Николай Аблесимов Грандмастер

Могут ли «лирики» быть «физиками»?

Чарльз Сноу утверждал, что между гуманитариями европейского Запада и научной культурой в ХХ веке образуется катастрофический разрыв. А Борис Слуцкий еще в 1959 году написал: «Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе».

Tomas Pavelka, Shutterstock.com

По мнению Сноу, вражда двух культур может привести к гибели человечества. Так ли это?

Что дали лирики физикам?

Гуманитарии предвосхитили многие свершения естествоиспытателей ХХ века. Кроме того, лирики физикам необходимы для практики в человеческом языке. Естествоиспытатель горд своей способностью проникать в тайны мироздания, забывая, что гордыня — смертный грех. Но с некоторых пор стало заметно, что уловители Слова предчувствуют открытия естествознания и даже социальные явления задолго до их реализации. «Стихи — они с неба, я — перевожу», — заметил Геннадий Шпаликов. Вот примеры:

1. Впервые атомные бомбы были взорваны в 1945 году, а само словосочетание атомная бомба было введено Гербертом Уэллсом в романе «Освобожденный мир» еще в 1913 году. Андрей Белый написал в 1921 году:

…Мир рвался в опытах Кюри
атомной лопнувшею бомбой
на электронные струИ
стомиллионной гекатомбой.

При этом Эрнест Резерфорд даже в 1933 году отрицал возможность овладения атомной энергией.

2. В 1906 году Джек Лондон так описал реальность звездных войн — «Путь войны»:

Будет оружие веку под стать,
Сможет всю Землю в куски разорвать…
Сможем планеты мы в небо метать,
Сможем верхом на кометах летать,
Сможем мы в космосе смело парить,
Сможем оттуда всю Землю спалить.

Работы К. Э. Циолковского о возможности выхода в космическое пространство еще не были широко известны.

3. Даниил Андреев в «Розе мира» называл сию способность «дар вестничества». Мой коллега В. Ивахнишин, не будучи знаком с работой Д. Андреева, изрек:

Однажды мысль пришла сама собой,
Что истинный поэт — уже предтеча.
Не потому ли дар бесценный свой
Как крест несет иль трепетные свечи…

Если бы я знал ранее строку А. Толстого «Тщетно, художник, ты мнишь, что своих ты творений создатель», не ломал бы голову над природой творчества.

4. Предполагаемый результат ядерной войны у Дж. Г. Байрона в 1816 году таков:

Погасло солнце светлое, и звезды
Скиталися без цели, без лучей
В пространстве вечном; льдистая Земля
Носилась слепо в воздухе безлунном…
И мир был пуст.

И у Осипа Мандельштама в 1937:

Весть летит светопыльной обновою:
- Я не Лейпциг, я не Ватерлоо,
Я не Битва Народов, я новое,
От меня будет свету светло.

Результатом «ядерной ночи» («погасло солнце светлое») станет «ядерная зима». Уже в первые месяцы после конфликта температура над сушей в Северном полушарии понизится на 20−40 градусов, а в Южном — на 5−20 градусов. «Ядерную зиму» — «льдистую Землю» — не переживут 2 миллиарда человек, и «мир станет пуст».

5.
В момент ядерного нападения — апокалипсиса — Иоанн Богослов предлагал действовать так:

И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих;
и цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор…

6. Федор Тютчев так ставил проблему происхождения горных пород (например, офиолитов):

С горы скатившись, камень лег в долине.
Как он упал? никто не знает ныне —
Сорвался ль он с вершины сам собой,
Иль был низринут волею чужой?
Столетье за столетьем пронеслося:
Никто еще не разрешил вопроса.

И действительно, офиолитовые пояса находятся далеко от места предполагаемого рождения. Да и колыбель ли их дно океана? Никто еще не разрешил вопроса.

7. Еще из геологии. Сергей Есенин писал в «Письме к женщине»:

Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянии.

Действительно, кольцевые структуры на Земле были замечены только из космоса. Их радиус достигает десятков километров. В них часто находят рудные узлы. В настоящее время — это целый класс объектов земной поверхности, исследуемый с орбитальных станций и спутников.

8. Николай Заболоцкий в 1930 году писал об искусственной пище.

Осел скитался по горам,
Глодал чугунные картошки,
А под горой машинный храм
Выделывал кислородные лепешки.
Там кони, химии друзья,
Хлебали щи из ста молекул…
…И перед нею в банке рос
Большой химический овес.

В наше время путем химического синтеза из природных недорогих белков получены маргарин, черная икра, лососина, суп куриный, бульон мясной и рыбный, мармелад, соки, витамины, биологические активные добавки к пище. Преградой к их активному потреблению является наше предубеждение к искусственной пище, хотя и хлеб, и спиртные напитки, и кефир, и йогурт, и сыр, и пиво — продукты биохимического синтеза.

9. Николай Клюев в цикле стихов, приложенных к допросу от 15 февраля 1934 года, предрекал:

К нам вести горькие пришли,
Что зыбь Арала в мертвой тине,
Что редки аисты на Украине,
Моздокские не звонки ковыли,
И в светлой Саровской пустыне
Скрипят подземные рули.

Судьба современного Арала известна и печальна, как, впрочем, и чернобыльские события 1986 года. Но предположить в 1934 году, за четыре года до открытия возможности использования ядерной энергии, что на месте обители святого Серафима Саровского в 1947 году появится колыбель термоядерного заряда, город Арзамас-16 (сейчас Саров), расположенный в значительной степени под землей, мог только провидец.

10. А это из области истории. Велимир Хлебников писал в 1912 году: «Не следует ли ждать в 1917 году падения государства?» Владимир Маяковский знал о работе Хлебникова, но перенес свое предсказание на год раньше, предположив, что «…в терновом венке революций грядет шестнадцатый год», и ошибся.

11. Олжас Сулейменов пишет: «Убедите вопящих, блюющих, сброшенных волнами в кипящую пучину черноты, что хаос — одна из разумнейших композиций порядка». Вот и перекинут мостик к синергетике Германа Хакена и самоорганизующимся системам Ильи Пригожина.

Остается признать, что «человечество с поэтом на запятках подобно армии со знаменосцем сзади и с барабанщиком, отправленным в обоз».

Перефразируя того же Слуцкого: знать, не слабенькие крылья — ваши сладенькие ямбы.

Обновлено 17.02.2012
Статья размещена на сайте 11.02.2012

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Наконец опубликована и именно физиками!
    Аблесимов Н.Е. Могут ли лирики быть физиками? // Атом. 2016. № 1 (69). С. 47-48.

  • Марк Цер Марк Цер Дебютант 14 февраля 2012 в 18:35 отредактирован 14 февраля 2012 в 18:35

    "Никто еще не разрешил вопроса."

  • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 14 февраля 2012 в 17:53 отредактирован 14 февраля 2012 в 17:55

    Баратынский. "Последняя смерть". Предсказано даже появление интернет-зависимости. Великое стихотворение.

    ПОСЛЕДНЯЯ СМЕРТЬ

    Есть бытие; но именем каким
    Его назвать? Ни сон оно, ни бденье;
    Меж них оно, и в человеке им
    С безумием граничит разуменье.
    Он в полноте понятья своего,
    А между тем, как волны, на него,
    Одни других мятежней, своенравней,
    Видения бегут со всех сторон,
    Как будто бы своей отчизны давней
    Стихийному смятенью отдан он;
    Но иногда, мечтой воспламененный,
    Он видит свет, другим не откровенный.

    читать дальше →

    • Комментарий удален
      • Марк Цер,- это ностальгия или призыв автора?
        Это к Баратынскому.

        • Комментарий удален
          • Марк Цер, вы чего-то недопоняли - я не толкую Баратынского. Я привожу гениальное стихотворение гениального поэта как пример того, о чем пишет Николай Аблесимов. С трактовкой "Последней смерти" как пророчества соглашался и Колмогоров - а он был великим математиком нашего времени.

    • Mаша Романофф, остался еще и Нострадамус.

      • Люба Мельник, Нострадамус - не в моей компетенции. А Тютчеву и Баратынскому доводилось весьма удачно предсказывать. Впрочем, этому есть вполне прозаические причины.

        • Mаша Романофф, еще два шага - и мы уже обнаруживаем себя гадающими по Вергилию.
          Меж тем поэзия - это, по определению, - творчество, искусство. Плетение словес)) Это мы, потомки, зная время, которое для поэта будущее, - как наше прошлое или настоящее, называем словесно оформленные чувства и настроения творца предсказаниями. Пытаясь тем самым увидеть в лирике то, чего в ней нет, использовать лирику не по назначению - в целях, так сказать народнохозяйственных)) Поэта называем провидцем - не задаваясь даже мыслью, а что он, собственно, имел в виду?

          • Люба, есть технические вещи, которые трудно было предсказать во времена Баратынского, однако же... Лирику каждый использует как хочет - это уж право читателя. Озарения творческие возможны, и как раз вот в этом состоянии - "ни сон, ни бденье". Другое дело, что можно счесть это визионерством, а можно - фантазией.

  • Николай Аблесимов, у Вас в тексте нумерация нарушена(8-10).

    Оценка статьи: 5

  • Ашот Довлатян Ашот Довлатян Читатель 14 февраля 2012 в 14:30 отредактирован 14 февраля 2012 в 14:30

    Дядя Вернадский сто лет назад сказал нам про ноосферу. Правополушарные лирики ловят оттуда раньше и размыто (и вообще ни за что не отвечают), левополушарные физики хватают сразу, вовремя и по порциям. Нет здесь никаких предпосылок гибели человечества от борьбы двух культур. Это - сценарий взаимного, инь-яневского партнерства.

    Вопрос в том, кто туда - в ноо - кидает эти мыслишки и засылает на Землю конкретных людей в конкретное время для снятия плодов. Если и Бог, то в данном случае имя ему Высший Разум.

    А ещё есть засада в лице тех, кто знает более, чем, но специально не делится, тормозит и снимает сливки со старья (нефтетопливо, например).

    Оценка статьи: 5

  • Может, кое что и спорно, но...комплимент от "лирика".
    И почему-то вспомнился Дмитрий Сухарев.
    РЫЖИЙ ОСТРОВ

    Физики запели Слуцкого.
    Это достоверная история.
    Я свидетель: тихо слушала
    Слуцкого
    аудитория.
    Тихо пел никитинский квинтет,
    Очень тихо слушал факультет,
    В раздевалку люди не бежали,
    От земли, от берега вдали
    Было тихо, только кони ржали,
    Все на дно покуда не пошли.
    Это что ж - разладились куранты?
    С физики посбилась мишура?
    В лирику подались аспиранты,
    Кандидаты и профессора.
    Термоядерщики и акустики,
    Что они - хватаются за кустики,
    Всемогущий разум им не мил?
    Или дело в том, что муза музыки
    Забежала в двери вуза физики,
    Чтоб найти защиту от громил?
    И пока эфир порожняком
    Пустозвонил на слова Горохова,
    Песня десять тысяч верст отгрохала
    На перекладных или пешком.
    И за дальней горною грядой
    В тихом переполненном вагоне -
    Что я слышу?
    Слышу: плыли кони,
    В море, в синем, остров плыл гнедой.
    Физики пооблиняли перьями,
    Серые для них настали дни.
    Все же что-то делают они.
    Слуцкого -
    они запели первыми!

  • Понятно, что в ограниченный размер статьи не поместилось многое и очень многое...
    Список предвидений можно продолжить до бесконечности.
    (К сведению модератора: здесь бесконечностьупотреблена в метафорическом, но ни в коем разе не в математическом смысле)
    У того же Уэллса: создание биологических химер в "Острове доктора Моро".
    Жюль Верн: очень редко вспоминают о его предложении тормозить спускаемый аппарат пороховыми ракетными двигателями ("Из пушки на Луну"). Он же описал радиосвязь "Необыкновенные приключения экспедиции Барсака".
    У Лема в "Магеллановых Облаках" - всемирная информационная сеть и индивидуальный мобильный/портативный терминал в кармане.

    А тема популяризации науки "лириками"?!

    Хлориду Калия е-минус дарит синий,
    А сочетанье из спектральных линий
    Определяет дальний свет планет.

    Оценка статьи: 5

    • Аркадий Голод, о бесконечности - прям успокоили))
      В общем, это не список предвидений - а список зеркал (вот как Лев Толстой - зеркало РВ). Идеи носились (как и нынче носятся) в воздухе, физики трепались на темы в присутствии лириков, те вибрациями души отзывались, рождали образы и поэтически оформляли - чтоб читатели резонировали)) Именно - популяризация.
      Жюль Верн и Лем - не тот формат, так что их отсутствие в контексте как раз понятно.

  • Из набора карточек, из "примеров" самый красивый - первый, конечно. Ощущение такое, что автор, оставив запись на первой карточке, все остальное подбирал под нее, с разным успехом.
    В пятом пункте выражения неряшливые. Во-первых, апокалипсис - не "ядерное нападение". Во-вторых, Иоанн Богослов не "предлагает" в публикуемой цитате действовать "так", а описывает то, что предвидит. Другой глагол нужен.
    Пп. 6 и 7 нелепенькие такие и беспомощные, особенно последнее, даже если пытаться сделать вид, что хохмим.
    Суть, в общем-то, в ином, нежели предложено.
    В обеих половинах сферы)) ощущается: идеи носятся в воздухе. Однако ж произнесенное поэтом поражает воображение многих, хотя бы в силу образности. НО красоту слова понять могут миллионы, а вот красоту формулы - отнюдь.
    Периодическая система - великое свершение ума и души, но каким малым числом, по сравнению с читателями стихов, ее красота может быть воспринята.

    • Люба Мельник, да, первый пример (Андрей Белый) - самый удивительный. Еще интересен девятый (Николай Клюев). Остальное - либо притянуто за уши, либо очевидно и не заслуживает оценки "пророчество".

      • Андрей Лебедкин, я, если, Вы заметили, естествоиспытатель. В пророчества не верю. Но емкие поэтические определения использую в лекциях. Рассказывая о кольцевых структурах - цитирую Есенина. Об офиолитах - Тютчева и т.д. Так что ответ на заглавный вопрос, что дают "лирики" "физикам" прост - сочный образный язык. Студенты мои лекции очень любили - там я и Окуджаву пел (к месту), и "шнырит урка в ширме у майданщика", поясняя роль специальных языков. Не надо все воспринимать в лоб.

  • Спасибо! Очень интересная статья, заставляет задуматься...
    Хотя и не всегда можно согласиться с Вашими вариантами толкования прозрений поэтов, но в одном - в главном! - Вы правы : рукой земных творцов движет Творец небесный, и сами земные творцы не всегда сознают, НАСКОЛЬКО глубоко они заглянули в суть вещей.

    Оценка статьи: 5