• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Бахтина Профессионал

Почему зрители уходят из зала?

Иногда ты совершаешь совершенно неожиданные для себя поступки. Ну, разок еще нормально. Можно поудивляться самой себе и топать дальше. Когда делаешь то же самое во второй раз — уже не страшно. Просто забавно. Но когда в третий — это становится похоже на систему. И потому хочется разобраться: что, как, зачем и почему.

MAMZ Images, Shutterstock.com

Никогда бы раньше не подумала, что можно уйти с концерта или спектакля. Неприлично это как-то — уходить посреди полного зала. Между отделениями или действиями приличнее, но тоже как-то не очень хорошо.

Билеты не за три копейки куплены. Ты не всеядна и ходишь только на то, что очень хочешь увидеть. Ждешь, вся такая в предвкушении праздника. Вновь хочешь пережить это чудо, когда после спектакля кажется, что все и вся вокруг прекрасны, и ты сама в первую очередь. И люди рядом с тобой выходят из театра с таким же обалделым выражением на лице и светом в глазах. И улыбками на лице. Все, можно дальше в жизнь — с ее трудностями, ежедневной обыденностью и терпением.

И хочется повторить это снова. Поэтому после раздумий и подавления внутренней финансовой жабы ты снова топаешь в кассу и покупаешь заветный билетик. И ждешь праздника. А потом садишься ты в зрительном зале, мысленно отгораживаешься от соседей. Действо начинается.

А далее все по-разному.

Большой Артист виден и слышен сразу. Но иногда это с тобой не совпадает. Самый простой и нелепый вариант. Жалко, но ладно. Ты отдаешь уважение работе Мастера. Не повод для бегства.

Бывает хуже. Самое ужасное — откровенная пошлость. В слове, в режиссуре, в сценографии. И не помогут никакие рецензии, чужая похвала, признанность и ранги актеров, режиссера, имя театра… После «Заяц Love Story» Николая Коляды (гастроли «Современника» в Екатеринбурге) хотелось умыться или хотя бы промыть уши.

Чаще всего не совпадают ожидаемое и увиденное. После гастролей Табакерки в апреле прошлого года загорелись желанием «сходить на Безрукова», потому как в Фигаро его работа очень понравилась. Долго-долго ждали «Пушкина». Заранее купили билеты. Предвкушали. Спектакль шел два дня, полный аншлаг, овации после спектакля. Мы ушли после первого отделения. Сами были в шоке, не ожидали от себя.

Много музыки, слов. Еще больше кино и прыгающего и носящегося по сцене и залу Сергея Безрукова. И снова кино. Он хороший сын, что я могла тогда сказать. Блестяще владеет словом и читает стихи Александра Сергеевича. Но режиссура «съела» все и даже больше. Женщина в раздевалке сделала круглые глаза и сообщила, что «вчера были такие овации!» Ну были и ладно. Не одни же мы слиняли.

Случается, что тебе не нравится, как поставлен тот или иной спектакль. Но одно дело «не нравится», а другое дело — невозможно вытерпеть то, что не нравится, до конца. В Екатеринбургском театре драмы идет спектакль «Мэри Поппинс, до свидания». Он затянут, 1-е отделение просто хочется спать. Скудные декорации, сюжет изменен, музыкальные номера не всегда качественно сделаны. Но 2-е действие и финал великолепны! Музыка, свет, детские восторги, летающие шарики — феерия цвета, солнца, радости, эмоций. Замечательные костюмы, сами актерские работы великолепны. В душе остается радость и свет.

В Оперном театре идет «Свадьба Фигаро» Моцарта. Вот мне и «повезло» недавно. Замечательная музыкальная часть полностью перекрывалась сценическим безобразием, на которое приходилось смотреть. Поющие спиной к залу артисты, падающие на пол (кровать — матрац из «Икеи») и целующиеся там главные герои. Особенно резали глаз костюмы и декорации. И все сопровождалось жующим, шуршащим и непрерывно шевелящимся залом. Брр! Это спектакль позволяет залу так себя чувствовать, распускаться перед местом и музыкой?

В общем, сбежала я.

Хотя чаще всего «везет». И впечатление остается сильным, прекрасным, делающим тебя лучше. А потом может опять «не повезти». И когда покупаешь билет, нет никакой гарантии, что тебя не ждет очередной «облом-с».

Вчера вот опять страдала бегом с негодованием. Убежала с концерта Юрия Антонова. Понимаю, что на вкус и цвет — но что есть, то есть. Какая он загадка, какие у него техника, звук, оркестр. Может, на концертах есть новые песни? С таким настроем и пошли.

В итоге увидела оркестр из шести музыкантов-истуканов в черном (один из них подпевал) на черном фоне с огоньками, две женщины-бэквокал (не смотреть, а то они как начинали двигать нижней частью себя, становилось как-то неудобно). Хотя певец мило разговаривал с залом, пел вживую. Но видно, что это рядовой концерт, что он уже запелся — «вот эта песня популярна…».

Слушать не было никаких сил. Физических. Громкость такая, что если сильно-сильно заткнуть уши, то все равно очень громко. К концу 1-го отделения меня трясло, левое ухо почти не слышало и жутко болела голова. О, эффект, а? Один мужчина так гардеробщице и показал «причину» ухода — своеобразный жест рядом с ушами.

А еще по залу бегали охранники и периодически тыкали пальцем в ряды: «Вот ты! Выключи! Не снимать! Большой брат все видит!» А прочитать срочное СМС от ребенка нельзя? Не покидала мысль «А что здесь снимать?». Известные всем песни, истуканов в черном, светомузыку?

Настроение испорчено. И уши болят.

Хотя, если честно, всегда есть что-то, что будет мешать или раздражать. Например, соседи по залу. Можно вытерпеть чужие духи и запахи, разговоры, пьяные выкрики артисту и машущих руками и прыгающих перед тобой девушек. Но иногда это трудно.

И не все связано со зрителями. Задержка концерта на 40 минут (Ирина Аллегрова), внешний вид артистов (музыканты Игоря Саруханова), огрехи режиссуры, затянутость действия. Вечер Сергея Маковецкого длился почти три часа. Было интересно, но слишком много видеофрагментов, которые актером почти не комментировались. И люди к 10-ти вечера стали уходить. Хотя впечатление осталось сильное и доброе.

Особая фишка — неудобные кресла. Например, Табакерка в Екатеринбурге всегда дает спектакли в Театре Юного зрителя. А там кресла детские, на взрослых не рассчитаны. К концу спектакля зал напоминает прыгающих на местах кузнечиков. Но никто не ушел. Тишина, внимание, хохот и аплодисменты с первых минут, неотрывность от действия. Лица потрясающие!

Есть что-то, что не позволяет тебе уйти. Что-то, что перевешивает твои личные недовольства и неудобства. Что-то великое и прекрасное, что служит одним из источников внутреннего света для человека. На то оно и искусство.

Но иногда тебя ничто не способно остановить. Что-то, что абсолютно не совпадает с тобой, что нестерпимо для тебя. И ты убегаешь от этого прочь. С испорченным впечатлением и настроением. Или как я вчера, с больными ушами.

Жаль, что не всегда можно предположить подобное до покупки билета. Но в жизни всегда есть время и место для риска. Риск для души иногда настолько оправдан, что хочется повторять это вновь и вновь. Возможно, поэтому наши залы почти всегда заполнены зрителями?

Статья опубликована в выпуске 2.04.2012
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Уф-ф. Я раньше думал, что мы с женой одни такие. Думал что это к нам в заштатный районный центр артисты приезжают с "чесом", ан нет, и в большие города оказывается также. А может мы зажрались? Думаю что тоже нет, просто выросли и требуем к себе уважения. Жалко что не все господа артисты это понимают.

    Оценка статьи: 5

  • Вы явно переросли своё театральное хобби. Перестали быть всеядной. Мне это говорит о том, что с Вами всё в порядке.

    Оценка статьи: 5

  • А что артистам понимать? Уходят несколько человек, А ТОЛПА - СИДИТ. И деньги за билеты УПЛОЧЕНЫ (по Аверченко). Недавно мы пошли в Днепропетровский театр оперы и балета смотреть БАЛЕТ "Лебединое озеро". Всегда с интересом наблюдаю за оркестром и дирижером, часто сажусь на первые ряды. А тут - свет погас, а в оркестровой яме... никто не появился. Открыли занавес и - ПОШЛА ФОНОГРАММА. Мы с возмущением выскочили из зала. Стали спрашивать дежурных = что за безобразие? А они преспокойно отвечают: А НАШ ОРКЕСТР НА ГАСТРОЛЯХ! Мы думаем: сейчас народ повалит из зала! Ан нет - НИКОГО! Уходили мы вдвоем. Разве артисты что-то поняли? Может, подумали - деревенская парочка, перепутавшая балет с дискотекой... Я, конечно, как журналистка, позже напомнила об этом случае директору театра. Но он, естественно, начал перечислять мне свои трудности театральной жизни. Но хоть понял, что незамеченной халтура не прошла. Больше я так не попадалась, правда и ходить стала намного реже, только на премьеры. Помогает и Интернет - хожу только туда, где известно, что не попадешь на халтуру. А эпатаж от московских театров отсекаю еще на стадии Интернет-информации. Так что больше не приходилось покидать театр с сожалением.

    • Елена Новикова, я тоже стараюсь на незнакомые спектакли сначала собрать информацию в том же интернете, а уже потом решать - стоит или нет сходить. Но и это не гарантия. Больше радует, когда ты в интернете читаешь рецензии или впечатления зрителей, а твое собственное позже отличается в лучшую сторону.
      Ана счет фонограммы оркестра - я с таким сталкивалась, но очень давно. В Питере еще в 1990 г. ходили на балет. Там как раз Шопена "играли" в динамики. Где точно это было, к сожаланию, не вспомню. Какой-то очень большой зал, не театр точно.

  • Мы как-то в театре оперетты с детьми на "Фиалку Монмартра" ходили. Первый акт несколько трагичен, нищие лицедеи, бедный квартал, вот и захныкали наши дети, попросились домой. Еле уговорили их пирожными в антракте остаться на вторую часть. А ведь вторая куда ярче и интересней! Маскарад, костюмы, счастливая развязка, танцевальные номера! Поэтому домой наши дети топали весело и напевали финальную песню!

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за комментарии и за внимание к статье. Меня удивило, что о халтурном исполнении или пении "под фанеру" еще что-то пишется, а об отношении к этому зрителей нет. Мы как бы побоку. выкинули денежки и ладно. Думаю, что если быть до конца принципиальными, то может быть надо ставить вопрос о возврате денег? Интересно, а что у нас с точки зрения прав потребителей об этом говорят?
    Этим летом у нас отменили гастрольный показ "Современником" спектакля "Моя прекрасная леди" с Маковецким и Яковлевой. Мы специально приехали в город в этот день, жарища, проехали через все пробки, чтобы успеть. А в дверях театра нас просто развернули. Целый день был просто выкинут! Ни объявлений, ни в интернете никакой информации в течение дня. Правда, за билеты, купленные достаточно задолго, тут же отдали полную стоимость. Но было неприятно, и осадок остался надолго. Как-то не везет нам с "Современником".

  • Елена Сазонова Читатель 2 апреля 2012 в 10:23 отредактирован 2 апреля 2012 в 10:23 Сообщить модератору

    И в нашем Рязанском драматическом театре первое действие спектакля - практически всегда борьба со сном или с желанием немедленно уйти. А во втором - почему-то артисты начинают играть с огоньком, сюжет стремительно развивается, публика живо реагирует.
    Кстати, нам очень повезло с художником - декорации и костюмы всегда превосходные !

    Оценка статьи: 5

  • Статья хорошая, чувства автора близки и понятны.
    Я не великий театрал, но нынешней осенью, в связи с выборами в ЗАКС ЛО, кандидаты в депутаты буквально завалили нашу редакцию бесплатными билетами в театры Петербурга - постановки были "хорошие и разные", но на халяву, как говорится, и уксус сладкий - желания уйти не возникло ни разу. А может в Питере просто держат марку?

    Оценка статьи: 5

  • Мне понравилась статья. По делу. Вот только одно замечание "Не одни мы уходили" как-то снизило градус написанного. Чуть-чуть. А если одни? Так что? Надо перестать себя уважать? У нас была такая ситуация с Театром на Таганке. В свое время я попал на премьеру студии " Добрый человек из Сезуана" - и был, можно сказать, смят спектаклем, так это было здорово. А потом, с годами, со спектакля " А зори здесь тихие" мы с женой ушли, "Три женщины в голубом" тоже, "Мастер и Маргарита" с трудом досидели... Сцена с дядей Берлиоза поразила бесвкусицей, когда ему белую мышь на шею сажали, и так далее... Мы с женой были одни, кто уходил. Ну и что? Самоуважения у нас это не отняло. Кстати, на концерты просто не ходим. Даже на самых уважамыемых нами исполнителей. Убожество - вот слово, которым можно охарактеризовать почти все выступления в СССР и России. Недаром ни один из эстрадников не пробился на сцену в США, включая "великую". Вот это, кстати, уровень - Пугачева в великих ходит. И не потому что именно США - Пиаф проходила с успехом, Азнавур и Битлы тоже... Они не американцы. А из России - да близко не стоят. Тадж Махал в Атлантик Сити в лучшем случае. Мы с уважением относимся к Камбуровой - изменили себе, пришли. Она работала, честно, но с репертуаром явно ошиблась. С трудом досидели в полупустом зале. И в то же время моноспектакль Райкина " Виолончелист" на ура! Давно такого не видели. Гений! Много лет назад Современник с " Вишневым садом" - лучшая постановка из всех "вишневых". Наконец-то понял, почему Лопахин любил Раневскую (Неелова). А об остальных, более поздних спектаклях - все наши приятели в один голос - халтура!
    В таком деле как уход из зала нечего стесняться. Не понравилось, ушел. Слава Богу, в этом вопросе мы еще свободные люди. И не потому, что "не одни мы уходили". Да не нравится, не пошло, не легло на душу, считаю халтурой - вот критерий. И нечего себя насиловать. В уходе самоуважение. Ведь если хорошо, клещами от кресла не оторвать, какое б оно ни было, это кресло. Хотя, тоже имеет значение.
    В одном из комментариев - про оркестр на гастролях. Ребята! Только в России такое может быть. В Штатах зритель зал бы разнес, а тут проехало, как проехало у Путина с презервативами - только в России терпят такое явное, грандиозное хамство по отношению к своему народу. Ведь проглотили... потому и халтура на сцене. И сколько ее!

    Оценка статьи: 4

  • Комментарий удален
  • Хорошо изложено.

    Риск для души иногда настолько оправдан, что хочется повторять это вновь и вновь. Возможно, поэтому наши залы почти всегда заполнены зрителями?

    Скорее всего да.

    Однако дополню, почему все ж уходят.

    Если потратив время на прочтение бездарной статьи мы имеем возможность высказать свое фи в каментах, не мешая наслаждаться ею тем кому она возможно понравилась, ть подобного в театре, уважая чувства и время других зрителей, приличный человек себе позволить не может.

    Остается собсно единственный вариант - в душе тихо [s]матерясь[/s] чертыхаясь, уйти стараясь никого не обеспокоить.

    зы
    сорри, анек навеяло

    Вечерами графиня спускалась в гостиную и, перебирая тонкими пальцами тёплые клавиши, тихо, вполголоса материла /настройщика/ провайдера.

    Оценка статьи: 4