Айше Мухамедьярова Дебютант

Художник – в каждом? Сказка для тех, кто «не умеет рисовать»

Меня всегда интересовало, можно ли буквально из ничего сделать что-то (нечто)? Можно ли взять понравившееся ощущение, настроение или впечатление и сохранить его так, чтобы в любой момент соединить две точки на ленте времени и снова «примерить» его на себя? И обязательно ли для этого уметь что-то особенное? Ответить на эти вопросы мне помогла моя привычка рисовать.

Айше Мухамедьярова, личный альбом

И поэтому я возьму в качестве точки отсчета рисунок. Можно ли самыми скромными средствами и материалами передать НЕЧТО? Легко! Раньше мне казалось, как и многим, что для того, чтобы получился хороший рисунок, нужно взять хорошие карандаши, кисти, краски, бумагу. Хорошие и качественные — значит, дорогие. Но со временем я поняла, что это совсем не обязательно. Вполне достаточно дешевой 12-ти цветной акварели для школьных уроков рисования, обычной беличьей кисточки, какую можно купить в любом канцелярском отделе и не очень дорогой и совсем не профессиональной акварельной бумаги. Можно даже использовать просто ватман или обычный альбом. Они ничуть не хуже всего того, что дорого.

Не качество материалов определяет качество произведения. Ведь если рассматривать процесс рисования не как дорогостоящую имитацию действительности, а как создание живого резервуара для сохранения неповторимого и ускользающего времени, почти неосознаваемых холодным разумом ощущений, настроений, образов, то нужно нечто совсем иное…

Профессионализм (в смысле крепкой школы)? Тоже нет… Он поможет только лихо имитировать внешнее, что само по себе не плохо, но нашу задачу не решает. Что же нам нужно? Во-первых — радость внутри себя самих (ибо нечего «консервировать» плохое настроение в рисунках). Во-вторых — желание сохранить нечто, что побудило в данный момент взять в руки кисть и краски. В-третьих — смелость. Смелость преодолеть сознание того, что «вот я рисовать не учился (лась) и потому не умею, а значит не могу, а вот ОНИ учились и умеют, и могут, куда же мне за ними, даже и соваться не стоит».

Это совершенно необоснованные страхи. У Рембрандта нет ни лихости и совершенства мазка, ни правильности анатомии (никогда не замечали?) — он нас держит совсем другим. И держит крепко. И заставляет погружаться в свой золотой свет.

У Франса Халса нет никаких замашек современного гиперреалиста — один блик и пара полутонов создают из смутного пятна краски ощущение дымчатого старинного стекла бокала, в котором можно почувствовать целую историю. Это дается опытом. Личным опытом попыток, ошибок и находок. И умением слышать себя и чувствовать окружающий мир. Этому не учат. Этому учатся. Сами. И ЭТО может КАЖДЫЙ. Если захочет.

С чего начать? Научиться наблюдать. Вы смотрите на цветок? Обратите внимание и запомните, как выгибаются его лепестки, как ложатся тени, какого цвета становится свет, просвечивая его венчик навылет, как крепятся к стеблю листья, сколько зазубринок на них. Закройте глаза и попытайтесь вспомнить цветок. Обычно нам удается «воспроизвести» лишь общий образ, а когда пытаемся вспомнить детали, то «картинка» начинает «расплываться». Можно потренироваться — вреда не будет. Будет только польза. Это поможет в процессе рисования быстрее и лучше ориентироваться в композиции, цвете, в передаче фактуры.

Так же, закрыв глаза, можно и нужно сначала до мелочей представить себе то, что вы хотите нарисовать, включая внешнюю оболочку и то настроение, которое движет вами в данный момент и которое вы хотите передать. Погрузиться и прочувствовать. Ведь именно эмоциональный посыл автора делает двухмерную картинку живым многомерным миром. И тут не уместны претензии. Маленькая, внешне наивная картинка может заключать в себе больше, чем погонный километр эпического полотна.

Я всегда с особым теплом вспоминаю акварельные миниатюрки из дамских альбомов позапрошлого века — цветочки, птички, пейзажики. Казалось бы! А вот же — в них есть лето, свет, спокойствие, тишина. Всё то, что так необходимо человеку, живущему в северных широтах и в современном напряженном, нервном ритме. Нам очень не хватает красоты и равновесия во внешнем мире. Но мы можем создать их сами! Это не так сложно.

Миниатюра для этого подходит как нельзя лучше. Она почти не занимает ни времени, ни места. Она имеет право быть наивной и искренней. Она, к тому же, хорошо и легко учит основам рисования. Она подскажет, что сначала нужно взять чистый лист бумаги, представить себе образ уже готовой картинки, и начать рисовать — наметить плоскостные цветные пятна, потом проложить тени (не забывая, что они — самая цветная часть изображения), наметить освещенные области и блики, затем мазками светлой и темной краски обозначить детали. И с каждым разом будет получаться всё лучше. Главное захотеть и увидеть в этом смысл.

Это о рисунке? Не только. Это о жизни вообще.

Обновлено 12.09.2012
Статья размещена на сайте 9.09.2012

Комментарии (55):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Прекрасная статья, как будто оформила мои мысли... Я пытаюсь увидеть мир с помощью любительской фотографии (видимо, это и есть мой способ рисования), и потому, видимо, у меня такой отклик пошел на ваш текст. Спасибо!..

    Оценка статьи: 5

    • Светлана, спасибо Вам! Попытка видения мира наверное и есть главное и ключевое в опыте нашей жизни. Каждый ищет свой метод, путь и способ. Да, я писала подспудно именно о попытке видеть мир в себе и себя в мире. Я рада, что это было услышано.
      Мне ОЧЕНЬ нравится присланная Вами фотография. Она лаконична и изящна. Хочется туда.
      Я сама очень люблю графику ветвей и листьев на фоне неба. Тоже немного занимаюсь фотографией. Спасибо Вам еще раз! Удачи Вам!

  • Хорошо намалевалось... От души.

    Да, действительно - только "друзья" и только об одном - о красивом.

    Прошу прощения у всех.

    Оценка статьи: 5

  • Впервые в жизни подошла к холсту 3 дня назад. Вот что намалевалось

    Оценка статьи: 5

  • Синева в листве - это цвет бумаги.

    Оценка статьи: 5

  • Взял плотный прозрачный целлулоид, обезжирил. Положил на подготовленный рисунок. По подготовленной поверхности рисую тушью. (тушь специальная - несмываемая) Беру масло. В технике "сухая кисть" чуть-чуть подсвечиваю. Аккуратно обрезаю пленку с учетом полей паспарту. И крашенной стороной кладу на бумагу. Фон бумаги вошел в картинку - "сроднился". Лицевая часть чуть бликует, но весь красочный слой на бумаге изнутри. Плотно прижал - что-то на манер еще монотипии получилось. Всё.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, понятно. Вы объясняете - а я совмещаю с тем, что наблюдала у Александра Петрова ("Старик и море", Оскар и т.п., по области ездил с мастер-классами) - масло по пленке, пальцами.

  • В качестве паспарту - обыкновенный лист тонированной бумаги для дизайна школьников с растяжкой цвета. (посмотрите внимательно - верх темнее) Сама работа тушь по целлулоидной пленке с "подкраской изнутри" - пробовал такую технику.

    Багет несуразный - засунул что-получилось в то, что было под рукой.

    "мы" - не знаю почему так сказал.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, тогда понятно )) Привыкла к белым паспарту, и к тому, что при фотосъемке белый часто оказывается синеватым. Растяжку цвета сейчас вижу, до пояснений поняла это как опять же проблему при съемке.
      Я правильно понимаю, что в паспарту вставлена эта пленка?

  • Нам простительно - дилетанты мы... И белого на нижней вовсе нет. И рамка - от бедности нашей.

    Оценка статьи: 5

  • И еще одна.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, рискуете быть обвиненным Евгенией Комаровой в непрофессионализме и попытке саморекламы.
      Цветопередача подкачала. И белый у вас - не белый, а какой-то синий даже. До того зеленоватого, что на картинке с ленточкой, конечно, не дотягиваете. но все ж... Рамка не широковата?

  • Здесь в ШЖ болтается моя одна из каляк-маляк...

    Оценка статьи: 5

  • "Репинка" да здравствует!
    Поймались на красную ленточку-дразнилку? Она здесь специально. Раз Вы за нее ухватились, значит специально для Вас. У меня впечатление, что Вами было потрачено много времени, сил и отрицательных эмоций (сарказм тоже отрицательная эмоция), резких слов. Мне же от этого ни плохо, ни хорошо. Так что просто зря это.

    • Айше Мухамедьярова, по сравнению с Вами, я - 100% дилетант. Мой худграф УдГУ - ноль по сравнению с Вашей Репинкой. И Ваши шедевры - это действительно шедевры. Не то что мои каляки-маляки.

      Но мне повезло в другом - в учителях. В выпусниках той же Репинки. И Суриковки тоже. И если бы они прочли мои комментарии к Вашей статье, они бы укоризненно посмотрели на меня...

      Если хотите, я удалю свои комментарии и напишу хвалебные речи. И всем-всем понравится это. Даже на мой низкий статус станут смотреть снисходительнее. Даже похвалят меня.

      Оценка статьи: 5

      • Вячеслав Старостин, Ну неужели Вы не поняли моей легкой иронии по поводу "Репинки". Дилетант или нет - это вообще не мой лексикон и не моя оценочная система. И я нигде не утверждала, что мои работы - шедевры. Мне такое даже в дурном сне не приснится. Я не знаю, откуда Вы это взяли. Я на личности не перехожу и грубое нападение не мой стиль. Мне интересны все мнения, но зачем тон в стиле "А твоя жена - рыжая". Я совсем не ожидаю, что меня должны хвалить. Я не для этого писала.
        Пейзаж Ваш мне очень нравится (это не комплемент, а объективное мое мнение). "Нырнуть" туда и "побродить" там меня может и не потянуло бы, но он мне нравится.

  • Да здравствует "Репинка"!

    Оценка статьи: 5

  • Богатство цвета в тени!..

    Оценка статьи: 5

  • Зачем крепкий рисунок!?.. Для чего "светораздел"? Кому нужна форма?

    Оценка статьи: 5

  • Знает ли автор, что это такое - теплохолодность?.. С каких это пор в помещении падающие тени - холодные? И почему на главной картинке и свет холодный, и падающая тень холодная, а собственная тень - серо-буро-козявчатая? Для справки: на пленэре - свет теплый, тень - холодная; в помещении свет холодный, тень - тёплая.

    Но при этом автор лихо учит видеть цвет именно в тенях. И своими работами показывает пример раздельного видения. Без намека на обобщения. Без хоть какого-то отдаленного знания воздушной перспективы. Про "попадания" вообще молчу - жуть.

    Школьными простенькими красками только профи могут что-то путное сотворить. Любители - красивенько намазюкать.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, прошу прощения, кажется (может я чего-то недопоняла) адресованный Вам комментарий волей здешнего интерфейса отправлен не туда. Но Вы его все же получите
      Ксожалению, не имела времени сразу ответить на Ваш первый комментарий. Может быть я этим избавила бы Вас от необходимости подобных "взрывов". Теперь отвечу на оба. Сначала на второй. А знает ли автор комментария, насколько искажается цвет при оцифровке фотоаппаратом и при воспроизведении на мониторе (причем у всех качество калибровки монитора разные)? Это и о тепло-холодности и о попадании. О соотношении теплого и холодного в живописи знаю не по наслышке - профессиональное художественное образование. И о нюансах дневного, свечного и электрического освещения.
      Теперь первый комментарий - должна Вас обрадовать - "срисовывают" и те и другие (и профессионалы и нет). Это я о навывках построения конструкции изображаемого. Причем, часто эвклидова геометрия используется там, где больше подошла бы топология. Но если бы Вы без взрывных эмоций прочитали бы мой текст, то увидели бы, что для Вашего первого вопроса в моем тексте нет предпосылок. Ничуть не отрицаю роли школы рисунка (кстати, в каждый историко-культурный период она была своя, я уже не говорю о изобразительной культуре разных народов, т.к. европейская система как обучения рисунку, так и рисования и живописи далеко не единственная и далеко не самая совершенная). Я совсем не призываю людей не учиться. Наоборот - пробовать, искать, стремиться к преобретению опыта, не бояться неудач. Поиск хорошего учителя и посещение занятий сюда входит. Но ни один учитель не научит, если ученик не приложит к этому своего старания. А для этого нужна очень сильная заинтересованность, целеустремленность и готовность перешагнуть барьер страха перед собственным убеждением в неумении и лихими критиками (по крайней мере, во взрослом возрасте). С этого начинается. Разбудить в читателях этот интерес я и хочу данной статьей. Если мне удалось это сделать хотя бы для нескольких читателей - я рада.
      Если мне когда-нибудь доведется увидеть Ваши работы, я надеюсь не испытать отрицательных эмоций и мне не придется их внутренне (вслух я обычно ничего не говорю)критиковать (т.к. искусствоведческое начало во мне тоже крепко заложено Репинкой. Ничего с этим поделать не могу), а получу только положительные впечатления.
      Было интересно пообщаться!

    • Ксожалению, не имела времени сразу ответить на Ваш первый комментарий. Может быть я этим избавила бы Вас от необходимости подобных "взрывов". Теперь отвечу на оба. Сначала на второй. А знает ли автор комментария, насколько искажается цвет при оцифровке фотоаппаратом и при воспроизведении на мониторе (причем у всех качество калибровки монитора разные)? Это и о тепло-холодности и о попадании. О соотношении теплого и холодного в живописи знаю не по наслышке - профессиональное художественное образование. И о нюансах дневного, свечного и электрического освещения.
      Теперь первый комментарий - должна Вас обрадовать - "срисовывают" и те и другие (и профессионалы и нет). Это я о навывках построения конструкции изображаемого. Причем, часто эвклидова геометрия используется там, где больше подошла бы топология. Но если бы Вы без взрывных эмоций прочитали бы мой текст, то увидели бы, что для Вашего первого вопроса в моем тексте нет предпосылок. Ничуть не отрицаю роли школы рисунка (кстати, в каждый историко-культурный период она была своя, я уже не говорю о изобразительной культуре разных народов, т.к. европейская система как обучения рисунку, так и рисования и живописи далеко не единственная и далеко не самая совершенная). Я совсем не призываю людей не учиться. Наоборот - пробовать, искать, стремиться к преобретению опыта, не бояться неудач. Поиск хорошего учителя и посещение занятий сюда входит. Но ни один учитель не научит, если ученик не приложит к этому своего старания. А для этого нужна очень сильная заинтересованность, целеустремленность и готовность перешагнуть барьер страха перед собственным убеждением в неумении и лихими критиками (по крайней мере, во взрослом возрасте). С этого начинается. Разбудить в читателях этот интерес я и хочу данной статьей. Если мне удалось это сделать хотя бы для нескольких читателей - я рада.
      Если мне когда-нибудь доведется увидеть Ваши работы, я надеюсь не испытать отрицательных эмоций и мне не придется их внутренне (вслух я обычно ничего не говорю)критиковать (т.к. искусствоведческое начало во мне тоже крепко заложено Репинкой. Ничего с этим поделать не могу), а получу только положительные впечатления.
      Было интересно пообщаться!

    • Вячеслав Старостин, Вячеслав, ну вы же дообрый)) а своим задетым профессиональным честолюбием все испортили... Не убивайте надежду, рисовать всем хочется)))
      Хотя я как психолог тоже всегда набрасываюсь на людей, умеющих на кухне за чаем "разруливать" неурядицы друзей и поэтому считающих себя хорошими психологами))) такие разные вещи, о боже мой! Так что я понимаю ваше негодование... Но так хочу начать рисовать!!! А вы меня пугаете

      • А я Вам, как художник и педагог говорю - не бойтесь! Рисуйте! Ищите способов совершенствоваться! Они разные. Главное - пробуйте! Мастерство приобрести никогда не поздно, а вот интерес и желание со стороны не придут. Удачи Вам!

  • Вчера, что-ли, пришедши с сеанса рисования для души, примерно о том же написала -о червячке, который нас точит. Я тоже не понимаю, что это такое. Но точит - точно. Единственный глист, которому я рада. А вот найти слова и рассказать об этом аскаридозе, когда чешется и чесать-расчесывать приятно, может, наверное, только собрат по несчастью.
    Слушьте, время такое страшное, мир хреновеет, и... статья о плезантности взятия кисточки в руку, о поцелуе мазка об холст...не, ребята, я еще поживу пока тутотка с вами.
    Благодарю автора, спасибо, ей-бо.

    Оценка статьи: 5

  • Хочется "для души" рисовать? Рисуйте на здоровье, радуйте себя, ваших близких и друзей, выплёскивайте на бумагу всё, что накопилось у вас в душе : и радость, и любовь, и боль, и горечь...
    Только, ради Бога, НЕ СРАВНИВАЙТЕ себя при этом с Рембрандтом или Хальсом, Рафаэлем или Левитаном! Эти гении ГОДАМИ учились подбирать и грунтовать холсты и бумагу, выбирать карандаши, мелки, краски и кисточки, разводить, смешивать и наносить краски; учились различным техникам рисунка, гравюры, живописи; изучали анатомию человека, законы перспективы и светотени; срисовывали сотни натюрмортов, барельефов, статуй; делали сотни копий картин старых мастеров и сотни этюдов к собственным...И только этот ТИТАНИЧЕСКИЙ труд позволил им самим стать ТИТАНАМИ.
    Рисуйте, что хотите, как хотите и сколько хотите, но не упоминайте всуе имена МАСТЕРОВ,каковыми вы все, рисующие "для души" без каких-либо основ техники, НЕ ЯВЛЯЕТЕСЬ...

    • Айше Мухамедьярова Айше Мухамедьярова Дебютант 13 сентября 2012 в 23:35 отредактирован 14 сентября 2012 в 11:40

      Тихо улыбаюсь в ответ. Дело в том, что я-то, как раз, имею профессиональные основы как художника, так и искусствоведа. Потому могу сказать, что 1) ничуть не сравниваю себя или кого-либо еще с Рембрандтом и Халсом (художников вообще нельзя сравнивать и уравнивать друг с другом). Прочтите текст еще раз, внимательнее, и без сиюминутных эмоций. 2) Они не СРИСОВЫВАЛИ натюрморты, рисовали не мелками, а углем, сангиной, сепией. 3) Они не были ТИТАНАМИ - термин очень отдает пафосом, которого профессиональные искусствоведы стараются избегать. Им было ЧТО СКАЗАТЬ людям и они знали КАК это сделать. 4) Всуе их имена я не употребляю, а со строго объективными целями. Совсем не соблюдение законов анатомии и правил грунтовки делает художника художником. 5) Столь саркастически помещенное Вами в кавычки рисование "для души" и есть суть искусства. Ведь для чего еще рисовать? Подумайте. А лучше попробуйте почувствовать. 6) Я отнюдь не ставила целью своей статьи провозгласить торжество дилетантства в худшем смысле этого слова. Мне хочется, чтобы люди, которые очень хотят рисовать, испытывают в этом потребность, но боятся показаться смешными, услышать в свой адрес осуждение и отрицание, подобное высказанному Вами, оставили этот страх и упорно шли к своей цели, совершенствовались и получали от этого удовольствие и радость. А профессионализм приходит с опытом. И только с ним. Научить нельзя, можно только НАУЧИТЬСЯ. Поверьте мне, как педагогу. А чтобы НАУЧИТЬСЯ нужно отбросить стах и неуверенность и радоваться процессу. Тут нет призыва остановиться в своем развитии и быть довольным. 7)На самом деле было, есть и будет много отличных мастеров среди так называемых "самодеятельных" художников-самоучек. Да, они часто наивны, они чего-то не умеют, но это не сбрасывает их на уровень подмастерьев, так как они обладают чем-то еще, незаменимым, тем, которое компенсирует с лихвой их техническое неумение. Пожалуйста, почитайте внимательно и непредвзято историю мирового искусства, и Вы в этом убедитесь сами.
      Скажу честно, мне было очень интересно пообщаться с Вами. Спасибо!

      • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 14 сентября 2012 в 02:32 отредактирован 14 сентября 2012 в 02:33

        Айше Мухамедьярова, упаси меня Бог осуждать каких бы то ни было дилетантов, если то, что они делают, они делают для своего удовольствия и ради самовыражения. Но ведь какое количество дилетантов в наше время вообразили себя мастерами и ринулись завоёвывать себе место под солнцем славы и признания! Они не гнушаются никакими средствами, пользуясь где просто наглостью и напористостью, где - связями и знакомствами, а где и попросту деньгами, устраивая себе, любимому, выставки, организуя пиар и рекламу...Настоящие мастера зачастую просто теряются в потоке крикливой самодельщины, умеющей подать и продать себя куда лучше, чем рисовать (петь, играть, писать литературные произведения...). И я не понаслышке знаю, о чём говорю. Я не искусствовед, но я сама человек пишущий, мой брат и моя невестка - профессиональные художники, а один из моих близких друзей - профессиональный музыкант и композитор, так что мне доводилось общаться с людьми самых разных творческих профессий. И я глубоко убеждена в том, что "нечто незаменимое" не компенсирует, увы, отсутствия элементарных профессиональных навыков (обратное, впрочем, тоже верно). Идеальный вариант - сочетание искренности, "искры Божьей" и мастерства. Отсутствие одного из этих компонентов порождает либо холодных ремесленников, либо восторженных, но неумелых (и потому неспособных выразить то, что есть у них в душе) дилетантов, либо наглых и пробивных приспособленцев, чутко реагирующих на веяния моды в искусстве.

        • О нет, я пишу совсем не о тех и не для тех людей. Я не призываю не учиться. Я не призываю самоуверенно пытаться отбивать хлеб у профессионалов. Я призываю пробовать, приобретать опыт (именно опыт - настоящий учитель), анализировать изобразжаемое, изучать.
          А о мастерах прошлого - ну почитайте внимательно биографии - далеко не все академии оканчивали, и даже хоть сколько-то систематизированное обучение получали. Не в этом дело.
          Конечно идеальна золотая середина между талантом и мастерством, но не всем это дано (вернее, дано многим, но не у всех есть возможность это реализовать в полной мере). Но это не значит, что это должно быть стоп-сигналом. Мастерство можно развить, а вот желание и искренность - нет. Плохо, когда интерес и искренность глушится страхом и неуверенностью. Как это страшно бывает - сделать шаг.

        • Евгения Комарова, даже в двух комментариях в этом блоге вы себе противоречите.
          А вообще - попробуйте с холодным вниманием исследовать свои примеры и доказательства.
          Вы время от времени сообщаете в комментариях к статьям на схожие темы, что "сама человек пишущий", публикуете свои произведения, но, как очевидно из ваших здесь комментариев, - дилетант, не настоящий мастер, не титан. Потому что - не профессиональный поэт, поэзией не кормитесь (внешний такой определяющий признак))). Но - и в профиле, и в комментариях к статьям о своих занятиях сообщаете - "пишу стихи" - и даете ссылку. То есть поступаете в соответствии с той негативной характеристикой, какую даете здесь же дилетантам, вообразившим себя мастерами. Делаете то, что обличаете: "какое количество дилетантов в наше время вообразили себя мастерами и ринулись завоёвывать себе место под солнцем славы и признания"; " устраивая себе, любимому, выставки, организуя пиар и рекламу".
          Брат и невестка - "профессиональные художники", "один из моих близких друзей - профессиональный музыкант и композитор" и прочие знакомцы "самых разных творческих профессий" - мастера и титаны. Потому что - искусствами занимаются профессионально, творят - и, как можно догадаться, на выручку от продажи своих произведений живут. Но - не рекламируют себя, ни вы их не рекламируете тут перед нами.
          Ваш комментарий - не есть обсуждение статьи, а есть песнь на вашу тему, и эту песнь вы исполняете в блогах статей о творчестве с завидным постоянством.
          Уместно было бы попробовать подумать, что лично вас побуждает к творчеству. Почему-то мне кажется, что вами руководят не те мотивы, какие вы подозреваете в прочих любителях. Уже потому стоило бы воздерживаться от тех филиппик, которыми вы тут нам запрещаете заниматься творчеством и называть это творчеством.
          А далее можно допустить, что заниматься творчеством - естественно для человека.
          И я очень понимаю автора - искусствоведа, которая "тихо улыбается" в ответ на такие пассажи:
          "Эти гении ГОДАМИ учились подбирать и грунтовать холсты и бумагу, выбирать карандаши, мелки, краски и кисточки, разводить, смешивать и наносить краски; учились различным техникам рисунка, гравюры, живописи; изучали анатомию человека, законы перспективы и светотени; срисовывали сотни натюрмортов, барельефов, статуй; делали сотни копий картин старых мастеров и сотни этюдов к собственным..."
          Евгения, все не так, совсем не так))) Впрочем, во втором комментарии вы ж себя и опровергли))

          • Люба Мельник, браво!!!
            Если бы подобный коммент написал кто-то другой, Вы как модератор немедленно разразились бы гневной тирадой по поводу того, что: а) в блоге обсуждается статья, а не комменты читателей ; б) переход на личности недопустим.
            Однако себе, любимой, пользуясь данной Вам властью модератора, Вы позволяете тщательно обсасывать мои косточки именно как личности и даже высказывать свои предположения о движущих мной мотивах. Ваше поведение как нельзя лучше иллюстрирует известный тезис о том, что любая власть развращает, а абсолютная (у модераторов именно такая власть...) - развращает абсолютно.

            • Люба Мельник Бывший модератор 14 сентября 2012 в 22:27 отредактирован 14 сентября 2012 в 22:29

              Евгения Комарова, речь не о ваших косточках, а о ваших аргументах и вашем стиле комментирования. О противоречивости аргументации и навязчивом нежелании видеть суть статьи и обдумывать резоны автора, никак не рассчитывавшего на пустом месте на этакие эмоции.
              Выступи вы с этими сентенциями впервые - другое дело. Но вы эти обвинения в адрес неких любителей, которые "не гнушаются" и проч., дарите нам не впервые. Только в этом блоге вы этому посвятили два пространных поста.
              читать дальше →

  • Замечательная статья!Захотелось купить акварель, альбом и попробовать рисовать.

    Оценка статьи: 5

    • Я очень этому рада! Именно этого я и добивалась! Пробуйте, ищите, не бойтесь неудач! Осмысливайте и чувствуйте то красивое, что видите вокруг и это даст Вам гармонию с собой и окружающим миром. Ведь рисование, это прежде всего взгляд на себя и мир. Новый взгляд. Удачи Вам! От всего сердца.
      А я, со своей стороны, буду стараться рассказать (или на страницах журнала, или в своем здешнем блоге) о некоторых технических секретах и приемах, котороые могут оказаться интересными и полезными.

  • Спасибо! Приятно было читать и захотелось порисовать - иногда такое желание появляется, хотя рисовать не умею.

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо! Я очень рада, что Вам захотелось рисовать. Этого я и добивалась "Неумение" - явление временное. Оно преодолимо - нужно только захотеть и не терять этого желания. Многие взрослые люди с трудом перешагивают барьер убеждения, что они чего-то неумеют и считают, что это, так сказать, окончательный диагноз. Все преодолимо, но это требует настойчивости. Я буду очень довольна, если мне удастся убедить людей, что этот барьер не страшен, что его можно и нужно ломать. Удачи Вам!

  • С дебютом вас!
    За живое задели. Спасибо. Вдохновение накатилось, и потянуло достать со шкафа альбом, с нижней полки - цветные карандаши, и что-нибудь создать...

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо! Доставайте! Чем быстрее, тем лучше, - пока вдохновение еще здесь . Главное - втянуться в процесс. И держите вдохновение крепко, не отпускайте! На самом деле, рисование помогает нам гармонизировать себя - куда-то уходят проблемы и горести. Начинаешь слышать себя, как часть окружающего мира - такого большого и такого маленького, умещающегося на краешке стола. Буду очень рада, если и Вам будет радостно от процесса создания! И от результата тоже

  • а я все равно не умею...
    мой мелкий рисовал лучше, чем я!!!!!!1
    а потом начал рисовать КАК Я, подражать...
    че делать?

    • На самом деле, если очень захотите, то сумеете. Я сама "с нуля" освоила несколько ремесел (искусств). Просто ОЧЕНЬ захотела и стала пробовать. Рисовать, правда я училась профессионально. Но, как педагог могу сказать, что все зависит от способности и желания человека учиться. Тут нужна его собственная инициатива.
      У детей, в определенном возрасте, происходит изменение видения и понимания объектов окружающего мира. Они вдруг начинают видеть и сосредотачиваться на объеме, пространстве, на своем неумении передать это адекватно своему новому восприятию. И появляется неуверенность, даже пропадает желание рисовать, т.к. они не могут (не хватает умений) передать все так, как они видят. Начинают сравнивать свои рисунки с рисунками товарищей, оценивать, что лучше, а что хуже. Это переломный момент, когда либо махнув на все рукой продолжают рисовать как могут, либо бросают совсем. А могут начать копировать маму (мама же главный защитник и авторитет, спасающий от всех невзгод окружающего мира). В этом нет ничего страшного. Может попробовать какую-либо ИЗО-студию? Не обязательно художественную школу, можно и в дополнительном образовании найти подходящее творческое объединение. Нужно поддержать интерес в ребенке.

  • всегда считала, что руки у меня не из того места растут для рисования. но на свободную тему, когда можно пофантазировать - всегда получалось что нибудь необычное и мои рисунки выбирали в качестве лучших в начальной школе, вызывая зависть одноклассников)

    • руки всегда растут из правильного места. Просто их нужно постоянно тренировать в рисовании. Очень важно включать в этот процесс голову. У взрослого человека объемно-пространственное восприятие и аналитическое мышление уже развиты и достаточно совершенны. Поэтому рисованию взрослые обучаются достаточно легко, т.к. более осознано воспринимаются основы. Ведь нам хочется уже убедительно и ясно воплощать свои фантазии. Главное, чтобы фантазии были.

  • Профессионализм (в смысле крепкой школы)? Тоже нет... Он поможет только лихо имитировать внешнее, что само по себе не плохо, но нашу задачу не решает.

    Чем же вам не угодила крепкая школа рисования?.. Тем, что учит именно рисовать, а не срисовывать?

    Пятерка - лишь за отношение к жизни.

    Оценка статьи: 5

  • Слезами изошла... Хоть бы раз изобразить яблочко такое, как у Вас...
    А лет с десяти до пятнадцати у меня буквально запой рисовальный был: сама себе натюрморты устраивала, вазочки с лампами, чашками, радиоприемником... Всех одноклассников в профиль перерисовала... Себя анфас... А особенно почему-то любила свои руки рисовать. Часами рассматривала - форму, ногти... ну и так далее. (Любопытно, позже просветили: руки - и правда самое якобы трудное для художников).
    И ведь сколько было кружков и студий для детей - и все бесплатные. Хоть бы кто меня за ручку отвел... Или к профессионалу знакомому...
    В общем, иссяк ручей. Или затаился.
    А в пятьдесят пять пошла в изокружок здешний - с подростками и детками малыми. Все были на равных, с уважением. И все - на "ты".
    Но Учителя бы мне! Эх...
    Вот приехали бы Вы, Айше, в Росток, а? Ей-Богу, хоть на недельку. Подсказали бы, как да что.
    (А книг у меня насчет учиться рисовать - полная полка. Только смелости нету). !

    • Эх, по семейным обстоятельствам невыездная я...
      Книги - хороший помощьник. А смелость культивировать надо обязательно. Когда мы боимся нарисовать что-то не так, это сковывает. Один раз получится не так как хотелось бы, второй, десятый, а потом начнете замечать, что начинает что-то меняться в лучшую сторону. Очень важно внимательно наблюдать за изображаемым предметом, анализировать форму, конструкцию, цветовые нюансы, которые возникают при различном освещении и цветовом взаимовлиянии предметов друг на друга. Просто рассматривать предмет стараясь уловить цветовые рефлексы. Наблюдение и анализ полученной визуальной информации очень важен. И практика. Так как и штрих и мазок вырабатываются и совершенствуются постепенно. Анализируйте свою работу - что получается хорошо, а что хочется улучшить. Если быть внимательным, то в самом материале, с которым Вы работаете найдутся подсказки. Художнику школа дает основы, но дальше он идет сам, путем проб и ошибок. Иногда бывает так, что даже от крепкой школы приходится отказываться, т.к. бывает, что она сильно сковывает. Каждый ведь идет своим путем. Стандартного пути в искусстве нет. Приходится по крохам собирать знания заново. Это сложная работа, но она того стоит. Ищите! И надеюсь, что у Вас получится сильнее и лучше, чем у меня. Удачи Вам! А я буду стараться писать еще (может статьи, может в блог) об отдельных приемах и техниках. Может быть пригодится.