• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Как развивалось европейское фехтование? Часть 2

Несмотря на то что термин «рапира» возник в Испании, в XV−XVI веках «законодателями моды» в фехтовании были итальянские мастера. Именно здесь издавались в немалом количестве учебники фехтования.

Перейти к предыдущей части статьи

Справедливости ради отмечу, что учебники выходили и в Испании, но в куда меньшем количестве. Кроме того, отраженное в учебниках испанское фехтование (дестреза) здорово отличается от итальянской и иных школ. Основа ее — сложная система передвижений по кругам, хордам, радиусам с детально проработанным учением о шагах и дистанциях. Очень упрощая: бойцы в узких и высоких стойках передвигались по сторонам и хордам воображаемого круга на дальней дистанции. Оружие в вытянутой руке направлялось в лицо противника.

Считалось, что правильные перемещения позволяют избежать удара и провести собственную атаку, как только противник попытается сблизиться или раскроет линию атаки. Эта система, вполне рабочая, была переотягощена сложными геометрическими выкладками и теоретизированием, очень осложнявшими обучение. Тем не менее испанцы имели репутацию опасных бойцов. Так что, возможно, практическое обучение не было так уж отягощено теоретическими и философскими выкладками.

Воинское же фехтование испанцев, скорее всего, имело мало общего с дестрезой. Испанская школа дольше других сохранила своеобразие. Учебники Каррансы (1582), Нарваэса (1600, 1612, 1625) и Тибо (1628) представляют ставшие архаичными к XVII веку методы. Хотя и здесь все не так однозначно. «Архаичные» испанские методы в чем-то опережали более «прогрессивную» итальянскую школу. Боец мог быть вооружен одним клинком (а не двумя) и поэтому располагался скорее боком, чем фронтально, в отличие от итальянской стойки. Кроме того, испанцы уделяли больше внимания защите и клинком, и передвижением, стремясь сместиться с линии атаки и самому атаковать сбоку от клинка противника. Акцент на защите клинком снова появился во Франции во второй половине XVII века.

Кинжал для левой руки дага, мастер Педро Вельмонте, Толедо, ок. 1610 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург
Кинжал для левой руки дага, мастер Педро Вельмонте, Толедо, ок. 1610 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург
Фото: ru.wikipedia.org

Считается, что ряд принципов дестрезы сохранился в фехтовании на навахах, активно развивавшемся после запрета на ношение недворянами шпаг в XVIII веке. Итальянская школа легла в основу того фехтования, что мы знаем. Постепенно клинок укорачивался и облегчался, дага сменилась более коротким и легким кинжалом (который не держался обратным хватом, как можно иногда видеть в кино). И постепенно, к XVII веку, функции и защиты, и атаки перешли к шпаге.

Тем не менее невооруженная рука долгое время продолжала использоваться для защит и захватов. И конечно, при случае применялись приемы рукопашного боя, в частности удары невооруженной рукой, рукоятью и гардой оружия и подсечки. Кстати, технически шпагу можно использовать как рычаг для выведений из равновесия, хотя не знаю, использовали ли ее таким образом. Впрочем, необходимость применять рукопашные техники (кроме парирований и захватов оружия), по сути, означает, что боец не сумел реализовать свои фехтовальные навыки.

Учебник по фехтованию 1648 года в Центральной универсальной научной библиотеке им. Н.А. Некрасова
Учебник по фехтованию 1648 года в Центральной универсальной научной библиотеке им. Н.А. Некрасова
Фото: ru.wikipedia.org

Фехтовальщики со всей Европы ездили учиться в Италию, да и сами итальянские мастера преподавали не только в своей стране. В XVII веке европейский «центр» фехтования переместился во Францию.

Французский стиль и лег в основу современного фехтования. Кажется, именно французские мастера 2-й половины XVII века удлинили выпад, доведя его до совершенства (а иногда до совсем уж неудобного предельно растянутого положения). Одновременно фехтование формировалось как система в современном понимании. Примерно до XVII века в учебниках можно видеть скорее набор излюбленных приемов того или иного мастера. Не было единой классификации положений оружия и защит, не было особой системы.

Примерно во 2-й половине XVII века колюще-рубящая рапира начинает вытесняться шпагой. Более короткая и легкая, она обычно была граненой и не имела лезвий, что позволило эффективно защищаться клинком, отказавшись от оружия для левой руки. Впрочем, защиты невооруженной рукой сохранялись еще долго, как и уклонения телом. Защиты рукой, кстати, весьма эффективны и в бою легким оружием. Уходы и уклоны оказались применимыми в реальном бою, в неожиданной стычке, где и противников могло быть несколько, и дистанция начала боя могла быть короче привычной фехтовальной. А вот в открытом поединке, дуэли (прототипе современного спортивного боя) их польза с возрастанием скорости работы клинком сомнительна.

Рапира первой половины XVII в.
Рапира первой половины XVII в.
Фото: ru.wikipedia.org

И еще о защите. Долгое время в фехтовании господствовал принцип stesso tempo, единства защиты и контратаки. В итальянских школах рапиры предпочитали не столько защищаться оружием, сколько проводить встречную атаку «в темп». Защиту и атаку стремились совмещать в одном движении. Нанося укол, ближней к рукояти («сильной») частью оружия стремились одновременно отклонить клинок противника. Это действие называется оппозиция. Оно перешло в современное фехтование, а в XVI−XVII веках было основой основ.

На заре своего появления колющая рапира выигрывала у рубяще-колющего меча в маневренности: любой замах на удар открывал бойца для стремительного укола. В бою рапирой против рапиры значительное внимание уделялось защите передвижением, причем двигались не только по прямой, но и в стороны, а также уклонялись движениями корпуса.

С облегчением и повышением подвижности клинка такая тактика становилась все более рискованной. Акцент стал делаться на более надежной защите оружием. Не пропустить укол стало важнее, чем нанести собственный, возник новый принцип dui tempi: защита и контратака в два темпа, разделение защитного и контратакующего действий. Вес оружия теперь позволял уверенно защититься (даже от нескольких последовательных атак), мгновенно переходя в контратаку.

Тренировка фехтовальщиков. Гравюра XVIII века
Тренировка фехтовальщиков. Гравюра XVIII века
Фото: ru.wikipedia.org

Постепенно происходила классификация техники, приведение ее к общему знаменателю. Стойки, передвижения, защиты увязывались в единую систему.

Читавшие роман А. Переса-Реверте «Учитель фехтования» помнят о поисках героем «совершенного удара». Это вполне соответствует реальности, вот только герой отстал от времени лет на 300. XVI−XVII века — время коронных приемов, секретных техник и поисков «идеального удара». В 1860-х годах фехтование давно стало наукой, где все возможные ходы были «расписаны».

Можно сказать, что в конце XIX века технический арсенал фехтовальщиков мало отличался от современного. Прогресс был связан с превращением фехтования в спортивную дисциплину. С исчезновением угрозы жизни фехтование стало более зрелищным, рискованным, скоростным.

Статья опубликована в выпуске 11.05.2012
Обновлено 2.08.2022

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: