Борис Рохленко Грандмастер

Яблонская. «Утро». Куда улетает девочка?

Утро в Киеве. Квартира на Крещатике: высокие потолки (сталинская застройка), арочный балконный проем, натертый до блеска дубовый паркет. Квартира обласканных властью людей.

Киев, Крещатик. В центре фото - тот самый дом, в котором происходит действие artjazz, Shutterstock.com

Скорее всего, квартиру дали людям искусства. И она еще не обустроена толком, стоят самые необходимые вещи: деревянная кровать, полувенский стул, особенная скатерть с бахромой, расписной кувшин, фаянсовый сливочник, тарелка для хлеба с салфеткой.

Семейство или увлекается прикладным искусством, или просто собирает керамику: на стене расписные тарелка и кашпо.

Комната в два окна. Пейзажа за окном не видно. Может быть, он скрыт туманом с Днепра. Где-то за рамками картины есть письменный стол, за которым обитательница этой комнаты готовит уроки. И платяной шкаф. И еще хотя бы пара стульев.

На спинке стула висит шелковый пионерский галстук, на сиденьи — форма. Надо идти в школу. Но…

Девочка-подросток тянется вверх. Она как бы взлетает… Похоже, что она танцует. Источника музыки не видно, скорее всего, это радио. Ее лицо выражает не радость, оно как бы тревожное. Не очень, но все-таки. Видимо, такая музыка. Ей хочется вспорхнуть, улететь вслед за звуками.

У нее прекрасное настроение (несмотря на грустноватую музыку). Это — ее комната, ее царство. Но лежащая на стуле форма — напоминание о каждодневных обязанностях. Еще пара минут полета — и надо одеваться, идти в школу.

Девочка — фантазерка, мечтательница. Она очень впечатлительна. Ей хочется быть первоклассной балериной, танцевать «Лебединое озеро» (ее поза напоминает об «Умирающем лебеде» Сен-Санса).

Девочка слегка неаккуратна. Может быть, и не слегка, а основательно. И в школе (скорее всего) ей неинтересно. О разбросанности говорит ее постель: она тануцет вместо того, чтобы навести порядок. Да и форма лежит со вчерашнего дня. Или приготовлена накануне?

Родители, видимо, не только предоставили ей собственную комнату, но и дали достаточно самостоятельности. Они не вмешиваются по мелочам: могли бы прибрать или заставить навести порядок. Видимо, родители считают, что со временем все будет, как надо. А пока ребенок должен радоваться жизни! Тем более, что для этого есть финансовая база (далеко не в каждой семье знают, что такое сливочник).

Похоже, что картина — эпизод из жизни самой художницы.

Утро в Киеве. Девочка танцует, девочка летает в мечтах и наяву…

Это о картине. Дальше — факты и только факты.

Вот что пишут биографы: «В начале 1941 проходит первая „Выставка работ студентки Т. Яблонской“, в этом же году Т. Яблонская заканчивает Киевский государственный художественный институт. Во время войны Яблонская эвакуируется в Саратовскую область, где работает колхозницей. В 1944 возвращается в Киев, преподает в Киевском художественном институте. Возобновляет творческую деятельность. За картину „Хлеб“ (1949, эскиз находится в Смоленской картинной галерее) — Сталинская премия второй степени, 50 000 руб (1950), за картину „Весна“ (1950) — Сталинская премия второй степени, 50 000 руб (1951). Татьяна Ниловна Яблонская умерла в возрасте 88 лет в 2005 году. Ее творческий путь был отмечен многочисленными наградами и премиями».

Из интервью с дочерью художницы Гаянэ:
 — Скажите, девочкой, делающей зарядку у открытого балкона, на известной по советским учебникам картине Татьяны Яблонской «Утро» были вы?
- Нет, я, в отличие от своей старшей сестры Лены, которая и позировала маме, никогда не делала зарядку. Эту работу мама писала еще до моего рождения, когда жила с первым мужем, художником Сергеем Отрощенко, в доме на углу улиц Красноармейской и Саксаганского.

Между прочим, один парнишка из Казахстана вырезал понравившуюся репродукцию картины из какого-то журнала и приколол ее над своим столом. Прекрасная, устремленная ввысь девочка стала для мальчишки своего рода мечтой — хотелось познакомиться с ней, а заодно научиться так же рисовать. И судьба распорядилась таким образом, что молодой человек поступил в Московский художественный институт, познакомился с нашей Леной, тоже студенткой факультета прикладного искусства этого института. Со временем они… поженились!"

Девочка уехала вместе с мужем в Казахстан.

Крещатик, центральная улица Киева, полностью сгорел во время войны и был отстроен весь заново. Самые монументальные сооружения на нем — здания «сталинского ампира» — были закончены строителями в 1954 году. Стены домов облицованы керамикой, а цоколи (по-моему, до четвертого этажа) — гранитом. Высота потолков в этих домах — четыре с половиной метра (если я не ошибаюсь). Об этот помпезный стиль сточили зубы поколения критиков от архитектуры, но — впечатляет!

Сталинская премия была двух степеней: первая степень — 100 000 рублей, вторая степень — 50 000 рублей. Зарплата врача в те времена была 1200 рублей, лаборантки в поликлинике — 600 рублей, сварщика — 800−900 рублей, уборщицы — 400 рублей, стипендия студента вуза — от 290 до 350 рублей.

О чем мечтали советские дети?

Обновлено 30.01.2012
Статья размещена на сайте 28.01.2012

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Борис, спасибо, очень интересно!Спасибо именно за "сияющий туман", из которого проступает детство. Я никогда не воспринимала эту комнату как необжитую, хотя еще в детстве взгляд "цеплялся" за не очень жизнерадостные лианы. Конечно, они выросли не здесь и только приживаются, осваивают новое пространство. А насчет неаккуратности... девочка как девочка, другие встречаются ну очень редко.

  • Уважаемые коллеги! Спасибо за комментарии и оценки!

    Особенное спасибо Ларисе Завьяловой, которая предложила мне тему для статьи.

    Как я заметил, неприятие такого подхода к картинам проявляется у искусствоведов (как ни странно!). Им привычнее видеть в статьях что-то об игре красок, о стиле художника. А все остальное они воспринимают как ересь, как вероотступничество. Но я никогда не был в их секте. Мало вероятности, что я туда попаду - это удел образованных людей. А я - безграмотный. Учиться - поздновато (да и цели нет).

    Так что, граждане искусствоведы, не обессудьте, что мы на одних и тех же картинах видим совершенно разные вещи.

    Но все равно, отзывайтесь, высказывайте свои недовольства. Это интересно в любом случае. Только одна просьба к вам (к искусствоведам): не повторяйте без надобности в комментариях то, что уже написано в статье, которую вы оцениваете!

  • Борис, вы - оригинал!.. Как были им, так и остались. Сравните В.Серова "Девочка с персиками (Портрет Веры Мамонтовой)", И.Репина "Не ждали" и эту картину Яблонской...

    Воздух!.. Так писать контражур могут лишь великие Мастера!

  • Комментарий скрыт
    • Игорь Золотов, в 1954 году с такими арками строили только "сталинские" дома. Кроме того, в пользу высокого этажа говорит и то, что не видно никакого пейзажа. Это возможно только в том случае, когда художник намного выше стоящих перед ними предметов. Кроме того, на Днепре бывают очень сильные туманы. Видимо, в тот день был такой туман, что художник не нарисовал ни одного предмета за балконом.

      Если вы пройдете по ссылке http://nevesharet.wordpress.com/, вы увидите статью с иллюстрациями по тексту (на одной из них показана даже квартира, в которой танцевала девочка). Это немножко меняет восприятие.

      Что касается вопросов - спрашивайте, я отвечу.

  • Что делать, так получилось. Другого ожидать не приходится - я об этой картине. В ней есть (если можно так выразиться) социальный заказ. Этого не видят те, кто не знает обстоятельств ее написания.

    В общем, о ней ничего нельзя сказать, кроме того, что она светлая и радостная, если не вдаваться в жизнь того времени.

    Что касается того, что статья пресна - а какой остроты вы хотели бы? Есть еще пара соображения о семейных отношениях Яблонской. Например, почему через семь лет после громкого заявления ее дочери о том, что она хочет систематизировать оставшиеся после смерти Татьяны Ниловны картины, не появилось сайта с ее картинами, с аннотациями к каждой картине? Почему ее дочь Елена нигде не откликнулась на смерть своей знаменитой матери?

    Художественные достоинства картины - говорят, что они вполне заслуживают уважения. Я эту точку зрения не разделяю, хотя бы потому, что никогда не вдавался (и не буду вдаваться) в сугубо специфические оценки качества живописи.

    Так что извините за то, что не оправдал ваших ожиданий.

    • Борис Рохленко, Какие извинения!??
      Я оценивала ваше восприятие именно этой картины. Мне оно показалось несколько незрелым. И все!
      Подробности личной жизни потомков художницы, безусловно, интересны и познавательны, но основной акцент в опубликованной статье вы все же сделали на "то, как я это вижу". "Вижу" довольно плоско, на уровне пятиклассника. Сорри, если коммент показался резким.

      • Лада Крымова, ну не понять северному характеру светлых эмоций юга Написано не плоско, а а просто отлично, когда читаешь как будто на "уровне пятиклассника", то сразу возникают светлые ассоциации, связанные с детством. А такие воспоминания возникают редко в наши занятые работой будни. Спасибо автору.

  • Мне очень жаль, что я вторгся в ваше детство и разрушил его очарование.

  • Не разделяю восторгов предыдущих комментаторов.
    Читая статью, не знала, что вы грандмастер, не заглядывала прежде в ваш профиль. Предположила, что недавний школьник представил здесь свое сочинение "по картине". Детальная "описательность" показалась абсолютно детской - вот стул, вот стол, вот форма школьная на стуле - значит, девочка не аккуратная... А, может, и аккуратная...
    Сведения о размере премии художницы привели в недоумение - зачем? Приближенность к власти, обласканность этой властью?
    Незатейливая, в общем-то картина, милая большинству из нас по школьным воспоминаниям....
    Разочарована...

  • Читается на одном дыхании.

    Оценка статьи: 5

  • Отличная статья! 5+ Сама Яблонская так писала о своем творчестве, когда уже была тяжело больной: «Я счастлива в своем ограниченном пространстве Я оптимистично воспринимаю жизнь, особенно сейчас, когда открылась какая-то счастливая полоса творчества, я увидела, что писать можно то, что вокруг, воспроизводить мир счастливый, мир, который смотрит на меня. Природа или интерьер, любой объект вдруг как бы покроется какой-то невидимой поэтической прозрачной пеленой, как бы запоет что-то внутри. Какое-то волшебное поэтическое состояние разольется... и обычный кусок двора озаряется изнутри каким-то божественным сиянием. Это, наверное, и называется вдохновением…» Цитата взята из источника http://odnarodyna.com.ua/articles/3/1983.html

  • Спасибо за увлекательную статью!

    Оценка статьи: 5

  • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 31 января 2012 в 11:11 отредактирован 31 января 2012 в 14:00

    Ваша статья как глоток солнца...

    Оценка статьи: 5

  • Лариса, я старался! Последняя фраза в статье - от редакторов. Так что я никакого отношения к мечтам советских детей не имею.

    Я прекрасно понимаю ваши сложности в школьные годы. В моем распоряжении Интернет, который и дал возможность проследить многое об авторе и картине. А что мог сделать человечек 10-12 лет, если он видел и читал только то, что на самой картинке?

    Это с одной стороны. С другой - ограниченность информации предполагала развитие воображения. Кому-то это давалось легче, кому-то труднее. Возможно, это было и к лучшему (я имею в виду развитие воображения).

    Спасибо за отзыв и за оценку!

  • Борис, спасибо большое за статью!

    Оценка статьи: 5

  • Елена Бейсембиева, дочь Татьяны Ниловны Яблонской, действительный член Академии художеств Республики Казахстан

  • Яблонская. "Утро".