Михаил Груздев Грандмастер

Из чего складывается красота японского меча? Раскладывем нераскладываемое...

Так из чего же складывается эстетическое наслаждение, получаемое при виде японского меча?

Vudhikrai, Shutterstock.com

1. Легендарность

Ну нет больше в мире холодного оружия, овеянного таким количеством легенд, мистических рассказов, регламентов писанных и неписанных. От легенды о божественном даре богини Аматерасу первому японскому императору (меч был одним из даров) до американских инструкций времён Второй мировой войны, не прикрываться от удара мечом винтовкой, ибо японский меч перерубает ствол винтовки М1-Гаранд. Японский меч не зря называют «живым», оружием со своей душой, своим характером. Мировая популярность японского меча, пришедшая после наплыва японских мечей в США после Второй мировой войны, ещё более подогревалась голливудскими боевиками про самураев, воинов-ниндзя и т. д.

2. Традиционность

Сегодня в Японии право ковать японский меч имеют всего примерно 300 кузнецов. Эти кузнецы до сих пор относятся к своему делу с профессиональной и церемониальной серьезностью. Ковка меча была и остаётся сегодня больше религиозной церемонией, чем производственным процессом. Не имея точных приборов для измерения температур, давления и т. д., меч просто ковали из самого лучшего металла, складывая его в 15 000 слоёв и более, а закаливали «в воде февральской температуры при нагреве лезвия до цвета вечерней июньской луны». Продают традиционные боевые мечи в Японии тоже не абы кому. Продавец может отказать в продаже товара, не объясняя причин, хотя купить меч такого же качества в любой другой стране мира не представляет труда. Но вот блюдут японские товарищи «чистоту рук», в которые попадает такое совершенное оружие, как японский меч.

3. Функциональность

Против противника, закованного в традиционный японский доспех из кожаных «чешуек», японский меч был просто идеальным оружием для ближнего боя. Мечом пользовались как щитом, отбивая удары другого оружия и даже пущенные с большого расстояния стрелы… Для того чтобы меч был повёрнут к противнику заточенной стороной, на рукоятке сделана специальная металлическая бляшка (менуки). Если под средним пальцем воин не ощущал этой металлической «клёпки», значит, меч был повёрнут не той стороной.

4. Статусность

После того как в начале 17-го века сёгун Токугава железной рукой подавил инакомыслие, за это он дал самураям такие привилегии, что даже император в те времена был силой лишь номинальной. А самураи — силой реальной. Права «человека с мечом» были таковы, что неодобрительный взгляд даже равного по статусу мог быть причиной дуэли. А уж за убитого крестьянина часто назначали лишь небольшой штраф. В этих условиях человек с мечом в глазах крестьянства, торговцев и горожан был чем-то вроде божества. Именно после эпохи Токугавы, когда внутренние войны сильно поутихли, а огромное количество странствующих самураев сменили нагинаты, копья и луки только на мечи, статусность меча подскочила почти до небес! Меч стал частью повседневной одежды воинского сословия. Именно поэтому во время ломки традиционных устоев в промышленную эпоху Мэйдзи (период в истории Японии с 23 октября 1868 г. по 30 июля 1912 г.) самурай прежде всего лишался меча, дальше его «перевоспитание» шло уже как по маслу.

5. Клинок — главное украшение японского меча

Нет, есть парадные мечи с богато украшенными ножнами и рукоятками, но, как правило, клинок у них из простой железяки, а стоимость настоящего японского меча — это стоимость клинка. Всё остальное так, «шелуха». Меч, выкованный по традиционной технологии, сделан как бы из куска хрусталя, при правильно поставленном освещении он как бы светится изнутри! Главное, на что обращают внимание, отсутствие трещин и других дефектов. Оценивается также линия закалки (хамон), рисунок на стали (хада), соответствие клинка классическим пропорциям и множество мелких нюансов.

6. Цуба (гарда, защита для рук)

Сменная металлическая «бляшка», которая сама со временем стала предметом коллекционирования и особого кузнечного искусства. На цубах японских мечей можно увидеть практически все японские классические сюжеты, их делают и профессиональные кузнецы, и штампуют промышленными методами. Кстати, коллекционировать цубы гораздо мене накладно, чем мечи. Классическая цуба всегда имеет отверстия для косуги (маленького хозяйственного ножика из мягкого металла) и когатаны (большой деревянной спицы для снятия традиционного японского доспеха), главных спутников самурая на его нелёгком жизненном пути.

7. Ножны

Ножны меча выступали не только футляром для ношения, но иногда и щитом, и настоящим оружием. Их делали из крепкого дерева (иногда именно ножнами приходилось отбивать удар вражеского меча), покрывали специальным водостойким лаком, всё-таки климат в Японии достаточно влажный. Меч вставлялся в ножны, как притёртая пробка в бутылку, не давая влажности проникнуть вовнутрь, поэтому, чтобы перевести меч из походного состояния в боевое, он буквально на миллиметр подавался из ножен большим пальцем левой руки. Именно поэтому бряцание цубой о ножны в мирное время расценивалось как вызов на поединок.

Настоящий японский меч красив и одновременно скромен. Ничего лишнего. Клинок, рукоятка, гарда (защита для рук), кожаная или шелковая оплётка для рукоятки, ножны и ремешок для подвязки на поясе. В походном варианте добавлялись ещё и упомянутые выше косуги и когатана. Всё! Не случайно японский меч дожил до наших дней если и не в первозданном виде, то уж точно любое добавление или убавление испортит эту гениальную красоту.

Как говорится, ни прибавить, ни убавить… Само совершенство!

Обновлено 23.04.2012
Статья размещена на сайте 11.04.2012

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • отличная статья!
    только вот здесь:
    легенды о божественном даре богини Аматерасу первому японскому императору (меч был одним из даров)
    могу быть неточен, но кажется, там прямой меч. предположу, что цзянь, почти наверняка. корейского меча, изогнутого, в те времена в Японии еще не было. он веке в 11 появился, что ли.

  • Вдогонку. Был замечательный учитель фехтования - И.Э.Кох. Вот тут его книга. Может, кому-нить будет интересно. хттп://rudocs.exdat.com/docs/index-125707.html

  • Комментарий скрыт
    • Михаил Груздев Михаил Груздев Грандмастер 24 апреля 2012 в 16:11 отредактирован 24 апреля 2012 в 19:41

      Александр Химаков, блок катаной ставится обухом (тупой частью меча) или ножнами.

      • Михаил Груздев, не спорю, но никак не могу понять, как блокировать рубящий удар обухом... неудобно. попробую конечно, но пока есть сомнения. другой вопрос, что в некоторых школах фехтования нет жестких блоков.

        • Комментарий скрыт
          • Елена Каширина,
            Не ставится жестких блоков! (как и в европейском фехтовании, особенно позднем) Жесткий блок, особенно для тонкого и легкого клинка (шпага 18-19 века, классический цзянь-меч и т.п.) или более толстого, но хрупкого (катана 17-20 вв) - это смерть клинку! Очень легко сломать. Этими мечами делаются блоки-сливы, т.е. "мягкие блоки", когда меч противника как бы проскальзывает вдоль Вашего меча, и за счет этого проскальзывания перенаправляется вектор удара и частично гасится сила удара. Еще этими мечами делаются блоки-сбивы - тоже мягкие блоки, но там кончик меча противника сбивается резким коротким движением верхней части Вашего клинка, и Ваш клинок при этом не травмируется.
            европейской гражданской шпагой не особо сражались против рубящего оружия в 18019 веках! это дуэльное оружие, у противника шпага же! если было - то где это отражено в технике? нет в шпаге сливов! 18 век - господство укола, а боевая шпага мощнее. да и защищаться от рубящего удара шпагой - а зачем? укол легким оружием опережает рубящий удар. сливы есть в сабле, хотя фиг его знает, когда они там появились. в учебниках 19 века не видел. можно счесть сливами 5-ю и 6-ю защиты, но тоже без особой уверенности. то есть их можно выполнять как сливы, а можно - как блоки.
            цзянь примерно аналогичен по параметрам европейским мечам. во всяком случае, боевой цзянь. 800-1200 грамм, нормальный меч.

            типа швейцарского пехотного эспадона, который по сути дела представляет из себя 16-тикилограммовый плохо заточенный ломик для 2-х рук
            2 - 2, 5 килограмма двуручник. может, больше редкие экземпляры для монстров стандарт боевого меча для одной руки - 800-1200, для двуручника 2 - 2,5 кг.
            истфеховский меч недавно приносили на тренировку, за 2 кило, неудобно, тяжело, хрен поработаешь нормально. боевые были куда легче, предки ж не были идиотами!

  • Комментарий скрыт
  • Константин Кононов Константин Кононов Читатель 24 апреля 2012 в 10:33 отредактирован 24 апреля 2012 в 10:36

    Учитывая, что в поединке главная задача воина - вывести из строя противника, понимаю, что основной целью были кисти рук . А то, что цуба была упором для кистей при прямых колющих ударах - никто, имхо, не отрицает такового предназначения. По поводу массовости - массовое производство мечей для низшего сословия подразумевало поточное изготовление одноразового оружия. Элите - элитный меч. Простому воину - простая железка. Которая и ломалась, и ржавела, и выщерблялась. А по поводу отсутствия каких-либо повреждений цуб... Как вы себе представляете? Никто никогда не попадал лезвием по цубе?

    • Михаил Груздев Михаил Груздев Грандмастер 24 апреля 2012 в 13:44 отредактирован 24 апреля 2012 в 22:06

      "По поводу массовости - массовое производство мечей для низшего сословия подразумевало поточное изготовление одноразового оружия."
      Константин Кононов, совершенно верно! Меч для рядового воина, обученного крестьянина-копейщика, назывался ути-гатана и даже не забирался у убитого врага в качестве трофея. Самурайская катана - другое дело.

  • Михаил, спасибо за статью. Как всегда - замечательно!!!

  • Комментарий скрыт
    • Иван Иванов, действительно, в цитируемой вами статье ляпы.

      колющих выпадов. Тяжелым европейским мечом с узкой гардой было гораздо тяжелее и неудобнее произвести выпад

      все в одну кучу! выпад - это действие ногами, передвижение. нет колющего выпада. есть укол, есть колющий удар. бывают они с выпадом, с шагом, со скачком... то есть выпад и укол - это просто разные действия. одно - ногами, другое - руками. не стоит все это смешивать. а бывает выпад с рубящим ударом на сабле или классической шпаге.

      Блоки не предусматриваются ни клинком, ни цубой, ни какой-либо другой частью катаны.
      они могли не одобряться, но в бою всякое бывает. и цуба, безусловно, играла и роль защиты руки.

      • Комментарий скрыт
        • Иван Иванов,

          В таком случае, какие-то недалекие были древние японцы, какая-то у них не серьезная гарда получилась, правда?
          пошел думать... так-то есть резон, вы правы

          боюсь Вы придираетесь к словам

          не вполне. разница действительно существенная, это ведь термины, означающие вполне определенные действия.

      • Комментарий скрыт
        • Комментарий скрыт
          • Елена Каширина,

            сохранилась среди знати техника, рассчитанная на укол. Вспомните - шпага оружие знати, а те кто попроще рубятся саблями, фальшионами и т.п.
            да, в позднее время. и даже на войне были шпаги - правда, как я понимаю, помассивнее гражданских. но зародилось фехтование рапирой (а позже шпагой) среди горожан. собственно, оно к военному делу не имеет прямого отношения. дворяне и прочие рыцари культивировали воинские искусства, с военным оружием. рапира же - оружие чисто городское, на войне бессмысленное. и укол, конечно, появился и для пробывания доспехов в сочленения. но и он появился среди горожан, изначально для бездоспешного боя.

            • Комментарий скрыт
              • Елена Каширина, я о более позднем времени, когда собственно фехтование развивалось. насколько я понимаю, собственно рапира - именно гражданское оружие. рапира ведь не сразу появилась, были переходные мечи с выраженными колющими качествами. вы правы, идея укола. похоже, возникла в военной среде - но развитие фехтования шло уже не в дворянской среде. во всяком случае. не в военной, за ненадобностью.
                вроде так. на днях выложу статью, прошу обсудить

                • Комментарий скрыт
                  • Елена Каширина, сошлюсь на Эгертона Кастла "Школы и мстера фехтования".
                    и рапира - само слово означает меч при костюме или меч для костюма. то есть не военное оружие.
                    а на поле боя - фехтование, насколько я в курсе, довольно сильно отличалось от гражданского варианта. не напрасно в более позднее время оружие военного - палаш, сабля. и научиться проще, и останавливающее действие гораздо выраженнее. колющее оружие для поля боя - по сути, смерть. да, еще при доспехах использовали колющие мечи, но еще не рапиры. насколько понимаю, отличались и рукоять, и хват. а вот гарды типа рапирных были уже на мечах. но фехтовать им, судя по описаниям экспертов, было неудобно. фехтование как техника боя против такого же бойца с клинком - это уже рапира.
                    и вопрос: как вообще представляете себе бой двух рыцарей на эстоках (например)? по-моему, это оружие либо для удара типа копейного, с хватом второй рукой, либо для добивания. а вести бой на рапирного типа мечах, пытаясь попасть в сочленения доспеха... сомнительно, если честно. да еще и на поле боя, когда есть и другие противники.

    • Михаил Груздев Михаил Груздев Грандмастер 24 апреля 2012 в 07:50 отредактирован 27 апреля 2012 в 21:03

      "Катана изготавливалась из стали довольно высокой твердости, но весьма хрупкой."
      Иван Иванов, катана, как и любой японский традиционный меч, двухслойна, твёрдая и хрупкая режущая полоска "обёртывается" слоем мягкой и вязкой стал. Именно такая комбинация, которая не меняется с 12-го века, позволяет разрезать волос на лету и разрубать доспехи (вместе с человеком внутри) не боясь, что меч сломается.

      • Комментарий скрыт
        • "А массовое производство было ... массовым! А потому и относительно посредственным?"
          Иван Иванов, массовое производство клинков закончилось в эпоху Токугавы (в начале 17-го века) и с тех пор в Японии не было больше войн, где требовался массовый поков мечей. А в кратковременных местных стычках обходились тем, что есть. По настоящему массовое производство было развёрнуто перед второй мировой, когда каждый военначальник, начиная с сержанта носил меч как часть формы, но звиняйте, это была обычная штампованная полоса крепкой стали, а не традиционный японский меч.