Основные понятия
К основным понятиям можно отнести высоту звука, ритм и тембр. Из них, собственно, и складывается любая музыка. При этом можно сравнить музыку с произведениями изобразительного искусства следующим образом. Ритм — это черно-белая графика, ритм плюс высота звука — графика как на плакате. А с добавлением разных тембров, звучащих последовательно или одновременно, мы уже получаем самую настоящую живопись. Все описанные элементы совершенно понятны каждому человеку.
При этом самым популярным элементом является как раз ритм. По одной простой причине — все мы живем по каким-то ритмам, поэтому они нам и близки.
Далее по сложности следует сочетание ритма и высоты звучания. Эта комбинация формирует уже то, что называется мелодией. Это явление тоже нам совершено понятно и близко. Мелодия родилась из человеческой речи. И сегодня в китайском языке есть формальное понятие тона, высокого или низкого. И от него зависит смысл сказанного. В древне-китайском языке вообще было пять тонов, различных по высоте.
Понятие тембра нам тоже близко. Самым близким и понятным является тембр человеческого голоса. С самого раннего детства мы слышим голос матери, в том числе поющий колыбельную. Поэтому самым популярным жанром музыки является вокальный в различной форме и сопровождении. А вот остальные тембры уже требуют определенной привычки. Поскольку нам навязывают поп-музыку, то и близки нам в основном электронные тембры гитар и синтезаторов. Рок-музыка и джаз еще добавляет некоторые акустические инструменты, такие как гитары, духовые, фортепиано. Электронные тембры довольно плотные по сравнению с чистыми и прозрачными тембрами академических инструментов.
Начинаем учиться
Музыка влияет на нас путем воздействия на эмоции. Инструментом этого воздействия является ассоциация. При этом может быть даже передана и не только эмоциональная, но и событийная информация. Ассоциации, которые рождает музыка, могут вызываться различными тембрами, ритмами и высотой звучания. Например, быстрая танцевальная музыка при высоком звучании ассоциируется с радостью, весельем, а медленная низкая музыка — с похоронами.
В связи с методами воздействия на наше сознание музыку можно разделить на два направления. Это программная музыка и непрограммная.
Программная музыка обычно уже в своем названии несет какую-то программу. Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся цыплят, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.
Любое симфоническое произведение, имеющее поясняющий текст (опера, балет, симфоническая поэма и др.), можно отнести к программной музыке. В хорошо написанном музыкальном сопровождении песен поп- и рок- музыки мы тоже можем найти такие ассоциации с текстом песни. То же относится и к романсам и народным песням.
В непрограммной музыке все сложнее. Она является более абстрактной. Но это дает больший простор воображению. В такой музыке надо следить за развитием тем. Здесь мы видим еще один важный элемент музыки крупных форм типа сонат или симфоний — тему.
Тема по своей природе является порождением нашей любви к мелодии. Только тема в симфоническом произведении может быть гораздо сложнее, чем народная песня. Тема может быть многоголосной и состоять как бы из разных мелодий. Обычно венские классики, чтобы тема запоминалась и узнавалась, проводили тему в неизменном виде по разным инструментам и на разной высоте звучания. Еще они иногда к важной теме прикрепляли (обычно в начале) своеобразный позывной. Короткий, в несколько нот, яркий мелодический отрывок. Такой позывной позволяет в гуще различных изменений легко узнавать, что пошла тема в развитии. Когда автор музыки хочет показать какое-то изменение в тексте, он меняет тембр звучания, добавляя или убирая какие-либо инструменты.
Пример применения тембра в темах и ассоциации
Для примера возьмем такое популярное произведение Сен-Санса как «Карнавал животных». Автор дает ему подзаголовок «Зоологическая фантазия». Это программное произведение представляет собой поочередно нескольких животных. Изначально произведение являлось сатирическим, и животные играли ту же роль, что и в баснях. Музыка сопровождается текстом чтеца, комментирующим происходящее.
Для каждого животного автором предлагается своя тема (каждая около двух минут). Используется ансамбль инструментов, но для каждой темы выбирается наиболее характерный инструмент (тембр), темп и мелодия.
Например, в теме «Курицы и петухи» кудахтанье изображается резкими звуками скрипки и фортепиано. Кукуреканье петуха изображается кларнетом (деревянный духовой инструмент). Это довольно прямая ассоциация. Такая же прямая ассоциация используется в виде двух звуков кларнета для изображения «Кукушки в глубине леса».
Тяжелая поступь слона изображается низкими неторопливыми звуками контрабаса. Это уже образная ассоциация. Большой инструмент с низким звуком ассоциируется с чем-то большим, а название нам подсказывает с чем. Треск костей «Ископаемых» изображается резкими звуками ксилофона.
Еще более удаленная ассоциация — плеск воды в номерах «Аквариум» и «Лебедь». В «Аквариуме» вода изображается переливами фортепиано и челесты, которая звучит как колокольчик. Последний инструмент очень редко применяется в музыке, в основном для создания определенных звуковых эффектов. В «Лебеде» волнующееся движение фортепиано изображает воду, а плавная мелодия виолончели изображает величавого лебедя.
Отдельно стоит номер «Пианисты». Это уже довольно сложная, напряженная тема. В ней два пианиста на фортепиано изображают собственно пианистов, играющих гаммы. А напряженность темы показывает нам то, как мы относимся к бесконечным гаммам соседа-пианиста.
В заключительном «Финале», представляющем собой хоровод всех представленных ранее животных, мы видим, как появляются старые темы в совершенно новой теме хоровода. Это наглядно показывает, как могут влиять темы друг на друга в развитии.
В крупных формах типа симфоний происходит примерно то же. Только развитие тем гораздо более сложное и продолжительное. Там тема может прорастать новыми ритмами. Автор может обновлять мелодию дополнительными украшениями. Добавлю еще, что в симфониях и сонатах каждая часть довольно обособлена и темы, звучавшие в первой части, редко звучат в последней. В каждой части тем не много. До четырех. При этом основных только две. Они в чем-то должны контрастировать. Например, в темпе. Небольшие произведения бывают однотемными.
Заключение
Конечно, крупные формы классической музыки, такие как сонаты, симфонии, концерты, поэмы и проч. гораздо сложнее рассмотренного «Карнавала животных». В них важным изобразительным элементом является такая вещь, как ладо-тональность. Лад может нам указывать на грусть или веселье, а тональность показывает, насколько автор далеко ушел в своей разработке темы. Хотя эти понятия довольно специальны, тем не менее, хороший автор в своей музыке доводит до слушателя то, что хочет. А плохого и слушать не надо.
Изучать классику лучше начинать с более простой и мелодичной музыки Вивальди, Корелли, Альбинони. Их концерты обычно по 10−15 минут. Затем можно переходить к музыке венских композиторов, а потом уже к более насыщенной и романтичной немецкой, образной французской или реалистичной русской музыке второй половины 19 века. Музыка конца 19 — начала 20 века самая сложная для восприятия. Но, конечно, не вся.
Удачи Вам в выборе и прослушивании хорошей музыки, как популярной, так и «серьезной». Вся она строится на одних законах.
Музыка наиболее абстрактное из всех видов искусств. И поэтому ее диалог с душой наиболее интимный и близкий.
Музыку вообще невозможно препарировать и объяснить, хотя, когда я училась в музыкальном училище, это было самым распространенным явлением.
До сих пор помню те удивительные ощущения, непередаваемый тихий восторг, когда я слушала репетицию оркестра Светланова симфонии Бетховена. А прошло , ой, 30 лет.
0 Ответить
Поэзия музыке аналогична. Однако что толку слушать китайскую поэзию не зная китайского языка?
0 Ответить
Очень советую ВСЕМ пересмотреть выступление команды "Парма" в КВН, которое называется "Фабрика звезд"...
Там ТОЧНО описана ситуация относительно класической музыки и музыки вообще, в настоящее время.
(речь идет исключительно о России и Украине)
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Об обучении.
Уйдя из школы, мы прочно все забываем. Той же музыке, азам ее понимания, нас в школе учили - с 1 по 7 класс. Как бы легко мы ни относились к этому предмету - хоть что-то в умах ведь осталось, но лежит мертвым багажом. Музыкальные эпохи, стили, имена - все это мы волочем мертвым багажом (если волочем). Пригождается это нам, толко если беремся за разгадывание кроссвордов.
Чтоб понимать музыку, надо знать, что она общается с нами на своем языке. Чтоб усвоить язык - надо в нем практиковаться.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Прошу прощения за то, что мой вопрос не имеет прямого отношения к теме статьи.
Я давно и всем задаю один и тот же вопрос: почему у Ольги в "Евгении Онегине" такая странная партия? Вы помните: "Я беззаботна и шаловлива, меня ребенком все зовут!" - и на этих словах голос уходит вниз. Впечатление потрясающее! Но за что Чайковский наградил этим Ольгу?
Судя по статье, Вы в этом деле (в музыке) разбираетесь. Может быть, Вам известен ответ?
Буду очень признателен!
0 Ответить
Эмоциональное восприятие конкретной музыки - вещь сугубо индивидуальная. Поэтому трудно сказать. Часто есть технические моменты. У Чайковского они проходят обычно гораздо глаже, чем у пресловутого Бетховена (формалист, по-мне, жуткий).
А резкие изменения в мелодической линии, все же, должны быть оправданы. Если вспомнить более близкую всем программную музыку, такую как музыка кино, то мы может видим, что очень часто в трагическом (ужастике, триллере) на фоне безоблачного начала на солнечном острове, на светлых улицах и т.п. в музыке начинают проскакивать мрачные нотки. И мы уже понимаем, что смотрим не комедию, что что-то произойдет. И музыка кино произошла не на пустом месте. Считаю, что опера с балетом и послужили хорошей основой.
Конкретного упомянутого повората, не помню, правда (слышал оперу только один раз), но можно предположить, что это не радостное возбуждение, а что-то наоборот. А наоборот может быть все что угодно, вплоть до технического решения связанного с ограниченностью диапазона и тональным планом.
0 Ответить
В целом согласна. Только вот насчет Вивальди... по-моему, там больше, чем "Ночь" или "Зима". Например, целый цикл "Времена года"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну конечно. Я не ставил целью перечислить все программные вещи Вивальди. Я их просто не знаю. НО среди нескольких сотен (около 600 что ли) найдутся и еще концерты. А у Баха вообще ничего программного на ум что-то не приходит. (Конечно я его тоже всего не знаю). А вот у Дебюсси чуть ли не вся музыка программна уже. Да и изобразительные средства сильно отличаются. Музыка конца 19 - 20 веков настолько изобразительна, что иногда и программу не надо видеть, чтобы представить что-то. А вот концерт Вивальди без названия лично мной воспринялся бы как отвлеченная музыка.
0 Ответить
Убедительно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, у Чайковского вообще музыкальный язык наиболее конкретный, максимально приближенный к выражаемому образу. Самый абстрактный - в полифонии (Бах и иже с ним)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Тут я бы хотел добавить, что наиболее конкретна программная музыка. А она появляется довольно поздно. У Вивальди мы может найти всего несколько концертов, типа "Ночь" или "Зима". А вот у Дебюсси уже чуть ли не вся музыка программна. Он - импрессионист. Как ни странно у Дебюсси есть еще менее конкретная музыка до боли напоминающая Чайковского. Тот же мелодизм, те же настроения.
0 Ответить
Для понимания любой музыки, в том числе классической, нужны две природные способности - музыкальный слух и чувство ритма. Без музыкального слуха, но при чувстве ритма человеку остается все же ритмическая музыка, она же поп-музыка.
Если оба названных качества присутствуют, и человек хочет понять классическую музыку, то начинать полезнее всего с лучших образцов, одновременно и мелодичных, и полных высокого чувства. Для меня такими образцами являются произведения Чайковского и Моцарта. Кто поймет их, тот поймет любую другую классическую музыку.
Кстати, для понимания произведений названных авторов не надо напрягаться - они "войдут" в Вас сами!
0 Ответить
Замечательная статья, Дмитрий! Пятерка - от души!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Большое спасибо!
0 Ответить
Ваш бы подход да в педагогику... В школе бы объяснять хотя бы в первом приближении. А то ведь в искусствах ну абсолютно безграмотные...
0 Ответить
Спасибо. Я когда-то детишек учил кое-каким искусствам, но не музыке. Вроде, чему-то они учились.
Взрослых тоже учил работе на компе. Они тоже меня любили. Всегда просили, чтоб я их учил. Так что наверно во мне погиб какой-нибудь педагог.
А про музшколу тоже есть мысль написать. Но сейчас, наверно, не время уже. Хотя, с другой стороны не все еще и выбрали "куда пойти учиться".
0 Ответить
Критиковать нечего.Для меня,олуха в музыке,это что-то вроде вступительного курса, и при том очень познавательного и сжатого.Спасибо 5.
Хотя все-таки понервирую вас немножко. В начале есть сравнение с "художественными произведениями".Музыка,живопись,худ.литература - это всё худ. произведения.Может лучше было бы сравнить с "произведениями изобразительного искусства"?Извините,что опять вас дергаю,но это я - из симпатии.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я, на самом деле, искал как назвать, то что обозвал худ.произведениями, но слов не нашел. Иногда затмение находит.
Спасибо за подсказку.
0 Ответить
"И за что я в Вас такой влюбленный?"
За ваш вдумчивый и внятный подход к вопросу! Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Большое спасибо.
Хотя, конечно, хотелось бы какой-нибудь критики.
0 Ответить