Айше Мухамедьярова Дебютант

Душе не хватает мира и красоты? Берем бумагу, ножницы, и...

Очень часто мы попадаем в ситуацию, когда начинаем остро испытывать потребность внутреннего равновесия. Чтобы найти его, можно воспользоваться разными путями и способами. У каждого они свои. Можно обратиться за помощью к искусству.

Айше Мухамедьярова, личный архив

Одна из техник прикладного искусства — вырезка из бумаги — обошла практически всю планету и впитала в себя богатство мировых традиций символики, орнаментики, сюжетной композиции. Почему вырезка из бумаги столь любима на протяжении веков народами Азии, Дальнего Востока, Европы и Америки? Почему этот вид прикладного искусства был интересен представителям разных культурных и социальных слоев общества? Почему он вошел как в бытовую, так и в обрядовую культуру?

Удобный материал, доступная техника, выразительность изобразительного языка, широкий выбор сфер применения (от декоративных картинок, прикрепленных на оконные стекла, до прорезных библий). А еще, несмотря на подчас очень трудоемкую работу, это приятное, увлекательное и успокаивающее занятие. Садишься вырезать, и постепенно все внешние и внутренние раздражители куда-то уходят сами собой, замолкает сбивчивый хор мыслей, твердящих наперебой о самых разных «неразрешимых» проблемах. В конце же работы мы получаем, во-первых, результат, во-вторых — ощущение того, что наш взгляд на мир немного изменился в лучшую сторону (хотя бы на время).

Почему это происходит? Вот несколько возможных вариантов ответа: чаще всего, работая с бумагой, мы создаем орнаментальные композиции (не важно, используем мы сложные по пластике элементы или ограничиваемся сочетанием полос, треугольников, ромбов), а орнамент — это ритм. Ритм уводит нас в свой мир, «настраивает». Также очень часто используются симметричные композиции, получаемые складыванием листа бумаги в несколько раз, имеющие четко выраженный орнаментарно-ритмический центр (хороший пример — мандалы, снежинки). Такая структура помогает сконцентрировать внимание, сосредоточиться, и в то же время, как это ни парадоксально звучит — расслабиться, отдохнуть. Да и сам процесс вырезания, требующий аккуратности, побуждающий полностью уйти в чувствование материала и инструмента (ведь так легко допустить ошибку или неосторожным движением порвать тонкое бумажное кружево) полностью поглощает, но не утомляет эмоционально.

Вырезание из бумаги подобно решению увлекательной головоломки как в изобразительном, так и в техническом плане. Впервые вырезание заинтересовало меня еще в детстве, когда я увидела резные шаблоны, которые создавали мастерицы народов Приамурья для традиционных вышивок и аппликаций. Они использовали и бумагу, и рыбью кожу — техника вырезания идентична.

Кстати, о детях: вырезка из бумаги очень полезна для развития подрастающего поколения. И в плане формирования эстетического вкуса, воображения, расширения кругозора, и в плане развития и совершенствования координации движений кистей рук (в процессе вырезания одновременно активно задействованы обе руки), пространственно-композиционного и конструктивного мышления, умения стилизовать и обобщать изображение. Процесс вырезания узоров заставляет деток обдумывать, анализировать, формировать в своем сознании навыки алгоритмизации и логики действий.

Это актуально и для вполне взрослых людей. Только для нас (взрослых) это еще и способ осознанно выразить свое настроение, видение мира, идею, концепцию, любовь к красивым и необычным вещам. Кто-то может сказать, что декоративно-прикладная вырезка из бумаги — не искусство вовсе, а так, хобби, развлечение для скучающих домохозяек, на основании того, что оно доступно практически каждому (я умышленно здесь не подразумеваю художественное вырезание силуэтов: портретов, сюжетных композиций, — это отдельная, специальная тема). Но ведь искусство рождается из самых простых и привычных вещей на грани между техническим умением, собственным взглядом на мир и желанием придать ему зримую форму. Это ещё один вариант расширения своих возможностей — научить глаза видеть красоту, сознание — превращать ее в образы, руки — следуя сознанию, воплощать их в материале. А владение собой — едва ли не самое важное искусство. Итак, берем в руки бумагу, ножницы, и&

Одна из техник прикладного искусства — вырезка из бумаги — обошла практически всю планету и впитала в себя богатство мировых традиций символики, орнаментики, сюжетной композиции. Почему вырезка из бумаги столь любима на протяжении веков народами Азии, Дальнего Востока, Европы и Америки? Почему этот вид прикладного искусства был интересен представителям разных культурных и социальных слоев общества? Почему он вошел как в бытовую, так и в обрядовую культуру?

Удобный материал, доступная техника, выразительность изобразительного языка, широкий выбор сфер применения (от декоративных картинок, прикрепленных на оконные стекла, до прорезных библий). А еще, несмотря на подчас очень трудоемкую работу, это приятное, увлекательное и успокаивающее занятие. Садишься вырезать, и постепенно все внешние и внутренние раздражители куда-то уходят сами собой, замолкает сбивчивый хор мыслей, твердящих наперебой о самых разных «неразрешимых» проблемах. В конце же работы мы получаем, во-первых, результат, во-вторых — ощущение того, что наш взгляд на мир немного изменился в лучшую сторону (хотя бы на время).

Почему это происходит? Вот несколько возможных вариантов ответа: чаще всего, работая с бумагой, мы создаем орнаментальные композиции (не важно, используем мы сложные по пластике элементы или ограничиваемся сочетанием полос, треугольников, ромбов), а орнамент — это ритм. Ритм уводит нас в свой мир, «настраивает». Также очень часто используются симметричные композиции, получаемые складыванием листа бумаги в несколько раз, имеющие четко выраженный орнаментарно-ритмический центр (хороший пример — мандалы, снежинки). Такая структура помогает сконцентрировать внимание, сосредоточиться, и в то же время, как это ни парадоксально звучит — расслабиться, отдохнуть. Да и сам процесс вырезания, требующий аккуратности, побуждающий полностью уйти в чувствование материала и инструмента (ведь так легко допустить ошибку или неосторожным движением порвать тонкое бумажное кружево) полностью поглощает, но не утомляет эмоционально.

Вырезание из бумаги подобно решению увлекательной головоломки как в изобразительном, так и в техническом плане. Впервые вырезание заинтересовало меня еще в детстве, когда я увидела резные шаблоны, которые создавали мастерицы народов Приамурья для традиционных вышивок и аппликаций. Они использовали и бумагу, и рыбью кожу — техника вырезания идентична.

Кстати, о детях: вырезка из бумаги очень полезна для развития подрастающего поколения. И в плане формирования эстетического вкуса, воображения, расширения кругозора, и в плане развития и совершенствования координации движений кистей рук (в процессе вырезания одновременно активно задействованы обе руки), пространственно-композиционного и конструктивного мышления, умения стилизовать и обобщать изображение. Процесс вырезания узоров заставляет деток обдумывать, анализировать, формировать в своем сознании навыки алгоритмизации и логики действий.

Это актуально и для вполне взрослых людей. Только для нас (взрослых) это еще и способ осознанно выразить свое настроение, видение мира, идею, концепцию, любовь к красивым и необычным вещам. Кто-то может сказать, что декоративно-прикладная вырезка из бумаги — не искусство вовсе, а так, хобби, развлечение для скучающих домохозяек, на основании того, что оно доступно практически каждому (я умышленно здесь не подразумеваю художественное вырезание силуэтов: портретов, сюжетных композиций, — это отдельная, специальная тема). Но ведь искусство рождается из самых простых и привычных вещей на грани между техническим умением, собственным взглядом на мир и желанием придать ему зримую форму. Это ещё один вариант расширения своих возможностей — научить глаза видеть красоту, сознание — превращать ее в образы, руки — следуя сознанию, воплощать их в материале. А владение собой — едва ли не самое важное искусство. Итак, берем в руки бумагу, ножницы, и… учимся!

Обновлено 2.11.2012
Статья размещена на сайте 31.10.2012

Комментарии (31):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • замечательная статья! статья не только о "вытынанках", она получилась гораздо глубже, а автору удалось это донести, (а нам, читателям, понять )...
    "научить глаза видеть красоту, сознание – превращать ее в образы, руки – следуя сознанию, воплощать их в материале. А владение собой – едва ли не самое важное искусство."
    "орнамент – это ритм"
    Вы знаете - а ведь это уже философия... и где-то руководство к действию... спасибо Вам...
    кстати - может, дети и счастливее намного взрослых, потому что занимаются такой вот "ерундой" - лепят, рисуют, вырезают, мастерят?

    Оценка статьи: 5

    • вася пупкин, спасибо большое! Не знаю, насколько философия, скорее просто факт - это же действительно так. Просто это не всегда лежит на поверхности Да, - руководство к действию. Я действительно хочу, чтобы как можно больше людей открыли в себе интерес к творческой деятельности. Это важно не мне, а всем нам - может в жизни и в нас что-то изменится к лучшему. Конечно, дети счастливы в творчестве (хотя они об этом и не задумываются, т.к. это для них естественное состояние), но насколько счастливы взрослые, когда вдруг посреди обыденной жизни обнаруживают в себе вдруг ранее скрытые творческие возможности и способности! Это для них как откровение... И счастье.

  • Замечательная статья, просто приятно читать. Детство сразу вспомнилось.

    Оценка статьи: 5

  • Сама я этого делать не умею, но очень понравились ваши работы. Сказочные орнаменты! И статья очень очень хорошая! Читала с удовольствием.

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Викторова, спасибо! А снежинки в детстсве вырезали? На самом деле, отличий не очень много. Просто мои чуть сложнее и немного в другом стиле

      • Айше Мухамедьярова, да, снежинки вырезала и даже окна украшали. Но это были простенькие орнаменты, сейчас, наверное и не вспомню. А вообще захотелось попробовать что-нибудь к Новому году своими руками сделать. В магазинах много всего продается... Но когда своими руками - как-то теплее на душе от таких поделок и ощущение праздника больше. Мне так кажется. Да и нервы, в самом деле успокаивает, это я по вязанию знаю. В общем буду ждать вашу следующую статью с уроками.

        Оценка статьи: 5

        • Татьяна Викторова, я буду очень стараться успеть к новогодним праздникам подготовить новый материал. Действительно, вещь, сделанная своими руками уникальна, в нее вложена частичка души автора, и тем много лучше и совершеннее серийной штамповки.

  • Орнаменты очень красивые, но, простые смертные с тройкой по рисованию в школе, будьте готовы к тому, что у вас на 98% вероятности НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ. Потому что нужны руки, растущие откуда надо, отсутствие в медкарте диагноза "астигматизм" и умение нарисовать тупо карандашом тупо на бумаге нечто посложнее точки-точки-запятой. Любому хендмейду надо УЧИТЬСЯ. И для любого творчества нужны ДАННЫЕ. Так что это не взял ножницы-бумагу и пошло-поехало...

    • Мария Семенихина,
      Учиться безусловно надо - об этом моя финальная фраза. Возможностей учиться сейчас очень много и в самых разных вариантах. Данные есть у 98% процентов, только их нужно развивать (говорю, как педагог). Некоторые просто и не знают о том, что они у них имеются, и вдруг с удивлением обнаруживают их наличие. Стоит только захотеть. Цель статьи - рассказать о пользе и возможностях этого искусства, запустить механизм интереса к нему. На самом деле все и сложно и просто одновременно. Даже вырезая треугольнички и полоски можно создать красивую вешь. В том и прелесть вырезки из бумаги. А уж снежинки мы все в детстсве резали без особого художественного образования, так что начальные навыки имеются. Конечно, шедевров с первого раза у многих не получится, но если будут практикаваться регулярно, то каждый раз будет получаться все лучше и лучше. Ошибки тоже отличные учителя, по крайней мере, видишь и узнаешь, чего делать не стоит. И простой смертный с тойкой по рисованию, если очень захочет, сможет добиться прекрасных результатов. Но я писала совсем о ДРУГИХ РЕЗУЛЬТАТАХ, которые дает вырезка из бумаги помимо возможности создавать шедевры

      • Мария Семенихина Читатель 3 ноября 2012 в 19:46 отредактирован 3 ноября 2012 в 19:49

        Айше Мухамедьярова, снежинки у меня в детстве получались гадчайшие, а резачком - точнее, бритвенным лезвием, свистнутым из отцовского туалетного шкафчика - я чаще попадала по пальцам, чем по бумаге, так что не надо про это напоминать... Ну и какое может быть умиротворение и радость от того, что не получается, да еще к тому же кровища? И всего хуже, что при рисовании хоть стереть можно и нарисовать снова, а тут запортил - так запортил раз и навсегда.

        • Мария Семенихина, сочувствую. Совершенно искренне. Дело в том, что у меня в детстве ручки были, скажем так, здорово на выворот. Резалась регулярно и лезвиями (по мне, так самое отвратительное орудие) и стамесками по дереву, дырявила ладони стамесками для гравировки (не специально, конечно), обжигалась. Результат получался очень криво, просто из рук вон. Но мне нравился процесс работы(не травмы, конечно), т.к. было интересно и очень хотелось научитьсямногому и разному. Поэтому ошибки и испорченные работы меня не смущали. Постепенно научилась. Это возможно. Учиться тоже увлекательно и интересно и доставляет удовольствие. И успокаивает тоже

        • Мария Семенихина, нынешнее "вооружение" для всевозможных рукоделий очень далеко ушло от тех "резачков"))

          • Люба Мельник, вообще-то сама Айше написала, что пользуется простыми маникюрными ножницами и канцелярскими резачками...

            • Мария Семенихина, я понимаю, но мастер и на коленке шедевр изготовит. Я же - о том, что для начинающих "начала" стали гораздо комфортнее. Вы, судя по тому, как описываете личный опыт, в своем распоряжении даже канц. ножей не имели - если пользовались бритв. лезвием.

  • А где мастер-класс?
    Огромное спасибо за творческую идею на выходные!
    Поддерживаю Елену и Светлану, хотелось бы узнать подробнее о самой технике, о нюансах, инструментах...

    • Julia Barkar, очень рада, если идея пригодится! Спасибо Вам! Материалы по технике, инструментам и нюансам планирую, вся загвоздка в недостатке времени. Но эта статья пробный камешек, вроде обозначения темы. Развитие темы будет! Обязательно.
      Кстати, в качестве инструмента я лично использую или маникюрные ножницы, или обычный канцелярский резачек (который с выдвигающимся лезвием), т.е. специального дорогостоящего профессионального инструмента не завожу.

  • У Барто есть такие стихи - "если вам неможется - вырезайте рожицы" ^^

  • Эдуард Хайруллин Читатель 3 ноября 2012 в 09:17 отредактирован 27 мая 2018 в 19:45

    Точно действует умиротворяюще.

  • Красивое описание к таким супер-фото, хотелось бы ещё о технике побольше.

    • Светлана Ярунина, спасибо! К декабрю (в зависимости от наличия свободного времени) планирую подробнее и о технике. Это само собой. Кстати, в интернете довольно много материалов разных авторов по вырезке из бумаги, выцынанке, вытынанке (стоит только напрячь поисковую систему). Так что начать изучать можно уже сейчас А я тоже постараюсь составить свою подборку.

  • Спасибо, Айше, за Ваш, такой своевременный материал! Есть ли какое-то специальное название у этой техники? Я хочу поискать еще примеры орнаментов, кроме Ваших.

    Оценка статьи: 5

    • Елена Е, спасибо за отклик! Названий у этого искусства моного - в каждой стране свое. Это и просто вырезка из бумаги, и выты(и)нанка, и выцы(и)нанка, и тен-чжи (китайская вырезка из бумаги), и рейзеле и т.д. По всем этим словам можно запустить поисковую систему, например Яндекса и она радостно выдаст огромный пласт теоретической и визуальной информации. В интернете очень много шаблонов и образцов. Самых разных. Я ссылки кидать не буду, чтобы чего-нибудь не нарушить в смысле рекламы и авторского права, но материалы очень легко найти. А о теории и истории разных видов вырезки из бумаги очень хорошо и подробно пишет на Прозе.ру Наталья Лазарева. Удачи в поисках и творчестве!