Марта Матвеева Мастер

О чём шутят музыканты?

Музыкальное классическое искусство считается делом серьёзным, а игра на музыкальных инструментах только для непосвящённых остаётся всего лишь игрой. В действительности…

egd, Shutterstock.com

В действительности, в музыкальной среде, как и в любой другой, принято шутить. Для обозначения данного «занятия» существует даже специальный термин. Поскольку международный музыкальный язык — это язык Италии, то для всех музыкантов мира Scherzo буквально значит «шутка». Однако в разные эпохи «скерцо» было разным.

Виланеллы из XVI века

Как-то раз мы с подругой отправились на концерт оркестра старинной музыки. Сидели с прямыми спинами, не шуршали шоколадными обёртками, слушали-слушали, а в какой-то момент не выдержали и начали… смеяться в кулачки, чтобы никто не заметил. А ведь реакция наша была вполне адекватной и не стоило нам тогда смущаться. Певцы в тот вечер исполняли итальянские виланеллы, а рассмешила нас разновидность этих песен — мореска. В ней с помощью разнообразных слогов («ки-ки», «ку-ку», «мяу-мяу», «на-на») и гаркающих гортанных звуков передавалась «тарабарщина» мавров. Социальный статус последних отражался также грубыми, непристойными ругательствами, что и определило жанр такой музыки.

Думаю, что не меньше нас позабавила бы и другая разновидность виланеллы — трёхголосная джустиниана. В ней пародийно, с характерными повторами-«заиканиями» повествуется о похождениях трёх старичков, «которые все ещё интересуются амурными приключениями, но так стары, что не нужны никому, кроме продажных куртизанок» (Д. Арнолд).

Кофе от Иоганна-Себастьяна

Кантата — серьёзнейший жанр хоровой музыки. И вот вам — очередная* баховская шутка. «Кофейная кантата», как отмечают музыкальные историки, стала своеобразным ответом на общественное движение, призванное запретить женщинам пить… кофе (считалось, что этот напиток сделает их стерильными).

Сюжет прост. Возлюбленный юной Лизхен приучил её к употреблению новомодного напитка, который совсем недавно появился в Европе. Отец девушки решительно против страсти дочери к Клаусу и кофе. Несмотря на неоднократные призывы «Кофе меньше пей, дружок!», в ключевой арии делается вывод: «Ах! Как сладок вкус кофе! Нежнее, чем тысяча поцелуев, слаще, чем мускатное вино!» Счастливая развязка оперы традиционна: молодые играют свадьбу, а непримиримый отец выпивает за их здоровье… чашечку кофе.

«Сюрприз» от Гайдна

Современники композитора-классика Йозефа Гайдна, по-видимому, не слишком ценили его Hi-класс. Может, даже не подозревали о нём. А как ещё относиться к молодому человеку, которого за «полную профессиональную непригодность» выгоняют из хора, который зарабатывает перепиской нот, потом становится учителем пения и бродячим музыкантом, работает скрипачом, органистом, аккомпаниатором и обитает на чердаках, а иногда ночует на скамейке в каком-нибудь венском парке?** Может, именно из-за такого непонимания завсегдатаи лондонских концертных залов, устроившись поудобнее в креслах, сладко засыпали, когда за дирижёрским пультом стоял Гайдн?

И тогда специально для публики, засыпающей не в своей постели, классик сочиняет симфонию. Начинается вторая её часть, как колыбельная — тихо и умиротворяюще, но в самый нужный момент, неожиданно для сладко задремавших, раздаются громоподобные удары литавр и фортиссимо*** всего оркестра. Симфонию любители музыки назвали «Сюрприз», а история сохранила для нас эту легенду.

«Вечное движение» от Иоганна Штрауса и американская пишущая машинка

Музыканты никогда не оставались в стороне от мировых проблем и даже… технических революций.

Мартын: Что такое perpetuum mobile?
Бертольд: Perpetuum mobile, то есть вечное движение. Если найду вечное движение, то я не вижу границ творчеству человеческому … видишь ли, добрый мой Мартын, делать золото — задача заманчивая, открытие, может быть, любопытное, но найти perpetuum mobile … О…
А.С. Пушкин «Сцены из рыцарских времён»

Пока учёные очень серьёзно, но тщетно решали проблему вечного двигателя и пытались поставить на службу человечеству энергию, музыканты сочиняли пьесы с аналогичным названием, демонстрируя публике нескончаемое движение к музыкальным шуткам. Например, таким, как у И. Штрауса в Скерцо под названием «Вечное движение».

Чем было продиктовано обращение американского композитора прошлого века Лероя Андерсона к использованию в качестве музыкального инструмента пишущей машинки, остаётся только догадываться. Может, всему виной его образование? Андерсон окончил Гарвардский университет, консерваторию в Новой Англии, был лингвистом и в совершенстве освоил датский, норвежский, исландский, немецкий, французский, итальянский, португальский языки. Сочинённый им «Концерт для пишущей машинки с оркестром» неизменно вызывает восхищение и улыбку.

И, чтобы читатель немного взбодрился, завершаем экскурс в несерьёзно звучащий мир классики анекдотом о музыкантах:

Идёт репетиция государственного симфонического оркестра, дирижёр по сотому разу заставляет переигрывать одно и то же место:

 — Вторая скрипка, опять вы сбиваетесь с темпа! Ещё раз с семнадцатой цифры!

Играют снова. Дирижёр опять недоволен:

 — Стоп, стоп, стоп! Флейта, здесь не ля, а ля-бемоль! Ещё раз.

Литаврист не выдерживает и в знак протеста остервенело колотит по всем своим барабанам и литаврам. Дикий грохот, все замирают в оцепенении… Дирижёр обводит тяжёлым взглядом оркестр, долго молчит, потом спрашивает:

 — Ну, и кто это сделал?

*Любителям музыки хорошо известна также часть из сюиты си-минор И.-С. Баха, которая так и называется — «Шутка».

**"Если бы у меня был талант, меня бы признали сразу, — шутливо говаривал впоследствии по этому поводу Гайдн. — Но я, видимо, был гениален, а гениев, как известно, всегда поначалу не понимают, так уж в жизни заведено… Так что приходилось терпеть до поры до времени… Такова уж у нас, у гениев, участь".

***Очень громко.

Обновлено 21.10.2015
Статья размещена на сайте 19.03.2012

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Замечательно!

    Оценка статьи: 5

  • Уважаемая Марта Матвеева, поддерживаю Ваше мнение насчет продолжения. Думаю, это было бы интересно и почитать, и послушать соответствующие музыкальные произведения. Надеюсь, вы включите тему "Скерцо" в Ваши дальнейшие творческие планы.

    Оценка статьи: 5

  • Уважаемая Марта Матвеева, спасибо за рассказ о музыкальных шутках разных композиторов. От себя хотела бы дополнить Ваш список чудесной Юмореской Р.Щедрина, мне она очень нравится. Спасибо за ссылку на уникальное исполнение "Застольной" из "Травиаты" Верди. Такое исполнение действительно надо видеть. Замечательно.

    Оценка статьи: 5

    • Марта Матвеева Марта Матвеева Мастер 26 марта 2012 в 15:50 отредактирован 26 марта 2012 в 23:05

      Марина! Точно Вы подметили! Знаете, а к Юмореске Щедрина можно было и некоторые Мимолётности Прокофьева добавить... А Юмореска, на самом деле, такая интересная (как я про неё забыла!!!). И исполняют её по-разному.
      Тему музыкального СКЕРЦО вообще можно было развернуть, но ограничение до 5000 знаков печатного текста меня вовремя остановило . Думаю, что имеет смысл продолжить, ведь под влиянием времени менялось и Скерцо. До неузнаваемости.
      Есть ещё Юмореска Дворжака. Но там кроме шутки есть что услышать, так мне представляется.

  • Спасибо за хорошее настроение!
    А ведь когда-то и я печатала на такой машинке...
    Но моя работа больше напоминала пулемётные очереди !
    (-Строчишь, пулемётчик? - Ага, за синий платочек!...)

    Оценка статьи: 5

  • замечательная статья! Почему то сразу вспомнилась "Репетиция оркестра" Феллини.
    А благодаря ссылкам, (за которые отдельное спасибо главному редактору),статья получилось воистину музыкальной!

  • Комментарий удален
    • Вест Неруш, рингтоны вообще часто воспроизводят мелодии из классики, что при падении интереса к последней, видится мне как некий эрзац. Есть даже такая шутка: Моцарт - это композитор, который писал музыку для сотовых телефонов. И на том спасибо. Моцарту.
      И Вам - за отл.

  • Марта Матвеева Марта Матвеева Мастер 20 марта 2012 в 23:57 отредактирован 24 марта 2012 в 14:53

    Спасибо, Марианна!
    Еще:
    http://www.youtube.com/v/2X6fGwqHh_0?version
    Трудно сказать наверняка, но, скорее всего, это "отрепетированная" шутка. Комментарий на видео был таким:
    "Хосе Каррерас, Катя Ричарелли, Агнес Бальтса и Руджеро Раймонди "поют" Застольную из оперы Травиата. Бальтса (меццо) и Раймонди (бас) никогда эту оперу не пели и слов не знают, они у них были записаны на листочке, который Раймонди потерял... Катя, по всей видимости, шепнула о случившемся Каррерасу, и он подавился посреди фразы... Агнес Бальтса поет полную чушь, а Раймонди, абсолютно не смущаясь, поет вообще ля-ля-ля... Дирижер пытается показать, что не имеет ко всему этому никакого отношения".

  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 20 марта 2012 в 23:42 отредактирован 20 марта 2012 в 23:44

    По просьбе автора добавляю ссылки на ролики
    И.-С. Бах "Шутка"
    http://www.youtube.com/v/jEHkBArVAAU?version
    Отрывок из "Кофейной кантаты"
    http://www.youtube.com/v/z3s1qC3HqA4?version
    Анданте из симфонии Й. Гайдна "Сюрприз" (звук
    убавьте )
    http://www.youtube.com/v/p_ftrysaMHU?version
    И.Штраус. Скерцо "Вечное движение"
    http://www.youtube.com/v/GUsAL_ys_XE?version
    Лерой Андерсон "Концерт для пишущей машинки с оркестром"
    http://www.youtube.com/v/S2jQ8l73_-U?version