• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Рыбаков Мастер

Кто прячется в тени «Авроры»?

Капитану Анатолию Петровичу Юрченко шёл семьдесят шестой год, и брошенные им мимоходом слова о том, что буксир «Соколик» в полтора раза старше его самого, вначале были восприняты как шутка. Оказалось, что напрасно: буксиру на самом деле перевалило за сотню. Он встал в строй Российского флота одновременно с легендарным крейсером «Аврора»…

Памятник погибшим в ВОВ работникам Средне-Невского судостроительного завода К. Рыбаков личный архив

Но если про крейсер мы знаем даже то, что ему снилось в предутренний час, то информация о «Соколике» ограничивалась годом его рождения: 1903. Даже Средне-Невский судостроительный завод, на котором трудится ветеран-буксир, оказался младше на девять лет. Местом рождения буксира мне называли и Санкт-Петербург, и Ригу; но так как столичное Адмиралтейство строило в основном крупнотоннажный военный флот и мелочью не промышляло, то гораздо более вероятным был рижский след.

Походы в архив и музей завода информации не добавили: здесь собраны документы лишь о строившихся кораблях и их истории. О старейшем работнике верфи, буксире «Соколик», практически ничего — судовое свидетельство, выданное Государственной речной инспекцией, да одинокая, надорванная посередине фотография с надписью на обратной стороне: август 1952 года…

Учитывая, что завод с момента основания по настоящее время строил эскадренные миноносцы, торпедные и ракетные катера, я обратился к архивам военным. Но ни Центральный военно-морской архив Министерства обороны РФ, ни Архив Ленинградского военного округа, ни Российский государственный архив военно-морского флота военной тайны буксира «Соколик» не раскрыли — ничего. Также ничего не рассказали о нём ни такое авторитетное издание, как речная справочная книжка корабельного инженера Е. Л. Смирнова, ни сборники Министерства путей сообщения от 1915-го, Речного и Морского Регистров от 1922-го и более поздних годов: до определённого времени в них не включалась информация о судах, приобретённых отечественными судовладельцами, но построенных ранее не по их заказу.

Возможно, изначально «Соколик» имел другое название, и я пытался выяснить его имя, сравнивая габариты и прочие технические данные с построенными в те годы служебным баркасом «Ундина» завода Зиновьева и К (Нарва), с «Наядой» и «Странницей» завода Крейтона (Або)… Пусто. Зеро. Проект, а также его заказчик, неизвестны. Однако абсолютного вакуума в природе не существует, и мало-помалу из отрывочных сведений, полученных в процессе поисков, стала проявляться (хотя и с немалой долей вероятных отклонений от истины) история этого судна.

Дабы не утомлять читателя многократными «возможно», «предположительно» и «вероятно», я расскажу историю буксира «Соколик» так, как сложил её из инфо-паззлов я сам.

Итак, год 1903-й. На рижском кораблестроительном заводе «Ланге и сын» строятся любые плавсредства, от речной баржи до морской яхты. Но в мире бушует экономический кризис, многие предприятия стоят на грани банкротства и отказываются от ранее сделанных заказов. Один из таких «отказников» — паровой буксир «Соколик». Его характеристики: длина 16,5 м, ширина 3,12 м, высота борта 1,8 м, осадка 1,38 м; главный двигатель: вертикальная паровая машина Compaund мощностью 48 и.л.с., диаметр I-го цилиндра 121 мм, диаметр II-го цилиндра 210 мм, ход поршня 152 мм. Паровой котёл с рабочим давлением 8−8,5 кГ/кв. см и поверхностью нагрева около 20 кв. м работает на угле, часовой расход 24 кг (1,5 пуда). Корпус клёпаный, экипаж 3 человека.

Банкротство грозило и кораблестроительному заводу «Ланге и сын». Однако великий князь Александр Михайлович Романов, отвечавший в Российской империи за развитие флота, повелел выделить казенные деньги для спасения предприятия, попросту купив должника в собственность государства. Государство, кстати, не хотело само владеть предприятием и через несколько лет продало его акции русским и французским банкам. Своим спасением завод обязан тому обстоятельству, что с 1897 года на нём по заказу российского государства строились небольшие военные корабли. И в преддверии Русско-Японской войны «Ланге и сын», невзирая на долги, не только не закрылся, но получил крупный заказ. Многие эсминцы постройки судоверфи «Ланге и сын» успешно воевали против немцев и в Первую мировую, и в Великую Отечественную. А «Соколик», благодаря этому заказу, не был распилен на металлолом и остался при заводе в качестве служебного парохода.

После Октябрьской революции 1917 года российский флот выводится с территории получившей суверенитет Латвии, вместе со всеми уходит в Петроград и железный герой моего очерка. В Петрограде буксир попадает в Морское областное управление, а в 1921 году в числе других полуживых буксиров обнаруживается на капитальном ремонте на Усть-Ижорской верфи. Верфь растёт, меняет облик и названия: с 1931 года это Усть-Ижорская опытно-показательная электроверфь, позже — завод № 363, Средне-Невский судостроительный завод. В сохранившихся приказах по верфи, начиная с 1925 года, нет ни слова о зачислении «на довольствие» буксира «Соколик», из чего делаю вывод: после ремонта он с заводом уже не расставался.

На маленький буксир возложили большую работу: помимо собственно буксировки кораблей и барж, сходящих со стапеля, он возил рабочих по Неве на смену, беря до сорока человек за рейс; доставлял комплектующие изделия с заводов Ленинграда, а зимой ещё и в качестве ледокола трудился на акватории верфи — очищал ото льда стапельный ковш. Во время Великой Отечественной войны линия фронта проходила всего в пяти километрах от завода. Всю войну здесь строились бронекатера, тральщики, плашкоуты для Дороги Жизни. «Соколик» тоже воевал, оборонял завод; на нём были установлены два пулемёта, на носу и на корме; при этом не забывал он и свою основную буксирную работу. 18 сентября 1943 г. в результате прямого попадания снаряда «Соколик» затонул. С помощью ручных лебедок и при участии водолазов пароход удалось вытащить на берег и отремонтировать.

В 1961 году пароход перенёс «операцию на сердце»: паровую машину демонтировали, вместо неё установили дизельный двигатель 3Д6, а клёпанный корпус сделали сварным, немного изменив размеры. Благодаря реконструкции экипаж сократился на одного человека — кочегар стал не нужен. В конце 80-х, незадолго до гибели Советского Союза, буксир ещё раз подвергся капитальному ремонту и замене двигателя на более мощный 3Д6Н-235С2 (235 «лошадок» вместо 150).

С развалом СССР зачахли и флот, и судостроение. Страна, имеющая выход к трём океанам, уже более 20 лет морской державой является лишь де-юре: практически весь рыболовный флот уничтожен, 95% морских торговых перевозок осуществляют корабли чужих стран, и даже большая часть действующего речного флота построена в 50−70-е годы прошлого века. Мощь флота с каждым годом всё сильнее напоминает живые мощи: до сих пор эксплуатируется на Северной Двине колёсный пассажирский пароход «Н.В. Гоголь» 1911 года постройки; скромно служит в Военно-Морском Флоте спасателем катамаран «Коммуна» (бывший «Волхов») 1915 года; и буксир «Соколик», перешагнув из кризиса начала XX-го в кризисы XXI-го, продолжает трудиться, хотя уже и не так интенсивно, как раньше. Им бы всем в памятники податься по выслуге лет, да работать некому будет: новорождённые корабли норовят сразу на чужом флаге жениться.

В декабре 2011-го «Соколик» подняли на слип для очередного капитального ремонта, подготовили к покраске корпус, для улучшения манёвренности планируется установить подруливающее устройство. Будут деньги — будет снова новее нового наш 109-летний ветеран, куда там «Авроре»…

Вот такую историю я выудил из фразы, брошенной мимоходом капитаном раритетного буксира.

P. S. Буду благодарен за любую информацию, подтверждающую либо опровергающую мою версию истории буксира «Соколик».

Статья опубликована в выпуске 2.10.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (24):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Серьезное исследование, интересная статья. Это вам не "что делать если чешется правое ухо?"

    Оценка статьи: 5

  • И читать больно и смотреть больно...
    Россия заболела Суицидом - Больно...

  • Очень интересно!И очень горько!"За державу обидно!",как сказал Верещагин в фильме.

    Оценка статьи: 5

  • "Как корабль назовешь ..." - вот уж правда. Ведь сколько лет Соколик "летает" по волнам!

    Оценка статьи: 5

  • Кто бы мог подумать, что о маленьком пароходике можно написать так интересно! Спасибо

    Оценка статьи: 5

  • Прекрасная статья!
    Пароходы - они, как люди, со своими судьбами, достойными не только статьи, но и романа.

    Оценка статьи: 5

  • Aleksei Gaiduk Читатель 19 марта 2013 в 22:06 отредактирован 19 марта 2013 в 22:22 Сообщить модератору

    СМИРНОВ ИВАН ФЕДОРОВИЧ Умер
    в 1911. Уроженец д. Новгородово Осецкой волости Любимского уезда Ярославской
    губернии. С 1860 перевозил грузы на небольшом судне. В 1884 купил пароход
    "Сокол", а в 1896 несколько барж. Сыновья и наследники АЛЕКСАНДР (4 буксира
    и 50 барж), ИВАН (умер в 1911), АФАНАСИЙ (3 буксира и 20 барж), СЕРГЕЙ
    (2 буксира и 15 барж) и ПАВЕЛ (1 буксир и 18 барж)

    ПАРОХОДСТВО СМИРНОВЫХ . Основано уроженцем д. Новгородово Осецкой вол. Любимского у. Ярославской губ. Иваном Федоровичем Смирновым. С 1860 он занялся перевозкой грузов на небольшом судне. В 1884 купил пароход "Сокол", а в 1896 - несколько барж для транспортировки каменного угля по Неве и Мариинской водной системе. В 1906 фирма имела 14 паровых буксиров и более 200 барж. В 1911, после смерти И. Ф. Смирнова, дело было разделено между его сыновьями - Александром (4 буксира и 50 барж), Иваном (умер в 1911), Афанасием (3 буксира и 20 барж), Сергеем (2 буксира и 15 барж) и Павлом (1 буксир и 18 барж).

    Наш искомый СОКОЛ построен взамен старого деревяного выведеного из эксплуатации

  • Aleksei Gaiduk Читатель 22 марта 2013 в 20:26 отредактирован 27 мая 2018 в 20:32 Сообщить модератору

    Поздравляю находкой.
    С Вас статья с меня площадка ее публикации.
    Помогу чем смогу. Списки 1909 и 1912 года - с меня.
    да и вообще - рад буду личной встрече.

  • Ага, всё-таки он "Соколик"! Думаю, что этот: № судна по порядку в списке 2939. № МПС 4470. Имя СОКОЛИК., т.к. не только размеры близки (хотя и не тютелька в тютельку), но и - ГЛАВНОЕ! - № котла совпал!
    А я вчера снова был на "Соколике", внутреннюю обшивку на нём сейчас меняют - на фанерной задней стенке дивана ходовой рубки рабочие обнаружили запись:
    Счастливого плавания!
    Плыви, "Соколик" легендарный
    омытый Невскою водой,
    пусть ты уже годами старый,
    но ходишь словно молодой.
    Пусть ты не пенил волны в море
    и меньше многих кораблей,
    но не уступишь и "Авроре"
    былою славою своей.
    В.Антонов
    21.IV.62

  • Aleksei Gaiduk Читатель 21 марта 2013 в 23:28 отредактирован 22 марта 2013 в 00:21 Сообщить модератору

    Один момент не совсем понял, Алексей: пароходство Смирновых строило "Сокол" ("Соколик") самостоятельно, или заказывали где?
    По данным указаным в спискам корпус построили сами, а машины и котел как я и указал заказали.
    меня правлда смущает другое обстоятельство - машины и котел построены на 11 лет раньше корпуса. Вывода 2. 1. Котел и паровая машина использованы от списанного буксирного парохода. Возможно даже одноименного построенному. 2. Они предназначались изначально для парохода другого заказчика но не были выкупленны им. Но это не очень правдоподобная версия.
    Осваиваюсь на новой работе потому нет много времени посвящать любимому увлечению - пароходам.
    Нашел я нашего искомого в списках 1912 года. Владелец Смирнов И.Ф. (Странно ведь он умер в 1911? - наверное не внесли исправления).№ судна по порядку в списке 2939. № МПС 4470. Имя СОКОЛИК. 15 ном./60 инд. сил. 45х11,2 фут. Корпус, котел, машина постройки 1903 года. Корпус и машина СПб завод Смирнова. Котел Крейтон и Ко. № котла 262 (1903)район плавания Шлисельбург - Кронштадт.

    Вот Вам очередная загадка. И кто из них наш пароход?

    ибо за № 2942 у Смирнова числится и СОКОЛ тот самый что я описывал чуть выше. 45ном/180 инд. сил.

  • Владелец Усть-Ижорская верфь - это мы и есть, Средне-Невский судостроительный! Это я прекрасно знаю. Ранее работал на Металлическом заводе и изучил его историю основательно. И даже опубликовал статью - "Становление Усть-Ижорской верфи Санкт-Петербургского металлического завода".

  • Готов дать сканы на эл. почту. что удивительно в списках 1923 года "рабочего ядра" судна нет. Здесь вы похоже правы - в ремонте или ....

    • Aleksei Gaiduk, спасибо огромное! Честное слово, даже не ожидал подобного подарка! Статью, конечно, придётся переписывать, поиски возобновляются А сканы высылайте на rybakovkp@gmail.com . Один момент не совсем понял, Алексей: пароходство Смирновых строило "Сокол" ("Соколик") самостоятельно, или заказывали где?

  • Aleksei Gaiduk Читатель 17 марта 2013 в 01:21 отредактирован 17 марта 2013 в 01:27 Сообщить модератору

    так много и долго писал и весь комментарий куда-то пропал при завешевании. Повторяться не буду - кратко: Список речных судов Ч.1.-М,1926 Читаем: Ленинградским бюро регистра СССР № 8548. СОКОЛЕНОК р.Свирь. Двухвинтовой, железный. осмотрен тех бюро 18.05.1925 года. Размерения 23,73 х 4,56 х 2,13 метра. Построен в 1906 году в Царицыне хоз. способом. Паровая машина постройки 100 IHP завода Валь Финляндия того-же 1906 года.

    Не НАШ.
    А вот этот похоже НАШ ИСКОМЫЙ.

    Читаем далее: Ленинградским бюро регистра СССР № 4846. СОКОЛ р.Нева и каналы. одновинтовой, железный. осмотрен тех бюро 13.07.1923 года. Владелец Усть-Ижорская верфь. Размерения 21,34 х 3,81 х 2,44 метра. Построен в 1901 году в Санкт-Петербурге на заводе Смирнова. Паровая машина Компаунд 180 IHP постройки завода Ильс и Бутс 1889 года. Паровой котел того-же завода 48,7 кв.м. 5 атм.

    Похоже со временем усилиями команды из грозного СОКОЛ буксир стал СОКОЛИКОМ.

    • Aleksei Gaiduk, Спасибо! Владелец Усть-Ижорская верфь - это мы и есть, Средне-Невский судостроительный! Вот с годом постройки и особенно с размерениями несостыковка: почти 5 метров по длине отрезать? Уменьшение ширины за счёт транца и осадки за счёт уменьшения веса принять можно, но длина... Год - тоже понятно, немудрено потерять в рев.неразберихе. Алексей, если Вас не затруднит - дайте более подробное название источника, его библиографические данные (может, скан), и по заводу Смирнова, если есть что: среди дореволюционных металлообрабатывающих и судостроительных заводов Санкт-Петербурга я не нашёл упоминаний о таком предприятии. Спасибо ещё раз!

  • Хороший материал