Сергей Пузырев Грандмастер

Откуда взялись казаки?

О казаках нет единой точки зрения у историков. Н. Костомаров ссылается на «Литовскую летопись», А. Ишимова пишет: «Имя казаков происходит от касогов». А. Нечволодов, сообщает: «Донские казаки числились за Москвой».

eAlisa Shutterstock.com

Лев Толстой, в свою очередь, считал: «В нашей истории казаки появляются внезапно. Вероятно, казачество начиналось или безыменно, или под иным именем. В летописях упоминаются бродники, которые ходили за черту княжеств, бродить…».

О бродниках же говорят и другие источники, говорящие о том, что бродники впоследствии стали казаками. В летописи под 1147 г. бродники упоминаются в качестве дружинников Святослава Ольговича, участвующих в борьбе с черниговскими князьями. Но в период, предшествующий указанному в летописи, князем Черниговским, а затем Великим князем Киевским в 1113—1125 гг. был Владимир Мономах, во время правления которого никаких сведений о бродниках нет.

Первые сведения о бродниках приходятся на период развала государства и заката Киевской Руси. Таким образом, в качестве бродников, христиан русского происхождения, бродивших по придонским степям, могли быть жители Галицкого, Киевского или Тмутараканского княжеств, которые не могли быть воинственным народом по ряду причин.

В упомянутой же выше Литовской летописи о населении, живущем под начальством атаманов, которых Ольгерд нашел на Подоле в XIV веке, могли указываться бежавшие из Новгорода люди. Этими людьми могли быть и выдавленные Московскими князьями Новгородские ушкуйники.

Историю с казаками можно отследить с момента междоусобной борьбы сыновей Владимира «Святого» — Мстислава «Удалого» и Ярослава «Мудрого», которые, упражняясь своим удальством и мудростью, «располовинили» созданную дедом Святославом империю на правую и левую сторону Днепра, определив этим границу будущих территориальных конфликтов.

В результате «разборок» пятого поколения великокняжеского семейства Древняя Русь развалилась на множество карликовых государств с особыми субъектами федеральной раздробленности Руси — Феодальных республик. Их было две — Новгородская и Псковская со своими демократиями. Во время правления московского князя Ивана III можно проследить все детали исторических событий, послуживших началом «организованного разбоя» на южных границах Руси.

Однако события, предшествующие этой истории, стали разворачиваться несколько ранее, во время правления Великого князя Московского Василия II «Темного» (1425−1462). К этому же времени русские земли во время татаро-монгольского ига были поделены на три отдельные территории, занимаемые Великим Княжеством Московским, Великим Княжеством Литовским и земли бывшего Галицко-Волынского Княжества, которые после смерти Даниила Галицкого были поделены между Литвой, Польшей и Венгрией.

Великое княжество Литовское было наследственным владением Ягайлы, которое польский король Сигизмунд-Август — последний Ягеллон, подарил польской короне. В 1569 году в городе Люблине был собран общий для Литвы и Польши сейм, после которого под давлением Польши к ней были присоединены Юго-Западная и Северо-Западная Русь, в которую выехали польские чиновники. Этой Люблинской унией закончилось отдельное существование Великого княжества Литовского.

Литовское дворянство перешло в католичество, которое стало в Западной Руси панской верой, а православие — холопской и казацкой. Казаки появляются в разных краях русского мира. Мы видим их в украинских староствах Великого княжества Литовского на берегах Днепра, где казаки составляли дружины Дашкевича и Димитрия Вишневецкого. Затем они были организованы в военное сословие под командой гетманов.

В то же время казаки самовольно основали за днепровскими порогами военное братство под названием «Запорожская Сечь». Организаторами казацкого сословия в начале XVI века считаются два человека: черкасский и каневский староста Евстафий Дашкович и хмельницкий староста Предислав Лянкоронский, хотя это военизированное сословие было создано много раньше русскими князьями.

Карательная экспедиция Василия II, разгромившая Новгородскую оппозицию, заставила бежать всех противников Москвы на границы Северского княжества. Эти бежавшие от преследований новгородцы и были первыми поселенцами пограничных земель, прятавшимися от Московского князя. Объединение Руси Иваном III также заставило его противников искать себе место, где они могли укрыться от руки московского князя.

Этим местом был Шемякин удел — пограничные земли, отделяющие Русь от Литвы, Крымского ханства и «Дикого поля». По мнению многих историков, слово «казак» тюркского происхождения и означающее — легковооруженный воин. Казаками в дальнейшем звали разбойников, объединенных в организованные отряды; возможно, название «казак» связано со сбором налога (ясака), оборотной стороной сбора (грабежом) которого и занимались казаки длительный период времени.

«Казаки», о которых упоминает А. Ишимова, были союзниками великого князя Ивана III. Существовало Касимовское царство — удельное княжество, созданное для татарских царевичей, которые переходили на службу вместе со своими людьми. Впервые оно пожаловано Василием II Темным бывшему казанскому царевичу Касиму. Таким образом, «казаки» никуда не исчезли вдруг, а ушли в свое княжество, где проживали, оберегая границы государства и участвуя во всех вооруженных конфликтах вместе с русскими воинами.

Царь Иван IV, продолжая укрепление границ государства, принял на службу литовского князя Димитрия Вишневецкого и организовал с ним подвижную оборону казаками западных границ русского государства, имея опыт подобного устройства от своих предков. Князья Вишневецкие имели огромные владения по обеим сторонам Днепра до Русской границы, и впоследствии именно на этих землях казаки пытались создать свое собственное казачье государство.

Обновлено 19.07.2018
Статья размещена на сайте 9.08.2012

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вопрос сложный и вряд ли его удастся ученым решить. Проблема в том, что казаки (само слово) - не обозначение народа. Казаки - люди разных народов. Скорее всего, казачий край выделялся как некая административная единица в составе государства, население которой обязано было нести воинскую повинность на особых (более свободных) условиях.

  • Aнатолий Евлашкин Читатель 23 сентября 2013 в 19:28 отредактирован 27 мая 2018 в 19:09

    Казачему народы тышча лет. Казаки братья, казаки люди круга, казаки белые олени.

  • Людмила Ливина Людмила Ливина Профессионал 22 августа 2012 в 10:04 отредактирован 22 августа 2012 в 10:14

    Тема поднята любопытная. Собственно говоря, наше(обывательское) представление о казачестве стоит на трех китах: гоголевском "Тарасе Бульбе",толстовских "Казаках" и шолоховском "Тихом Доне".
    А ведь история казачества - интереснейшая страница русской истории. И не только в русской. Казаки - своего рода маргиналы, не желающие подчиняться укладам, навязанным свыше, выдавленные на окраины русского государства и осваивающие новые земли. Живущие по своим законам казаки "держали щит меж двух враждебных рас". Что весьма успешно использовалось царской властью. Русская империя свои окраины - Сибирь, Алтай, Дальний Восток "держала" казачьими поселениями.Покоритель Сибири Ермак - это ведь предводитель именно казацкого отряда.Семипалатная крепость была основана царским казацким воеводой Василием Чередовым и его отрядом в 1718 году на Иртыше по Указу Петра I.
    Город Алматы - бывшая столица Казахстана, это изначально казацкое укрепление форт "Верный". История этого города начинается, если не ошибаюсь с 1857 года.
    Но вот интересный аспект: вдоль всего великого шелкового пути в нынешней пустыне Бетпак-Дала, практически непригодной для жизни, можно найти остатки казацких хуторов, когда-то окруженных возделываемыми, орошаемыми полями. Судя по археологическим находкам, датируются эти поселения серединой 18 века.
    Коренное население Казахстана в 18 веке именовалось киргизами. Помните,у Ломоносова Екатерина - владычица Киргиз-Кайсайская Орды. Родство двух слов "казак" и "казах" сомнений не вызывает. Вряд ли оно случайно: в казахском языке специфическое твердое [к] - это [кх]. Вопрос: где хвост, а где собака?

  • Павел Курень Читатель 21 августа 2012 в 17:28 отредактирован 27 мая 2018 в 15:31

    В вое время мне довелось высказать точку зрения на то, что казаки - отнюдь не взялись "неожиданнои неоткуда", а, на самом деле, являлись воинской прослойкой населения Тму-Тараканского княжества (статья "Варяги, бродники, казаки?..) Так же как итало-норманы в Южной Италии, они являются потомками варягов, или викингов, изначально - нанятых на службу Византийской империи, отправленных на завоевание новых территорий, но, после завоевания этих территоий, осевших на ней и образовавших там самостоятельные или полусамостоятельные государства.
    В период своего расцвета Тму-Тараканское княжество контролировало Крым и по крайней мере часть Болгарии (походы князя Святослава-Свентлейфа - того самого, "иду на вы!" русских летописей. После разгрома армии Святослава императором Цемисхием Святослав был добит союзниками империи-печенегами - на одной из островных баз (базы на островах в устьях рек - типичные норманские анклавы в Европе, из которых распространялось их влияние), а его сын Владимир (Вольдемар) получил под Корсунью-Искоростенью дочь императора в жены и был отправлен завоевывать и христианизировать славянские земли вверх по течению Днепра. С чего, собственно, и началась история Руси.
    Остатки норманского населения Северного Причерноморья еще долго удерживали базы в устьях основных рек региона, брали налоги за переход рек бродами (отсюда и прозвание, прикрепленное к ним в летописях - "бродники"). Их основной домен - Тьму-Тараканское княжество еще долго служил источником пополнения дружин русских князей и был окончательно разгромлен только половцами. Которые и присвоили норманам-варягам-бродникам прозвище "кайсаки" - на тюркском наречии - "удалец", "отчаянный", которое и закрепилось за ними в истории в форме "казаки".
    Даже читая роман Шолохова, можно найти черты сходства жизни, хозяйственного устройства быта донских казаков с бытом, жизнью и воинскими повадками норманов-викингов.

  • Отличная статья, но ограничена православными...

    • Владимир Иванович Пресняков, Были казаки староверы, тунгусский полк и четыре бурятских полка. Основная масса казаков имела православную веру и прямое подчинение императорскому дому. Поэтому иного вероисповедания в казачьих войсках не предусматривалось.

      • Сергей Пузырев, спасибо Вам, уважаемый!
        Ваше высказывание "Основная масса- православные" категорично приводит к выводу что неосновная масса- не православные. Думать иначе- наивно, даже детям и слабоумным это понятно.

    • Владимир Иванович Пресняков, К чему Ваша глупая реплика? Казаки были столпами православия на границе с иноверцами, и были только православными.
      Для молодых - очень интересная статья, с хорошими историческими сведениями, хотя, конечно, ничего нового автор не открывает. Меня саму, например, больше занимают казаки-характерники и их чудодейственные способности, которые им приписывают. Многое звучит совершенно фантастично... Вот откуда они взялись? Вряд ли способность заговаривать пули можно воспитать спартанским образом жизни...

      Оценка статьи: 5

      • Елена Новикова, Это казаки то столпы? По сути своей нисповергатели любых устоев, укладов, основ!
        Сегодня за императора, и пишут "письмо турецкому султану", завтра за султана, и пишут такие же письма императору и патриарху... Послезавтра за императора, хвалят его и хаят султана.

  • Это стандартная версия. Есть ряд альтернативных - поищите в интернете, у Гумилева и т.п. В Касимовском царстве (мои предки оттуда) пребывали, в основном, татары, перешедшие под руку царя, и аборигены.

  • О как! Интересвенно!

    Оценка статьи: 5