Аля Я Профессионал

Что мешает людям создавать шедевры?

Бывают в жизни сложные периоды, когда необходимо принять важное решение или когда от постоянного стресса кругом идет голова. В такие моменты хочется как-то отвлечься. Например, как в детстве, сказать: «Я буду сейчас рисовать». И, действительно, начать рисовать.

Elena Rostunova, Shutterstock.com

Возможно, это вызовет недоумение у домашних, возможно даже, что вышедшее из-под кисти полотно будет оценено весьма скептически. Но для того чтобы создавать свои, личные шедевры, совсем не нужно одобрение или неодобрение окружающих.

Многие люди в период стресса безотчетно ловят себя на желании рисовать. И зачастую это желание остается неудовлетворенным, ведь всегда найдутся дела более «важные» — телевизор или болтовня по телефону… Между тем, арт-терапия, то есть лечение искусством, помогает при кризисах, во время потерь, при стрессах, а также во время личностных поисков. Арт-терапия хороша тем, что не имеет противопоказаний и не имеет возрастных ограничений.

К тому же, чтобы рисовать, необязательно быть Рафаэлем. Создание простых, полудетских рисунков дает возможность выразить свои настроения, проговорить свои проблемы, выплеснуть на лист бумаги или на холст наболевшее или волнующее. Пусть новых последователей арт-терапии не смущает несовершенство линий и образов. В наши дни наивное искусство становится все более и более популярным жанром живописи. К тому же наивное искусство представляют не профессионалы, а большие любители смешивать краски и рисовать от души. К этим непрофессионалам, представителям арт-наива, можно отнести известных, благодаря своему увлечению, личностей.

Анри Руссо (1844 — 1910) — сотрудник таможенной службы и к тому же — автор экзотического мира небывалых джунглей. Палитра Руссо богата яркими, сочными красками. Работы Анри Руссо были высоко оценены уже современниками.

Нико Пиросмани (1862 — 1918) — рисовал вывески для лавок, черный фон многих его картин обусловлен тем, что создавались они на подручном материале, чаще всего на клеенках.

Анна Мария Робертсон Мозес (1860−1961), больше известная как Бабушка Мозес, начала рисовать уже в семьдесят лет, когда не могла больше вышивать из-за артрита. Для ее творчества характерны бытовые сцены и зимние пейзажи.

Екатерина Белокур (Билокур) (1900 — 1961) — создательница неповторимых цветочных натюрмортов. Первые попытки рисовать Екатерина сделала еще в детстве, но семья посчитала, что крестьянский труд для девушки наиболее важен, рисовать ей запрещали и даже наказывали. В тридцать четыре года, после двух неудачных попыток поступить в художественный техникум, после отчаянной попытки самоубийства, она принимает твердое решение быть художником, не получив от семьи никакой поддержки. Шаг за шагом она шла к своей цели, рисуя цветы и натюрморты. Сам Пабло Пикассо признал ее гениальной художницей.

Это может показаться удивительным, но все из вышеперечисленных авторов начали серьезно рисовать уже в зрелом возрасте и не имея никакого художественного образования.

Сейчас творящих в жанре арт-наив все больше, что неудивительно, ведь для наивного искусства не важны возраст, национальность, вероисповедание, политические взгляды, происхождение, социальное положение. Здесь не надо ни с кем соревноваться, ведь можно рисовать только для себя.

Чтобы не углубляться в термины, можно сказать, что наивное искусство — это особое настроение, жизнеутверждение, сама искренность, калейдоскоп детства, чувство бесконечности и совершенства жизни, воспоминания о трогательных моментах, влюбленность в жизнь.

Подумать только — стоит лишь отбросить страхи и неуверенность, выбрать свободную минутку, взять в руки карандаш и бумагу, а еще интереснее — взять кисти, краски и холст, и начать удивительный, прекрасный, захватывающий процесс сотворения картины. Главное — осознать, что никто не может остановить вас в создании вашего собственного шедевра, кроме вас самих.

Обновлено 9.03.2012
Статья размещена на сайте 7.03.2012

Комментарии (46):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
    • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 12 марта 2012 в 01:10 отредактирован 12 марта 2012 в 01:10

      Юрий КОСАГОВСКИЙ, и опять получается, что я о Фоме, а Вы - о Ерёме...
      Я - о том, что, не имея таланта (Божьего дара, если хотите) произведение искусства не создать. Но и не владея техникой, можно только топтаться на уровне наива и примитивизма, но никогда не удастся пойти дальше - потому что не знаешь, куда. Если ты видел две картины Пиросмани или Руссо - считай, что ты видел все. А Пикассо, Кандинский, Моне, Крамской, Врубель, Шагал бесконечно разнообразны. Кстати, великие художники-новаторы превосходно владели приёмами классической живописи! Им просто стало скучно писать так же, как это делали до них, и они принялись экспериментировать. Тот же, кто техникой не владеет, будет писать всё время одинаково - как умеет...

      • Евгения Комарова,
        "...не имея таланта (Божьего дара, если хотите) произведение искусства не создать."

        - наверно, вы хотели сказать "...шедевра не создать".

        Нечто даже красиво накрашенная женщина - это произведение искусства.

  • Не за что просто профи зачастую так увязают в общепринятых стандартах и приемах, что за деревьями не видят леса. Сам через такое отношение проходил, пока эти самые профи не начинали понимать подход и выказывать хм одобрение

  • Комментарий скрыт
    • Аля Я Аля Я Профессионал 10 марта 2012 в 21:12

      Мария, спасибо за комментарий. Переубеждать вас, разумеется, не буду, да это и ни к чему. Уродство, как мне кажется, создают совсем не наивисты. И кто определяет уровень художественной гармонии? Люди. И для разный людей он различен.

      • Комментарий скрыт
        • Аля Я Аля Я Профессионал 11 марта 2012 в 11:23

          Мария, даже великие были в чем-то когда-то дилетантами. Если не пробовать и не пытаться, все останется на своих местах. Потом человек может считать, что он гениален - просто, не в силу каких-то причин. Вы для себя сделали выбор. Пусть остальные тоже потрудятся, не берите их труд на себя. Выбор есть у каждого - рисовать или нет, устраивать выставки или показывать свои картины только близким, кричать или нет. Вы объяснили, почему вам противен арт-наив. Уважаю ваше мнение.
          Но остаюсь при своем. Если люди будут, предположим, рисовать, а не смотреть сериалы - это будет хорошо (а есть еще и другие занятия, как справедливо подмечено выше). И найдутся те, кто придет на выставки подобных работ.
          Что касается да Винчи в моем понимании. Техника его бесспорно находится на высочайшем уровне, но при всем моем уважении к нему, как к ученому и изобретателю, - на его картинах я не увидела ни тепла, ни любви. Сто тыщ миллионов человек могут сказать мне, что я не права, а я так вижу.
          Мне кажется, мы просто совсем о разном говорим - вы о рациональном, я - об эмоциональном.

        • Комментарий скрыт
          • Комментарий скрыт
            • Мария Семенихина, СПАСИБО!
              Хоть кто-то вступился за талант и мастерство, попытался провести более или менее чёткую границу между творчеством ДЛЯ СЕБЯ и настоящим искусством.
              Никому не запрещено рисовать, писать стихи, прозу, музыку, лепить и пр. для себя, для души. Это великая радость - выражать себя в том или ином виде творчества! И начинать в этом занятии действительно никогда не поздно. Но очень важно понимать разницу между самовыражением и созданием произведений искусства ДЛЯ ДРУГИХ.К сожалению, обилие, даже - засилье "самоделок", изданных, выставленных или исполняемых за собственные деньги "самодельщиков" или их богатеньких спонсоров, настолько засоряет прилавки книжных магазинов, выставочные и концертные залы, что граница между детской открытой мамочке ко дню рождения и картнной Рембранда размывается почти до исчезновения, а средний уровень искусства и вкусы среднестатистического обывателя опускаются всё ниже и ниже...

              • Аля Я Аля Я Профессионал 11 марта 2012 в 11:54

                Евгения, спасибо за комментарий. Много наива - изъять и сжечь полотна? Много графоманов - не учить детей грамоте? Понятно, что это не выход. Значит, каждый выберет для себя, какая самоделка ему близка, а какая - нет.

                • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 11 марта 2012 в 21:35 отредактирован 11 марта 2012 в 21:36

                  Аля Я, Вы. как многие дебютанты, реагируете на критику не вполне адекватно, доводя высказывания оппонента до абсурда и вычитывая между строк то, чего там нет...
                  Я где-то предлагала столь радикальные действия, о которых с возмущением говорите Вы? Отнюдь. Я всего лишь хочу, чтобы сохранялась грань между самоделками "для души" и высоким искусством. И хочу я этого потому, что меня ужасает снижение критериев, вкуса, требовательности самих авторов по отношению к собственным произведениям. Когда одним и тем же словом "стихи" называют и беспомощную попытку рифмовки поздравления ко лню рождения, с хромаающим ритмом, рифмами по типу "палка-селёдка" и сплошными штампами и банальностями вместо образов и метафор, и произведение автора, пусть и не знаменитого, но владеющего поэтикой и способного на создание ярких, своеобразных, запоминающихся строк, то становится непонятно, в чём же между ними разница. А она столь же велика, как и разница между утренней гимнастикой и программой чемпионата страны по гимнастике. Вот именно об этом и пытаемся говорить мы : я и Мария Семенихина.

                  • Комментарий скрыт
                    • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 12 марта 2012 в 01:01 отредактирован 12 марта 2012 в 01:01

                      Юрий КОСАГОВСКИЙ, а я разве что-то говорила о форме? Я вроде всё больше о качестве.
                      Беранже владел стихосложением - и в скучных одах, и в веселых песенках. И у него был талант. А тот, кто и без таланта, и без мастерства, может писать хоть оды, хоть анекдоты - и то, и другое будет хламом.

                  • Аля Я Аля Я Профессионал 11 марта 2012 в 21:53

                    Евгения, вкус толпы всегда плох, во все времена. Я не призываю вас покупать открытки с плохими стихами и ходить на выставки арт-наива.

                    Эта статья - попытка сказать, что можно жить в каких-то гранях, а можно - вне них.

                • Комментарий скрыт
                  • Мария Семенихина, хм, а чем отличается искусство от самовыражения непрофессионала? Ведь и тот и тот не совершенны, правда в разной степени, но все же кто определяет порог, за которым любительщина становится искусством? И что за художественные достоинства? Набор приемов и техник, или душа, чувства? Смею заверить, по качеству исполнения ни один художник не переплюнет зеркалку+фотошоп+лазерный принтер. Так почему же на аукционах покупают картины, а не фотообои?

                    • Комментарий скрыт
                      • Мария Семенихина, да, но там уже идет искажение реальности в угоду передаче чувств автора. Вобщем выходит что ценность работы в передаче мысли аудитории, чем вернее передается, чем сильнее мысль, тем произведение ценнее, не так ли?

                        • Комментарий скрыт
                          • Мария Семенихина, вот и выходит что все, что оставляет в нас след, искусство, а мастерство лишь помогает сделать этот след ярче, четче, донести свою мысль. А вообще все упирается, скорее в талант, пресловутый дар свыше, который, в свою очередь подчиняется внутреннему настрою... Хм, запутанно выходит вобщем, если человек хочет чем-то заниматься, это ему близко по духу, пусть занимается, плохо у него не выйдет даже при желании. А со временем еще техниками обрастет... Хуже когда занимаются в угоду моде, или деньгам. Вроде и техника, и приемы все на месте, а в результате непойми что выходит.

                            • Алексей Купец, согласна с Вами!
                              Талант, призвание - они всегда рвутся наружу, они не дают человеку покоя, буквально требуют от него : пиши! рисуй! играй! Обычно талант художника, музыканта, поэта проявляются у человека очень рано, в детстве или юности. Достаточно вспомнить Лермонтова и Цветаеву, Гёте и Моцарта, Микеланджело и Надю Рушеву...Конечно, бывают из этих правил и исключения, поэтому прекрасно, когда человек начинает творить, в любом возрасте - а вдруг проявится до сих пор скрытый талант? Но очень важно, чтобы ему не принялись сразу же внушать одну из двух проивоположных, но одинаково губительных мыслей : что его занятия бессмысленны и у него всё равно ничего не получится или, наоборот, что он - гений, и всё. что бы он ни сотворил - шедевр. А мне как раз показалось, что автор статьи готов назвать любое написанное от души дилетантское произведение шедевром...Да и техникой овладевать необходимо, иначе так и останешься навсегда дилетантом.

              • Евгения Комарова, настоящие талант и мастерство могут постоять за себя и сами. А если дипломированный профессионал нервничает от конкурента-дилетанта со своими наивными поделками, то лучше бы ему менять род деятельности всилу собственной несостоятельности. Почему-то истинные мастера с истинными шедеврами актуальны и ценимы при любых общественных и модных тенденциях

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
  • Главное – осознать, что никто не может остановить вас в создании вашего собственного шедевра, кроме вас самих.

    Это ВАМ!

    Оценка статьи: 5

  • Аля Я, приятно прочесть такую статью.

    Знаете, примеры приведенные в ней хороши, а еще как ни странно, статья Ваша очень тесно переплетается с книгой, которую я совсем недавно начал читать. Называется она "Путь художника", автор Джулия Кэмерон.

    Интересная получается ситуация. Начал читать - и сразу появляется дополнительная информация на эту тему в виде этой статьи.

    Мистика какая-то! ) За статью 5! Дерзайте!

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
    • Аля Я Аля Я Профессионал 10 марта 2012 в 11:54 отредактирован 10 марта 2012 в 11:54

      Николай, спасибо за комментарий. Постараюсь ответить.

      Я еще только учусь писать статьи и понимаю, что допускаю ошибки.

      В названии статьи нет слов: "Какими бывают шедевры", в самой статье не говорится о том, что живопись - это единственная форма искусства. Задала в заглавии вопрос: "Что мешает нам создавать шедевры?", в конце статьи ответила на него: "Неуверенность и страхи" (что не зависит от сферы деятельности). В качестве примера привела наивное искусство, потому что лично я не пишу песен, не построила ни одной печки, не занималась альпинизмом, забыла, как вязать, и плохо фотографирую. Но всегда восхищалась арт-наивом, и в сложный период своей жизни начала рисовать.

      Абсолютно согласна с вами, что ""шедевр" - это результат особого внутреннего состояния, в котором человек полностью отдаётся делу, которого он просто не может не делать". Для меня этим делом стало стало рисование, а рассуждать о том, чем я никогда не занималась, я считаю не совсем правильным.

      • Аля Я, да рисуйте себе на здоровье, раз Вам это доставляет радость! Утренняя гимнастика или пробежки тоже доставляют радость тем, кто этим занимается. Но им же не приходит в голову называть себя спортсменами, а свои 20 отжиманий от пола - мировым рекордом? Те, кто, катаясь в своё удовольствие на коньках, в состоянии сделать "ласточку" или написать коньками "восьмёрку", не называют же себя фигуристами?

      • Комментарий скрыт
        • Аля Я Аля Я Профессионал 10 марта 2012 в 18:28

          Николай, как хорошо, что вы ответили, теперь я поняла. Буду учиться и иметь в виду ваше замечание при написании других статей. Спасибо!

          • Комментарий скрыт
            • Аля Я Аля Я Профессионал 11 марта 2012 в 10:48 отредактирован 11 марта 2012 в 13:19

              Николай, полотно удивительное - даже то, что можно увидеть в инете, впечатляет. У меня в жизни есть подобное воспоминание от картины. правда, это очень мягкое полотно Мурильо "Две троицы", я стояла рядом какое-то непонятное количество времени - и что-то понимала для себя, а потом возвращалась к нему, снова стояла и смотрела.

              А наив и примитив кому-то нравится, кому-то нет. Это нормально, если каждый человек может сказать - вот это мне нравится, а это - не трогает. В сентябре была в Эрмитаже. Представленный там Рафаэль не тронул совершенно, хотя его Мадонну Ансидеи вспоминаю с трепетом.

  • Комментарий скрыт
    • Юрий КОСАГОВСКИЙ, позволю себе не согласиться со вторым пунктом. У того же Пушкина черновики исчёрканы вдоль и поперёк...Да и у других великих писателей и поэтов - тоже. Врубель переписывал своего "Демона" в течение многих лет. Иванов писал этюды и эскизы для своего шедевра "Явление Христа народу" в течение демсятков (!) лет. Нет, без правок и шлифовки в искусстве не обойтись...
      Впрочем, если понимать слово "шедевр" в его первоначальном значении: произведение, выполненное подмастерьем на таком уровне, что его принимают в цех, и он получает право учиться на мастера, то многие в состоянии создать шедевр...

      • Комментарий скрыт
        • Юрий КОСАГОВСКИЙ, в основном Вы, конечно же, правы.
          Не возьмусь судить о том, как именно работал Пушкин, но могу сказать о себе. Я пишу стихи с детства. Правлю обычно тоже "по ходу дела", но бывает, что, взглянув через некоторое время (иногда даже - через годы!) на законченный стиш, замечаю уже "остывшим" умом некоторые погрешности и исправляю их. Случается, что как раз "холодный рассудок" обнаруживает досадные мелкие оплошности, пропущенные в порыве вдохновения.

          • Комментарий скрыт
            • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 12 марта 2012 в 01:42 отредактирован 12 марта 2012 в 01:46

              Юрий КОСАГОВСКИЙ, а Вы профессиональный критик, редактор или сами пишете? Ваше мнение меня как-то не слишком беспокоит - мне известно мнение компетентных людей на этот счёт.
              И вообще, давайте прекратим этот бесплодный спор : ни Вы мне, ни я Вам ничего не сможем доказать, каждый останется при своём мнении. Возможно, я сноб, но самые яркие эмоции в некачественной упаковке ДЛЯ МЕНЯ являются не произведением искусства, а страничкой из дневника автора (будь то стих, картина или что другое). Самое искреннее и трогательное признание в любви, если оно облачено в форму плохого, неумелого стихотворения (если, это, конечно, не творение ребёнка), вызывает у меня не умиление, а раздражение : не умеешь - не берись! Говори прозой, как мольеровский герой, раз не умеешь стихами..

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт