Сергей Курий Грандмастер

Как была написана самая известная русская песня о... жвачке? Ко дню рождения А. Васильева, лидера группы СПЛИН

Если МУМИЙ ТРОЛЛЬ был своеобразным зачинателем новой российской традиции в рок-музыке, то СПЛИН всегда позиционировали себя наследниками старой отечественной рок-школы. При этом искусно написанные тексты песен с изрядной долей показного нонконформизма удивительно уживались с вполне добропорядочным имиджем.

Africa Studio, Shutterstock.com

Если Лагутенко внешне походил на эдакого изысканного мальчика, завсегдатая ночных клубов, то лидер СПЛИНА Александр Васильев больше напоминал начитанного студента из престижного вуза.

Резкий взлет группы начался, когда локально известный СПЛИН взял под свое крыло Александр Пономарев (в прошлом продюсер БРАВО и НАУТИЛУСА). И в конце 1997 года в радиоэфире началась мощная раскрутка песни о «женщине, которая жуёт», то бишь, пресловутого «Орбита без Сахара».

По признанию Васильева на эту песню его вдохновила собственная жена. Во время очередной семейной ссоры в стиле «Расстаемся навечно», Александр саркастично кинул своей жующей жвачку половине: «Ну и жуй-жуй свой „Орбит“ без сахара!». С женой вскоре все уладилось, хотя эту песню она не любит до сих пор.

Зато продюсер песню оценил сразу — энергичная броская мелодия и несложный припев быстро запоминались. Надо сказать, что это одна из самых незатейливых песен в репертуаре талантливого виртуоза-стихоплёта Васильева. Большинство строчек не рифмуются, а припев, хоть и рифмуется, но довольно плохо (вряд ли можно назвать хорошей рифму «сахара — плакала»).

Кстати, именно это вызвало подозрение в том, что изначально в припеве звучало нехорошее слово «трахала», но продюсер настоял на его замене. Сам Васильев эти подозрения называл «слухами» и говорил: «Никто в наших песнях строчек не менял. Никогда. Если бы я захотел написать „трахала“, я бы написал, не сомневайтесь!».
Но тогда остаётся вопрос — почему же в конце песни строчка «вспоминает тех, о ком плакала» меняется на «вспоминает тех, кого…» и обрывается? Что «кого»?

Время написания «Орбита…» можно установить и не спрашивая музыкантов — настолько она насыщена приметами 1997 года. Здесь тебе и таблетки с «марками» (так зачастую называли ЛСД), и герой популярной компьютерной «стрелялки» Дюк Нюкем, и культовый режиссер Родригес, и распространившиеся к тому времени проигрыватели компакт-дисков.

Но и здесь всё не очень ясно. Насчет таблеток лидер СПЛИНА сказал следующее:
«…фраза „все таблетки подъедены“ к наркотикам не имеет никакого отношения, она несет, скорее, метафизический смысл. Это говорит об окончании какого-то периода, этапа жизни, когда… все таблетки подъедены».

С Родригесом ещё сложнее. Есть мнения, что это герой мексиканского «мыльного» сериала, а некоторые утверждают, что так вообще звали… кота одной знакомой Васильева. Хотя сам Васильев версии о режиссере в интервью не отвергал.

Из интервью с А. Васильевым:
«- В песне „Орбит“ без сахара» есть строчки: «Родригес будет жить еще долго, Дюк Нюкен должен умереть…». Культовый кинорежиссер и герой компьютерной игры — это и есть символы поколения?
- Не могу отвечать за все поколение, но в тот момент, когда я писал песню, это были символы моей жизни. В компьютерные игры я уже давно не играю, но считаю себя заядлым компьютерщиком.
А то, что происходит в рок-н-ролле сейчас, очень сильно похоже на фильмы Тарантино — стеба, иронии очень много. Сейчас то же самое происходит и в нашей рок-музыке".

Еще более забавная история произошла с самими производителями «Орбита».

А. Васильев:
«Наш директор с ними общался. Они эту песню послушали и пришли к выводу, что она разрушает тот образ жевательной резинки, который они создают. И поэтому им песня не понравилась. …Я считаю, что при любом раскладе песня послужила им рекламой. Ругай товар или хвали его — это одно и то же».

А. Пономарев:
«…мы попытались через агентство BBDO наладить отношения с компанией Wrigley, производящей Orbit. Но переговоры затянулись на несколько месяцев. В итоге мы сняли ролик на свои деньги и сделали его по возможности антирекламным».

Клип к песне снимал режиссер Мечислав Юзовский и съемки проходили в декабре 1997 г. на крыше автобазы Госкино в московском районе Алтуфьево. По радио кинули клич и таким образом собрали для массовки более полусотни девчонок, изображающих фанаток группы, а заодно и героиню песни. В клипе отметились и дочь продюсера Виктория, и оформительница «Гранатового альбома» (куда войдет «Орбит») Ксения, и постоянная фанатка группы по прозвищу Малыш, которая собственно и жевала в ролике жевательную резинку.

Хотя песня и была незатейливой, ассоциации вызывала разные. Допустим, я воспринимал её как некий рассказ о пресыщенной, развращенной и тупой «девушке-растении». А вот Васильев в интервью как-то заявлял, что с большой симпатией относится к своей героине. Так-то…

Лидеру СПЛИНА ещё долго будут указывать на то, что «Орбит» — песня примитивная, попсовая и т. д. Но Васильев не станет обращать на это внимания, и не будет стесняться исполнять её почти на каждом концерте (в отличие от Шевчука, который не хотел исполнять «Осень»). И даже начнёт менять строчки — например, петь вместо «Она хотела даже повеситься» — «Она хотела даже стать девственницей».

А. Васильев:
«Меня не обламывает ни одна строчка в тексте… Она — хулиганская песня, вот и все. Поэтому она мне нравится. Она динамичная, быстрая, быстро проскакивает.
…Для меня очень важно, чтобы песня на сто процентов совпадала с тем, что творится в жизни. Поэтому я считаю, что „Орбит без сахара“ так же отражает время, как и „Мое поколение“ Кинчева. Есть музыканты, которые вольно или невольно выражают свои мысли, но они совпадают с мыслями огромного количества людей».

Обновлено 14.07.2012
Статья размещена на сайте 13.07.2012

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Статья понравилась, хотя совсем со Сплина не фанатею. Пожалуй даже наоборот. Причина в том числе эта песня. Хотя как не парадоксально, Спилн для меня тоже символизирует определенное время.

    Оценка статьи: 5

    • Максим Блау,

      Я тоже совсем не фанат СПЛИНА. То ли старый уже, то ли еще что-то... Но Васильев - парень талантливый, и тексты пишет достаточно виртуозно. Правда, они меня почему-то не сильно волнуют.
      Но кое-что нравится - и "Орбит" в том числе. Песня должна оказывать какое-то воздействие, а анализировать - это уже дело второе. Как водится, ранний СПЛИН ("Рыба без трусов", "Скоро будет солнечно", "Моя люовь", "Выхода нет") интересен больше позднего, хотя попадаются и хорошие песни - "Выпусти меня отсюда" (2009), "Романс" (2004), "Семь Восьмых" (2004).

  • Ирина Брюханова Читатель 16 июля 2012 в 08:12 отредактирован 16 июля 2012 в 08:14

    Интересная история. Познавательно для меня. Всегда была влюблена в НАУТИЛУС, и сейчас люблю.

    То что Александр Понамарев был продюсером и Наутилуса и Сплина, для меня открытие. Песня про Орбит всегда вызывала какие-то неодназначные чувства.


    Она ходила голой на лестницу
    Она ходила голой на улицу
    Она хотела даже повесится
    Но институт, экзамены, сессия.

    И что тут скажешь? Студентка молоденькая, может перебеситься, а если нет...

    У СПЛИНА больше нравится - Выхода нет, выхода нет, и полетели.

    Оценка статьи: 5

  • Прочитала с интересом. Это же надо же было жене посвятить такое !

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Черных,

      Да это не посвящение. Просто сама фраза про "Жуй свой Орбит" выскочила и была использована. Текст же явно не про жену.

      Спасибо за отзыв!