• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Николай Аблесимов Грандмастер

Что дает вуз? О барьерах специальных языков

В основном, знание языка! В анекдоте: Сколько языков знаете? Два — русский и матерный. Химик ответит — русский и химический. Физик — русский и физический. И так далее.

l i g h t p o e t, Shutterstock.com

Нужды образования привели к дифференциации знаний. Дело в том, что западная цивилизация достигла необычайных высот в искусстве расчленения целого на части. Мы изрядно преуспели в этом искусстве, преуспели настолько, что нередко забываем собрать разъятые части в единое целое, которое они некогда составляли. Достаточно сказать, что по номенклатуре ВАК РФ химия подразделяется на 21 дисциплину, физика — на 23; экономика — на 19. Эта объективная тенденция и называется дифференциацией наук. Она необходима на стадии обучения узких специалистов. Но как справедливо заметил Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння».

Тем не менее, необходимость дифференциации объективна. Может быть, это не лучший путь, но мы не знаем другого для решения проблем расширения научного фронта. Для большинства людей углубление в какую-то область означает по необходимости отказ от поверхностного даже вникания в другие области — сил и времени не хватает. И, кажется, формальным путем здесь решения не найти. В то же время, есть момент личного решения. Если человек хочет этого сам, он вполне может не замыкаться в пределах узкой области и стремиться расширить кругозор, в частности, научный. Однако, если собрать вместе в одной команде различных частных специалистов, это еще не может обеспечить комплексного подхода. Кто-то должен в достаточной степени понимать их всех и «должен остаться в лавке!». Еще лучше, если они все будут к этому, хотя бы стремиться.

Разделение естествознания на отдельные науки в наше время привело к ряду негативных явлений. Приведу два высказывания по этому поводу. Академик Ю. А. Косыгин, геолог по специальности, подводя итог своей научной деятельности, писал: «К концу ХХ века наука как бы разделилась на изолированные слои… Ученый специалист часто замыкался в своем слое, увлекаясь в его пределах деталями… Это создавало узость научного мышления, забвение целостности мира, проблемы которого могут решаться только совместной работой в разных специальностях или их взаимопроникновением. Разделение на специальности создает атмосферу затхлости и беспомощности». Мысли новосибирского ученого Ю. И. Кулакова поразительно совпадают с первым высказыванием: «Современная наука, разъединенная на локальные дисциплинарные вотчины, надежно огражденные друг от друга высотами профессионализма и охранными грамотами специальных языков, нелегко вырабатывает интеграционный стиль познания. Но природа сама по себе не знает таких барьеров. Ученые обязаны обеспечивать согласованность представлений, причем не только в пределах собственной специализации, но и по отношению к другим областям знаний».

Вот определения некоторых понятий и предметов, которыми вы пользуетесь в повседневной жизни на языках специалистов.
Физик определит магнитные носители информации как ферромагнитный домен — макроскопические области ферромагнетика с различной ориентацией спонтанной однородной намагниченности.

Автор (физикохимик) назвал свою докторскую диссертацию «Релаксационные эффекты и фазообразование в неравновесных конденсированных системах». А работа, во многом, посвящена обыкновенному стеклу.

В мире персональных компьютеров виртуальная память — это пространство на жестком диске, используемое как дополнение к ОЗУ для хранения данных, пока не нужных процессору.

На языке геологов кимберлит (горная порода, из которой добывают алмазы) — гипабиссальная ультраосновная порода порфировой структуры, являющаяся эруптивной брекчией. Какой термин! Эруптивная брекчия! Как звучит! Музыка — правда, геологическая!

В науке о народонаселении «бедные государства с избыточной демографией имеют тоталитарную тенденцию при склонности к внешней агрессии».
В экономике большинство отдельных слов понятно, поэтому создается иллюзия, что в экономике каждый может разобраться без специальной подготовки. «В основе монетаризма лежит уравнение обмена (уравнение Фишера), объединяющее денежную массу в обращении, скорость обращения денег, среднюю цену и количество товаров».

Жаргону воров (арго) учат в тюремных «университетах». «Шнырит урка в ширме у майданщика, бродит фраер в тишине ночной. Он был плумбелем, а сек бананщика. Зыкнул по блатному: штымпель блу, легавый стой». Современный повседневный язык широко использует слова арго, выделенные курсивом и приведенные далее: иметь крышу, мочить в туалете, получить ксиву, за базар ответишь и т. п.

Эти барьеры специальных языков необходимы для понимания специальной литературы, но мешают интеграционным тенденциям современного естествознания и техники.

Статья опубликована в выпуске 9.03.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (62):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Рита Розова Рита Розова Мастер 9 марта 2012 в 07:08 отредактирован 9 марта 2012 в 23:34 Сообщить модератору

    Это вполне естественно, что каждая наука имеет свой профессиональный язык. И совсем необязательно химику, знать специальную терминологию биолога, если он этого не понимает, то начинает употреблоять , например, слово "экология", для обозначения совершенно недопустимых сочетаний. Вы написали статью "экология слова", не имея ни малейшего представление, что это значит. Это подобно звуку в пустой бочке. Оставьте специалистам их профессиональный язык, который совсем не обязательно знать непрофессионалам, чтобы не получилось такого казуса, как с вами. Кесарю - кесарево, а слесарю- слесарево.Век ломоносовых уже миновал!

  • Много лет назад анекдот звучал так: "Сколько языков знаете? Два – русский устный и письменный со словарем".

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 10 марта 2012 в 16:32 отредактирован 10 марта 2012 в 16:44 Сообщить модератору

      Александр Барон, а ещё байка с до революции. В строю стоят два новобранца с Вятской губернии. Унтер спрашивает одного, какими языками он владеет. Отвечает,что русским и вятским. Унтер хлесь его по морде лица. "Ну, а ты?" - спрашивает другого. "Ишщо хлешши" - отвечает полиглот.

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 9 марта 2012 в 20:47 отредактирован 9 марта 2012 в 20:52 Сообщить модератору

    "Что дают в вузе"? - можно было озаглавить. Как до сих пор обошлось без А.Райкина? "Всё,что вы учили в школе, забудьте..." и т.д. Программу вузов составили вундеркинды,преуспевшие в своих интересах к природе вещей. Вуз ставит задачей, чтоб студенты овладели этой насыщенной программой, чтоб потом в работе при необходимости вытаскивать её как бесконечную ленту из шляпы фокусника.
    Я бы принимал в вуз без экзаменов только после глубоких собеседований и прощупывания интересов без оценок.
    Специализация неизбежна и неотвратима. Почему-то не упомянуто,как часто достижения в одной узкой "щели" науки используются неожиданно эффективно в другой. Примеров этому много.
    Важно открывать новые горизонты знаний о природе, а узкий ты или пошире "знаток наук", "не так уже важно".
    Оценка: 5

  • Забыли самые-пресамые языки - медицинский (Аркадий Голод здесь запросто на русском напишет такое, что без поллитра не поймешь ни слова) и юридический (все слова понятны, но какой смысл предложения - мозги выворачивает, но не понятно - для примера можно почитать наши законы без комментариев).
    О широте. Раньше, чтоб подчеркнуть преимущества перед конкурентами, писали: у нас профессионалы широкого профиля. Теперь же пишут - у нас узкопрофильные специалисты (было бы посветлее - щелкнул бы мобилой такой бигборд).

    Ну и про виртуальную память - не совсем верно. Это память, с которой работает приложение и отображается физически на какие-то устройства (физ. память, сверхоперативное ОЗУ, внешние накопители). Причем приложение не должно знать тонкостей и реализации этого отображения. Где-то так.

    • Юрий Лях, не забыл, конечно. Но медицинский отчасти оправдан, чтобы пациент прочитав диагноз или рецепт не вздумал лечится самостоятельно, что, благодаря рекламе на русском обывательском сейчас происходит сплошь и рядом. С юридическим сложнее - он должен быть (наверное) законоправильным.

      • Николай Аблесимов, "чтобы пациент прочитав диагноз или рецепт не вздумал лечится самостоятельно,"
        Ерунда. Латинский язык является "языком" медицины издревле. Может быть в древности он и служил для этих целей, но сейчас врачи разных национальностей прекрасно могут понимать друг друга.

        Оценка статьи: 4

        • Игорь Абрамов, ну, это и есть задача всех спецязыков. Я даже в японских статьях понимаю английские надписи рисунков и таблиц. А для профи этого достаточно для понимания сути.

          • Николай Аблесимов, вот именно. Язык математических формул, физических и химических формул поймет любой специалист в любой стране.
            Тоже и в медицине. Есть Международная классификация болезней, есть международные названия лекарственных средств и это сделано для облегчения общения специалистов разных стран, для удобства обмена информацией. А пациент тут не причем.

            Оценка статьи: 4

            • Игорь Абрамов, кстати, и в когда-то МКБ-9, и в МКБ-10 классификация на русском языке, не на латыни. Правда, пациенты никогда и не заглядывают в этот классификатор.

              • Юрий Лях, все верно.
                МКБ переработана для России, самое главное, что дается определенный список заболеваний, а любой врач знает латынь и ему понятно, если немец назовет заболевание по латыни. Да и практически названия многих заболеваний имеет латинские или греческие корни. Я уже не говорю, что каждый препарат имеет международное латинское название.

                Оценка статьи: 4

  • ОК, исправляю.

  • Комментарий удален
  • Сергей Сидоров Читатель 9 марта 2012 в 07:07 отредактирован 9 марта 2012 в 07:26 Сообщить модератору

    Статья интересная. Сам занимаюсь научными исследованиями, подтверждаю, что автор прав насчёт барьеров, создаваемых спецтерминами. Только вот при чём здесь вуз? Речь в статье идёт о науке, а не об образовании, а вуз - всё-таки высшее учебное заведение. Источники, которыми преимущественно пользуются студенты вуза (лекции и учебная литература) - это не научные тексты, они педагогически адаптированы, и количество спецтерминов в них сведено к минимуму. А уж блатная феня к научной терминологии вообще никакого отношения не имеет.

    • Феня имеет, если речь идет о профессиональном жаргоне.
      Мне кажется, статья касается жаргона, а не только строго терминов.

      • Муми Куку, феня бывает только одна. Та самая. По-научному называется арго, в отличие от жаргона.

        • Сергей Сидоров, есть спец термины, есть профессиональный жаргон. А Арго, наверное свойственен социальным группам.
          ИМХО.

          читать дальше →

          Оценка статьи: 4

    • Сергей Сидоров, спецтерминологии системно учат именно в вузе. Потом можно и самообразованием заниматься. Феня имеет отношение к барьерам специальных языков в качестве яркого примера.

      • Сергей Сидоров Читатель 9 марта 2012 в 11:15 отредактирован 9 марта 2012 в 11:17 Сообщить модератору

        Николай Аблесимов, я имел в виду, что название статьи не соответствует её содержанию, а логика аргументации прихрамывает. Например, вуз - не единственное место, где изучаются спецтермины. Есть ещё колледж, техникум, различные курсы... Даже в общеобразовательной школе может вестись профильное обучение, предполагающее знакомство со специальной терминологией. Если следовать Вашей логике, то статью можно назвать вообще как угодно.

        • Сергей Сидоров, в семье, например, учат терминам: папа, мама, брат, сестра и т.п... Я говорю только то, что говорю.

          • Николай Аблесимов, ценю Ваш юмор - ещё один блестящий пример Вашей логики. Первое слово ребёнка - и сразу спецтермин! Но... слово вуз обозначает совершенно определённый тип образовательного учреждения. И я привёл примеры именно образовательных учреждений, где могут изучаться именно спецтермины (заметьте, детские садики даже не трогал). Надеюсь, Вы не считаете семью "учреждением"?

            • Сергей Сидоров, семья - суперучреждение, с иерархией (кто в доме хозяин), бюджетом (и правом наследования, если есть что), разделением труда (добытчик, повар, уборщик, прачка, учитель)!!! Помимо спецязыка (например, национального) здесь закладывается мораль (или аморальность), основы взаимопонимания (непонимания), и прочая. Не в каждом вузе этому учат. В основном, что я подчеркиваю, вуз - школа специального языка для понимания в профессиональной области. И все. Навыки профессионального действия мы получаем или на практиках или уже после вуза (например, в аспирантуре).

              • Николай Аблесимов, я согласен насчёт Вашей мысли про "языковые" барьеры. Наша маленькая дискуссия как раз и возникла из-за такого барьера. А в терминологических деталях представителям естественных и социальных наук никогда не договориться.

                • Сергей Сидоров, естественно, так как термины естествознания, как правило, точны, а в гуманитарных науках очень расплывчаты. Даже в пограничных науках таких как геология толкование терминов является большой проблемой. В Институте тектоники и геофизики ДВНЦ АН СССР (где я работал) в Отделе теоретической тектоники составлялись справочники по геолтерминам. Иные имели до 100 различных определений.

  • Николай Аблесимов, не "Нужды образования привели к дифференциации знаний" , а практика, практическая деятельность, большой объем знаний, специфика знаний привели к их дифференциации .
    Химические процессы протекающие в организме человека отличаются от химических реакций протекающих вне организма и по-этому говорят " In vivo et in vitro" (В организме и пробирке)

    Оценка статьи: 4

    • Николай Аблесимов Николай Аблесимов Грандмастер 9 марта 2012 в 10:46 отредактирован 9 марта 2012 в 10:47 Сообщить модератору

      Игорь Абрамов, ничего подобного. Химические процессы везде одинаковы - это "перераспределение электронной плотности между атомами". Где его нет, там физические процессы.

      • Николай Аблесимов, они одинаковые, но химические процессы в организме, протекающие на молекулярном уровне тесно связаны с физиологией клетки. И получить молоко вне коровы пока еще никому не удалось, а ведь это биохимические процессы.

        Оценка статьи: 4

        • Игорь Абрамов, а клетка это громадный физикохимический реактор. К сожалению, до сих пор никто не знает, что такое жизнь!

          • Александр Дронов Читатель 9 марта 2012 в 13:47 отредактирован 9 марта 2012 в 13:49 Сообщить модератору

            Николай Аблесимов, но уже вполне вырисовывается ее необходимость в объективном разрезе и это успокаивает. Как это частенько происходит, она(жизнь) возьмет и из неосторожности выдаст себя с потрохами народу ученому и вот тогда полочки для раскладки "накопленных" станут уже в автоматическом режиме,минуя волю ученых, места свои занимать, а у ученных объявится болезнь в руках от ускоренного(на перегонки) строчения отчетов.

          • Николай Аблесимов, да, никто не ответит на вопрос, что такое жизнь, а Вы хотите ее описать химическими уравнениями?
            Цикл Кребса невозможно воспроизвести в пробирке.

            Ну это так, ремарка. Я хотела сказать, что через 10-15 лет число публикаций в данной области знаний удваивается и сможет ли ученый осилить всю лавину информации обрушивающегося на него, если он не будет выбирать то, что относится к его узкой специализации? Так что дальнейшая дифференциация будет продолжаться. И человек специализирующийся на жесткокрылых, не всегда поймет человека специализирующегося на парнокопытных.

            «В настоящее... время, — отмечает, например, Н. Винер, — лишь немногие ученые могут назвать себя математиками, или физиками, или биологами, не прибавляя к этому дальнейшего ограничения. Ученый становится теперь топологом, или акустиком, или специалистом по жесткокрылым. Он набит жаргоном своей специальной дисциплины и знает всю литературу по ней и все ее подразделы. Но всякий вопрос, сколько-нибудь выходящий за эти узкие пределы, такой ученый чаще всего будет рассматривать как нечто, относящееся к коллеге, который работает через три комнаты дальше по коридору. Более того, всякий интерес со своей стороны к подобному вопросу он будет считать непозволительным нарушением чужой тайны» И это написано в 1958 году, а сейчас 2012 год.

  • "Не может человек пересказать всего". (Екк.,Гл.1,ст.8)

    И не может быть глубоким специалистом во всём. Обособление и взаимное отдаление специальных языков обусловлено развитием научных направлений вглубь. И чем дальше, тем хуже будут понимать друг друга люди из разных областей науки и техники. А жаль.

    • Николай Лаврентьев, есть и противоположная тенденция. Крупные научные проблемы: атомный проект, выход в космос, экологические проблемы - могут решаться только при взаимодействии различных научных направлений. И здесь барьеры спецязыков мешают.

      • Николай Аблесимов, Крупные научные проблемы: атомный проект, выход в космос, экологические проблемы - могут решаться только при взаимодействии различных научных направлений.

        Думаю, это не столько научные, сколько научно-технические проблемы. Вместо "проблем" предпочитаю употреблять слова "задачи" или, хотя бы, "вопросы". Барьеры, конечно, мешают, тем не менее, они, как мне кажется, имеют чёткую тенденцию к росту, что, в конечном итоге, тормозит решение крупных НТ задач.

        В то же время есть целый ряд смежных НТ областей, внутри которых языки более-менее родственны.

        Любопытно, к чему, в итоге, этот процесс расщепления придёт? К появлению всеобщего языка или к полному отрыву, обособлению и замыканию контуров?

  • Есть основные понятия из биологии, физики, химии, которые должен понимать любой специалист , будь то биофизик, физикохимик, или специалист по физколлоидной химии.

    Есть общие вопросы, базовые основы знаний в той, или иной области, которые должны знать все.

    Гастроэнторолог не знает всех тонкостей работы кардиолога, но оказать врачебную помощь кардиологическому больному он обязан, на то он и врач, а уже в дальнейшем оказание помощи продолжит специалист.

  • Кстати, на этом спекулируют всякие деятели от лженауки: побольше умных слов, а непонятно - значит, читатель сам дурак и невежда...

    • Мария Семенихина, да это так. Пример - "торсионные поля".

      • Николай Аблесимов, Пример - "торсионные поля".

        Пример, по-моему, не совсем удачный. При случае полистайте книгу Г.И.Шипова "Теория физического вакуума. Новая парадигма", в которой, по сути, сформулирована единая теория поля. Никакой лженауки. Сплошная математика. В том числе тензорная.

        • Николай Лаврентьев, в своем амплуа. Продвигаете антинаучные, шарлатанские взгляды. Шипов, с его взглядами на торсионные поля, уже бит и разбит как российскими учеными, так и зарубежными.

          "Доктор физ-мат наук профессор Е.Л. Тарунин: "Я представлял, о чем будет идти речь, так как был знаком с одной работой Шипова из его книги "Теория физического вакуума (новая парадигма)". В этой работе он, правильно написав аналитическое решение о системе простого механического вибратора, сделал потрясающий вывод - "отсюда видно, что импульс системы может быть изменен путем изменения внутреннего вращательного импульса системы или внутреннего поступательного импульса системы". Блеф! В решении нет ничего подобного, оно просто подтверждает закон сохранения начальной энергии. Такой финт является типичным для антинауки - использовать математику (не каждый же разберется) для протаскивания выводов, которые не следуют из нее..."

          Оценка статьи: 4

          • Игорь Абрамов, Продвигаете антинаучные, шарлатанские взгляды. Шипов, с его взглядами на торсионные поля, уже бит и разбит как российскими учеными, так и зарубежными.

            Думаю, что во времена инквизиции ответ мне прислали бы так же быстро, только не в блоге статьи, а ночью и в сапогах.

            Каждый учёный развивает свою теорию и с неё кормится, защищая её всеми доступными средствами и громя потенциальных конкурентов, даже не пытаясь найти новое зерно. В науке обычное дело. Появление нового всегда встречается в штыки. Это борьба за ранок сбыта своих идей. Мало чем отличается от ранка иных услуг. Есть товар, есть спрос, есть конкуренты.

            Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем". (Екк.,Гл.1,ст.9)

    • Мария Семенихина, знаю несколько примеров, когда научные журналы возвращали авторам статьи на доработку именно из-за перенасыщения спецтерминами. Кстати, один из этих авторов так и не смог переработать свой труд - терминов-то было много, а вот смысла...

  • Это юмор или как ? А то я себя идиотом почувствовал )))

  • Вуз - эта аббревиатура, по действующим на сей момент правилам языка, пишется строчными: вуз. В отличие от АН ))