Денис Леонтьев Грандмастер

Инженер - харизматичный образ?

Инженер. Скромный сутулый человек в очках и потёртом шевиотовом костюме, старающийся уберечь в троллейбусной давке обшарпанный тубус с кальками. Пусть. Но он за копеечную зарплату трудится над, может быть, абсолютно нерентабельным проектом и искренне огорчается, когда ему сообщают, что он уволен по сокращению штатов. Ведь свою профессию он выбрал ещё в детстве, и вовсе не из-за славы и денег.

Инженер. Это слово так часто встречается в томиках «Библиотеки приключений» с потёртой позолотой на коленкоровых переплётах. Инженер Сайрес Смит, оказавшийся со своими товарищами на абсолютно отрезанном от мира островке, но не только не упавший духом, а основавший крепкую, первоклассно оснащённую колонию — там было электричество, лифты, плавильные печи, собственное производство шерстяных тканей, гвоздей и проволоки, изделий из стекла, коптильня, пекарня… И товарищи храбро защищали созданное своими руками от пиратов. И юный Ричард ловил каждое слово своего наставника и кумира, и тоже мечтал стать инженером.

Или инженер Саразэн, употребивший доставшееся ему многомиллионное наследство от индийской бегумы на то, чтобы воздвигнуть город, где все могут быть здоровыми и счастливыми. И этот город устоял перед всей сокрушительной военной мощью другого города, воздвигнутого профессором Шульце — настоящим фашистом, какого в то время мало кто мого себе представить.

Инженер Робур, создавший удивительный воздушный корабль «Альбатрос». Он не боялся никаких соперников. И пусть страшно безумие его гордыни, когда он решил бросить вызов всем стихиям, но разве не впечатляет дерзость, с которой он появлялся перед многочисленными толпами на другом своём творении — «Грозном», аппарате, способном одинаково быстро передвигаться по земле, в воздушных просторах и толщах океанских вод?

Инженер Гарин. Человек низких помыслов, жаждавший богатства и власти. Можно представить, как ужасно, когда огромный талант и удивительная трудоспособность на пределе человеческих возможностей употребляются на служение человеконенавистническим помыслам — под угрозой оказывается вся мудрость, всё добро, накопленное и выстраданное человечеством. Всё это может быть дотла выжжено каким-нибудь гиперболоидом или чем-то ещё более страшным.

Тема могущества инженеров затронута и в японских мультфильмах — аниме. Инженер Эдвард Стим (steam — пар (англ.)) создаёт устройство, заключающее в себе неслыханный энергетический потенциал. Вся эта энергия употребляется для приведения в движение чудовищной летающей цитадели. И, несмотря на весь производимый этим творением безумного гения ужас, сын инженера Стима, талантливый юный Рэй, до последнего остаётся на стороне отца — ведь наука, как он беззаветно верит, служит прежде всего людскому счастью.

Согнутый годами и невзгодами Ресиус Дагобел, добровольно забывший своё прошлое, все оставшиеся силы употребляет на обеспечение независимости «Сильваны» — ведь кроме этого корабля, которым командует отважный Алекс Роу, ничто не может противостоять мощи Гильдии, сжимающей в стальном кулаке маленький и хрупкий мир Престейр.

Фантастика всё же происходит из реальности. В конце концов, многие фантасты не могли предвидеть нынешний уровень развития инновационых технологий, потенциал современной электроники. И мало кто мог поверить, что огоромные воздушные корабли станут реальностью, а сейчас в воздушное пространство выходят воздушные гиганты вроде мегааэробуса А-610. Не пройдет и 20 лет, как подобные монстры выйдут на уровень сверзвуковых скоростей. Такой электроники, как на рядовом современном автомобиле, не было на «Хиусе» и «Тахмасибе», на которых герои произведений братьев Стругацких «Страна Багровых Туч» и «Путь на Амальтею» бросали вызов открытому космосу. Капитан Быков крутил верньеры, штурман Крутиков следил за курсом по примитивным приборам, отмечающим показания на бумажной ленте. Им бы борткомпьютер с «Лексуса»!

Инженеры всегда были готовы обеспечить фантастов и вообще писателей темами и яркими деталями. Никола Тесла, приехав в Америку без гроша в кармане, создал огромный радиотехнический концерн. Всё, что ему оставляли ненасытные акционеры, он вкладывал в свои удивительные научные изыскания. Однажды он продемонстрировал журналистам лимузин Pierce Arrow, штатная рядная «восьмёрка» которого была заменена электродвигателем постоянного тока. Те восприняли это скептически — перспективы электротранспорта тогда уже признавались нулевыми — малый запас хода, низкие скоростные качества… Но большой лимузин ездил и ездил, достаточно быстро и не требуя подзарядки батарей. Да и батарей на нём не было, а только небольшая чёрная коробка с двумя штырьками. На вопросы, откуда берётся энергия, Тесла загадочно отвечал: «Её так много в окружающем нас пространстве…».

Тесла начал строительство циклопической антенны на Лонг-Айленде — он надеялся установить контакт с внеземными цивилизациями. Но здоровье его было подорвано, вскоре он скончался, после войны гигантское ажурное сооружение пустили на слом, а огромный архив инженера-самоучки бесследно пропал вплоть до последнего листка. Но через некоторое время подросток Майк Джадж, ещё не знавший, что ему доведётся осчастливить человечество Бивисом и Батхедом, сидел над самодельным прибором, в который вставил старую индукционную катушку производства «Тесла». Он подставлял руку под её зеленоватое свечение, будучи уверен, что это самая настоящая радиоактивная эманация.

Инженеры мечтали о зданиях до небес, о поселениях в космосе и в океанских глубинах. Они стремились летать выше и дальше. Игорь Сикорский, будучи отчислен из Киевского политехнического института, нашёл поддержку у графа Михаила Владимировича Шидловского и на мощностях Русско-Балтийского вагонного завода организовал производство крупнейшего по тем временам самолёта «Русский Витязь», а затем и ещё более грандиозного «Ильи Муромца». Граф Шидловский свёл эти уникальные машины в первое в истории подразделение дальней боевой авиации. После эмиграции Сикорский строил в США самолёты-амфибии, совершавшие дальние рейсы над бассейном Карибского моря и достаточно успешно выполнявшие тактические задачи в годы 2-й мировой войны. А потом, как всем известно, создал первый годный к применению вертолёт. Его вертолёты-контейнеровозы стали прообразами известных советских машин ОКБ им. Камова.

Инженеры Рэд Рэйлтон и Джон Парри Томас были связаны неразрывной дружбой и непримиримым соперничеством в борьбе за мировой рекорд скорости на суше. Томас прославился созданием Leyland Eight — первой на Альбионе машины с рядным восьмицилиндровым мотором. Именно на эту машину взял равнение инженер Август Хорьх во всех своих последующих разработках. Eight мог бы сокрушить Phantom инженера Генри Ройса, но руководство Leyland отдало приоритет тяжёлым грузовикам. После этого марка Leyland появилась на легковой машине только в 60-е — на большом седане для австралийского рынка, который эту машину не принял. Eight при солидных размерах был весьма лёгок, отличался великолепными скоростными показателями, но был крайне сложным и дорогим в производстве. Томас лично стартовал на своём детище во всех крупных гонках, триалах, хилл-климбах. Впоследствии все эти машины пошли на слом, и ни одна не дошла до наших дней.

Затем Томас приобрёл у графа Луи Зборовски его рекордный болид Higham Special (Хайэм — поместье графа Зборовски) — авиационный мотор, установленный на шасси грузовика. Модифицировав это ужасающее сооружение, Томас нарёк его Babes. 600 сил позволили при тяжёлой примитивной раме и неразрезных мостах на рессорах достичь результата 268,9 км/ч, перекрыв предыдущий мировой рекорд на 27 км/ч. На следующий год, в 1927-м, инженер Томас предпринял новый старт на Пендинской отмели, где был установлен и предыдущий его рекорд. Он снова разогнался до неимоверной скорости на сыром и плотном после отлива песке, но неожиданно лопнувшая цепь привода ведущих колёс стегнула его по голове, убив наповал. Потрясённые этим событием механики зарыли машину здесь же, на отмели. А Рэд Рэйлтон, получив известие о смерти друга, ликвидировал только что созданную им автомобилестроительную компанию Arab и нашёл работу на фирме Napier, вовсю развернувшей производство авиационных моторов. Один из этих моторов он установил на рекордный болид и несколько раз стартовал на нём. Машина принимала участие даже в шоссейно-кольцевых заездах. Не так давно английская дорожная полиция остановила этот самый болид на обычной дороге местного значения за превышение скорости. Сидевший за рулём джентльмен, примерно одного возраста с машиной, пояснил, что хотел проучить молодого наглеца, подрезавшего его на новеньком Ягуаре. Надо полагать, парень в Ягуаре горько раскаялся в своей самонадеянности.

Рекордные болиды тех героических лет вдохновили японского художника, аниматора и дизайнера одежды Рэндзи Мурату на создание ваншипов — удивительных летательных аппаратов из аниме-сериала «Изгнанник». Махиро Маэда, взяв за основу несколько набросков Мураты, не только создал множество моделей ваншипов, в которых угадываются черты рекордных Graham-Paige, Stutz, Duesenberg, Cattaneo, Hotchkiss, Gobron-Brillie, Thomas Babes, Napier Railton, гоночных Zust, S.C.A.T., Kissel, Miller, 300-сильного F.I.A.T. князя Бориса Суханова, стильного спортивного Auburn Speedster, но и показал неповторимую технику их полёта, с «штопорами», молниеносными ускорениями и свободным падением на сотни метров, и конечно, с иммельманами, столь любимыми юным отчаянным Клаусом Баркой. Представьте увенчанный стильной фигуркой капот антикварного гоночного авто, рассекающий воздушные потоки Грандстрима, перемалывающего всё, что имело несчастье в нём оказаться.

Не всякий найдёт мужество признаться в том, что его отец — инженер. Легче тем, у кого отцы — банкиры, директора компаний, менеджеры модельных агентств, продюсеры, содержатели ночных клубов, пускай хоть киллеры. Но не стоит забывать, что слово «инженер» всё-таки происходит от латинского слова ingenium…

Обновлено 2.06.2007
Статья размещена на сайте 7.05.2007

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • спасибо за интересную информацию, статья прочлась на одном дыхании

    Оценка статьи: 5

  • Когда-то инженеры носили значки в виде ромба - знак окончания ВУЗа. Потом появился анекдот:
    Три степени деградации инженера:
    1 - забывает, как считать на логарифмической линейке;
    2 - забывает таблицу умножения;
    3 - вешает значок.
    Логарифмические линейки и значки надежно забыты. С обилием калькуляторов есть все шансы забыть и таблицу умножения.
    А вот реальная история, похожая на анекдот:
    Есть у меня родственник, ездит по провинции, по самым глухим уголкам, и налаживает старую медицинскую технику. Так у него на пиджаке приколот "ромб". Я спросила, зачем он ему? "Да ты что", -удивился он. "Из-за этого ромба меня так принимают! Он у меня лучшая рекомендация."

  • Отлично!

    Оценка статьи: 5

    • Комментарий

      В 1935 г. на Д.Восточной границе в автокатострофе погиб мой отец. Он был военным, носил в петлицах ромб (по теперешнему генерал). Он и водитель были похоронены с воинскими почестями. Собираясь в те места в 1979 г. я обратился к командованию округа, чтобы уточнить место захоронения. Ответ меня поразил. Мне сообщили о месте захоронения и в письме были такие слова: "Старые жители помнят похороны московского ИНЖЕНЕРА". То, что он был военным высокго ранга для них значило меньше, чем звание инженера.

  • Феерически интересно. Тут можно цикл статей писать, и про дальнейшую эволюцию образа инженера в массовом советском сознании, и отдельно про интересных людей. Про Тесла уже сказали, а еще был загадочный Лев Термен, про которого говорят легендарное...

    В общем, отлично. Смотрю, балл 4.6667 - опять какой-то змей ползучий баллы сбивает. Завистник, чтоб ему подавиться.

    Оценка статьи: 5

  • Денис, я к Вам с пятерочкой - принимайте
    О! Тесла - загадочная личность. Может, напишете статью о нем? Столько там всего...
    У меня так глаз искал в Вашей статье еще инженера Телегина из "Хожения по мукам", - ну, просто я гуманитарий, не судите строго
    Эрудиция у Вас просто потрясающая, сударь. Уважаю. Глубоко.

    Оценка статьи: 5

  • Это сейчас инженер - самая СЕКСУАЛЬНО НЕПРЕСТИЖНАЯ ПРОФЕССИЯ.
    А в советскую эпоху - да, это была элита во всех смыслах слова. Я сама инженерская дочка и жена инженера и с позицией автора во всем согласна. Хотя статья довольно тяжеловата для прочтения.

    Оценка статьи: 4

  • 5.

    Оценка статьи: 5

  • Какая теплая статья! Ставлю пять. Конечно, инженер инженеру рознь, точно так же, как офицер офицеру, а менеджер менеджеру. Харизматичными являются инженеры, офицеры и менеджеры если они творцы, созидатели, изобретатели, пусть и не лидеры, а технари.
    Мой друг, его фамилия, скажем, Иванов, надыбал в старом чулане бронзовую табличку с двери своего деда, отдраил ее до блеска и вновь прикрепил к двери. И теперь там гордо красуется среди виньеточек что-то вроде:

    "Инженеръ Иванов".

    А что касается того, что сейчас якобы нет харизматичных инженеров - так большое видится на расстоянии. Поживем - увидим.

    Оценка статьи: 5

  • Сто лет назад один человек вполне мог придумать , просчитать, построить и удивить мир своим изобретением. А сейчас один инженер - ничто, группа - все! Вот и понятие слова "инженер" распылилось.

    Оценка статьи: 5

  • да, ушло это слово в небытие!
    Статья прекрасная!!!5!

    Оценка статьи: 5

  • Интересная идея и хорошее название.Между прочим, 100 лет назад, да и позже,звание "инженер" в России предполагало высокую образованность,богатство и славу.Это была интеллектуальная элита.Сужу по истории СПб,к которой приложили руку лучшие инженеры начала прошлого века.5 ставлю

    Оценка статьи: 5

    • Да, целью статьи было показать весь смысл и глубину значения этого слова, всё, что оно охватывает, и между прочим у нас и в 60-е говорили, что будущее принадлежит инженерам. Тогда ещё хватало выпускников вузов - молодых, целеустремлённых... Я вот в книжке одного чешского автора читал про инженера, который руководил группой подростков, так он буквально всё знал и умел. И ребятам своим подопечным сразу сказал, чтоб звали его по имени, никаких там "пан инженер". Большое спасибо за коммент!

  • Люба Мельник Бывший модератор 10 мая 2007 в 13:17

    "инженеры из книжек и изобретатели из истории" - как их немного было!
    Те инженеры, которых во множестве напекло в своих вузах своетское время - недоучки, серенькие такие... Главное достижение - на третьем курсе "дожали" высшую математику, а не она их. Все прочие свершение - на уровне "дом-сад-огород". Дома за ужином - постоянное нытье об интригах высшего руководства предприятия...
    Харизматиками рождаются, инженерами...
    Интересный бы поворот - об "инженерах человеческих душ", о советских писателях - их при Советах было меньше, чем инженеров, но сравнивать можно было...

    Оценка статьи: 5

  • Словом, выходит, харизматики - инженеры из книжек и изобретатели из истории