Альфред Грибер Мастер

Были ли русы славянами?

Были ли русы славянами? Странный вопрос, скажете вы. Если уже русские не славяне, тогда кто может называть себя таким именем?

kolosigor, Shutterstock.com

Ответы на вопросы о том, кто такие русы и откуда они взялись, берутся в основном из области предположений, легенд и мифов. Перечислять все теории по этому поводу просто-напросто бессмысленно. Их такое множество, что в этих теориях можно заблудиться. Да и спорить можно до бесконечности и до хрипоты.

Поэтому лучше всего сразу перейти к фактам.

Хочу сразу предупредить «ура-патриотов» и «ревнителей веры», что я никого не хочу обидеть или принизить роль какого-либо народа. Как сейчас любят говорить, здесь нет ничего личного. Только факты и ничего, кроме фактов.

Ещё древний летописец в «Повести временных лет» не просто противопоставляет славян русам, а прямо отождествляет последних с варягами.

Другие факты явного противопоставления славян и русов мы находим в трудах арабских писателей-путешественников, которые в VIII—X вв.еках побывали в землях, где проживали разные племена и народы, включая славян и русов. Их свидетельства особенно интересны, поскольку всегда отличаются повышенным вниманием к деталям жизни народов, о которых ведётся рассказ, в то время как европейцы обычно сводили всё к тому, какие соседние народы «грязные и дикие».

Русы в описаниях арабских авторов отличаются от славян территорией проживания, окружающими их народами, одеждой, жилищами, родом занятий, вооружением, титулами своих предводителей и погребальными обрядами. Г. С. Лебедев писал, что все детали описаний, касающиеся русов, практически полностью совпадают с тем, что известно о варягах по археологическим материалам.

Вот как описывает славян арабский писатель Ибн Русте: «Страна славян — ровная и лесистая, и они в ней живут. Это большая страна, и в ней очень много деревьев, растущих близко друг от друга. И они живут между этими деревьями…

У них нет иных посевов, кроме проса, и нет винограда, но очень много меда…
Они имеют стада свиней…
Они носят высокие сапоги и рубахи до лодыжек. Одежда их большей частью изо льна…
Рабочего скота у них совсем немного, а лошадей нет ни у кого, кроме царя…
Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий…
Зимой они живут в хижинах и землянках…

Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают… Женщины же, когда случиться у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм…

И все они поклоняются огню…

На восток от нее (страны славян) — внутренние булгары и некоторые из прусов, на запад — часть Грузинского моря и часть Рума. На запад и на восток от нее всюду пустыни и ненаселенный север".

Русов Ибн Русте характеризует следующим образом: «Окружённый озером остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами…

Это большая страна, и народ ее плохого нрава…
Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят им из земли славян…
И нету у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен…
Единственное их занятие — торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям…
У них много городов и живут они привольно…
Страна эта изобилует всеми жизненными благами…
Их мужчины носят золотые браслеты…

(Русы) носят широкие шаровары, на каждые из которых идет сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают…

Они шьют шапки из шерсти с хвостом, свисающим с затылка.
Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют, и все свои набеги и походы совершают на кораблях…
Все они постоянно носят мечи…

Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побеждённых истребляют или обращают в рабство…

Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают…

Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежду и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заключении…

На восток от нее (страны русов) — гора печенегов, на юг — река Рута, на запад — славяне, на север — ненаселенный север".

Другой арабский писатель Гардизи повествует о том же:

«Русы постоянно нападают на кораблях на славян, захватывают славян, обращают их в рабов».
«И там (у них) находится много людей из славян, которые служат (как рабы?) им (русам), пока не избавятся от зависимости (рабства?)…»

В. В. Бартольд толкует данный текст Гардизи так, будто «многие славяне приходят к русам служить им, чтобы этой службой приобрести для себя безопасность».

Таким образом, славянские племена, потерпев военное поражение от русов и оказавшись в положении побеждённых, приходили служить своим победителям, выполняя трудовую повинность в качестве временно зависимых людей.

Арабский путешественник Ахмед Ибн-Фадлан, который путешествовал по Волге в 921−922 годах, писал в своей книге, что царь славян (то есть верховный правитель Волжской Булгарии) берёт с каждого десятка рабов, привозимых в его государство для продажи русами, одну голову.

Славяне и русы относились к разным племенам, которые жили самостоятельной и обособленной жизнью.

Писатель Анатолий Ананьев, который 20 лет занимался русской историей, заявлял, что Русь и славяне — это разные вещи. Он писал:

«Славяне (анты, венеды, сербы, белые хорваты, мордва) издревле занимали огромную территорию от Днепра до Рейна… Издавна славяне подвергались нашествиям варягов с севера. Варяжские дружины приходили с мечом и взимали дань. Эти дружины назывались „русью“. Поэтому, когда пришли Рюриковичи „со всей русью“, то они и назвали славянскую территорию Русью (Русь Киевская)…».

Вот и решайте сами, кто есть кто и откуда. Вопрос о том, когда русы перешли к славянам, остаётся пока открытым для будущих исследований.

Литература:

1. Бартольд В. В. Сочинения. М., 1963;
2. Зимин А. А. Холопы на Руси. М., 1973;
3. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана и его путешествие на Волгу в 921−922 гг. Харьков, 1956;
4. Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI—IX вв. М., 1965;
5. Книжное обозрение. 1999, № 40.

Обновлено 4.07.2012
Статья размещена на сайте 28.06.2012

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Михаил Смышляев Читатель 27 ноября 2017 в 20:40 отредактирован 22 мая 2018 в 05:08

    Уважаемые! Славяне – это термин не этнический, а религиозный – РЕ-ЛИ-ГИ-ОЗ-НЫЙ. Славянами были и есть, прости Господи, даже негры! Уберите это слово из истории и она откроется на удивление стройной и понятной.

  • Статья спорная, тема - неоднозначная и опасная. Не стоит провоцировать страсти в мирной ШЖ, ИМХО.

    • Елена Максимовская, Так я не понял, за кого мне рвать на себе рубашку - за тех или других? Наверно, за славян - как-то со школы привычнее.
      В общем, пока не начинается поиск каких-то аналогий с современными народами - все идет мирно "неопасно".
      Про генетику - подозреваю, что она дает четкие различия между разными расами, а внутри - не знаю.
      Статья лично мне была интересна.

      Оценка статьи: 5

      • Юрий Лях, а Вы за белых или за красных? . Думаю. что ничего (и никого) рвать не надо.
        Просто я в свое время читала-слушала разных товарищей (наподобие Трехлебова и Ко). Местами очень интересно, а местами включается какой-то внутренний протест: осторожно, фашизм!

  • Комментарий удален
    • Люба Мельник Бывший модератор 5 июля 2012 в 21:45

      Алексей Светлов, вроде все очевидно: заголовок - вопрос, сама статья - ответ. Вы, читатель, прочитав статью, сообщаете в блоге статьи свое о ней мнение. Постарайтесь обходиться без грубостей. А удалиться при желании можете сами.

  • Это теория интересна, но пока научно не доказана (но и не опровергнута). А какая разница для этноса славяне русы или нет?
    НАша народность сложилась из сплава разных народностей (как и другие) и получилось что получилось
    Свою лепту внесли и славяне и скифы и варяги , какия разница.

    Англичане называься так от англов, хотя кого там только не было намешано. Викинги, франки, саксы и тд.
    Разница простите какая?
    Американцы вообще не понятно каких кровей. Им это сильно мешает?

    Оценка статьи: 5

  • Дискуссия перестала быть конструктивной, а потому и интересной. Отписываюсь.

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
  • Красиво автором изложенная история и оппоненты...
    Извечная история...
    Напоминает притчу:

    В африканской саванне стоит скрипач и обалденно играет на скрипке.Подошел лев, лег в двух шагах и слушает.Подошли еще два легли и слушают.Тут подходит четвертый,валит скрипача и жрет.На соседнем дереве одна обезьяна говорит другой:
    -Я же говорила,как только придет глухой, музыка кончится!!!

  • Комментарий скрыт
    • Юрий Славянин, После того, как Орда приняла ислам тысячи крещеных и некрещеных татар бежали на Русь и поступали на службу русским князьям.
      Немало русских дворян имели татарские корни.
      Между прочим, у истоков русского славянофильства стоял русский мыслитель с татарской фамилией и скандинавской внешностью, а если генерал Ермолов в ходе переговоров с персидским шахом представился потомком Чингисхана, то он не стал татарином.

    • Марк Блау Марк Блау Грандмастер 5 июля 2012 в 12:57 отредактирован 5 июля 2012 в 12:58

      Юрий Славянин, "поскреби русского - найдешь татарина" было сказано в 19 веке не в смысле генетическом (тогда и науки такой не знали!) в смысле культурном (именно, культурном, а не в смысле отсутствия культуры!). Иначе и быть не могло в стране, не прикрытой с востока никакими серьезными препятствиями. Российская история в этом, кстати, не уникальна. Кто только не прошелся (и не повлиял на культуру) той территории, которую мы нынче называем Ираком!

  • Валерий Хачатуров Мастер 5 июля 2012 в 08:33 отредактирован 5 июля 2012 в 15:36

    «....если происхождение и первоначальное значение слов “Русь” и “русские” продолжает оставаться закрытым для нас, то имеются определенные свидетельства того, что понималось под ними во времена исторические - в эпоху Киевского государства. У таких видных историков, как Ключевский, находим интерпретацию слова “Русь” не как этнической группы, а как государственной верхушки. читать дальше →

  • Комментарий скрыт
    • Игорь Викторович, я благодарю Вас за те добавления, которые Вы сделали. Конечно же, этот материал у меня есть. Но статья не резиновая. Поэтому я отобрал только те факты, которые подходили по теме статьи. Я не ставил перед собой задачу излагать всю историю жизни русов, их обычаи и традиции. Могу только добавить ещё один материал, на который Вы возможно не обратили внимание. Это из записей Ахмеда Ибн-Фадлана.
      "Русы-работорговцы прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атыле, - а это большая река, - и строят на ее берегу большие дома из дерева. И собирается их в одном таком доме десять и двадцать, - меньше или больше. У каждого из них скамья, на которой он сидит, а с ними сидят девушки-красавицы для купцов. Накануне торга русы совершают моления, подойдя к длинному воткнутому в землю бревну, у которого имеется лицо, похожее на человека, а вокруг него маленькие изображения, а позади этих изображений длинные бревна, воткнутые в землю. Они взывают к своему богу: "О мой господь, я приехал из отдаленной страны, и со мною девушек столько-то и столько-то голов... Я желаю, чтобы ты пожаловал мне купца, имеющего многочисленные динары и дирхемы, чтобы он покупал у меня в соответствии с тем, что я пожелаю, и не прекословил бы мне ни в чем, чтоя говорю".
      Судя по всему, Ибн-Фадлан описывает многолетний опыт торговли русов невольниками, уходящий своими истоками в IX столетие.

      Оценка статьи: 5

  • Одно из самых приятных занятий - построение теорий на основе отсутствующих фактов.

  • Уж не знаю к кому относятся мордвины, вряд ли к славянам. Да и булгары, кабардино-балкарцы, баски, волжские булгары и болгары (из страны Болгарии) - выходцы одних корней - северо-монгольских. Когда-то это был единый народ. С единым, и поныне очень похожим, языком, бытом, обычаями. И славянами не являлись. Не могу, в отличие от Вас, привести список литературы, но так запомнилось из сказаний молдавских болгар-стариков. И славян болгары по сию пору называют "братушками", но братьями по оружию, а не по крови.
    Статья понравилась добротностью и тщательностью подготовки материала. И не понравилась "фактами", которые, на мой взгляд, за уши притянуты к мнению западных историков.