Анна Алестрова Дебютант

«Последняя сказка...» Зашаманивание от Ренаты Литвиновой?

18 октября стартовал очередной фильм-безумие, фильм-сказка и, как еще называет его сам режиссер, фильм-быль «Последняя сказка Риты». Фильм Ренаты Литвиновой.

Denis Vrublevski, Shutterstock.com

Уже одно то, что режиссером, продюсером, сценаристом и одной из главных актрис является эта кинодива, заставляет как минимум поинтересоваться фильмом. Как максимум — сходить на премьеру. Что я и сделала.

Так о чем же фильм? Для кого он? И почему на него стоит сходить? Ответы на эти вопросы кратко и четко сформулировать нельзя. Да и не нужно. Потому что этот фильм, как и сама Рената, не поддается общепринятой логике и объяснениям. Как она сама, так и все ее творчество имеет свойство «зашаманивать», как сказала о ней режиссер Кира Муратова.

Рената вне правил, вне моды, вне стандартов. Она не дает объяснений, но показывает, что можно увидеть в обычном и повседневном, что можно почувствовать, если смотреть на обычные вещи с самых разных, порой неожиданных углов и ракурсов.

В этом фильме нет хэппи энда, нет среднестатистических граждан и логичных поступков. Да, там много врачей и пациентов, но все они тронуты легким безумием. Как будто ты попадаешь в параллельный мир, привычный, но и совершенно другой одновременно. И это напоминает «Алису в Зазеркалье».

Смотря «Последнюю сказку Риты», вы будете ощущать себя той самой Алисой Л. Кэрролла — постоянно удивляться и недоумевать. Но попробуйте воспринимать сие творение так: «Да, эта картина имеет место быть», или «Да, это странно, но, похоже, не лишено главного, не лишено смысла». И вот тогда вам откроется смысл этого фильма — любовь.

Любовь является одним из ключевых понятий в «Последней сказки Риты». Второй, главный момент — смерть. Любовь и смерть. Вот чем наполнен фильм. Любовь сильнее смерти; любовь важнее всего; а смерть не страшна, если любил, если любишь. Вот о чем говорит нам режиссер.

Да, пожалуй, любовь и смерть должны появиться рядом, чтобы человек смог почувствовать зыбкость и недолговечность жизни, чтобы по достоинству оценить любовь. Ведь только после утраты понимаешь истинную цену. Об этом фильм.

А еще он о красоте и очаровании. Подобно сверкающему ожерелью, красота которого завораживает и приковывает, фильм-сказка Литвиновой изобилует такими моментами. Во всем обыденном ты вдруг замечаешь очарование: и как беспрестанно курят женщины, и как беспокойно сжимаются в объятии кисти рук, и краски платьев. Красоту лиц, красоту горького чувства утраты напополам с крепкими напитками, падающий снег и, наконец, красоту ломанных фраз — знаменитую особенность Ренаты Литвиновой. «Просто я так говорю», — оправдывается она во многих интервью.

И это правда. Убеждаешься. (Хотя многие и продолжают не верить, потому что уж слишком чудно, слишком непохожа она на нас.)

Посмотрев эту картину, понимаю, что нужно быть очень смелым человеком, чтобы каждый раз решаться узнавать что-то необычное, пытаться понять его и осмыслить (или, если это искусство, прочувствовать) и, если оно заслуживает уважения и внимания, суметь признать это. Нужно быть очень смелым, чтобы не запереть себя в рамки банальных и предвзятых суждений и продолжать отстаивать свою позицию. И Рената обладает таким качеством.

Она — одна из немногих режиссеров, которая смогла подчиниться исключительно своим желаниям и чувствам, исключительно своему «безумству». Ведь фильм «Последняя сказка Риты» был снят только на ее деньги, без привлечения других продюсеров. Как говорится, сделала все сама.

Когда-то, еще участь во ВГИКе, Рената написала красивый сценарий, по которому очень хотела снять фильм. И мечта сбылась. Правда, не сразу, а по истечении многих и многих лет. Но от этого, кажется, стала только интереснее и лучше, как вино, которое с годами приобретает только лучшие качества.

Этот фильм наполнен замечательными актёрами: Татьяна Друбич, Ольга Кузина. Здесь великолепная музыка Земфиры и наиболее полюбившиеся безумства Ренаты Литвиновой: большие черные вороны, недокуренные сигареты, множество диковинных старушек и необычайно красивые костюмы (чего стоит один только кокошник на голове кинодивы!).

Все это стоит увидеть, если вы способны отбросить стереотипы и поддаться очаровыванию и зашаманиванию. А это произойдет, как происходит всякий раз, когда смотришь на эту удивительную женщину.

Поистине странную, поистине неповторимую Ренату Литвинову. Богиню, которая рассказала нам «Последнюю сказку Риты».

Обновлено 3.11.2012
Статья размещена на сайте 20.10.2012

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: