Алексей Купец Дебютант

Художественная ковка. Как воплотить идею и не обмануться?

Все мы не раз слышали о художественной ковке. Ее реклама мелькает в газетах, в Интернете, на придорожных плакатах… Изделиями (перилами, заборами, козырьками…) хвастаются соседи по даче. Но действительно ли это круто? А может, это всего лишь дань моде? Давайте разберемся.

Ron Zmiri Shutterstock.com

Для начала определимся с понятием «ковка». Ковка — обработка металла давлением в разогретом состоянии, то бишь вытащил железку из горна — и давай ее кувалдой… Что из этого может выйти? В руках мастера может выйти очень дорогая, стильная вещь, с виду, возможно, и неказистая, но для знатока местами просто волшебная. Этот вид ковки далеко не для всех, его оставим в покое, начнем с простого.

Чаще всего под красивыми словами «художественная ковка» скрывается слегка художественная, а то и вовсе не художественная согнуто-сварная конструкция. Большинство виденных мною на улицах образцов относятся именно к этой категории. Такие изделия достаточно дешевы, местами практичны, способны вызвать зависть соседей попроще и рвотные позывы соседей пообразованней. Выполняются практически в любой себя не очень уважающей мастерской. Хотя при творческом подходе результат может быть весьма на уровне, даже вообще без ковки. На иллюстрации — декоративный элемент «Корзина с цветами» с минимумом ковки, в основном станочный прокат, местами чеканка. Почему-то все, кто его видел, были в жутком восторге. Правда, и цена на такую вещь соответственная, вполне сопоставима с кованным изделием.

Другая категория — сварная конструкция с элементами ковки. Это более дорогая вещь, при ее изготовлении, возможно, задействован ручной труд. Визуально ее можно отличить по всяким сплющенным/завернутым элементам, металлу с переменным сечением, утрированно «побито-замятым» местам. Это наиболее распространенная часть металлоконструкций с гордым названием «ковка». Результат тут может быть совершенно разным: от откровенно убогого до «глаз не оторвать». Все зависит от таланта и заинтересованности мастера. На иллюстрации 2 пример мангала, но с целым «кульком изюма», ставшим возможным именно благодаря кованным элементам.

Ну и, наконец, ковка, чистая и без оговорок. Что ее отличает? Невероятная сложность исполнения при довольно скромном вау-эффекте. Мастеру обязательно представлять весь проект целиком, разработать четкую последовательность операций, буквально каждый удар молотка. Переделки, добавления тут проблематичны, зачастую, чтобы добавить крохотный элемент, приходится нагревать добела все изделие, а после править его от случайных деформаций… Оценить такую работу может только знаток, для других она покажется грубой и примитивной.

Если вы все же решили украсить свой дом/дачу/участок кованным изделием, не поленитесь, загляните в мастерскую, посмотрите на работы. Узнайте, кто рисует эскизы, посмотрите на образцы. Не «ведитесь» на качественные, красивые рисунки — в металле, зачастую, все выглядит совсем иначе. Постарайтесь уловить идею эскиза, его суть. Порой нарисованный на клочке газеты корявый рисунок может воплотиться шедевром. И наоборот, часто шикарно выполненный эскиз с размерами и перспективой ничего кроме разочарования не приносит.

Постарайтесь прочувствовать атмосферу мастерской. Если вам показывают кучу рисунков и просят выбрать, какой нравится, а потом, в процессе работы, пристают с просьбами «глянуть на изделие» — это скорее всего шушера. Мастер, уверенный в своем мастерстве, скорее покажет несколько фото и попросит выбрать наиболее понравившееся, чтобы определиться с направлением работы, а потом попросит его не беспокоить, пока не будет результата. Хотя и полный невежда, пожалуй, поведет себя так же, но тут поможет осмотр мастерской, готовых или почти готовых работ. Запрашиваемая цена тоже важна: чем она выше, тем обычно выше уровень кузни.

Ну и, наконец, пара слов о литье. Часто можно увидеть с виду весьма «крутые» вещи. Но, приглядевшись, заметить, что некоторые, самые эффектные, кстати, элементы, похожи тютелька в тютельку. Это скорее всего литье или штамповка. Вид такие вещи придают весьма солидный, спору нет, но не следует забывать что в цене (да и в ценности) такая вещь сильно проигрывает своим кованным аналогам. Но это уже вопрос престижа, понтов и вкуса.

Обновлено 30.11.2016
Статья размещена на сайте 2.03.2012

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Алексей Купец Алексей Купец Дебютант 11 марта 2012 в 10:36 отредактирован 11 марта 2012 в 10:37

    И все бы оно ничего, да только есть еще и другая категория мастерских, навроде описанной Ладой Крымовой. И беда тут в том, что проходят они под одной вывеской, делают по сути одно и то же. Только если цех Коляныча выпускает две секции забора в день, при цене 5тыс за метр,то Андрей Душечкин будет над одной секцией работать минимум две недели, и стоить она будет минимум в десять раз больше. А вот с точки зрения заказчиков (не всех, но большинства из них) Душечкин просто завышает цену, пытается их э... обмануть. в итоге заказ уходит Колянычу, после монтажа хозяин хватается за голову и кроет черным матом всех кузнецов вместе взятых. От этого Душечкиных становится все меньше и меньше, а Колянычей больше и больше, деньги-то свои он так и так получил

  • Не понравилось... Вроде бы тема интересная, но!.. В руках мастера может выйти очень дорогая, стильная вещь, с виду, возможно, и неказистая, но для знатока местами просто волшебная.
    Такие изделия достаточно дешевы, местами практичны, способны вызвать зависть соседей попроще и рвотные позывы соседей пообразованней.
    Если вам показывают кучу рисунков и просят выбрать, какой нравится, а потом, в процессе работы, пристают с просьбами «глянуть на изделие» – это скорее всего шушера.
    Но это уже вопрос престижа, понтов и вкуса.

    То ли мастер писал о своем труде, то ли приблатненный подмастерье.

    • Вячеслав Старостин,учтено пардон за лексикон, постараюсь исправиться. Попробую объяснить. Сейчас в данном направлении развелось очень много э... дилетантов... хотя нет, скорее мелких, жадных профессионалов от ширпотреба. Хотя все же лучше всего подходит примененное "блатное" определение. В таких мастерских, кстати, "приблатненных подмастерий" подавляющее количество. Да и вообще туда берут всех, кто хоть что-то умеет в руках держать. Продукция у них выходит соответствующая.

  • Я вот не поленилась и в свое время заглянула в старинную кузницу, чудом сохранившуюся в пределах музея-усадьбы "Приютино" - это у нас, во Всеволожском районе Ленинградской области. "Интерьер" сохранился практически неизменным с 19 века.
    Работает там талантливый мастер с прелестной фамилией Душечкин. Зовут его Андрей.
    То, что выходит из-под его рук - удивительные образцы старинной техники ковки и современных дизайнерских находок.