Елена Гончарук Мастер

Что мы знаем о Владимире Мономахе?

О князе Владимире Мономахе часто вспоминают, когда речь заходит о символе власти российских царей — шапке Мономаха, которая сейчас хранится в Оружейной палате Кремля в Москве. «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха», — вздыхал Борис Годунов в произведении А. С. Пушкина.

kiya-nochka Shutterstock.com

Это была главная регалия царей и символ самодержавия. Ее надевали во время церемонии восшествия на царский трон в ХVI-XVII веках. Впервые шапку использовали как символ власти во время венчания на царство внука Ивана ІІІ Дмитрия в 1498 году. Ученые уже давно доказали, что этот головной убор никогда не принадлежал киевскому князю, но само название стало нарицательным. Так что же мы знаем о князе Владимире Мономахе, и почему шапку приписывают именно ему?

Князь Владимир был из рода Рюриковичей, внуком Ярослава Мудрого. Его отец Всеволод женился на византийской принцессе Анне — дочери императора Константина ІХ Мономаха, отсюда и второе имя Владимира. В греческом языке оно означает «Единоборец». Владимир Мономах был женат трижды, имел много детей, и один из его сыновей вошел в историю как основатель Москвы. Все уже поняли, что речь идет о Юрии Долгоруком.

С юных лет князь занимался военным делом, участвовал в битвах против половцев, в 15-летнем возрасте принимал участи в битве на Альте (1068), потом основал город Владимир-на-Клязьме. Долгое время княжил в Переяславе. Эта южная окраина Руси чаще всего страдала от нападений торков и половцев, поэтому свою основную деятельность Владимир направлял на борьбу с кочевниками. Это было сложно из-за постоянных разногласий князей, их междоусобиц и распрей.

По его инициативе были созваны три съезда князей, на которых братья договаривались о распределении земель и объединенных походах против врагов. Самым важным был съезд в Любече в 1097 году, во время которого князья договорились о прекращении междоусобиц и совместных походах против половцев. Как писал сам Мономах, он совершил 83 похода и подписал 19 мирных договоров. Но, несмотря на постоянную войну, его третьей женой была дочь половецкого хана. После успешного похода 1116 года половцы почти четверть века не тревожили южные границы Руси, признав себя вассалами киевского князя, а княжеские разногласия во время его правления прекратились.

После смерти князя Святополка в 1113 году в Киеве началось народное восстание против бояр и ростовщиков. Бояре собрали народное вече и предложили людям самим избрать князя. Выбор пал на самого уважаемого и влиятельного князя Владимира Мономаха. На тот момент ему было уже почти 60 лет. Он правил Русью двенадцать лет и свою политику направлял на объединение государства и прекращение распрей между братьями. Занимаясь управлением государством, князь издал сборник законов «Статут Владимира Мономаха».

Главным новшеством было то, что он значительно уменьшал произвол ростовщиков, а также запрещал превращать человека в раба за долги. Вторым его важным наследием стало «Поучение детям» — наставления для продолжателей княжеской власти, основная идея которого состоит в необходимости сохранения мира и единства государства, поскольку только тогда можно успешно бороться с внешними врагами. Князь умер в возрасте 72 лет, и был похоронен в соборе Святой Софии в Киеве, но это захоронение не сохранилось до наших дней.

А как же шапка? Впервые ее назвали «шапкой Мономаха» в 1572 году в завещании Ивана Грозного, до этого называли «золотой шапкой». Еще ранее говорили о том, что византийский император Константин Мономах подарил ее своему внуку Владимиру как символ преемственности верховной власти.

На самом деле это было крайне сомнительно: когда умер византийский император, Владимиру было всего два года, а на киевский престол было много претендентов. Исследователи доказывают, что шапка была изготовлена на рубеже ХІІІ-XІV веков в Византии или Средней Азии, возможно, в Бухаре. Это был подарок хана Золотой Орды Узбека московскому князю Юрию Даниловичу или Ивану Калите.

Есть даже версия, что подарена была тюбетейка, которую потом обшили соболиным мехом и украсили драгоценными камнями.

После падения Византии московские цари хотели доказать преемственность царской власти от византийских императоров, поэтому и возникла легенда о шапке — даре византийского императора.

Так что князь Владимир Мономах даже и предполагать не мог, что потомки будут использовать его имя вот таким образом.

Обновлено 26.11.2017
Статья размещена на сайте 5.08.2012

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Но разве он был царём? То есть государем?
    Иван 3 объявил его Великим князем, а потом лишил титула.
    Царём (цезарем) он не был.
    Вообще Не было такого правителя (государя)в истории России.

    " Иван посадил на престол Дмитрия Ивановича Внука"
    а потом "Дмитрий попал в опалу". Ни фига себе царь!
    В опалу он блин попал. А Иван 3 кем в этот период был?
    Когда Дмитрий был "царём" . МОжет императором?
    Так царь(кесарь, цезарь) и был императом.
    Так кем же был Иван 3 при живом правителе-царе-императоре?
    Но дело ваше если у Вас такой игрушечный Великий Князь стал Царём (которого можно объявить, ьпотом выставить), то воля Ваша.


    (А вот Пётр 3 тот вообще не короновался, так что он царём в тот период не был?)

    Оценка статьи: 5

    • Андрей Владимиров, судя по вашему комментарию, этот вопрос вас очень беспокоит. Поэтому можете написать свою статью, более подробно раскрыв тему отношений Ивана, Дмитрия, Василия и Софьи Палеолог. В своей статье я дала факт, что впервые шапку надели во время этой церемонии. А что уже потом случилось с Дмитрией - тема отдельной статьи

  • Иван ІІІ Васильевич хотел передать власть старшему сыну, и в 1470 году объявил соправителем своего сына Ивана Молодого, однако тот умер от болезни в 1490 году. После этого Иван посадил на престол Дмитрия Ивановича Внука, хотя были другие претенденты на трон. Поэтому против него выступила оппозиция в лице царевича Василия и его матери Софьи Палеолог. Началась борьба, но в скором времени Василий и Софья Палеолог взяли верх, а Дмитрий попал в опалу и в 1505 году он был заключен под стражу, умер в 1509 году и похоронен в Архангельском соборе Кремля.

    Касательно терминологии «князь» и «царь». Византийская принцесса Софья Палеолог, жена Ивана ІІІ Васильевича, принесла обряд венчания на царство, до это князья проходили обряд настолования («посажения на стол»). Впервые венчали на царство как раз Дмитрия Ивановича Внука в 1498 году, но он продолжал пользоваться титулом «князь».

  • Статья неплохая. Но хотя я не великий историк, у меня есть нескольуо вопросов:
    1. "Впервые шапку надели на царя Дмитрия в 1498 году. "
    1.1. Кто такой царь Дмитрий?
    1.2. Как в 1498 году мог быть царь, когда до Ивана 4 Грозного были только Великие князья?
    1.3 Если имеется виду Дмитрий Юрьевич Шемяка, то он умер в 1453 году, а в указанный перио правил Иван 3 Васильевич.
    1.4.Если царевич Дмитрий (зарезанный в Угличе) , то погиб он в 1591 г.
    В общем сия фраза мне непонятна, но возможно, Вы как знаток раскроете нам её смысл?

    2. "Но, несмотря на постоянную войну, его третьей женой была дочь половецкого хана. После успешного похода 1116 года половцы почти четверть века не тревожили южные границы Руси, признав себя вассалами киевского князя, а княжеские разногласия во время его правления прекратились."

    Тут непонятно, почему войны мешали ему 3 раз женится?
    Я бы написал, что несмотря на постоянную войну с половцами ВМ после очередного учаного похода заключил с ними мир, взяв себе в жёны дочь половецкого хана.
    (Что типо этого, так как в Вашем изложение нет причинно-следсвенной связи между походами против половцев и женитьбой ВМ).
    3. Ну и говоря о ВМ надо всё же было написать, что при нём произошло в последний раз в домогольский период объединение Киевской Руси. После этого Русь окончательно распалась на самостоятельные княжества.

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересная статья. Я и в самом деле мало знаю о Владимире Мономахе, было полезно прочитать.

    Исправьте, пожалуйста, тут: "Ее одевали во время..." - ее надевали.

  • Хорошая статья!Спасибо!

    Оценка статьи: 5