Людмила Белан-Черногор Грандмастер

Хачкар - крест-камень. О чём он может рассказать?

Хачкар — вид армянской архитектуры, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Хачкары не имеют аналогов в мировом искусстве. На территории Армении насчитывается десятки тысяч крест-камней и каждый отличается неповторимым узором.

Meliksetyan Marianna, Shutterstock.com

В ажурные росписи на камне вложена душа художника и сердце каменотёса. В хачкаре живёт мелодия «каменной песни», повествующая о судьбе армянского народа.

Безропотно снося судьбы удары,
Как горцы гордые, не сломлены судьбой,
Стоят по всей Армении хачкары —
Кресты, украшенные каменной резьбой.

(Виктор Батраченко)

В 1987 году мне довелось побывать в Армении. В предгорьях Арагаца раскинулось небольшое селение, за ним — абрикосовая роща, в которой находится местное кладбище. Была осень. Багряное убранство абрикосовых деревьев ещё сохранилось на раскидистых кронах. Кое-где пестрели запоздалые цветы. И камни, камни, камни — они повсюду здесь.

Возле одного из хачкаров сидела немолодая женщина: посеребрённые временем волосы ласкал ветерок. Её взгляд был устремлён вдаль: вдаль прошлого или вдаль будущего — одной ей ведомо.

…Каждую весну спускаются с небес невесомые розовые облака и окутывают рощу ароматной пеной, которая вскоре покроет бело-розовым саваном могилы ушедших. Зародится новая жизнь: зелёные плодики будут крепко держаться за ветви своих родителей, подрастая и хорошея с каждым днём под лучами солнца.

И наступит момент, когда пурпурным сиянием озарят они всё вокруг, отяжелеют, оторвутся от веток и сольются с матушкой-землёй. Самым сильным и стойким подарит она новую жизнь — поднимутся новые деревца на смену отжившим свой век. И так из года в год, из века в век…

Женщина вглядывается в очертания величественных гор, переводит взгляд на хачкар, и многовековая история её народа встаёт перед глазами.

Хачкары — молчаливые свидетели жизни армянского народа. В переводе хачкар означает «крест-камень».

В доисторические времена у дорог, у истоков рек и границ поселений воздвигались каменные вишапы, которые считаются предшественниками хачкаров. Вишапы были покрыты изображениями птиц, голов баранов и клинописью.

В эпоху Урарту, древнего государства, располагавшегося на территории исторической Армении, цари начали устанавливать вертикальные каменные плиты, на которых была увековечена история их жизни.

Эти памятники стали прообразом первых хачкаров. Первоначально на них изображался равнокрылый крест, присущий многим языческим культурам. Он олицетворял символ материального мира в четырёх субстанциях: воздухе, воде, земле и огне.

После принятия Арменией христианства в 301 году появились первые христианские хачкары. Григорий-Просветитель устанавливал деревянные кресты, которые впоследствии заменялись каменными. На этих хачкарах крест приобрёл традиционную христианскую форму.

Мастеров-камнерезов, создающих хачкары, называют варпетами. Крест-камни изготавливают из базальта, застывшей вулканической лавы, который устойчив к разрушению, или из туфа, легко поддающегося обработке.

Наиболее древние, уцелевшие хачкары датируются 9−10 веками. У посёлка Норадуз находится самое большое кладбище с древними хачкарами, на них запечатлено целое тысячелетие армянской истории.

Искусство создания крест-камней занимает особое место в культуре Армении. В хачкарах воплощён дух армянского народа. Они являются не только символом веры, но и отображают исторические события и служат в качестве надгробий.

Резной армянский крест — это не распятие, а почти мировое древо, он весь покрыт тончайшими орнаментами.

В центре любого хачкара изображён крест, словно распустившееся дерево, как символ новой жизни. Под крестом почти всегда присутствует круг, символизирующий солнце, круговорот жизни и гармонию.

Древнейшим мотивом хачкаря является также пара птиц, чаще всего — голубей. Птица — символ святого духа и бессмертия, что и соответствует назначению крест-камня.

Всё пространство между основными изображениями заполнено геометрическими рисунками, в которые вплетены растительные орнаменты, в основном виноградная лоза и гранат. Эти ажурные узоры настолько мелки и изящны, что для их выполнения мастер нередко резец заменял иглой. И он уже не резал, а писал по камню, при каждом прикосновении вкладывая в хачкар думы о родной земле.

«Они превращают камень в ковёр, кружево, сад, песню», — так высказался о крест-камнях и варпетах греческий учёный и писатель Мицес Александропулос.

Мелодия «каменной песни» передаётся мастерами из поколения в поколение, не прекращаясь и в настоящее время. В 2010 году искусство создания хачкаров было внесено в список ЮНЕСКО по культурному наследию человечества.

Обновлено 23.07.2012
Статья размещена на сайте 23.07.2012

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
  • Людмила Белан, Спасибо за интересную статью. Вы из армянского материала «сшили» хорошую статью

    Хотелось бы только отметить, что хачкары можно встретить и за пределами Армении.
    Среди армянских колоний, разбросанных по всему миру, Крымская колония была наиболее крупной. В Крыму и сейчас можно встретить хачкары. Самый старый из них установлен, если не ошибаюсь, в 11 веке. Следует отметить, что крымские татары, которые создали в Крыму свое ханство, не додумались объявить хачкары памятниками крымско-татарской культуры. Совершенно иное положение можно увидеть в Азербайджане, где историки увлеклись «албанизацией» прошлого своей страны, причем не без помощи православны священников.

    Предлагаю Вашему вниманию материал, с которым можно познакомиться на сайте Бакинской епархии.

    Вопрос-Ответ

    Здравствуйте, батюшка!
    Хотелось бы получить ответ на давно мучивший меня вопрос. Около Девичьей башни, недалеко от места распятия святого апостола Варфоломея, находится изображение Креста на камне. Это, кажется, Православный Крест, и в день памяти апостола Варфоломея верующие кланяются, прикладываются к нему, оставляют цветы. В остальные же дни года Крест стоит всеми забытый, не говоря уже о том, что и футбольный мяч может в него попасть, и всякий мусор. Но самое главное то, что изображение на нем стало понемногу стираться.
    Ответьте, пожалуйста, откуда этот Крест, где он находился раньше, и если он Православный, то почему находится на улице? Не считается ли это попранием святыни?
    Заранее благодарю за ответ и спаси Вас Господи за Ваш сайт.

    Лидия, Баку
    30.09.2003

    Каменное изображение Креста, о котором Вы говорите, является так называемым Хачкаром, т.е. могильным памятником. Памятник этот - свидетельство христианского прошлого нашей страны, когда на территории Азербайджана существовало государство Кавказская Албания, в котором государственной религией было христианство. Именно такие памятники албаны-христиане ставили на могилах усопших. Данный Хачкар привезен из одного из районов Азербайджана для музея под открытым небом, который и расположен вблизи Девичьей башни на территории средневековой торговой площади.
    Иеромонах Алексий

    Традиция устанавливать хачкары появилась не ранее 9 века. К этому времени значительная часть Кавказской Албании была исламизирована и сама албанская церковь превратилась в церковную провинцию армянской церкви.

  • Спасибо за замечательный рассказ! В Феодосии, откуда я родом, до революции была большая армянская община, и там много армянских храмов - хачкары вложены в их стены. Я эти храмы очень люблю - когда бываю в родном городе и удается время выкроить, хожу полюбоваться их древней строгой красотой.

    • Татьяна, мне очень приятно, что в Феодосии сохранились хачкары, и есть возможность увидеть их. Совершенно верно подмечено "строгая красота". Я была в Эчмиадзине в Кафедральном соборе - впечатление незабываемое осталось. Вот ещё одна причина, чтобы приехать в Симферополь.
      С теплом,
      Людмила

  • Комментарий скрыт
  • Людмила Белан,Как всегда интересно,на этот раз для меня вдвойне,потому как буквально месяц назад в нашем городе установили хачкар в знак дружбы с армянским народом.Причем в самом центре, рядом с драмтеатром.На мой взгляд, это не самое удачное место для столь сугубо национального памятника.Может я не права?

    Оценка статьи: 5