• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марк Блау Грандмастер

Почему зубцы кремлевской стены имеют форму буквы М?

Итальянский город Верона известен нам прежде всего благодаря пьесе В. Шекспира о Ромео и Джульетте. Но кроме балкона, где якобы произошло первое свидание влюбленных, здесь есть немало других достопримечательностей. Например, замок Кастельвеккио, построенный первыми наместниками города в середине 14-го века.

Julija Sapic, Shutterstock.com

Поднимаешься к замку по мосту и вдруг замечаешь что-то знакомое. Стена из красного кирпича, увенчанная зубцами в форме буквы М (или же, как говорят экскурсоводы, в виде ласточкиного хвоста). Ба, да не в московском ли Кремле мы?

 — Нет, не в Кремле, — заверяет нас экскурсовод. По его словам, явное сходство между двумя старыми крепостями объясняется очень просто. Замок Кастельвеккио в 14-м веке, так же как и московский Кремль в конце 15-го века, возводили архитекторы из Милана. Отсюда и применяемый в обоих случаях красный кирпич стен, и необычная форма зубцов на них. Но на самом деле образцом для московского Кремля является не веронский замок Кастельвеккио, а построенная в середине 15-го века в Милане крепость Сфорца. Там сходство не только в цвете стен и в форме зубцов, но даже в форме башен.

Что же до формы зубцов, то это отдельная история, уводящая нас не в 14-й век, а гораздо раньше, во времена великой вражды между гвельфами и гибелинами.

Эти две противостоящие партии сцепились друг с другом по немаловажному вопросу: кто в доме (то есть в Европе) хозяин. Гвельфы признавали верховенство духовной власти над светской. То есть считали владыкой христианского мира папу Римского. Противостоящая гвельфам партия гибеллинов считала, что власть императора превыше власти церковной, а посему Римский папа должен выполнять приказы императора. Что, кстати, имело место в Византийской империи, где представителем Бога на земле считался император. Патриарх же Константинопольский был всего-навсего одним из его подданных и самостоятельной исполнительной или законодательной властью не обладал.

Вопрос о том, кого считать представителем Бога на земле, был особенно острым для Италии. Здесь большую роль играл глава католической церкви, Римский папа. Он был не только духовным лидером всех христиан, но и полновластным правителем города Рима, а также прилегающей к нему обширной области в центре Италии. Власть же императора здесь была слабее власти папы, поскольку император находился в Германии, отдаленной и отделенной цепью Альпийских гор.

Названия враждующих итальянских партий были импортированы из немецкого языка. Слово «гвельфы» происходит от имени династии баварских герцогов Вельфов, соперничавших в борьбе за императорский престол со швабской династией Штауфенов. От одного из замков герцогов Штауфенов, Гаубелинга, произошло название проимператорской партии, гибеллинов. Я сомневаюсь, что в конце статьи мои читатели вспомнят, кто был за кого. Ведь названия обеих партий начинаются на одну и ту же букву. Подскажу запоминалку в лучших традициях дореволюционных российских гимназий. В слове «гвельфы» вторая буква «В», та же, с которой начинается название резиденции римских пап, Ватикана. Значит, гвельфы выступали на стороне римского папы. Правда, просто?

Надо сказать, что отсутствие в Италии жесткой «вертикали власти» имело огромные последствия для всей европейской истории. На Апеннинском полуострове было множество городов, основанных еще во времена Римской империи. Города эти постепенно богатели и становились еще одной влиятельной силой в общественной и политической жизни. А их жители приобретали новый менталитет, ставший основой современного европейского и американского взгляда на жизнь. Этот взгляд включал рационализм, предприимчивость, веру в свои силы и веру в силу своих немалых денег.

В начале 12-го века один из таких городов, Флоренция, первым получил самостоятельность. Почти тут же среди горожан возникли разногласия. С кем из двух конкурирующих в Италии властителей предпочтительнее дружить Флорентийской республике: с императором или же с папой? Сторонниками императора оказались в основном городские аристократы. За союз с Римским папой высказывались горожане, главным козырем которых было не столько благородное происхождение, сколько крупное состояние. Разногласия вылились в серию кровавых войн, причем не только во Флоренции, но и в других итальянских городах. Понятия толерантности тогда еще не существовало. Да и стремление к достижению компромисса выработалось в европейском сознании гораздо позже.

В результате жестоких междоусобиц многим флорентийцам пришлось бежать из родного города. Среди них был некий Данте Алигьери (1265 — 1321). Прожив остаток жизни в изгнании, он создал одно из грандиозных произведений мировой литературы, «Божественную комедию». И заодно, написав ее на родном тосканском диалекте, заложил основы итальянского литературного языка.

Даже возводимые крепости противники метили по-своему, чтобы издалека видеть — друг или враг ожидает тебя здесь. Зубцы крепостных стен у сторонников императора имели форму буквы М, чем отдаленно напоминали символ имперской власти, орла с распростертыми крыльями. Сторонники папы делали зубцы своих крепостей прямоугольными.

Так что архитекторы из Милана, приглашенные в далекую Москву, оказались в некотором замешательстве: зубцами какой формы увенчивать стены крепости русского государя? В конце концов строители решили, что императорская символика ему будет ближе, чем папская, и зубцы стен московского Кремля стали похожими на букву М.

Статья опубликована в выпуске 3.09.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (28):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "Подскажу запоминалку в лучших традициях дореволюционных российских гимназий": мне в названиях партий сразу услышались эльфы и гоблины

    • Константин Рыбаков, мне тоже. Но кто из них - за кого все равно не запомниить. Особенно трудно, когда во Флоренции попадаешь в группу к какому-нибудь знающему экскурсоводу. В конце экскурсии, где-то через полтора часа, в голове окончательно перепутываются эти эльфы и гоблины. Правда, один из туристов-толкиенистов ухитрился сблизить нежных эльфов с тонкими голосами кастратов из папского хора (что имело место до 18-го века) - и запомнил.

  • Любопытная статья. Вот уж никак не думала, что московский кремль окажется ассоциирован с борьбой гвельфов и гибеллинов - историей далекой и малоинтересной лично для меня.

    • Людмила Ливина, мне кажется, под эти кремлёвские зубчики можно подвести ещё кого-нибудь,напр., МонтеккОВ и КапулеттОВ.
      Но оценка шибко занижена: автор старался, подгонял детали, выдал исторические параллели, а Вы так..,по-учительски.

      Оценка статьи: 4

    • Людмила Ливина, история на самом деле на много более глубокая чем банальное противостояние политических партий. И она сильнее чем кажется повлияла на западную культуру. К примеру в вопросе: стоит ли вводить в школьную программу обучения уроки культуры рилигии и православия, ноги растут именно из этого противостояния. Как впрочем и религиозные войны шестнадцатого века. Думаю сегодня ни кто не станет оспаривать огромное влияние протестантизма на западную культуру и мысль. Да и тот же скандал пуси райот - могут ли религиозные стандарты диктовать светские законы.

      Оценка статьи: 5

  • Марк Блау, Спасибо за просветительскую работу

  • Комментарий не отразился, а оценка заела - вместо пяти опять единица вылезла Максим, извините.

    • Людмила Ливина, сегодня однозначно не ваш день.
      Вы спутали Марка и Максима, наверно вас смутила буква "М" в наших именах. Мне это конечно лестно. Можно даже сказать, произошло смещение брендов (brand shifting). Видимо нужно начать писать в соавторстве

      Оценка статьи: 5

  • Это вовсе не буква М, а птица в полёте взмахнула крылами. Поэтому эта форма не приелась за века.Об этом сходстве просто не догадываются. Самая лучшая эмблема автомобиля у фирмы "Мазда", она напоминает линии зубцов стен Кремля и не только, как стало известно из статьи. Я помню и прежнюю эмблему "Мазды", но к этой они прошли напряжённым поиском, с чем можно поздравить авторов. Кста.., кто бы написал статью об эмблемах автофирм?
    За статью 4; много уводов от чисто графики в историю, в интриги власти и религии.

    Оценка статьи: 4

  • Елена Максимовская Елена Максимовская Читатель 4 сентября 2012 в 10:34 отредактирован 4 сентября 2012 в 10:35 Сообщить модератору

    А мне буква "М" вообще очень нравится! Такая красиво-плавно-симметричная! (С большой радостью обзавелась после замужества этой буковкой в инициалах ).
    Приводит в совершенный восторг "М" на лбу кошек полосатой масти!
    А вот макдональдс - неприятное исключение . Но их логотип, как я где-то вычитала,напоминает гипертрофированные женские груди...
    Статья - прелесть!

    Оценка статьи: 5

    • Елена Максимовская, с этим логотипом вы еще наплачетесь. У моего курцхарта был на лбешнике прекрасный четкий М в котенкином возрастеи мы его назвали Макдональдсом (дома Маки, Макки). Сейчас ему 12 лет.Это половинки М разошлись в стороны - харю здоровую наел, бошка выросла. И получили два Л. Хотя конечно, для меня ходячий логотип Лауры Ли - тоже приятно. Но очень уж нестойкая маркировка у этих кошек.Не стоит полагаться
      А вот Марка хочу спросить, тот Макдональдс в Израиле по дороге на Голаны так и не имеет шапки М? Когда его впервые построили нам говорили, что логотип не может быть выше ростом чем синагога рядом. Так я и поверила: стратегически, конечно, логотип служил хорошим прецельным ориентиром, но что интересно: как это владельцыч френчайза пошли на такие уступки? Так поставили они арку М или так и стоит голый?

      Оценка статьи: 5

  • Вообще стенки эти...есть кладбище. Понапихано там покойничков. Там бы пики еще с головами стрельцов восстановить для пущей историчности. Еще один не зарытый труп прям ну на главной площади и на трупе стоя, православнутые товарищи парады принимают, симпатичненькое лобное место с плахой. Веселенькое местечко для главной площади страны на костях, для народных гуляний и парадов - мимо трупа марш-марш торжеЙственным шагом. Людоедство какое-то с некрофилией. И буковки М - то ли Метро, то ли Макдлональдс, то ли масонский знак. Все бы ничего если бы сделали из Кремля мемориальный или историчесмкий музей, но ведь в этом колумбарии они просто живут, работают, и даже рулят. И ну никак не ощущают этого некрофильского контекста.

    Оценка статьи: 5

  • Есть другая версия - масонский треугольник как раз входит в срединку буквы М. Это как бы метка братства каменщиков. Очень уютно сидеть в Кремле за такой стенкой. А я думаю проще все - на вершине крепости угольник внутри буквы служил хорошей открытой бойницей, создавая и огневую точку и укрытие одновременно. За такой М очень легко вести оборонительный огонь хоть из лука, хоть из Калаша, да хоть стингер. А попадание затруднено. Так что выбирайте между масонами и огневой точкой - на башенках Кремля командные пункты, по стенкам - огневые точки.

    Оценка статьи: 5

  • Пьетро Антонио Солари (итал. Pietro Antonio Solari, лат. Petrus Antonius Solarius, также известный как Пётр Фрязин, в летописях Пётр Антонин Фрязин) (около 1445 (после 1450?), Милан (?)—до ноября 1493 (май 1493?), Москва) — итальянский архитектор, известный постройкой Грановитой палаты и башен Кремля.

    Оценка статьи: 5

  • Интересно.

    Оценка статьи: 5

  • Красиво изложенная, околонаучная теория. Мало вероятно, что форма зубцов на Западе служила опознавательным признаком - "свой, чужой". Не так уж много было замков, чтобы их запомнить и в случае захвата его неприятелем, этот замок мог служить ловушкой.
    Башни Кремля Новгорода, Пскова, Смоленска имеют такую же форму как справедливо заметили, форму "ласточкина хвоста", а некоторые сооружения древнее Московского Кремля.
    Военные историки,искусствоведы, архитекторы, фортификационники - говорят о том, что форма "ласточкина хвоста"- идеальная форма для укладки стропил, на которых держалась крыша.
    Некоторые старинные факты идеализируют, придают им элементы таинственности, а все подчинено практичности, особенно в строительстве, которое обходилось во все века очень дорого. И не надо забывать, что последующие реставрации облагораживали сооружения. Ведь сейчас утверждают, что современный облик Московского Кремля лишь отдаленно напоминает его древний вид, то есть, по сути дела, как говорят археологи, является "новоделом".

    • Некоторые старинные факты идеализируют, придают им элементы таинственности, а все подчинено практичности, особенно в строительстве, которое обходилось во все века очень дорого.

      Будь так, мы бы ничего кроме элегантных строгих пирамид не увидели.

      И даже в нынешнее практичное время в строительстве немало вычурных излишеств.

      Оценка статьи: 5

      • Сергей В. Воробьев, я посмотрел ДЕШЕвры нового архитектора Москвы Кузнецова и подумал, что снесённая гостиница "НаСИональ" очень бы органично вписалась в его коллекцию.
        "Архитектурные излишества",дИФцит чувства меры, органичности и соразмерности губЮт архитектуру.

        Оценка статьи: 4