Сергей Курий Грандмастер

Есть ли тайны в русских народных сказках? «Колобок» и «Репка»

Продолжим наш разбор истории самых известных русских народных сказок.

Foodpictures Shutterstock.com

«…По главной дороге и малой тропинке раскатится крик Колобка…»
(А. Башлачев)

В отличие от «Курочки-Рябы» все известные варианты сказки «Колобок» имеют один и тот же устойчивый сюжет. Оголодавшие дед и баба делают из последних запасов хлебное изделие, которое, однако, оживает и, не желая быть съеденным, сбегает прямо со стола. По пути Колобку удается удрать от зайца, волка и медведя, но он попадается на уловку лисы и таки съедается ею.

Спор возник уже вокруг имени персонажа. Особенно сильно он разгорелся, когда россияне решили приватизировать сказочных героев и создали «Сказочную карту России», привязав персонажей к определенному месту. Ясно, что в 99% случаев точная привязка персонажей сказочного фольклора невозможна.

И тут, конечно же, возмутились украинцы — с какого рожна Колобок получил четкую национальность и точную прописку? В националистическом пылу они даже написали, что, мол, в русском языке нет слова «Коло» (Круг), а в украинском есть. В ответ руководитель проекта «Сказочная карта России» Алексей Козловский, не желая делиться Колобком, заявил, что его название — производное от слова «колебятка». Мол, так называли последний хлеб из квашни, остатки теста, из которых собственно и испекли Колобка.

Начнем с того, что слово «Коло» — общеславянское, и, хотя в чистом виде в современном русском языке не употребляется, входит во множество других слов (около, колокол, кольцо, колобродить и т. д.).

Второе. В словаре Даля «Колобок» — это уменьшительное от слова «Колоб» (скатанный ком, шар, небольшой, круглый хлебец). Возможно, распространенное мнение, что «Колобок» — это «Круглый бок» отчасти и неверно, но корень «коло-круг» в нем явно присутствует.

Точный рецепт изготовления колобка неизвестен. Но в общих чертах это изделие представляло собой шарик из пресного теста, изготовлявшийся обычно из остатков разнообразной муки и поскребышей квашни. То есть пекли его, как и написано в сказке, когда заканчивались запасы хлебного сырья. В той же сказке Колобок сообщает и другие особенности его изготовления: «В сметане мешон, да в масле пряжен (т.е. жарен)».

Максим Сырников нашел одно из самых ранних упоминаний Колобка аж в «Житии протопопа Аввакума»:

«…Фекла Симеоновна: оне нам от смерти голодной тайно давали отраду, без ведома ево, — иногда пришлют кусок мясца, иногда колобок, иногда мучки и овсеца».

Сама же сказка появилась в печати еще до сборников А. Афанасьева. Впервые она была опубликована в 1844 г. в книге Екатерины Алексеевны Авдеевой «Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьевой».

В этом плане мы опередили западных коллег, у которых тоже были похожие сказки, где сбегали пироги, блины, коржики, Джонни-Пончики… Самым известным из подобных персонажей, безусловно, является хорошо знакомый по м/ф «Шрэк» Пряничный Человечек (Gingerbread man).

Смысл сказки «Колобок» еще яснее и проще, чем смысл «Курочки-Рябы», но шибко умным исследователям и он не давал покоя. Ему не позволяли быть простым хлебобулочным изделием и делали то символом лунного цикла, то солярным символом, связывая с мифами о пожирании зверем Солнца.

Конечно, объект может иметь символику, но имеет он ее в зависимости от контекста. Безусловно, изготовление блинов на Масленицу было связано их схожестью с Солнцем.

Но банан бывает и просто бананом, и Колобок в этой сказке — просто Колобок, пусть и оживший. И основной смысл этой сказки прост, хотя и может быть выражен по-разному. Например, «Если тебе повезло четыре раза, не факт, что повезет в пятый», «Не будь излишне самонадеянным», «Не ведись на лесть», «От судьбы не убежишь», «Коль ты еда — тебя съедят» и т. д.

Я читал, что в одном из изданий даже умудрились отредактировать сказку, дописав счастливый конец, где Колобок сбегает и от лисицы. Не желая огорчать детишек, редакторы просто убили всю суть сказки.

Конечно, в художественном плане образ Колобка может подвергаться каким угодно трансформациям и наделяться разной символикой. Допустим, в м/ф «Страсти-мордасти» Колобок не только не оказывается съеденным, но и сам пожирает дистрофичных зайца, волка и лису, а в итоге и весь земной шар. А в песне «Черного Лукича» иронично символизирует эмигранта, сбежавшего на Запад в поисках лучшей жизни.

Бренд «Колобок» вообще довольно популярен в нашей стране и связан обычно с детскими садами, кафе, театрами, журналами и т. п. В свое время прозвищем «Колобок» нарекали и полненьких людей (например, в моей школе так прозвали румянощекого и кругленького учителя физкультуры). Читал, что есть даже остров Колобок (естественно, круглой формы) в составе архипелага Северная Земля.

Хорошо известны и мультипликационные детективы «Следствие ведут Колобки», где от сказочного персонажа остается разве что внешность. Ну и, конечно же, первый графический смайлик подозрительно похож на… Но об этой «тайне» пусть напишет кто-то другой.

«Ну дед ты и репу отрастил!» (анекдот)

Казалось бы, зачем сказку про огромную репу назвали «Репка»? А вот так ласково относилось русское население к этому продукту до того, как Петр I научил его кушать заморский картофель. До этого именно репа была основным питательным продуктом после хлеба. Достоинств у нее было не перечесть.

Во-первых, неприхотливая, что важно при нашем холодном климате. Во-вторых, репа питательна, богата витаминами, но при этом малокалорийна. В-третьих, она содержала сахар, а сладкого в Древней Руси было не так уж много. Ну и в-четвертых, ее легко готовить — недаром говорили: «Это проще пареной репы».

Репу не только парили, но и жарили, и варили, и квасили. Из нее готовили самые разнообразные блюда — супы, каши, похлебки (говорят, даже квас). Кстати, репу сильно любили и древние римляне. Полководец Курий Дентат (мой предок, наверное) даже отказался принять послов раньше, чем дожарит свою любимую репку.

В общем, в сказке этот овощ появился неслучайно. Но вот беда — корни у репы длинные. Да еще она у деда такой здоровенной выросла, что сил старческих, чтоб ее вытащить, уже не хватало. Ну вот он и позвал — сперва бабку, потом внучку, а потом… Нет, совсем не Жучку, а… сучку! Именно так сказка и была записана у Афанасьева. Что, в общем-то, логично — у людей и кошки имени нет, а собака какой-то аристократкой получается. Но, по понятным причинам, в дальнейшем для детей богатое смыслами слово «сучка» решили не афишировать.

Проблему, как и в «Курочке-Рябе», разрешила могучая мышка. И суть сказки яснее некуда: она о взаимопомощи, о том, что гуртом и репку тянуть легче, о том, что даже самая малая подмога способна решить дело.

Образы из сказки стали весьма популярны в культуре.

С. Н. Сергеев-Ценский о карикатуре времен Первой мировой войны:
«Алексеев недоуменно взял журнал дрожащей рукой и не сразу смог отыскать глазами рисунок, развеселивший царя бойкостью, потому что рисунков на странице было три и изображали они известную с давних времен историю о репке, но применительно к современному положению в Европе. «Дед», Франц-Иосиф, будто бы посадив «репку» — войну, — поливает ее из лейки, это был первый рисунок; «репка"-война выросла «большая-пребольшая», и «дедка», Франц-Иосиф, пятится от нее в испуге на карачках; а третий рисунок — репку тянут Франц-Иосиф, Вильгельм, султан Магомет V и Фердинанд болгарский, ухватясь один за другого, но «тянут-потянут, вытянуть не могут», а «репка» подмигивает им и скалит зубы».

А вот А. Чехов написал «сатирическую сказочку» про Сержа, который вырос с головой, похожей на репку и которого родные никак не могли «вытянуть в люди». И лишь с помощью тетки-княгини, кума-генерала и купца-зятя таки вытянули. «И стал Серж статским советником…».

В. Маяковский в своем стиле придал сказке политическую аллегорию:

За дедкой репка…
Даже несколько репок:
Австрия,
Норвегия,
Англия,
Италия.
Значит —
Союз советский крепок.
Как говорится в раешниках —
и так далее…

Ну, а в «Новой сказочке про репку…» С. Маршака деду мешает вытащить репку бюрократическая волокита.

…Помогают дедке бабка, внучка,
Помогают кошка, мышка, Жучка:
Бабка с дедкой роются в отчетах,
Жучка с внучкой щелкают на счетах…

Ну, а я бы мог предложить целый микс из трех русских сказок под названием «О том, как дед с бабой покушать пытались». Или, как в анекдоте:

«Посадил дед в землю колобок.
 — Да ты совсем ополоумел, старик! — набросилась на него бабка и хрясь его яйцом по лбу…»

Обновлено 1.12.2017
Статья размещена на сайте 9.12.2011

Комментарии (54):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕМЫ:

    Перекати-поле это скелеты колобков! (Точно так же , как "вертолеты - это души убитых танков!")

  • Уже 21 век на дворе, а история колобка по-прежнему популярна. Слышала, мальчик Никита даже стал обдумывать, как можно было бы его спасти. Идеи разные. Например, сделать его колючим, посыпать солью или перцем...

  • Сергей, как УЖЕ обычно, спасибо за интересную статью. А\А вы знаете, кто такой - песцобок?
    Варианты, пожалуйста, в личку, а то ОН стесняется.

  • Марианна Власова
    Летка-Енка - это при первом подходе к изыманию Репки из земли-Матери, а ламбада в исполнении той же компании - после успешного достижения поставленной цели, ибо поняли они, что, вот, оно - Счастие древерусской бригады .

  • "Репка" - "репочное" построение стало основой танца Летка-Енка

    • Комментарий скрыт
      • Комментарий скрыт
  • а все же игнорировать солярную или лунную символику неразумно! там много пластов. сказка - штука разноплановая. тем более сказки типа колобка или курочки рябы. да, они давно утратили изначальный смысл - точнее люди разучились понимать. и что? смысл сохранился для умеющих его понимать. причем без натяжек и особых усилий.

  • Интересная особенность изложения:

    В «Репке» действующие лица – Репка, дедка, бабка, внучка, мышка. А по имени – одна лишь Жучка.
    И всё от того, что по логике изложения Жучка по полу неприлично вписывалась бы в ряд очереди…

  • Комментарий скрыт
    • Марина Маринина, написал комментарий - он потерялся... попробую продублировать.
      баба яга к богине-праматери никакого отношения не имеет. это образ смерти, изба на курьих ножках - погребальное сооружение, домовина на столбах. в ней кости - потому нога костяная.
      конечно, мертвый предок - он как бы тоже близок к богам, но богиня-праматерь это совсем другое и к бабе яге отношения не имеет.

      • Комментарий скрыт
        • Марина Маринина, ну из почитавшихся у праславян богинь я знаю Мокошь. возможно, она была прародительницей. по крайней мере существовал мощный культ, а учитывая, что это божество плодородия, в земледельческой культуре она могла занимать центральное место.
          расскажите пожалуйста, откуда связь яги и праматери. потому что яга=покойник - это очень древняя связь, если не ошибаюсь, до нашей эры, восходящая к праславянским захоронениям. и каким образом символизм праматери прочитывается в бабе-яге?
          P.S. я знаю, что из более древних времен
          а полемика интересная и, главное, нужная, имхо. в сказках и обычаях многое сохранилось.

  • Утомленные репкой:
    Большой фильм о большом овоще

  • Девятый рот:
    А он хотел, чтоб его любили...

  • Вот еще серия "кинопостеров" на вечные темы сказок.

    Колобок: спасибо, что живой

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
  • Отчим мой, не зная много сказок, маленькому моему братцу ежевечерне рассказывал очередную серию придуманной на ходу "Инопланетной курочки Рябы": курочка несла яйца, их которых вылуплялись инопланетяне, и помогали людям в бытовых делах и расследованиях.

    Оценка статьи: 5

  • Комменты ярче статьи ))
    Сергей, ваши развёрнутые исследования колобка в посттворчестве порадовали.

    Оценка статьи: 5

    • Ксения Печий, я сама в шоке, насколько глубок и символичен образ Колобка, как показательна его судьба. Возможно, рождение Колобка в какой-то мере стало пророчество грядушего ЭКО.

      • Татьяна Черных, мне уже сложно вспомнить, что я чувствовала и как воспринимала Колобка и Репку тогда, когда мне их читала мама. Да и мы как-то очень быстро перешли к более сложным сказкам.
        Помню только что в "Рябе" было жаль и плачущих бабку с дедкой, и яйцо треснувшее, и саму Рябу, шедевр которой сгубила мышка-разгильдяйка.
        Зато помню анализы Клариссы Пинколы Эстесс на тему "Синей бороды", "Белоснежки", "Золушки" -- весьма правдоподобные. Мне во всяком случае, понравились и стали ясными.
        У меня была серия "Сказки народов мира": сборник из десяти книжек, в каждой из которых было по несколько сказок какого-либо народа.
        Нравились мне французские сказки, чешские (с обилием принцесс, принцев и победами над драконами), мексиканские мне казались примитивными и хамскими... Немецкие были неплохи. По русским сказкам была толстенная книга в красной замше и там были такие сказки, о которых сейчас русские не знают и не слыхали даже! К примеру -- как принц жил у феи молодости, не старея, но пошёл в лес, где все гибнут, охотясь за аспидом (слоном, оказывается, добывал "аспидов корень" -- слоновую кость).

        Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
    • Елена Самарина,

      Да там разные сказки есть. Но "злобная цензура" не допускала, чтобы детям читали сказки про ж... и садистские убийства.
      А мораль воспринимается легко - жадинам, злодеям и подонкам в сказках обычно не симпатизируют.
      Спасибо за отзыв!

      • Сергей Курий, надо различать сказки адаптированные и сказки))) так сказать, исконно-посконные. Доброты в русских народных столько же, сколько в сказках иных народов, ни больше, ни меньше. Впрочем, как и морали - без этого сказка не есть сказка.
        Вообще, доброта "Колобка" безусловно: в конце главного героя сожрали. Порядошный ребенок должен слезьми улиться и по ночам орать. А порядошный родитель - книжку отобрать и "передарить")))

  • Комментарий скрыт
    • Вера Тютина, каков смысл сказок на мой взгляд. "Репка" - детям в доступной форме объясняют преимущества дружного организованного подхода к выполнению любого дела. "Колобок" - дети должны были сделать вывод, что нельзя без спроса уходить из дома. Понимание этого было очень важным с точки зрения выживания детей в стародавние времена. Представьте - деревня, кругом волки и другие дикие животные. Это сейчас нам кажется диким, а тогда практиковалось и привязывание детей за ногу к кровати, чтобы малыш не выполз из дома и не погиб. Ведь тогда были многодетные семьи, на матери было огромное хозяйство и она не могла уделять одному ребенку столько времени, как сейчас. Почему взят колобок? Чтобы не травмировать детскую психику. Это было бы слишком кровожадно завершать сказку съедением ребенка.
      Вот, например, моя дочка (2 года 4 месяца). Я никак не могла ей объяснить, что не надо дразнить у бабушки собаку. И только когда я ей эмоционально в красках рассказала, как эта собачка больно укусила бабушку за нос (что есть правда), она перестала ее дразнить.

  • Один из примеров ужастика: Родителям нечем было кормить семерых детей и они отвели их в лес, что бы их, бедных, сожрали дикие звери. Правильно - "Мальчик-с-пальчик". Если не считать, что с его подачи зарезали семь девочек, любимейший персонаж. Видимо, дети подозревают, что родители их могут кинуть и что все средства хороши, что бы выжить.

  • Комментарий скрыт
    • Вера Тютина,
      В одной ирландской сказки была замечательная фраза "Старинные сказания пренебрегают мелкой моралью". А мораль есть в любом произведении, а порой и несколько. Про триллеры, ужастики и приключения - понятно. Ну что интересного в том, что "они жили долго и счастливо и умерли в один день"?

    • Вера Тютина, если вам интересно, есть замечательная книга Проппа "Исторические корни волшебной сказки". Она как раз посвящена разбору сюжетов. Как раз есть глава про детей, которых родители отводят в лес и оставляют там.
      Пропп говорит, что зачастую сказки являются отражением очень древних реалий, ритуалов, обрядов и т.д., смысл которых в воображении потомков утратился или исказился.
      Конечно "Репки" и "Колобка" это не касается Но многие сказки объясняет

      • Ольга Феоктистова,
        Работа Проппа - классика, но по-моему мнению к восприятию произведения искусства надо заходить с двух сторон: с одной стороны - наслаждаться в целом, принимая всё, как есть, и уже потом - анализировать.
        Кстати, детей в лес многодетные крестьянские семьи раньше действительно заводили и бросали, если прокормить не могли. И продавали.

        • Сергей Курий, согласна с вами. Если смотреть только с одной точки зрения, то это очень обедняет знания о предмете. Лично я именно так и делаю. Наслаждаюсь в целом
          Я иногда почитываю что-нибудь по истории сказок, но исключительно для справки.
          Совсем уж печально, на мой взгляд, когда начинается разбор мифов и сказок сугубо с юнгианской точки зрения (не так давно попалась мне такая книга, не помню названия).
          Теории интересные, но не за тем возникали и передавались сказания.

          • Ольга Феоктистова,
            Действительно, странно, что некоторым людям так сложно поверить, что сказки рассказвались потому что они были ПРОСТО интересны - безо всякой цели. Конкретная мораль и цель характерна для басен и притч. В сказках такая мораль чаще всего пришита белыми нитками и задним числом (как у Перро).

  • Я с удовольствием прочитала вашу статью. Как раз в эти недели почти каждый день я читаю дочке эти сказки. Какие хорошие у нас русские сказки!

  • Сергей Курий
    !
    Расширенный вариант КОЛОБОК=БЛИН

    Направляясь к бабушке,Красная Шапочка нечаянно наступила
    на Колобка.
    - Вот блин!...- подумала Красная Шапочка...
    - Вот б.@дь!...- подумал Колобок..

  • ПРИЛОЖЕНИЕ №3: Анекдоты про Репку

    читать дальше →

  • Сергей Курий Сергей Курий Грандмастер 9 декабря 2011 в 18:44 отредактирован 9 декабря 2011 в 18:44

    ПРИЛОЖЕНИЕ №2: Пародии на "Колобка"

    читать дальше →

  • ПРИЛОЖЕНИЕ №1: Анекдоты про Колобка

    читать дальше →