Когда в начале 80-х известный американский актер театра и кино Аль Пачино оглянулся назад, он не мог не заметить, что плавно погружается в тесные и вязкие оковы вполне определенного жанра. «Крестный отец», «Серпико», затем снова «Крестный отец 2» и «Разыскивающий». Гангстеры, бандиты, полицейские. Люди с криминальным прошлым, настоящим и будущим.
На этом самом месте Пачино решил взять паузу и попробовать сменить амплуа. Как показывает его дальнейшее творчество, фокус не удался, но попытку он предпринял более чем достойную. В сотрудничестве с известным комедиографом Артуром Хиллером Аль Пачино снялся в его трагикомедии «Автора! Автора!», где сыграл совершенно нетипичную для себя роль.
…В жизни нью-йоркского драматурга Айвена Траваляна случился коллапс. Мало того, что пьеса, результат двухлетнего труда, дышит на ладан в отсутствие стоящего режиссера, звезд и денег на постановку, так еще его жена Глория внезапно заводит роман на стороне. Ситуация осложняется тем, что Глория поступает так отнюдь не впервые. Каждый из четырех ее браков, за исключением отношений с Айвеном, приносил свои плоды в виде потомства. И теперь вместо того, чтобы спешно переделывать второй акт своей пьесы, сценарист вынужден в одиночку заботиться не только о своем родном сыне Игоре, но и о четверых детях Глории от предыдущих мужей, коих мадам ничтоже сумняшеся оставила за бортом своей новой жизни.
Развод и девичья фамилия настолько подкосили хрупкое душевное состояние Айвена, что он начинает называть своих коллег именем ничтожного бухгалтера Ларри Коцвинкля, новой пассии Глории. Второй акт не пишется, а если пишется, то из рук вон плохо. Айвен даже пытается завязать романтические отношения со звездой своего будущего проекта, киноактрисой Элис Детройт, но на самом деле лишь компенсирует потерю любимой жены. Глория же возвращаться не собирается. И если Айвену не удастся в самое ближайшее время с этим фактом смириться, он рискует превратиться в ходячий комок жалости к самому себе. А этого отец пятерых детей и доселе успешный бродвейский драматург позволить себе решительно не может…
Поклонники Пачино явно не оценили его желание резко вильнуть в сторону с проторенной дорожки. После жестоких и беспринципных образов Майкла Корлеоне и полицейского Серпико в одноименной картине Сидни Люмета, многим зрителям Аль Пачино в твидовом пиджачке и с замашками нью-йоркского интеллектуала попросту пришелся не по вкусу. На IMDb у ленты Хиллера уничижительно низкий рейтинг 5,9, что в корне не соответствует реальности. Умная, трогательная и местами забавная картина, увы, оказалась не к месту.
Вполне возможно, что сыграло свою роль и сопоставление этой работы с триумфатором Оскара 1980 года, фильмом Роберта Бентона «Крамер против Крамера», где похожую роль, только в более драматическом ключе, сыграл другой, не менее талантливый и именитый актер Голливуда — Дастин Хоффман. Кое-кому «Автора! Автора!» показалась лишь перепевом бентоновских мотивов, вследствие чего критики поспешили объяснить относительную неудачу фильма в прокате поспешной попыткой «попасть в струю».
Ходили слухи, что Пачино примеривался к роли Теда Крамера. И очень жалел, что в итоге роль отошла Хоффману, который к тому же получил Оскара за свою великолепную игру в паре с Мерил Стрип. Слухи сии фактами не подтверждаются, но ни это ли сподвигло актера на смену имиджа? Тем более что американские академики пять раз прокатывали Пачино с золотой статуэткой, включая такие очевидные варианты, как обе части «Крестного отца». Кто знает, может, обидевшийся на твердолобых членов киноакадемии актер решил зайти с другого конца?
Некая однобокость истории может смутить женскую половину аудитории. Оба персонажа «слабого пола», показанные в фильме, призваны вызывать неприятие. И гламурная девица Элис Детройт, для которой семья и дети — непонятная и часто неприятная обуза. И, разумеется, «кукушка» Глория, меняющая мужей как перчатки и рожающая потомство только затем, чтоб впоследствии скинуть ответственность на своих бывших супругов. И хотя во взгляде авторов нет предвзятости (такие особи встречаются в реальной жизни чаще, чем нам бы хотелось), все же слабый пол увидит себя в кривом зеркале.
Хиллеру, коему всегда удавались фильмы романтического склада (одна знаменитая «История любви» чего стоит), не пришлось изобретать велосипед. «Автора! Автора!» — вполне узнаваемый авторский микс комедии, драмы и мелодрамы, где есть и трогательно-сентиментальные моменты, и удачные шутки, и явно прослеживаемая мораль о незыблемости семейных ценностей. Одна из тех лент, что смотрится легко и непринужденно, не из-под палки и не для галочки. К слову, тот же «Крамер против Крамера», заточенный под Оскара, был более суров и непреклонен в своих постулатах.
Картина ничуть не устарела за прошедшие 30 лет и в состоянии составить конкуренцию многим сегодняшним ромкомам. Аль Пачино, которого нынешнее поколение воспринимает исключительно как звезду «Крестного отца» и множества криминальных работ, начиная от «Лица со шрамом» и заканчивая «Схваткой» и «Правом на убийство», выглядит свежо и задиристо. Как и полагается звезде мирового уровня, коей Пачино, безусловно, все эти три (точнее, четыре) десятилетия и является.
Александр Котов, великолепный вопрос! Жаль, что для ответа на него моей компетенции не хватает. Историки отмечают, что вооруженные...