Юрий Москаленко Грандмастер

Что мы знаем о геноциде против армянского населения в Турции?

День 24 апреля Армения всегда ожидает с особым душевным трепетом. В этот люди приходят в церкви для того, чтобы почтить память тех, кто был растерзан турками в течение долгого периода, с середины 70-х годов XIX века и по 1923 год. Именно с уходом освободительной русской армии из восточных районов Турции, когда западные армяне оказались один на один с угрозой полного истребления.
24 апреля так и называется — День памяти геноцида армян.

Это была их земля. Они появились здесь с незапамятных времен. И не всегда эта территория принадлежала туркам. Но они были нетерпимы к тем, кто живет рядом. Особенно это усилилось после того, как Турция потерпела поражение в войне 1877−1878 годов. Всю свою агрессию потомки янычар выместили на людей чуждой им веры — армян-христиан.

По разным оценкам здесь проживало до 2,5 млн. армян. Большей частью это были мирные люди, которые не хотели зла никому. Но варваров это нисколько не останавливало!

Первыми удар на себя в декабре 1876 года приняли жители городов Ани и Ван. Эти города подверглись массовым грабежам и убийствам. К примеру, жители Вана подверглись нападению в два часа ночи, когда охранные войска турков, вместо того, чтобы сдерживать натиск фанатиков, вдруг присоединились к ним. Огромная толпа, вооружившись топорами, с факелами в руках начала разносить армянские лавки и дома, рынок, на котором торговали армяне. На защиту своей паствы попытались встать духовные лидеры армян, но они были зверски избиты турками.

Так начинались погромы. На протяжении 1880-х гг. во многих городах Турции, в Западной Армении волна преступных действий против армянского населения не прекращалась. Захваты имущества, земли, убийства мирных жителей. Только в акциях геноцида 1894−96 гг. жертвами стали не менее 300 тысяч армян; тысячи армян были насильственно обращены в ислам, тысячи покинули родину и рассеялись по разным странам. Только за три дня резни в Константинополе 14−16 августа 1896 года погибли, по разным оценкам, от 5000 до 8700 человек.

Следующие восемь лет были очень непростые для Османской империи. Власть султана казалась столь непрочной, что в Европе заговорили о развале империи. За верховенство в обществе бились сразу несколько кланов, в том числе и «младотурки». С усилением их влияния армяне связывали большие надежды. На время репрессии ослабли. Но эйфория длилась очень недолго. Мятеж, поднятый сторонниками султана 31 марта 1909 г. в Константинополе, совпал с новой волной антиармянских погромов в Киликии. Итог резни в Киликии — 30000 погибших. Многие исследователи придерживаются мнения, что организаторами резни были именно младотурки.

С началом Первой мировой войны, а Турция вступила в нее 29 октября 1914 года на стороне Германии, давление на христиан еще больше усилилось. Во-первых, был объявлен джихад против Англии, Франции и России. А во-вторых, армян без всякого суда и следствия начали обвинять в шпионской деятельности в пользу России и вообще перестали церемониться с ними.

В феврале 1915 года военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии (осенью 1914 года в турецкую армию было призвано около 60 тыс. армян). Этот приказ был выполнен с беспримерной жестокостью.
В начале лета 1915 года началась массовая депортация армянского населения в пустыни Междуречья. Причем, вначале мужчин отделяли от женщин и детей и при первом же удобном случае расправлялись с ними. Женщин и детей отправляли дальше: в дороге многие погибали от голода и болезней. Колонны постоянно подвергались нападениям курдов, так что до места назначения добирались считанные единицы.

Чаще всего репрессии проводились с целью наживы. Имущество армян разворовывалось местными властями, жандармами и соседями-мусульманами. Но так продолжалось недолго — младотурки ввели строгий учет награбленного. Часть имущества раздавалась исполнителям резни, часть продавалась на аукционах, вырученные средства направлялись в Константинополь лидерам Иттихада.

И хотя Европе было совсем не до положения в Восточной Турции, но дипломаты почти всех стран не переставали сообщать о зверствах турков по отношению к армянам. Это вынудило младотурков к осторожности. В чем она выражалась? Репортерам запретили фотографировать тела убитых!

Разве такие меры могли остановить бойню? Весной 1916 г. в связи с тяжелым положением на всех фронтах младотурки принимают решение ускорить процесс уничтожения армянского населения. Уже недостаточно того, что тысячи армян ежедневно погибают в пустынях от голода и болезней: теперь резня продолжается и там. В то же время турки не хотели пропускать ни одну международную организацию, которая ставила перед собой цель помочь беженцам.

Из множества свидетельств безжалостной расправы, я выбрал только одно. Это показания одного перса, возившего боеприпасы для турок. Вчитайтесь в эти строки: «Однажды, в июне 1915, когда я подъехал к Хотурскому мосту, перед глазами моими предстало потрясающее зрелище. Несметное количество человеческих трупов заполнило 12 пролетов большого моста, запрудив реку так, что она изменила течение и бежала мимо моста… От моста до Джиниса вся дорога была завалена трупами стариков, женщин и детей…».

Если говорить в целом, то в результате геноцида армян, осуществленного младотурками в 1915−16 гг., погибло 1,5 млн человек, около 600 тысяч армян стали беженцами — они рассеялись по многим странам мира.

… Мы должны были писать эту статью совместно с Ашотом Гарегиняном из Еревана.
Что-то не получилось. Но я все равно написал Ашоту стихотворение. Надеюсь, оно не оставит равнодушными никого из читателей сайта.

По впадинке Божьего Лика
Людская скатилась слеза…
А мать, обезумев от лиха,
Закрыла кровинкам глаза…

«Господь Наш, за что им, безгрешным,
С лихвою отмерено мук?!
Вдохни искру жизни сердешным —
Возьми мой истерзанный дух!»

За что?! Да за святость и веру!
За крест православный отцов!
За то, что в роду их, к примеру,
Не знали иуд, подлецов!

За то, что уйти не хотели
С намоленной, древней земли…
Главы не склонили в прицеле,
Любили свой род, как могли…

Их жизни не канули в Лету!
Их силу хранит Арарат!
И то, что мы помним об этом —
Дороже им всяких наград…

Обновлено 4.03.2009
Статья размещена на сайте 21.04.2007

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хайаса Арарат Хайаса Арарат Грандмастер 5 марта 2011 в 23:38 отредактирован 6 марта 2011 в 00:24

    В Западной Армении(современная часть восточной турции) армян уничтожали лишь за то - что они были армянами...т.е. из за национальной принадлежности....

    Оценка статьи: 5

  • .

    Оценка статьи: 5

  • ..

    Оценка статьи: 5

  • Хайаса Арарат Хайаса Арарат Грандмастер 5 марта 2011 в 23:25 отредактирован 5 марта 2011 в 23:26

    .

    Оценка статьи: 5

  • Хайаса Арарат Хайаса Арарат Грандмастер 5 марта 2011 в 23:24 отредактирован 5 марта 2011 в 23:27

    ..

    Оценка статьи: 5

  • Юрий Москаленко, Спасибо за .... статью...

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за статью. Нужно, чтобы люди знали об этом и не забывали.

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник Бывший модератор 14 мая 2007 в 17:45

    Что вызывает уважение и трогает душу - армяне помнят и трагедию, и погибших. Мне приходилось общаться с представителями армянской диаспоры в нашем регионе - сердечную боль от трагедии ощущают и пожилые, и юные. И День памяти для них лишен даже налета формализма.

    Оценка статьи: 5

  • Елена Шуваева-Петросян Елена Шуваева-Петросян Мастер 6 мая 2007 в 15:37 отредактирован 8 сентября 2017 в 04:15
    Спасибо!

    Юрий, сердечно благодарю Вас от всего армянского народа за понимание, за те проникновенные строки, которыми полнится Ваша статья. Я - не армянка, но уже 6 лет живу в Армении,и уверена, что каждый бы армянин Вам сказал бы отдельное спасибо!

    На эту тему у меня тоже есть статья. Если будет интересно - загляните:
    "Армяне умирали всеми земными смертями, смертями всех времён..."


    С уважением и благодарностью,
    Елена Шуваева-Петросян

    Оценка статьи: 5

  • gunay guseynova Читатель 24 апреля 2007 в 15:34 отредактирован 20 мая 2018 в 15:31
    что же дальше

    Что за чушь. От Азербайджана перешли к Турции и кто теперь на очереди? Россия или Израиль? А может соседняя Грузия? Иран?

    • а что Вас собственно не устраивает? это исторический факт. немцы не отрицают свои черные страницы истории и тем не менее не перестают быть цивилизованной страной!

      Оценка статьи: 5

  • Юрий, спасибо Вам за статью! Вы подняли очень важную тему.
    Самое страшное, что современная Турция, этакая наполовину европеизированная с помощью Мустафы Кемаля Ататюрка страна ДО СИХ ПОР не хочет признать геноцида армянского народа! И именно по этой причине Турции закрыт вход в некоторые мировые организации и сообщества.
    После прочтения рассказа американского писателя армянского происхождения Уильяма Сарояна "Андраник армянский" я прочувствовала всю трагедию армянского народа в полной мере. И если бы родители Сарояна вовремя не бежали из Армении, не смогло бы человечество наслаждаться литературными плодами этого замечательного автора...

    Оценка статьи: 5

  • Геноцид против армян - это одна из самых ужасных трагедий против человечества, стоящая на одном уровне с фашистскими преступлениями. Кстати я слышал, что Сильвестр Сталлоне собирается снимать фильм на эту тему, чем уже вызвал гневные отклики со стороны некоторых сил.

    Оценка статьи: 5

    • Признаваться в страшных злодеяниях никто не спешит. А я вот задумываюсь: чему были принесены в жертву миллионы людей? Почему эти многочисленные жертвы не остановили другого людоеда - Гитлера?
      Жаль, что уроки истории извлекают далеко не все. Кажется, история развивается по спирали...

      Оценка статьи: 5

      • Юрий, Вы пишете: "Всю свою агрессию потомки янычар выместили на людей чуждой им веры – православных армян."
        Но армяне не были никогда ни православными, ни даже католиками. Армянская церковь христианская-григорианская. Впрочем и это не позволяет потомкам янычар расправляться ни с армянами, ни с греками или грузинами.

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 4 марта 2009 в 21:47

          Марина Гарькавая, спасибо, поправим, но замечу, что с древних времен и по настоящее время существует Армянская Апостольская Церковь и Армянская Католическая Церковь (более поздняя, с 1198 года). Григорианской называли ААЦ в дореволюционные времена, по имени первого католикоса (к католикам это наименование главы Церкви не имеет отношения).
          Армянская Апостольская Церковь отделилась от православия после 3-го Вселенского собора.

          • Марианна Власова, и тем не менее ААЦ входит в группу "древневосточных православных церквей", хоть и не исповедует православие византийского толка.
            Впрочем, православные среди армян есть, хоть и не так много. А бОльшая часть православных армян проживавших в Грузии и во внутренних районах Византийской Империи постепенно ассимилировалась уже к позднему средневековью и от армянских корней сохранились разве что основы фамилий.