Наверное, многим известно, что она была художницей, но то, что рисованием увлекались и другие Романовы, скорее всего, для кого-то, как еще недавно для меня, станет неожиданностью.
Супруга Александра II, Мария Александровна, принимавшая в образовании своих детей самое непосредственное участие, обожала изобразительное искусство и постаралась привить к нему любовь своей семьи.
Великий князь Александр Александрович с юных лет увлекался живописью, его первым учителем рисования был Николай Тихобразов. После заключения брака цесаревича Александра и датской принцессы Дагмар, перешедшей в православие с именем Мария Федоровна, ко двору был приглашен Алексей Боголюбов, который давал совместные уроки живописи молодым супругам (художника Боголюбова ценили Николай I, Александр II).
Интерес к живописи был тем немногим, в чем вкусы цесаревича Александра Александровича и Марии Федоровны совпадали, это помогло им сблизиться в первые годы брака. Однако за трагической смертью Александра II последовало вступление на престол Александра III, и занятость государственными делами не оставила времени на живопись. Но император любил и ценил художественные произведения и был увлеченным коллекционером (впоследствии большая часть его коллекции вошла в состав коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге).
Императрица Мария Федоровна, интересовавшая живописью с детства и, несомненно, как и ее мать, королева датская Луиза, обладавшая художественным талантом, занятий не оставила. Алексей Боголюбов отзывался о ее работах с уважением, отмечал вкус и чувство цвета императрицы. Однако известный маринист вскоре оставил придворную деятельность и занялся устроением народного музея в Саратове. В 1889 году Мария Федоровна предложила роль своего наставника академику живописи
Был увлечен живописью всю свою жизнь и рисовал в юные годы младший брат Александра III — великий князь Сергей Александрович. Он интересовался гуманитарными науками, хорошо знал историю живописи и иконописи, античную историю и археологию. Уроки рисования ему давали Бейдеман, Клодт и Нефф (последний даже организовывал экскурсии великого князя по Эрмитажу). Сергей Александрович также увлекался коллекционированием, причем собирал такие предметы искусства, как иконы, античную терракотовую скульптуру, картины передвижников. Его любимыми живописцами стали Васнецов, Серов, Айвазовский, Нестеров.
Его супруга Елизавета Федоровна, урожденная принцесса Гессен-Дармштадская, обожала цветы, зачастую она сама составляла букеты и любила их зарисовывать. Интересовал ее и стиль модерн, известен созданный ею автопортрет, рисунок — подражание Альфонсу Мухе. Конверты с письмами к младшей сестре Аликс (принцессе Дармштадской, а затем — императрице Александре Федоровне), великая княгиня украшала своими рисунками, изображавшими сказочные сюжеты или бытовые сценки. Однако ее самым известным произведением можно назвать портрет юной Александры Федоровны, в котором отразились не только нежные сестринские чувства Елизаветы Федоровны, но и ее художественное дарование.
Возвращаясь к семье императора, стоит сказать, что уроки рисования получали все дети Александра III и Марии Федоровны. Но особенно императорскую чету радовала своим увлечением живописью младшая дочь — Ольга. В раннем детстве ее восхитил альбом, показанный отцом, императором Александром, повествующий о жизни некого города — Мопсополя, где жили мопсы. Этот альбом рисовали сам Александр (тогда еще великий князь) и его старший брат Николай (в то время — наследник престола) во время Крымской войны, когда они были еще подростками. По сути альбом был сатирического характера — мопсы намекали на противников России в войне, англичан и французов.
С детства Ольга Александровна делала попытки рисовать, император признал их удачными, и для нее был приглашен преподаватель живописи. В разные годы ее учителями были Маковский, Виноградов, Жуковский. Как оказалось, рисуя, великая княжна лучше усваивала материал дающихся ей уроков, поэтому ей было разрешено пользоваться карандашом в часы географии и арифметики.
Ольга Александровна не оставляла рисование ни в годы своего первого неудачного брака, ни в трудные годы революционных потрясений и всегда признавала, что самым нарядным считает льняное платье, которое надевает, когда встает к мольберту. В 1919 году Ольга Александровна со своим вторым мужем Петром Куликовским и двумя маленькими сыновьями покинула Россию. С 1920 года ее семья жила в Дании, но в 1948 Куликовские перебрались в Канаду и поселились неподалеку от Торонто.
Ольга Александровна написала более двух тысяч акварелей. Для нее рисование стало не только увлечением, но и возможностью заработка. От продажи ее картин в семейный бюджет поступали средства, на которые Куликовские жили и имели возможность заниматься благотворительностью.
было интересно, спасибо за статью
0 Ответить
Силантий Никандров, спасибо.
0 Ответить
Текст хороший, заголовок неудачный. Для аристократа рисовать столь же необходимо было, как и трепаться по-французски. В статье же речь - и это, наверное, следовало бы обозначить заголовком - о даме из царской фамилии, которая стала профессиональным (или почти)) художником.
0 Ответить
Люба, спасибо. Если придет что-то в голову относительно заголовка, напишу редактору с просьбой изменить его.
0 Ответить