• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

Трагикомедия «1+1» («Неприкасаемые»). Как выглядит новое французское кино?

Хотите верьте, хотите нет, но французская помесь драмы и комедии, снятая за 9,5 миллионов евро, заработала в мировом прокате более 300 млн. долларов. А также скромно находится в пятерке самых лучших лент всех времен и народов по мнению крупнейшего российского киносайта «Кинопоиск».

«1+1» («Неприкасаемые») Фрагмент постера к фильму

Удивительно и то, что столь пристальное внимание аудитории привлек не комикс, не эпическая сага и даже не очередной сиквел каких-нибудь «Сумерек». Создатели фильма, режиссеры и сценаристы Оливье Накаш и Эрик Толедано, просто-напросто экранизировали крохотный кусок жизни реально существующего человека. Богатого аристократа и по совместительству парализованного инвалида. Экранизировали очень близко к тексту его автобиографии «Второй шанс», а также воспользовавшись ценными советами самого Филиппа Поццо ди Борго, который, слава богу, до сих пор жив и способен адекватно воспринимать реальность.

…Страсть к экстремальным видам спорта сыграла с аристократом Филиппом злую шутку. Неудачный полет на параплане превратил его в овощ. Пускай и с графскими замашками, утонченным чувством юмора и эстетским вкусом, но все же овощ, который теперь умеет лишь говорить и ни черта не ощущает от шеи до кончиков пальцев ног. Лишившись здоровья и любимой супруги, Филипп продолжает вести «активный» образ жизни, благо, что богатство и современная медицина гарантируют ему глубокую старость.

Но без сиделки ему не обойтись. Жаль только, что кандидаты на место помощника все на одно лицо. Серые, непримечательные, скованные и неинтересные, клюющие на приличный дом и высокую зарплату. Однако в стройные ряды претендентов затесался чужеродный элемент. Парня зовут Дрисс. Он — типичный выходец из бедных кварталов. Поджарый, острый на язык, без комплексов. С темным криминальным прошлым, невыразительным настоящим и сомнительным будущим, которое Дрисс в ближайшее время собирается спонсировать за счет пособия по безработице.

Филипп понимает, что только такой непосредственный человек, как Дрисс, поможет ему снова ощутить вкус к жизни. Поначалу у работодателя и помощника не все ладится. Первый слишком чопорен и придирчив, второй — импульсивен и задирист. Но противоположности клеятся друг к другу. И вскоре эти двое станут лучшими друзьями…

Отринем поспешность, друзья. Для того чтобы вот так, с разгону залететь в списки самых-самых, аккурат между «Форрестом Гампом» и «Списком Шиндлера» — большого ума не надо. Помнится, и «Темный рыцарь» какое-то время пребывал на первой строчке, и «Аватар» Кэмерона настойчиво пробивался в лидеры. Но назвать фильм шедевром можно, как ни крути, только по прошествии времени. Ажиотаж уляжется, споры поутихнут и тогда… Тогда может случиться, что «Неприкасаемые», получившие в отечественном прокате совершенно бестолковый заголовок «1+1», перестанут волновать умы масс и незаметно спустятся на приличествующее им место.

Тем не менее пока что ситуация не меняется, хотя особой любовью к картине Накаша и Толедано воспылал именно российский зритель. Американцы ведут себя гораздо сдержанней, уделив ленте лишь 76-ю строчку своего хит-парада (IMDb), а что думают французы — мне достоверно неизвестно. Судя по феноменальным сборам (имеется в виду не конечная сумма, а соотношение прибылей и затрат на производство), Европа находится в тихом помешательстве.

Если внимательно приглядеться к первой десятке (неважно, по ту или по эту сторону океана), очевидно, что публика тяготеет к историям реалистичным. Ведь даже фэнтези («Властелин колец») или комикс («Темный рыцарь») — это порождение людской фантазии, какой бы абсурдной, извращенной или изобретательно-избирательной она не была. Зрителя, как человека, в первую очередь, интересуют человеческие эмоции и переживания. Попкорновая продукция, как ни старается, не способна привлечь ничем, окромя яркой обертки и сочной начинки, которая, увы, оставляет неприятное послевкусие.

Создатели «1+1» сознательно сняли не драму, но комедию. Об этом их попросил настоящий, всамделишный Филипп Поццо ди Борго, которому не хотелось вызвать этим фильмом жалость по отношению к своей персоне. Его история, собственно, только тем и выделяется из тысяч аналогичных разбитых судеб, что он сумел найти оригинальный выход из ситуации. Будем честны, иногда богатым и больным живется лучше, чем бедным, но здоровым. В картине этот момент проскальзывает местами, но не будь история Филиппа и Дрисса реальной, многим зрителям показалась бы надуманной искренность отношений между прикованным к постели дворянином и парнем из французского гетто.

В подобных независимых проектах очень важно грамотно подобрать исполнителей, ибо ничем иным, кроме актерской игры, такие фильмы удивить не смогут. Отдадим должное Франсуа Клюзе и Омару Си. С поставленной задачей они справились и могут законно почивать на лаврах. И если Си выпала честь показать фигу заморским чернокожим комедиантам, то Клюзе, вынужденному играть одним лишь лицом, нужно аплодировать стоя. Сами французы сенегальского актера одарили Сезаром, а соотечественника — лишь номинацией, но что это меняет?

Лента получилась в меру трогательной, в меру забавной. Авторам удалось найти тонкую грань между драмой и комедией. Согласитесь, сама по себе ситуация не кажется смешной, но в жизни именно так. Люди знакомятся на похоронах и умирают в собственный день рожденья. Чья-то личностная трагедия у одних вызывает справедливое негодование, у других — ликование, у третьих — сочувствие. В истории Филиппа и Дрисса нет ничего, что могло натолкнуть на фальшь, и это главное. Просто эти люди сами не сознавали, как сильно нуждались в эмоциях определенного толка. Будь в кадре мужчина и женщина, и мы бы обязательно дошли до слова «любовь», но здесь иной посыл. Доверие, уважение, дружба, если хотите.

Кое-где, само собой, французы пошли на уступки моде. Особо лиричные/драматичные моменты покрываются мелодичными трелями, настраивающими аудиторию на нужный лад. Чисто голливудские приемчики местами проскальзывают, но общего впечатления не портят. Что картина европейская, видно даже по уровню шуток, который уверенно держится выше пояса.

Оригинальный заголовок «Неприкасаемые», безусловно, более точно отражает суть проблемы, чем безликое «1+1». Действительно, и Филипп, и Дрисс находятся в особой «касте» людей. Первый существует лишь благодаря своему финансовому состоянию, но обделен в простых человеческих радостях, не говоря уже о сложных, вроде взаимоотношений с женщинами. Второй — бедняк, оборванец, о котором общество сложило мнение заранее, еще до рождения записав его в неудачники. Вот почему их совместное житье-бытье выглядит таким жизнеутверждающим и правильным. Как и сам фильм.

Статья опубликована в выпуске 5.07.2012
Обновлено 7.08.2018

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Daria Yuskova Читатель 6 июля 2012 в 07:28 отредактирован 27 мая 2018 в 15:19 Сообщить модератору

    потрясающий фильм, один из лучших, что я видела за последние пару лет. спасибо за вашу рецензию. понравилась.
    единственное, от чего меня слегка передернуло - так это от "Неудачный полет на параплане превратил его в овощ. Пускай и с графскими замашками, утонченным чувством юмора и эстетским вкусом, но все же овощ". как-то слишком не политкорректно по отношению к таким людям. всё же овощи - это те, кто потерял уже всякую способность МЫСЛИТЬ. парализованные, на мой взгляд, еще поживее многих из нас будут.

  • Отличный фильм! Скорее всего, он будет входить в топ и спустя годы. Кино качественное, очень доброе, несмотря на сюжет, даже оптимистичное - всем смотреть!

    Оценка статьи: 5

  • Во Франции этот отличный фильм собрал в прокате больше, чем "Бобро поржаловать".
    На протяжении всего фильма меня не оставляло ощущение, что играет Дастин Хофман.
    Дрисса при рождении нарекли Идриссом, но "и" потерялась.

    Оценка статьи: 5

  • Потрясающее кино, основанное на реальных событиях!
    Про Дастина Хофмана тоже было ощущение!

  • Вот только сейчас посмотрела фильм он-лайн.
    Честно, не понимаю восторженных отзывов.
    Комментарий автора живее и интереснее. Повелась...

  • Олег Стражников Олег Стражников Читатель 5 июля 2012 в 21:49 отредактирован 5 июля 2012 в 21:52 Сообщить модератору

    Кстати, когда начал смотреть, показалось, что фильм про черного копа и его раненого напарника. Смешно, правда? Выключил. Через несколько дней решил пересмотреть.
    to Лада Крымова - "Jedem das Seine". Вам, наверное, из всего фильма больше понравилась сцена собеседования? Когда рыжая помощница сидит, сложив руки на груди? Действительно, ну собрал фильм почти 400 млн, разве это показатель? Вон "Боже, благослови Америку" собрал в Штатах всего 126 тыс.

    Оценка статьи: 5

  • Написал большой комментарий, и все сожрала ошибка в нажатии кнопки. Поэтому буду краток - фильм прекрасен ( на сайте "гнилые помидоры" ему дают 95% и не зря). Сенегалец заслужил "Цезаря" в гораздо большей степени, нежели актер, играющий инвалида - здесь надо быть хорошим профессионалом и только.( На мой взгляд). Очень хороша рыжая лесбиянка, и считаю отличной находку авторов, которые объяснили мне ненавязячиво, почему она отвергла притязания этого парня. Много, много хороших моментов - провел время в кинотеатре с большим удовольствием. Как он танцевал! А кому не понравился фильм - тех чуть-чуть жаль. Надо уметь отдыхать, ловить кайф, когда тебе его предлагают поймать. Тем более, что шутки в фильме действительно все выше пояса в отличие от американских комедий, где выше генитальной части живота поднимаются очень редко.

  • Хороший фильм. И да действительно выделяется на фоне современной жевачки. А Властелина не трожь - плох не Властелин Колец, а вся фигня которая после него поперла.

    Оценка статьи: 5

    • Максим Блау, я разве сказал, что Властелин плох?

      Оценка статьи: 5

      • Евгений Жарков, в Вашей статье после упоминания "Властелина колец" говорится, что "попкорновая продукция, как ни старается, ....". То есть, похоже, что Вы относите этот фильм к таковой продукции. Мне это тоже не понравилось, как и Максиму Блау. "Властелин колец" - экранизация признанного литературного шедевра. И, хотя в этом фильме есть много расхождений с романом, он очень хорош. В нем - не только красивые съемки, но и глубокие, сильные человеческие эмоции. "Властелин колец", кстати, упоминается автором статьи "А над какими фильмами плачете вы?".
        Оценка статьи: 5