Анна Алестрова Дебютант

«Последняя сказка...» Зашаманивание от Ренаты Литвиновой?

18 октября стартовал очередной фильм-безумие, фильм-сказка и, как еще называет его сам режиссер, фильм-быль «Последняя сказка Риты». Фильм Ренаты Литвиновой.

Denis Vrublevski Shutterstock.com

Уже одно то, что режиссером, продюсером, сценаристом и одной из главных актрис является эта кинодива, заставляет как минимум поинтересоваться фильмом. Как максимум — сходить на премьеру. Что я и сделала.

Так о чем же фильм? Для кого он? И почему на него стоит сходить? Ответы на эти вопросы кратко и четко сформулировать нельзя. Да и не нужно. Потому что этот фильм, как и сама Рената, не поддается общепринятой логике и объяснениям. Как она сама, так и все ее творчество имеет свойство «зашаманивать», как сказала о ней режиссер Кира Муратова.

Рената вне правил, вне моды, вне стандартов. Она не дает объяснений, но показывает, что можно увидеть в обычном и повседневном, что можно почувствовать, если смотреть на обычные вещи с самых разных, порой неожиданных углов и ракурсов.

В этом фильме нет хэппи энда, нет среднестатистических граждан и логичных поступков. Да, там много врачей и пациентов, но все они тронуты легким безумием. Как будто ты попадаешь в параллельный мир, привычный, но и совершенно другой одновременно. И это напоминает «Алису в Зазеркалье».

Смотря «Последнюю сказку Риты», вы будете ощущать себя той самой Алисой Л. Кэрролла — постоянно удивляться и недоумевать. Но попробуйте воспринимать сие творение так: «Да, эта картина имеет место быть», или «Да, это странно, но, похоже, не лишено главного, не лишено смысла». И вот тогда вам откроется смысл этого фильма — любовь.

Любовь является одним из ключевых понятий в «Последней сказки Риты». Второй, главный момент — смерть. Любовь и смерть. Вот чем наполнен фильм. Любовь сильнее смерти; любовь важнее всего; а смерть не страшна, если любил, если любишь. Вот о чем говорит нам режиссер.

Да, пожалуй, любовь и смерть должны появиться рядом, чтобы человек смог почувствовать зыбкость и недолговечность жизни, чтобы по достоинству оценить любовь. Ведь только после утраты понимаешь истинную цену. Об этом фильм.

А еще он о красоте и очаровании. Подобно сверкающему ожерелью, красота которого завораживает и приковывает, фильм-сказка Литвиновой изобилует такими моментами. Во всем обыденном ты вдруг замечаешь очарование: и как беспрестанно курят женщины, и как беспокойно сжимаются в объятии кисти рук, и краски платьев. Красоту лиц, красоту горького чувства утраты напополам с крепкими напитками, падающий снег и, наконец, красоту ломанных фраз — знаменитую особенность Ренаты Литвиновой. «Просто я так говорю», — оправдывается она во многих интервью.

И это правда. Убеждаешься. (Хотя многие и продолжают не верить, потому что уж слишком чудно, слишком непохожа она на нас.)

Посмотрев эту картину, понимаю, что нужно быть очень смелым человеком, чтобы каждый раз решаться узнавать что-то необычное, пытаться понять его и осмыслить (или, если это искусство, прочувствовать) и, если оно заслуживает уважения и внимания, суметь признать это. Нужно быть очень смелым, чтобы не запереть себя в рамки банальных и предвзятых суждений и продолжать отстаивать свою позицию. И Рената обладает таким качеством.

Она — одна из немногих режиссеров, которая смогла подчиниться исключительно своим желаниям и чувствам, исключительно своему «безумству». Ведь фильм «Последняя сказка Риты» был снят только на ее деньги, без привлечения других продюсеров. Как говорится, сделала все сама.

Когда-то, еще участь во ВГИКе, Рената написала красивый сценарий, по которому очень хотела снять фильм. И мечта сбылась. Правда, не сразу, а по истечении многих и многих лет. Но от этого, кажется, стала только интереснее и лучше, как вино, которое с годами приобретает только лучшие качества.

Этот фильм наполнен замечательными актёрами: Татьяна Друбич, Ольга Кузина. Здесь великолепная музыка Земфиры и наиболее полюбившиеся безумства Ренаты Литвиновой: большие черные вороны, недокуренные сигареты, множество диковинных старушек и необычайно красивые костюмы (чего стоит один только кокошник на голове кинодивы!).

Все это стоит увидеть, если вы способны отбросить стереотипы и поддаться очаровыванию и зашаманиванию. А это произойдет, как происходит всякий раз, когда смотришь на эту удивительную женщину.

Поистине странную, поистине неповторимую Ренату Литвинову. Богиню, которая рассказала нам «Последнюю сказку Риты».

Статья опубликована в выпуске 4.11.2012
Обновлено 22.09.2018

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: