Вера Саунина Дебютант

Таинство Крещения. Что это?

19 января Россия празднует великий христианский праздник Крещения. Обряд крещения признается всеми направлениями христианства, но толкуется он по-разному.

Dmitry Berkut, Shutterstock.com

Православная и католическая церкви относят Крещение к разряду таинств, коих в христианстве существует семь. Крещение человека означает духовное рождение свыше и готовность его — после миропомазания — приступить к остальным таинствам церкви.

Крещение — обрядовое таинство. Обряд заключается в троекратном погружении человека или обливании водой с одновременным произнесением установленных молитв. В обряде крещения главенствующее значение имеет вода как носитель информационного поля. В христианстве вода одновременно является и символом жизни, и символом смерти. Принимая крещение, человек не просто «смывает» с себя грехи, он умирает для греха, чтобы воскреснуть с Христом для вечной жизни.

О том, что крещенская вода имеет чудодейственную силу, впервые упоминает Иоанн Златоуст. Обряд Крещения — это священный акт, осуществляя который, человек приобщается к чередованию жизни и смерти, проникая в суть закона обновления природы. Крещение — это священное действие, посредством которого Бог посылает нам Свою благодать. Через священнодействие он раскрывает перед человеком смысл своего действия в мире. Смысл же таинства Крещения заключается в спасении человека через уничтожение зла и греха троекратным омовением.

Осуществляя добровольно крещение, человек принимает требование бога отказаться от греховных деяний, покаяться в них с тем, чтобы очистить свою душу, и уже с чистой душой предстать перед ним.

Слово «крещение» происходит от греческого слова «βάπτισμα», что означает «погружение». Это слово встречается в Священном Писании в связи с описанием деятельности Иоанна Крестителя, который, проповедуя приход Мессии, крестил приходивших к нему иудеев через погружение их в воды реки Иордан. В знак отказа от совершения зла они смывали греховную грязь, погрузившись в воду, чтобы «утопить» ее.

В православной традиции крещение осуществляется в любом возрасте, включая и возраст младенческий. Конечно, в древности старались крестить человека в том возрасте, когда он достиг уже значительной степени духовной зрелости и способен определить для себя меру ответственности за совершаемые действия. Почему же стали крестить младенцев? Ведь каждому ясно, что младенец не может сделать сознательный выбор.

По этому вопросу существовало двоякое мнение. Одни считали, что младенцы безгрешны и в случае смерти они и без крещения попадут в Рай. Другие считали, что детей крестить необходимо. Основанием для такого утверждения служили слова Христа: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

Находились и такие люди, которые, признавая таинство крещения, старались оттянуть его по времени как можно дальше, чтобы насладиться жизнью в полной мере и, когда неуёмное желание жить и грешить угаснет, снять обрядом крещения все грехи разом и умереть практически безгрешным. Чтобы бороться с этим явлением, священнослужители стали требовать крещения младенцев на восьмой день от рождения, а, если есть угроза здоровью или жизни ребёнка, то и раньше.

Возникает вопрос, как быть с осознанным выбором и принимаемой на себя мерой ответственности, если младенец не может ещё отвечать за свои поступки. Ответом может служить только такой аргумент: младенец не может сделать выбор совершаемых над ним действий, этот выбор делают за него родители. Значит, родители и несут всю меру ответственности за совершаемые действия и исполнение внутреннего содержания таинства.

Младенец крестится по вере родителей биологических и крестных. Они несут ответственность за причастие младенца и должны выдержать пост, вычитать молитвы перед причастием ребенка, даже если сами они в этот день не причащаются. Они отвечают за христианское воспитание детей и за их веру. Чтобы принять крещение до семи лет, требуется согласие только родителей ребенка, до четырнадцати лет — и родителей, и ребёнка, а после четырнадцати лет согласие родителей не требуется.

Если говорить об обряде крещения в древней церкви, то процедура эта была довольно длительной и сложной. Человека к крещению специально готовили, процесс подготовки назывался оглашением, то есть обучением вере. Оглашение могло длиться до трёх лет. Перед крещением полагался пост в течение 40 дней.

В настоящее время обряд крещения упростился, но внутреннее содержание таинства сохранилось.

Обновлено 20.01.2012
Статья размещена на сайте 10.01.2012

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вера, не слушайте никого. хорошая статья получилась. я считаю что надо крестить. а насчет свободы никто ничего и не навязывает. просто крещение это еще не означает что чел будет истинным православным. вот это как раз осознанно происходит. а то тут относятся как будто это приворот какой то

  • Смысл же таинства Крещения заключается в спасении человека через уничтожение зла и греха троекратным омовением.
    вон оказывается как все просто! как у многих древних народов: согрешил, зарезал петуха на алтаре - свободен, очистился!

    а разве крещение - это не символическая смерть и символическое рождение? как бы обновление человека?

  • Для такого формата совсем неплохо

    Оценка статьи: 4

  • "19 января Россия празднует великий христианский праздник Крещения."

    Точнее не Россия празднует, а христиане. Ведь не все в России христиане, да и не только тут они празднуют.

    "Обряд крещения признается всеми направлениями христианства, но толкуется он по-разному."

    Для полноты статьи надо и про "по-разному" рассказать.

  • Вера САУНИНА, Простите, в предыдущем посте неправильно написала вашу фамилию.

    Оценка статьи: 2

  • Вера Сунина, не стоит подводить лингвистическую базу под неграмотно выстроенный текст
    Действительно, благодаря повторам, создается общая идея, повтор является некоторым кодом, ключом, с помощью которого происходит переключение с одного предмета на другой. НО - который, по замыслу создателя текста, является второстепенным. Повтор не только привлекает внимание читателя к важному отрезку в тексте и способствует связности текста, но и служит созданию иного эффекта: чем больше говорится о ком-то или о чем-то, тем больше внимания переключается на другой объект; повтор оказывается фоном, на котором ярче выступают другие смысловые элементы текста. Прием повторения способствует лучшему пониманию заложенной в тексте информации, так как внимание читающего, в первую очередь, привлекается новой информацией, а уже известное выступает фоном, необходимым для лучшего восприятия нового материала.
    Но причем здесь ваш случай?
    Вот например:
    [Возможно, он страдал, возможно, он ненавидел, возможно, он любил]- это анафора
    [Для Мани это длилось годами, для Сани это длилось годами, для Клавы это длилось десятилетиями] - это эпифора
    [Хорошие привычки лучше хороших принципов. Хорошие манеры лучше хороших привычек.] - это рамочная конструкция. А есть еще такие определения повтора как подхват, хиазм, полисиндетон...
    Можно продолжать, но к чему превращать обсуждение в лингвистический спор?
    Не обижайтесь, просто примите к сведению. К тому же я выражаю только свое мнение. Как филолог, ценю изящество в изложении.

    Оценка статьи: 2

  • Дмитрий Елисеев Мастер 19 января 2012 в 11:11 отредактирован 19 января 2012 в 11:12

    Да ладно, каждый верит в то, во что хочет верить.

    Лично мое мнение - я против крещения детей, считаю что любой человек имеет право выбрать путь самостоятельно и осознанно, а не в младенческом возрасте, когда решили за него.

  • Игорь Свойский Игорь Свойский Читатель 19 января 2012 в 09:48 отредактирован 19 января 2012 в 10:39

    запахло средневековьем. таинственно закатив глаза, небритые упыри в рясах пронесли деревянный крест

  • Повтор - известный и довольно распространенный прием в литературе. Он используется для того, чтобы обратить особенное внимание читателя на слово или понятие, усилить его эмоциональную окраску.В данном конкретном случае, "Таинство" как понятие одно (ответ на комментарий Лады), но настолько важное и емкое для православной культуры, что не грех обратить на него пристальное внимание. Слово "таинство" в статье употреблено несколько раз не из неуважения к слову вообще, а из огромного уважения к тому значению, которое оно несет, веры в его могущественную силу.

    • Вера Саунина, а еще повтор - довольно распространенная ошибка. В данном конкретном случае имеем именно ошибку.
      И не надо ошибки оправдывать идеологией.
      Каким бы огромным уважением к чему бы то ни было вы не пытались оправдать неудачные фразы, они останутся ошибочными.
      Скажем, феерический ляп:
      "умирает для греха с Христом, чтобы воскреснуть с Христом для вечной жизни" Что это за "грех с Христом"?!
      При том, что во второй части фразы слова расставлены правильно.
      Технология обряда крещения человека - не технология обряда крещения (тоже ошибочна такая цепочка существительных), а просто: обряд крещения. Кстати, зачем "человека"? Что, животных тоже крестят?
      обрядовое таинство. Технология обряда крещения человека заключается в его троекратном погружении или обливании водой с одновременным произнесением установленных обрядом молитв. В обряде крещения главенствующее значение имеет вода как носитель информационного поля Здесь эти бесчисленные "обряды" - тоже "прием"? Нет, это тоже ошибка.
      В обряде крещения главенствующее значение имеет вода как носитель информационного поля. Ну да. Поле, конечно, куда ж без него. Страшусь читать дальше - наверняка что-нить про энергетику заворочено.

  • "Православная и католическая церкви относят Крещение к разряду ТАИНСТВ. В христианстве существует семь ТАИНСТВ. Крещение человека в философии ТАИНСТВА означает духовное рождение свыше и готовность его – после миропомазания – приступить к остальным ТАИНСТВАМ церкви.

    Крещение – обрядовое ТАИНСТВО."
    И так далее... Не слишком ли много ТАИНСТВ только для первых двух абзацев?
    Два балла за пренебрежение к слову. Не к слову "таинство", а к слову вообще.

    Оценка статьи: 2