• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

Советский детектив «Вход в лабиринт». Почему не удалась последняя экранизация Вайнеров?

Когда в 1987 году на экраны телевизоров СССР вышел многосерийный детективный фильм «Визит к минотавру», в обиходе зрителей термин «телерейтинг» еще отсутствовал. Телевизионщики же прекрасно понимали, что пятисерийная экранизация одноименного романа братьев Вайнеров поистине стала хитом осеннего сезона.

Graeme Dawes Shutterstock.com

К слову, до 1987-го Вайнеров экранизировали не единожды, но особого успеха эти ленты не добивались. Тот же «Визит к минотавру» еще в 1974 году взяли на вооружение грузинские кинематографисты — фильм назывался «Ночной визит». А известную повесть «Лекарство против страха» превратили в художественный фильм на Свердловской киностудии в 1978-м, но тоже не слишком удачно. Когда же возник неожиданный всплеск интереса к творчеству братьев-писателей, на советском телевидении было решено книжку переосмыслить, сценарий довести до ума и попробовать войти в эту реку дважды.

…Очнувшись на койке вытрезвителя, капитан милиции Поздняков быстро сообразил, что вечер перестал быть томным. Смутно припоминая двух незнакомцев и недопитую бутылку пива, он сообщил начальству, что утерял доверенные ему народом символы власти — красные корочки и табельное оружие. Замаранную честь офицерского мундира поручили очистить опытному следователю уголовки Муромцеву, коему совсем не хочется карать своих, пускай и по совести.

Однако Муромцеву повезло: химическая экспертиза пробки, найденной в кармане ограбленного Позднякова, установила, что милиционера отравили сильнодействующим транквилизатором. Причем таким, коего и в природе не существует. Экспериментальное «лекарство от страха» под названием метапроптизол находится на стадии разработки и официально считается «артефактом».

Тем временем, удостоверение капитана всплывает в криминальной хронике. Двое «пиджаков», представившись работниками ОБХСС и предъявив фальшивый ордер на обыск, аккуратно изымают у гражданки материальных ценностей на дикую по тем временам сумму — пятьдесят тысяч рублей. Муромцев понимает, что простая маникюрша из санатория не может позволить себе норковую шубу и такой запас наличности в сберегательной кассе. Грабители прекрасно знали, где и что плохо лежит, а сама мадам оказалась любовницей мошенника, отбывающего длительный срок в местах не столь отдаленных.

Таким образом, следователь вынужден искать двух бандитов, под видом представителей закона грабящих своих бывших подельников, а также разобраться — откуда у них на руках появился загадочный препарат, поиском которого безуспешно занимаются ведущие институты страны…

Как и следовало ожидать, в погоне за рейтингом пострадало качество материала. Не будем забывать, что телефильм вышел на фоне полномасштабного кризиса в СССР, на изломе перестроечного процесса. В полнометражном кино полным ходом шла революция, а немощная цензура тихо попискивала со страниц изживающих себя советских журналов о киноискусстве. По экранам страны шагали «маленькие веры», «интердевочки» и «Аварии, дочери ментов». А посему политкорректную повесть пришлось срочно «переписывать» на злобу дня.

И все же Вайнеры постеснялись кардинально перелопачивать сценарий. Тем не менее первая экранизация их книги (1978 год, режиссер Альберт С. Мкртчян, соавтор «Земли Санникова») выглядела куда более стерильной и прорежимной. Будучи ограничена полутора часами хронометража, она фокусировалась на центральной детективной сюжетной линии, а времени на проработку характеров попросту не осталось. Новый формат, повторявший многосерийность «Визита к минотавру», позволял разговеться и перенести на экран большую часть второстепенных деталей, способных дополнить картину и придать ей цельности. Однако вместо этого авторы примкнули к лагерю оппозиции — обличительный подтекст был срисован с реальности грубо, но точно. В кадре появились «герои своего времени»: коррумпированные милиционеры, выпускающие преступников по звонку вышестоящего руководства и знакомых; ученые-шарлатаны, готовые ради славы пойти на предательство, подлог и воровство; злые соседи-клеветники; тунеядцы, фарцовщики, спекулянты. Ну разве что обошлись без модных проституток, наркоманов и воров в законе.

Формат мини-сериала сыграл с авторами злую шутку: постраничный перенос литературного оригинала уничтожил и без того отсутствующую динамику повествования. «Визит к минотавру» тоже не отличался ураганным экшном, но там ситуацию спасали великолепные актеры — Сергей Шакуров, Валентин Гафт, Михаил Пуговкин, Александр Филиппенко и Ростислав Плятт (для великого актера эта постановка стала последней в жизни). «Вход в лабиринт» в плане кастинга совсем не впечатляет. Лучший актер 1986 года по опросу журнала «Советский экран», Игорь Костолевский, на фоне Шакурова выглядит как мальчик для битья. Он предельно профессионален и аутентичен для следователя той эпохи, но почему-то уважения не вызывает. Ни методами работы, ни человеческими качествами. Костолевский откровенно скучал в этом образе и даже не делал попытки изобразить на лице нечто большее, нежели тяжелые будни уголовного розыска.

Уверенной режиссерской руки в картине не чувствуется. Валерий Кремнев, для которого эта работа стала последней в карьере (он жив-здоров, просто отошел от дел), судя по всему, не знал, с какой стороны подойти к проекту. Сказалось и отсутствие профильного опыта, ведь Кремнев ранее в детективном жанре замечен не был. Все больше драмы, типа «Хозяйки детского дома» с Гундаревой или вообще «Ералаш». Была скромная криминальная лента «Очная ставка» с участием Елены Сафоновой и Караченцова, но кто ее видел во всесоюзном масштабе? Поэтому «Вход в лабиринт» вязнет в диалогах, крупных планах, паузах и пустотах. Куда больше саспенса наводит музыкальная тема композитора Эдуарда Артемьева, которого как раз позаимствовали из «Визита к минотавру». Мрачным аккордам на заглавных титрах так и вовсе может позавидовать любой фильм ужасов.

Подобно своему предшественнику, повествование «Входа в лабиринт» (кстати, о скрытом смысле названия остается только догадываться) также разбито на две временные эпохи. Только, в отличие от весьма интересной и познавательной истории восхождения скрипичного мастера Антонио Страдивари, тягомотное жизнеописание скитаний и мытарств средневекового лекаря Парацельса окончательно убивает всяческий интерес к происходящему на экране. Эстонский актер Микк Микивер, хоть и внешне слабо схож с прототипом, сыграл достойно. Тем не менее долгие, занимающие до половины каждой из пяти серий, исторические вставки, утомляют и сводят на нет любые попытки создателей хоть как-то оживить действие. Как обычно, самой напряженной получилась финальная часть, но до нее еще нужно дотерпеть.

Закончились восьмидесятые, а вместе с ними закончилось и последнее десятилетие существования Советского Союза. В новом, теперь уже российском кинематографе, началась своя перестройка, и многие ранее востребованные кинодеятели, режиссеры, сценаристы и актеры очутились на обочине. Вайнеров тоже подзабыли — «Вход в лабиринт» стал последней экранизацией их совместного труда. Пути-дороги братьев-литераторов разошлись. Аркадий остался в Москве, а его брат Георгий переехал в Нью-Йорк. Оба до наших дней не дожили: Аркадий Вайнер скончался в 2005 году и похоронен в Москве, а его младший брат умер в 2009-м и покоится на кладбище Маунт-Мориа в Фэйрвью (Нью-Джерси).

Статья опубликована в выпуске 12.11.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: