Этим вопросом я озадачился после того, как обнаружил в Интернете обилие статей с пугающими названиями вроде «Анализ русской сказки „Курочка ряба“ в теории объектных отношений», или «„Колобок“. Буквальная, архетипическая, натуральная, ритуальная и этимологическая интерпретации». И ладно бы это были шуточные или художественные интерпретации, так нет — пишут типа научно, на полном серьезе да еще зачастую на 50−100 тыс. знаков. Обилие сего заумного бреда заставляет задуматься над тем, как же странно устроены мозги отдельных представителей интеллигенции.
Ну что же, давайте посмотрим — какие загадки (настоящие и мнимые) скрывают эти три популярные сказки.
«Курочка Ряба, где твоя баба?» (П. Мамонов)
Каждый, кто всерьез заинтересуется нашими народными сказками, никогда не пройдет мимо академического издания … Александра Николаевича Афанасьева — русского последователя братьев Гримм. Именно он впервые собрал, систематезировал и опубликовал собрание нашего сказочного наследия. Первые сборники выходили еще в 1860-х годах, а полное собрание было напечатано в 1873-м.
Надо сразу отметить, что народное творчество в отличие от авторского не склонно иметь один вариант одной и той же истории. Обычно вариантов много, и они порой сильно отличаются от того, который позже признают каноническим и печатают в популярных изданиях. То же и с «Курочкой-Рябой».
У Афанасьева сказка называется просто «Курочка» и звучит совсем по-другому. Во-первых, ни о каком золотом яйце речи в ней нет. Курочка сносит простое яичко, которое тут же разбивает мышка. После чего начинается настоящий конец света. Дед и баба, как и положено, рыдают, а вот их внучка с горя… вешается. После чего весть о разбитом яйце по цепочке разносится по селу, просвирня ломает и бросает просвиры, дьячок «побежал на колокольню и перебил все колокола», а поп рвет книги.
Понятно, что здесь сказка повествует о глупых людях, которые из-за пустяка впадают в панику — такой народный «черный юмор».
Однако Афанасьевскими вариантами сказка не исчерпывалась, и в итоге классическим стал пересказ известного педагога К. Ушинского, напечатанный в его хрестоматии «Родное слово». Здесь уже наличествуют все составляющие — и золотое яйцо, которое не поддается деду с бабой, но разбивается мышкой, и обещание Курочки-Рябы снести простое яйцо взамен золотого.
Именно на этом варианте и обтачивают зубы современные «исследователи». Таинственность сказки они усматривают в якобы абсурдных действиях, и задаются следующими вопросами:
1) Зачем дед с бабой бьют золотое яйцо?
2) Почему разбить яйцо удается мышке?
3) Почему, когда мышка, по сути, исполняет их желание — они не радуются, а плачут?
4) Зачем Курочка обещает им снести простое яйцо, а не золотое взамен разбитого?
После чего начинаются рассуждения о космогонических мифах, где мир рождается из Мирового яйца, о мыши, которая является «духом предков» и волшебной помощницей. Пишут и покруче.
И. Флерова «Славянские корни русского духа»:
«…Оно упало не из-за мышкиного хвостика, а от пренебрежения к сокровищу. Потеряли благоговение, оно и разбилось. Не так ли и в нашей жизни? Все разрушается при небрежении: любовь, здоровье, знания, Родина, язык, воздух, реки, растения, животные. Все гибнет».
М. Черненко «„Курочка Ряба“ и „Репка“»:
«Мышка — это не просто аллегория в виде животного. Это символ мысли, той божественной мысли, которая приходит внезапно, придаёт толчок в застоявшихся делах, вдохновляет на подвиги. Это провидческий или божественный импульс, который Всевышний посылает нашим людям в трудную минуту».
М. Вигдорчик «Анализ русской сказки „Курочка ряба“ в теории объектных отношений»:
«Золотое яйцо, снесенное курицей — это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. …дед и баба бьют яйцо. Бьют — воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая „мышка“ достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них „Курочке Рябе“ и ее детородной функции».
Психолог Е. Веременко:
«Если именно „Курочка Ряба“ запала в душу, во взрослой жизни у человека могут появиться такие черты как жадность, накопительство, склочность, он может противиться определенным нормам и правилам. Или наоборот, становится педантом, стремится выстраивать жизнь по придуманным самим собою нормам и правилам».
Думаю, достаточно. После прочтения подобных опусов я подумал, что, либо у авторов не все дома, либо они живут по принципу — «Не хочу, чтоб было просто, а хочу, чтоб было сложно». Я провел свой небольшой опрос среди самых обычных знакомых, не отягощенных столь глубокой «эрудицией». И почти все они прекрасно понимали, в чем суть сказки о золотом яичке. Ясно же, что дед и баба хотели кушать и о ценности золота не подозревали. Разбить золотую скорлупку нелегко. Мышка — это конечно же сказочное забавное допущение — эвон какая маленькая и слабая, а яичко разбила (кстати, мышь в сказках часто решает проблемы). Понятно, что мышь разбила яичко совсем не так, как было надо — с пола содержимое яйца никто есть не будет. И понятно, что видя, что дед и баба ничего в золоте не смыслят, Курочка обещает больше не экспериментировать и снести полноценную калорийную пищу.
Объясните, что тут сложного? Нет тут никакого «экзистенциального абсурда», а есть шуточный рассказ о разном восприятии разных ценностей. Помните, как Робинзон, найдя сундук с золотом, горестно восклицал: «И зачем ты мне на необитаемом острове?».
Конечно, напиши народ сказку, как это в ироничной форме предложил сделать Е. Клюев, никаких бы вопросов не возникло.
«А вот представим себе:
„Жили себе дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко — яичко не простое, а золотое. Обрадовался дед. Обрадовалась баба. Взяли они яичко и понесли на рынок. И там за это золотое яичко продали им десять тысяч простых. Сто яичек они съели, а остальные протухли“.
…Чудная сказка! Я дарю ее моему знакомому: пусть рассказывает своим внукам и правнукам про оборотистых деда и бабу».
Кстати, в 1920-е годы, когда вокруг жанра сказки еще шел спор — вреден он советскому ребенку или полезен — на почве «Курочки-Рябы» даже сцепились две организации — Деткомиссия при ГУСе и Комиссия при Главсоцвосе. Первая была против включения сказки в круг детского чтения — мол, ребенку надо давать правильные представления о мире. Вторая резонно отвечала: «Сказка „Курочка Ряба“ помещена в ряде книг для чтения, предназначенных для первых классов сельских школ. Дело педагогов объяснить детям, что золотых яиц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают».
Как оказалось, объяснять смысл простейших сказок надо не только детям…
Статья понравилась.
Подобная заумь "философов" сродни популярным ныне толкованиям "Фаллических кошачьих хвостов" на детских рисунках. Привет дедушке Фрейду!
1 Ответить
Елена Максимовская,
Мало кого я так не люблю, как психоаналитиков и дешевых постмодернистов.
0 Ответить
ПРИЛОЖЕНИЕ: Анекдоты про курочку-рябу:
читать дальше →
0 Ответить
Трактовка образа мышки как не всегда желанной и любимой снохи позабавила, оригинально ничего не могу сказать))) А в голову ну никогда бы не пришло)))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей, с Новым годом! Очень рад, что вы нас так радуете действительно замечательными, глубокими статьями. Братья Грим, конечно, готичны, и я только благодаря вам узнал, что Курочка - из той же серии.
P.S.: Если не секрет, какие сказки вы рассказываете своим детям? Сколько их у вас?
0 Ответить
А про Курочку Рябу не хочется размышлять даже во взрослом возрасте-сплошная доброта и всепрщение.Очень хочется принимать все на веру(правда в силу возраста уже не получается).
0 Ответить
Сергей Курий, меня тоже все время напрягало на уроках литературы: "Что имел в виду автор?". Да ничего не имел, половина графоманила, половина деньгу зашибала.
0 Ответить
Олег Антонов,
Совсем какой-то у Вас грустный взгляд на культуру.
0 Ответить
Сергей Курий, не понимаю зачем вообще искать тайный смысл сказок. Сказки обычно читали бабушки на ночь своим внукам, что бы те скорее засыпали. И "курочка-ряба" и "репка" в детстве воспринимались лично мной нак монотонное повествование какого -то события, а смысл воспринимался поскольку-постольку, потому что цели эти сказки достигали, а детишки спокойно засыпали.
0 Ответить
Василиса гребенькова, а Вы такую фамилию Пропп слышали? Очень интересное и толковое у него исследование получилось, когда он расклассифицировал сюжеты волшебных сказок и задумался над их происхождением.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марк Блау,зашла и просмотрела, но ничего не поняла. Растолкуйте пожалуйста вкратце вывод, сделанный В.Проппом, для тех читателей кто тоже ничего не понял
0 Ответить
не понимаю зачем вообще искать тайный смысл сказок
А зачем люди вообще ищут смысл? Да я его в этих статьях и не искал, он давно найден и содержится на поверхности этих сказок.
цели эти сказки достигали, а детишки спокойно засыпали
Кстати, забыл написать, что действительно все три сказки знают наизусть, благодаря их поэтической складности. Ну а дети - они по-разному воспринимают. Совсем маленькие - да, как какое-то журчащее действо. Но ведь бывает, что и задумываются над ними. Кто это впервые пытается сделать в уже взрослом состоянии - те и производят на свет, приведенные в статье, опусы.
0 Ответить
Помнится, когда впервые мне "Русалочку" прочитали -- рыдала жутко над концовкой. Моя малая тоже первые несколько раз оплакивала Русалочку, когда познакомилась со сказкой... Ох уж эти сказочники!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно, а в других странах есть сказка про Рябу (и Репку), или это именно русская сказка, без аналогов?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий,
Если Украину и Белоруссию считать другими странами, то да, есть. А если про дальнее Зарубежье, то аналогов Рябы и Репки не встречал. Вот про Колобка похожее есть - тот же самый Пряничный Человечек.
0 Ответить
Неплохо написано, позабавило ))
За это и не люблю гуманитариев, столько пафоса и пустого трёпа. Синдром поиска глубинного смысла в терминальной стадии
0 Ответить
Тимур Шакиров,
Спасибо!
Конечно, определять смысл для себя того или иного явления никому не запрещено. Только не надо выдавать это за научно-исследовательскую работу и открытие тайн бытия.
0 Ответить
До седых волос дожил, а не знал, что есть идиоты, не представляющие, что такое золото. Уж дед с бабкой должны были знать, чай не дети. Потому смысла в сказке не видел и сегодняшние объяснения меня не убедили. А насчет комментариев всяких исследователей - могу сказать только, что петриками российская земля всегда была полна.
0 Ответить
Элементарно, Ватсон.
Например, если дед и бабка люди бедные. А золото во все времена было дорогим. Может, они его за всю жизнь в глаза не видели. А кушать хочется.
0 Ответить
не знал, что есть идиоты, не представляющие, что такое золото. Уж дед с бабкой должны были знать, чай не дети.
Да что ж это такое! Это же сказ-ка. Колобок тоже ожить не мог по законам диалектического материализма. А дед с бабкой хотели яичницу забабахать или еще чего - потому и били.
Кстати, снеси Курочка яйцо Фаберже - дед с бабой точно бы не поняли и начали бы им стукаться на Пасху.
0 Ответить