Вячеслав Старостин Грандмастер

С чего начинается «Африка»? Конечно же, с красивых цветовых сочетаний!

Если, наконец-то, вы решили пробудить чувственно-эмоциональное восприятие действительности в своих домочадцах и друзьях-приятелях, вхожих в ваш дом, то начните прямо сейчас продумывать композицию будущей домашней выставки мелкой пластики в африканском стиле.

Waj, Shutterstock.com

И, продумывая варианты решений, помните, что только хорошо срежиссированная выставка со свободным размещением экспонатов и (обязательно!) в характерной для Африки цветовой среде позволит вашим зрителям почувствовать специфический дух традиционной культуры тропической Африки во всем ее богатстве, разнообразии и высокой художественности.

Именно мелкая пластика (вид станковой скульптуры, отличающаяся небольшими размерами) как нельзя лучше демонстрирует преимущества африканской культуры над европейским рационализмом. В том смысле, что в психологии человека, не отделяющего себя от природы, доминирующими являются непосредственные ощущения формы, цвета, ритма, которых так не хватает европейцам (да уж, художественная интуиция африканцев — просто завораживает!).

Вероятно, вы, как и большинство африканских скульпторов, не связаны ни с какой из эстетических теорий и потому — свободно, естественно и легко готовы сочетать русские березки с антропоморфными статуэтками Камеруна или изящную вязь славянской филиграни с терракотовыми головами культуры Ифе. Не сомневаюсь, что это очень красиво, но поверьте — любоваться африканской пластикой лучше всего в «африканской» среде.

С чего начинать? С изучения аналогов!.. Поставьте себе задачу — просмотреть как можно больше картинок (желательно, качественная полиграфия) с видами Африки, как пейзажных, так и бытовых. Не вглядываясь и не анализируя, выберите несколько штук по принципу: «понравилось-даже-не-знаю-почему». Пять-шесть картинок — оптимальный вариант. Остальные уберите подальше, чтоб не отвлекали — избыток информации утомляет.

Далее начинаем рассуждать-анализировать… И чтобы мне быть корректным по отношению к вам, уважаемые читатели, не навязывать некие «правильные» рекомендации, я буду сам анализировать, проговаривая вслух свои собственные предпочтения.

Итак:

«Поскольку я уже решил декорировать ту часть стены, которая видна сразу, как заходишь в комнату, и на которую дневной свет падает слева направо, то мне нужно определиться еще с пропорциями. Впрочем, думать-то особо и не нужно. Просто я знаю: пропорции «золотого сечения» — самый подходящий вариант. И декорировать буду меньшую часть стены.

Цвет?.. Ослепительно белый — в первую очередь. Красивый пастельный бежевый — обязательно! Насыщенный тепло-коричневый — без сомнения. Глубокий черный (опять же, теплый) — конечно! Но это будет сухо и чересчур графично… Нужны «живинки» — нужна живопись. Но только чуть-чуть. Перебор — и пластика потеряется. Живопись на стене заберет все внимание к себе. Так-так-так… Думаем!"

В поисках вдохновения разглядываю картинки… Увидел удачное сочетание цветовых пятен: темно-коричневый (почти черный) в тоновом контрасте с красивым песочным… Белые и желтые прожилки на песке удивительно хорошо оживляют большой по площади кусок бежевого рядом с небольшим, но массивным и грубым по фактуре черно-коричневым пятном. Замечательно! Есть подходящий контраст и композиционное равновесие. Есть равновесие в цвете и тоне.

Рассуждаю дальше:

«Белый цвет и разбеленный в два-три цвета спокойный бежевый будут основным фоном. Роль темного пятна будут играть статуэтки и истуканы. Возможно, будет маска. И не одна. Надо поддержать будущие красные, синие и желтые цвета на масках. Но не повторяться в форме — мне «попадания» не нужны… Линии? Да, конечно! Линии типа изонити, но плавные и текучие. И немного. Только чуть-чуть оживить и поддержать. И в стиле суперграфики!

Темное на светлом?.. Согласен. Но, чтобы не было резких границ и читались формы объема, введу полутона между белым и темно-коричневым. Хотя полутоном может быть и приглушенная имитация леопардовой шкуры… М-ммм, тоже интересно…

Блики?.. Бликовать будут только позолота и отполированное дерево, а краска будет матовой. Только матовой!.."

Продолжая рассуждать, уже беру в руки карандаш и начинаю с форэскизов (формальных, черновых), с почеркушек двигаться вперед — к основному эскизу моего замысла. Рассуждать и анализировать, сравнивать и сопоставлять не перестаю до завершения всей работы. Очень хочется красиво выполнить декорирование в стиле «африканские мотивы»!

Обновлено 21.01.2012
Статья размещена на сайте 16.01.2012

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вячеслав! Прочитала с удовольствием Вашу статью и многому научилась. Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Ганна Блюм Ганна Блюм Читатель 7 февраля 2012 в 06:31 отредактирован 7 февраля 2012 в 10:43

    Статья мне напоминает павлина, который свернул себе шею, разглядывая свой распущенный хвост.
    А стиль - скорее футуристическую заумь.
    Статье не хватает простоты изложения и африканской страсти.
    ИМХО конечно же.

  • Вячеслав, отличные рекомендации! МК по продумыванию концепции - не меньше. Спасибо, полезно.

    Кстати, а колониальный стиль (о котором, в частности упоминала Ксения выше) не нарушит целостность восприятия? Можно смешивать? И как правильно? В смысле, чтобы Африка красиво звучала.

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Ольга!.. Колониальный стиль - это одно, "африка" - совершенно другое. Более подробно и обстоятельно чуть позже отвечу.

      Есть классика любого стиля и есть собственное видение. Своя транскрипция, так сказать. Если сделано грамотно и красиво, то - вот вам еще одна страничка толстенного журнала "Красота".

      Почему Африка?.. Потому что на букву "А". (задумал писать обо всем, что нравится и по порядку)

      Про Африку написано, о-ё-ёй как много! Впредь буду писать о красивом немного, но глубоко (и хотелось бы - интересно) Обязательно - свое собственное мнение.

      Еще раз СПАСИБО!

      • Вячеслав Старостин, когда дойдете до буквы Я напишите про Японию ,краски японской культуры ,мне кажется ,более радужные и позитивные ,чем африканские...При слове Африка мне сразу представляются зубастые крокодилы,малярийные комары,ядовитые змеи свисающие с лиан в жутких зарослях тропического леса,а также чернокожие страшные дикари -людоеды,короче -брррр - страшно аж жуть))))))

  • Ксения Печий Ксения Печий Профессионал 22 января 2012 в 02:29 отредактирован 22 января 2012 в 02:32

    Как-то при мне один не просто талантливый, а гениальный дизайнер интерьеров сказал, что настоящее искусство создать стиль не детальками и аксессуарами, а атмосферой.
    Пример?
    Гуцульский стиль можно создать НЕ изобилием ковриков-лежников, керамики на полках, а допустим грубо штукатуренными стенами, балками под потолком, примитивно простой мебелью и льняными занавесками. Без кича.
    Яхт-стиль не канатами, якорями и штурвалом на стене, а обшивкой салона, металлическими поручнями и клёпками окон и светильников.

    И я бы поставила задачу оформителю, который взялся за африканский стиль, не масками обвешивать стены и не панно рисовать. Вы же сами сказали -- изучите быт. Разве в обычной халупе будут висеть маски и разрисованы стены?
    Я вижу Африку в фильмах. Один из фильмов был с участием Мерил Стрип. Это плантации кофе. Это много древесины. Очень хорошей, крепкой, пусть грубой, но такой добротной, услужливой древесины. Это красные твёрдые грунты во дворах. Жар. Зелень. Сетки и пологи от москитов.
    И если я когда нибудь там буду, или захочу себе, то это будут грубые лавки, резная кровать, полупрозрачный полог над нею. Подушки. Вот на подушках орнамент будет. Стена тоько штукатуренная, будто глиняная. Или из дерева. Широкими полосами. Я видела дорогую мебель: стеллажи, рабочий стол, бюро, обтянутые кожей крокодила. Почему бы нет? Для кабинета такая мебель на тёмном, почти чёрном полу и сизалевый коврик -- это лаконично. И дорого.
    Зимний сад! Вот что может быть в нашем суровом климате! Комната со стеклянной стеной, с обогревом и влажностью! Бананы, араукарии и аукубы, монстеру и восковник, болотные пальмы, на полу из грубых глиняных плиток, африканская мебель, их текстиль. И посудина, выдолбленная из ствола, будто для растирания крупы, в углу. Без масок, статуэток, зебр и жирафов, без этих вроде ка необходимых атрибутов, но таких тиражированных! А атмосфера будет африканская, я вижу.