Перейти к предыдущей части статьи
Справедливости ради отмечу, что учебники выходили и в Испании, но в куда меньшем количестве. Кроме того, отраженное в учебниках испанское фехтование (дестреза) здорово отличается от итальянской и иных школ. Основа ее — сложная система передвижений по кругам, хордам, радиусам с детально проработанным учением о шагах и дистанциях. Очень упрощая: бойцы в узких и высоких стойках передвигались по сторонам и хордам воображаемого круга на дальней дистанции. Оружие в вытянутой руке направлялось в лицо противника.
Считалось, что правильные перемещения позволяют избежать удара и провести собственную атаку, как только противник попытается сблизиться или раскроет линию атаки. Эта система, вполне рабочая, была переотягощена сложными геометрическими выкладками и теоретизированием, очень осложнявшими обучение. Тем не менее испанцы имели репутацию опасных бойцов. Так что, возможно, практическое обучение не было так уж отягощено теоретическими и философскими выкладками.
Воинское же фехтование испанцев, скорее всего, имело мало общего с дестрезой. Испанская школа дольше других сохранила своеобразие. Учебники Каррансы (1582), Нарваэса (1600, 1612, 1625) и Тибо (1628) представляют ставшие архаичными к XVII веку методы. Хотя и здесь все не так однозначно. «Архаичные» испанские методы в чем-то опережали более «прогрессивную» итальянскую школу. Боец мог быть вооружен одним клинком (а не двумя) и поэтому располагался скорее боком, чем фронтально, в отличие от итальянской стойки. Кроме того, испанцы уделяли больше внимания защите и клинком, и передвижением, стремясь сместиться с линии атаки и самому атаковать сбоку от клинка противника. Акцент на защите клинком снова появился во Франции во второй половине XVII века.
Считается, что ряд принципов дестрезы сохранился в фехтовании на навахах, активно развивавшемся после запрета на ношение недворянами шпаг в XVIII веке. Итальянская школа легла в основу того фехтования, что мы знаем. Постепенно клинок укорачивался и облегчался, дага сменилась более коротким и легким кинжалом (который не держался обратным хватом, как можно иногда видеть в кино). И постепенно, к XVII веку, функции и защиты, и атаки перешли к шпаге.
Тем не менее невооруженная рука долгое время продолжала использоваться для защит и захватов. И конечно, при случае применялись приемы рукопашного боя, в частности удары невооруженной рукой, рукоятью и гардой оружия и подсечки. Кстати, технически шпагу можно использовать как рычаг для выведений из равновесия, хотя не знаю, использовали ли ее таким образом. Впрочем, необходимость применять рукопашные техники (кроме парирований и захватов оружия), по сути, означает, что боец не сумел реализовать свои фехтовальные навыки.
Фехтовальщики со всей Европы ездили учиться в Италию, да и сами итальянские мастера преподавали не только в своей стране. В XVII веке европейский «центр» фехтования переместился во Францию.
Французский стиль и лег в основу современного фехтования. Кажется, именно французские мастера 2-й половины XVII века удлинили выпад, доведя его до совершенства (а иногда до совсем уж неудобного предельно растянутого положения). Одновременно фехтование формировалось как система в современном понимании. Примерно до XVII века в учебниках можно видеть скорее набор излюбленных приемов того или иного мастера. Не было единой классификации положений оружия и защит, не было особой системы.
Примерно во 2-й половине XVII века колюще-рубящая рапира начинает вытесняться шпагой. Более короткая и легкая, она обычно была граненой и не имела лезвий, что позволило эффективно защищаться клинком, отказавшись от оружия для левой руки. Впрочем, защиты невооруженной рукой сохранялись еще долго, как и уклонения телом. Защиты рукой, кстати, весьма эффективны и в бою легким оружием. Уходы и уклоны оказались применимыми в реальном бою, в неожиданной стычке, где и противников могло быть несколько, и дистанция начала боя могла быть короче привычной фехтовальной. А вот в открытом поединке, дуэли (прототипе современного спортивного боя) их польза с возрастанием скорости работы клинком сомнительна.
И еще о защите. Долгое время в фехтовании господствовал принцип stesso tempo, единства защиты и контратаки. В итальянских школах рапиры предпочитали не столько защищаться оружием, сколько проводить встречную атаку «в темп». Защиту и атаку стремились совмещать в одном движении. Нанося укол, ближней к рукояти («сильной») частью оружия стремились одновременно отклонить клинок противника. Это действие называется оппозиция. Оно перешло в современное фехтование, а в XVI−XVII веках было основой основ.
На заре своего появления колющая рапира выигрывала у рубяще-колющего меча в маневренности: любой замах на удар открывал бойца для стремительного укола. В бою рапирой против рапиры значительное внимание уделялось защите передвижением, причем двигались не только по прямой, но и в стороны, а также уклонялись движениями корпуса.
С облегчением и повышением подвижности клинка такая тактика становилась все более рискованной. Акцент стал делаться на более надежной защите оружием. Не пропустить укол стало важнее, чем нанести собственный, возник новый принцип dui tempi: защита и контратака в два темпа, разделение защитного и контратакующего действий. Вес оружия теперь позволял уверенно защититься (даже от нескольких последовательных атак), мгновенно переходя в контратаку.
Постепенно происходила классификация техники, приведение ее к общему знаменателю. Стойки, передвижения, защиты увязывались в единую систему.
Читавшие роман А. Переса-Реверте «Учитель фехтования» помнят о поисках героем «совершенного удара». Это вполне соответствует реальности, вот только герой отстал от времени лет на 300. XVI−XVII века — время коронных приемов, секретных техник и поисков «идеального удара». В 1860-х годах фехтование давно стало наукой, где все возможные ходы были «расписаны».
Можно сказать, что в конце XIX века технический арсенал фехтовальщиков мало отличался от современного. Прогресс был связан с превращением фехтования в спортивную дисциплину. С исчезновением угрозы жизни фехтование стало более зрелищным, рискованным, скоростным.
интересно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Познавательно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить