, что именно сподвигло поэта на такое заявление - свою страну и крестьянский быт он знал неплохо, и маловероятно что и. в в. именно нечистоплотность соотечественников.

    Оценка статьи: 5