• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

Не Бэтменом единым, или Как Нолан зарабатывал престиж?

Трилогия всегда являлась в кинематографе своеобразным шиком, недоступным простым смертным. Позволить себе три раза подряд входить в одну и ту же реку могли только самые удачливые или упертые постановщики. Опять же, многое зависело от результатов первого фильма, ибо ни один вменяемый продюсер не будет спонсировать провальную франшизу.

«Тёмный рыцарь: Возвращение легенды» Фрагмент постера к фильму

Примером удачных трилогий можно считать «Звездные войны» Лукаса, «Индиану Джонса» Спилберга, «Назад в будущее» Земекиса, «Смертельное оружие» Доннера и, разумеется, «Крестного отца» и «Властелина колец». Посему, когда на экраны вышел комикс Кристофера Нолана «Бэтмен: Начало», мало кто сомневался, что «начало» в заголовке стоит только для красного словца. Впрочем, сам режиссер затаился и не спешил радовать новостями о грядущем сиквеле.

Первые новости о возможном продолжении начали наводнять СМИ и Интернет летом 2006 года. Тогда стало известно, что в сюжете вновь появится злейший враг Бэтмена, Джокер. Сыграть последнего пригласили молодого талантливого актера Хита Леджера. Новость не слишком ободряющая, ибо мало кто верил, что Леджер способен переиграть самого Джека Николсона.

Однако пока съемки «Темного рыцаря» были только в планах, Нолан решил немного отдохнуть от комиксов. 17 октября 2006 он представил на суд публики свое новое творение — изобретательный триллер о двух конкурирующих меж собой фокусниках конца XIX века. Главные роли в фильме исполнили Хью Джекман (и снова, после Гая Пирса и Хита Леджера, привет Австралии!) и Кристиан Бэйл. Последний, как и легендарный Майкл Кейн, прямиком скакнул в «Престиж» из «Бэтмена». Помимо них в ленте засветились такие заметные лица, как Скарлетт Йоханссон, Энди Серкис (он же Голлум) и певец Дэвид Боуи.

«Престиж», без сомнения, великолепное зрелище, в полной мере демонстрирующее фирменный стиль режиссера. Известно, что романом Кристофера Приста был крайне заинтересован Сэм Мэндес, автор «Красоты по-американски», но сам писатель настоял на кандидатуре Нолана. Магическая, мистическая, мрачная и невероятно завораживающая история соперничества двух талантливых иллюзионистов стала для Нолана идеальным материалом. Режиссер сумел не только передать дух книги (хотя многие сюжетные ходы были сознательно скальпированы), но вновь подтвердить свою славу изощренного интригана, умеющего до самого конца держать зрителя в напряжении.

Закономерно, что «Престиж» заработал в мировом прокате более 100 млн долл., а также был номинирован на Оскара, правда, только за костюмы и декорации. Гораздо важнее, что лента полюбилась зрителям и сегодня занимает почетное место в первой сотне лучших картин по мнению пользователей IMDb.

Но массы требовали продолжения похождений Бэтмена. Нолан тщательно скрывал подробности съемок «Темного рыцаря», боясь, что ключевые моменты ленты могут просочиться в прессу и Всемирную паутину задолго до премьеры. Проект даже получил фальшивое название «Первый поцелуй Рори» (по имени сына режиссера), но фанатов обмануть было нелегко. «Темный рыцарь» обрастал слухами, и к моменту его выхода на экраны мира 14 июля 2008 ажиотаж вокруг сиквела вырос настолько, что картина моментально установила сразу несколько рекордов посещаемости и кассовых сборов.

На сегодняшний день «Темный рыцарь», занимающий место в списке лучших аккурат между третьим «Властелином колец» и «Списком Шиндлера», считается вершиной творчества режиссера. Здесь сложилось все: и великолепные спецэффекты, и философско-эпический стиль повествования, и узнаваемый бренд Бэтмена, и великолепные актерские работы. Дополнительным стимулом для просмотра ленты стала и трагическая смерть в январе 2008 Хита Леджера, чей Джокер однозначно является одним из самых ярких и харизматичных злодеев за всю историю американского кинематографа. Увы, свой заслуженный Оскар Леджер получил посмертно.

Миллиард, заработанный «Темным рыцарем», стал поводом для двух событий. Во-первых, теперь Нолан мог позволить себе что угодно. Он мог пригласить в свой следующий фильм любое количество звезд. Он также мог снимать кино на своих условиях, не будучи контролируемым свыше. Во-вторых, успех сиквела однозначно предрекал постановщику работу над третьим, заключительным фильмом. Однако Нолан не спешил лезть в бутылку и предпринял попытку уйти от ответственности, взяв таймаут.

Разумеется, речь шла не об отдыхе, а о съемках другого, не связанного с Бэтменом, проекта. Таковым в планах Нолана значился фильм «Начало», за постановку которого киностудия Warner Bros. щедро пообещала Кристоферу семизначную цифру.

На этот раз режиссер не только отказался от услуг своего младшего брата, но также от любых внешних источников. «Начало» — сугубо оригинальный продукт, не основанный на чужом литературном материале. На общем фоне бесконечных ремейков/сиквелов/приквелов и повторных экранизаций это смотрелось дико. Блокбастер стоимостью 160 миллионов, снятый на основе оригинального сценария? Такую роскошь мог позволить себе только Кристофер Нолан. Как и принципиальный отказ от новомодного формата 3D. Как и привлечение в проект одного из самых дорогих актеров Голливуда — Леонардо Ди Каприо.

Фантастика, пускай и с ярко выраженным философским подтекстом, всегда вызывала у американских киноакадемиков нервный тик. Нолана, как и «Начало» в целом, в очередной раз «прокатили» с Оскаром, отдав главный приз более понятной и «человеческой» драме «Король говорит!». Картина же, собравшая в мировом прокате более 800 млн долл., довольствовалась утешительными наградами за работу оператора, звук, монтаж и визуальные эффекты.

Незадолго до кинопремьеры «Начала» в июле 2011 был запущен официальный сайт фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды». Поклонники комикса замерли в нетерпении, ибо информация о съемках долгожданного финала трилогии добывалась энтузиастами по крупицам. Никакие ухищрения не спасали создателей от постоянных столкновений с сетевыми хакерами. Оба трейлера к фильму, что должны были сопровождать сеансы последнего «Гарри Поттера» и «Мстителей», были украдены и выпущены в Сеть раньше положенного срока. В январе 2012 года, когда в продажу поступили билеты на премьерный показ фильма в формате IMAX, вся партия была раскуплена за считанные часы. За полгода до выхода фильма в свет.

Будем откровенны, Нолану не удалось своим «Возрождением легенды» побить планку «Темного рыцаря». Несмотря на эпичность и мощь заключительного аккорда в истории Бэтмена, картина, пускай и в мелочах, но уступает предшественнику. Возможно, свою роль сыграло и ожидание чего-то невероятного, грандиозного, неповторимого. Нолан же, по сути, сюжетно закруглил франшизу, оставив потомкам лишь маленькую лазейку для возможных продолжений.

Успех «Возрождения легенды» серьезно подкосила трагедия в кинотеатре города Авроры, что в штате Колорадо. 20 июля 2012 года 24-летний Джеймс Холмс устроил на вечернем показе ленты настоящую резню, убив более десятка человек и более полусотни ранив. Это происшествие настолько выбило из колеи прокатчиков и создателей ленты, что ряд ангажированных премьер в крупных европейских городах был отменен, а студия Warner Bros. приняла решение отказаться от традиционной «гонки за рекордами», отложив публикацию кассовых сборов до понедельника 23 июля.

На сегодняшний день «Возрождение легенды» уже уступает «Темному рыцарю» по всем фронтам, а сам Кристофер Нолан, отдавший созданию трилогии семь лет своей жизни, собирается некоторое время отдохнуть и побыть с семьей. Пока неизвестно, чем режиссер займется в дальнейшем, но сомнений нет — ожидания будут оправданы.

Статья опубликована в выпуске 3.08.2012
Обновлено 8.06.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: