Лаура Ли Грандмастер

День благодарения… кому? Памяти иммигрантов «Мэйфлауер»

В этом году четвертый четверг ноября приходится на 22 число месяца, когда вся страна на одном выдохе говорит «спасибо». Давайте разберемся, к кому это «спасибо» относится.

Africa Studio Shutterstock.com

Есть страны в мире, образованные из исторически населявших их земли народов. Жили-поживали, сложились в единую языковую, религиозную и культурную общность, приобрели государственность и образовали страну.

Иногда экспансия происходит шире — целый ряд стран объединяется в общность, как это было в Советском Союзе, как это происходило в Объединенном королевстве Великобритании, как это сейчас наблюдается в Еврозоне и Евросоюзе. Интеграция!

И лишь немногие страны образовались не в результате слияния этноса в общность, а в результате исхода части этноса в другие земли и отпочкования его в новую нацию, новое государство. И одна из этих стран — Соединенные Штаты Америки. И вот как это было.

Первое благодарение приносится, конечно, земле Северной Америки, ее людям — коренным индейцам, плодам тучной американской земли, благодаря которым прибывшие налегке из Старого Света пионеры Мэйфлауера выжили и сумели твердо обосноваться на необустроенной суровой земле.

Второе и главное спасибо мы приносим людям, чье мужество и даже героизм (не побоюсь сказать) заложили основу великому переселению народов и основанию нового сообщества, ставшего впоследствии Соединенными Штатами Америки.

Эти люди заслужили благодарность всех живших, живущих и будущих поколений США. Мы зовем их детьми Майского Цветка, пионерами, первыми пилигримами, первопроходцами и… иммигрантами. И потому День Благодарения — это еще и день иммигранта США. А иммигрантом или потомком иммигранта является каждый гражданин нашей страны.

Есть грубоватая присказка в американском народе: каждый иммигрант должен съесть свое… лихо. И пионеры Майского Цветка хлебнули лиха с лихвой. Мы и теперь не можем представить, как можно было в 1620 (!) году на перегруженном, битком набитом паруснике длиной всего в 19.5 метров без современных навигационных приборов пересечь штормливую осеннюю Атлантику.

Когда они вышли из английского Плимута 6 сентября, их было 102 человека пассажиров и 25 человек команды -- 127 безумцев! По морским законам того времени никто не выходил в воды Атлантики так поздно — сезон штормов и ураганов. Когда они достигли берегов Земли Обетованной, их стало 128! Отчаянная пилигримка Элизабет Хопкинс родила на борту этого Ноева ковчега мальчишку, получившего имя Океанус. (На паруснике оказались еще две беременные женщины, родившие уже на берегах Новой Англии — итого община в сто тридцать человек, которым мы приносим благодарность в День Спасибо.)

Кто были эти люди, шедшие на верную смерть? Страшно ли им было? Что ими двигало? Во имя чего?

Когда церковь сливается с государством (как в известной вам стране), такой симбиоз ложится двойным игом на плечи общества. Английские диссиденты семнадцатого века тоже посчитали такую церковь церковью от лукавого, церковью Антихриста. Для них не существовало церкви, замешанной на светской власти, контролируемой ее бдительными «органами». Они ушли от густопсового англиканства, от гонений властей, как религиозно-политические беженцы. Их приняла терпимая к пуританству Голландия, но они, пуритане, не приняли ее — чужое все, чуждое, холодное…

А помогли диссидентам английские торговые люди, купечество — деньги, они и в Англии деньги: купили парусник, собрали нехитрый инструмент, семян злаковых, книги, одежонку, припас на дорогу — много ли разместишь на ковчеге 19 метров длиной. Семь футов тебе под киль, Майский Цветок. Прощай, Плимут. А дойдем ли до Вирджинии — как судьбе будет угодно, и будь что будет. «Отдать швартовы!» — приказал вожак безумцев Уильям Брэдфорд. И пошли они с богом!

Шли они 67 дней и ночей, трепало их лихо, студили их рваные ветры Атлантики, но грела надежда — там, куда садилось холодное осеннее солнце, за горизонтом возведут они новый «град божий» в Земле Обетованной. И когда в виду измученных людей уже показался Кейп Код, когда до заветных берегов осталось ходу всего ничего, пилигримы решили дать торжественную клятву-обет, и они не сошли на берег, пока не поклялись и не подписали текст этой клятвы. Вот он:

«Именем Господа, аминь!
Мы, нижеподписавшиеся, …предприняв во славу Божью… путешествие с целью основать колонию в северной части Вирджинии, настоящим торжественно и взаимно перед лицом Бога объединяемся в гражданский и политический организм для поддержания среди нас лучшего порядка и безопасности,. в силу этого мы создадим и введем такие справедливые и одинаковые для всех законы, установления и административные учреждения, которые в то или иное время будут считаться подходящими и соответствующими всеобщему благу колоний и которым мы обещаем следовать и подчиняться. В свидетельство чего мы ставим наши подписи.
Мыс Код. 11 ноября 1620 год.

Да это готовая Конституция! Вот ее эмбрион!

Высадились, и… в Вирджинию не пошли — их накрыла ранняя зима. Основали становище, к Рождеству отстроились как успели. Поселение назвали Плимутом, а местность — Новой Англией. К весне образовалась и первое кладбище пилигримов — похоронили половину колонии. Их убил страшный холод и голод. Не чаяли выжить и оставшиеся. Зерно было, но есть его было нельзя — только дождаться весны и засеять. Умирали на мешках с зерном, вспоминая Вийона — «от жажды умираю над ручьем…»

Индеец из соседского племени вампаноагов Тисквонтум (Сквонто) пришел в поселение. Он был когда-то обращен в рабство, побывал в королевской Англии и немного знал английский язык. Ему мы обязаны тем, что колония выжила — он учил их лесному промыслу, сбору съедобных растений, охоте на диких индеек. С теплом жизнь пошла помаленьку, отсеялись, лес прокормил. А вот и осень…

А осень принесла первый урожай Нового Света. И в свой первый пир на Земле Обетованной они заедали мясо дикой индейки своим первым американским хлебом. Они вспоминали тех, кто умер на мешках с зерном, они преломили свои хлебы с индейцами, никогда не знавшими хлеба, они вознесли благодарность и индейцам, и земле, взрастившей этот хлеб, и своему Господу, по воле которого они смогли выжить на этой земле, в своей новой стране.

И сколько будет стоять эта страна, столько мы будем вспоминать первых пилигримов и их первую историческую благодарственную трапезу в четвертый четверг ноября.

Статья размещена на сайте 15.11.2012

Комментарии (43):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Марианна Власова, читать дальше →

  • Юрий Лях Читатель 23 ноября 2012 в 19:19 отредактирован 23 ноября 2012 в 19:20

    оффтопим по-глобальному: по-правде, захотелось понять - а какую легенду у нас можно принять за образующую государства?? Иван Грозный берет Казань? Или Перт1 рубит окно? Революция?? ВОВ?? А есть ли у других оседлых народов историческая точка, когда они, празднуя, забывают о всех негараздах и гордятся, что это, пусть в гиперболизированном, приукрашенном виде, было?? Или это еще одна особенность Штатов?? Ведь абсолютная общая идея сплачивает. Очень интересный феномен, достойный подробного изучения специалистами.

    Какой-то философский пятничный вечер выходит. Лаура, хоть в южных штатах будет что-то похожее на бразильский карнавал??

    Оценка статьи: 5

    • Александр Иванов Читатель 23 ноября 2012 в 23:48 отредактирован 23 ноября 2012 в 23:51

      Юрий Лях, 7 ноября было таким праздником в России. И его убрали, и нничего взамен не появилось. Ни липовое 4 ноября, ни странный день независимости, ни победа над путчистами не канают. А вы разве не на Украине живете?
      P.S. И кстати, народу такой день - нужен. Поэтому держатся из последних сил за День Победы, кто бы что ни говорил.

    • Юрий Лях, да есть у других оседлых народов точка, которой гордятся и празднуют. Я даже знаю эту страну по Имени.Это - Израиль. И гордятся, и празднуют, и защищают.
      Немножко философии не повредит,особенно в пятницу. Хорошо помогает переваривать индейку
      Знаешь, а я понимаю почему ты не можешь мне поверить на слово, что "ни единою нотой не лгу" и что никаких преувеличений, ну вот ни грамма!, в моей статейке нет. Прекрасно понимаю.

  • К стыду своему по сей день не знала, в чем суть праздника. Считала его верхом цинизма. К сожалению, вслед за идеалистами и мечтателями всегда приходят дельцы и циники и начинают править свой бал. Мистер Фёст и мистер Сэконд - помните? Статья интересная, спасибо.

  • Ну чего, красивый миф (как и должно быть для нациюобразующего мифа). Кто-то одной буханкой/рыбиной толпу накормил же.
    А с прагматикой - думаю, это собирательный образ и таких "ковчегов" с поселениями было, наверняка, огромное кол-во. И что это были за люди, которые ни охотиться не умели, ни как рубить дрова не знали - все индеец обучал. Миф - придирки ни к чему.
    По-любому - поздравляю!

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Лях,**красивый миф**
      Конечно, если считать, что цивилизованные народы пишут свою историю как Россия (которую называют апофеозом лжи), т. е. высасывают из пальца, то тогда европейская и вся остальная история – сплошной миф.

      • Vladimir Radchenko, не понял вашей желчи и попытки перевести стрелки - речь об Штатах, их национальном празднике и исходной точке этого праздника. Хотите что-то сказать о других странах - пишите статью, а не переходите на "а у вас самих.." и "сам дурак".

        Оценка статьи: 5

    • Юрий Лях, те 130 были первыми. Это не собирательный образ. Их потомки и сейчас живут - все 130 кланов первых пионеров. У них есть свой мэйфлауер-клуб, они выпускают свой алмьманах, пишут летопись. Понятно, что за ними потянулись ( и тянутся по сей день стеной) новые иммигранты. Так, Пенсильванию заселяли немцы, Луизиану - французы точно так же как Бруклин одесситы сейчас. Но те 130, мы их конкретно знаем по именам, (как и индейца, говорившего по английски). Многие из первых фамилий представляли свои штаты как сенаторы. нет, никакой мифологии: конкретные люди, конкретные факты, письменные документы, история каждого клана описана и изучена.

      • Лаура Ли, маленькая поправочка. Эти 130 протестантов были отнюдь не первыми. Если не вспоминать пропавшее поселение на о. Роанок, то еще в 1606 г. король Яков I Стюарт учредил Лондонскую и Плимутскую компанию и в 1607 г. к берегам Вирджинии пристали 3 корабля, с которых сошли на сушу сто восемь человек. Кстати, и "Мэйфлауэр" должен был идти в Вирджинию, причем его пассажиры заключили договор с Вирджинской компанией: она оплачивает переезд, а они отрабатывают его в течение 7 лет на плантациях компании. Но шкипер вышел к точке, находящейся от Вирджинии на расстоянии 700 миль. Вследствие этого переселенцы решили, начать жить самостоятельно.

        • Алексей Шашкин, Очень интересно, только что прочитал первых 5 источников, которые выдал гугль, об исчезнувшей колонии.

          Оценка статьи: 5

      • Лаура Ли, Ладно, не миф, а литературно обработанный материал. Просто за исходную точку было принято конкретное событие (ведь и до этого создавались поселения, в том числе и голландцами, и французами). Без вопросов. А печеная индейка и мне очень нравится .
        читать дальше →

        Оценка статьи: 5

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 23 ноября 2012 в 15:29 отредактирован 23 ноября 2012 в 15:53

          Юрий Лях, откроем Википедию: "Сто два переселенца находились на его борту: сорок один взрослый мужчина, девятнадцать женщин и дети, а также как минимум две собаки". "В наши дни десятки миллионов жителей США имеют хотя бы одного предка из числа отцов-пилигримов".
          4) Скванто.

          • Марианна Власова, дополнение к вопросу МЭ и ЖО ( это вообще отдельная история с географией о роли индейских женщин в освоении Америки, тут на отдельную статью). В чем-то Юра предвосхитил мое дополнение и разгадку тайны Евы.
            Белые европейцы-мужчины да, брали местных женщин в жены. Сегодня практически нет индейцев без истории европейской крови. Точно так же как русские колонисты- лесозаготовщики и охотники Аляски брали в жены алеуток Аляски. Что интересно, когда русские ушли с Аляски, эти алеутки сделали огромный переход-прыжок в Калифорнию, в частности в Сан Франциско, в русские становища-фактории, такие как сам город Фриско, Форт Ли, Русскую долину с рекой Рашен-ривер. Там и сейчас живут потомки совершенно раскосых русских. Так же случилось и с первопоселенцами:
            уже позже, при продвижении переселенцев на Запад и полном замирении с племенами, индейцы (особенно района прерий) охотно передавали своих скво колониям поселенцев, двигавшихся на Запад. Сами они в проводники не шли, предпочитали продолжать охотиться на племенных териториях, а вот их женщины присоединялись к обозам, становясь во главе групп покорителей запада. Часто они принимали крещение прямо в колонии и становились женами переселенцев.
            В Сент Луисе прямо рядом со знаменитой аркой есть музей, скажем, "дружбы народов" . Там очень много материалов посвещено этим лесным амазонкам. Многие женщины были очень знатными лицами своих племен, они умножили свою легендарность благодаря служению белым пришельцам. Именно благодаря им Дикий Запад был освоен!
            Интересно, что у индейцев прерий был обычай как "бар-мыцв", так и "бат-мыцв" для девушек. В девичьи "экзамены" входили все мужские элементы зрелости, плюс еще и женские. Так что стать общественно признанной в племени девушке было гораздо труднее чем юноше. Вот такие-то общественно апробированные и уходили с белыми. Сейчас даже модно немножко гордиться капелькой индейской крови в белых кругах

          • Марианна Власова, читать дальше →

            Оценка статьи: 5

      • Андрей Владимиров Читатель 22 ноября 2012 в 21:13 отредактирован 23 ноября 2012 в 20:57

        Лаура Ли,
        Понятно, что за ними потянулись (и тянутся по сей день стеной) новые иммигранты. Так, Пенсильванию заселяли немцы, Луизиану - французы точно так же как Бруклин одесситы сейчас. Но те 130, мы их конкретно знаем по именам, (как и индейца, говорившего по английски)
        БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА УРОКИ РОДНОГО ЯЗЫКА!
        В КАЧЕСТВЕ ОТВЕТНОГО ЖЕСТА ДРУЖЕСКОЙ ПОМОЩИ СООБЩАЮ, что :
        1. Тянутся стеной нельзя! (Если только колонной или ещё чем, но не стеной). Стеной СТОЯТ!
        Стена это есть объект НЕДВИЖИМЫЙ (в русском языке).
        2. «по английски» приличные люди пишут через ДЕФИС , т.е. «по-английски»
        3. Луизиану - французы точно так же «,» (НАДО ЗАПЯТАЯ) как Бруклин одесситы сейчас.

        Я вообще на такие мелочи внимание не обращаю, но великим лингвисту всегда рад помочь!

        Оценка статьи: 4

  • Михаил Кручинин Михаил Кручинин Читатель 22 ноября 2012 в 10:13 отредактирован 22 ноября 2012 в 12:50

    Мне понравилась статья. Статья к празднику. Отсюда и стиль. Г-жа Ли благодарит мужественных людей за их стойкость, отвагу, смелость, положивших начало рождению великой страны. Присоединяюсь.
    P.S. Г-н Владимиров, что ж вы желчный то такой?! У людей праздник-давайте испортим? Проявите уважение хотя бы к СВОЕЙ стране, не позорьте ее:язык родной не сподобились выучить...

    Оценка статьи: 5

  • У меня другие родственники и другие сведения Про геноцЫд мне пусть расскажут народы СССР . Спасибо, я посмешилась как всегда над кондовым комментом.

  • Андрей Владимиров Читатель 22 ноября 2012 в 02:45 отредактирован 24 ноября 2012 в 23:29

    Ну а сама статья написана в лубочном жанре, в вольном изложении официального американского мифа об основании колонии.

    Оценка статьи: 4

  • Андрей Владимиров Читатель 22 ноября 2012 в 02:44 отредактирован 23 ноября 2012 в 22:22

    "Они вспоминали тех, кто умер на мешках с зерном, они преломили свои хлебы с индейцами, никогда не знавшими хлеба, они вознесли благодарность и индейцам"


    Их убивали, спаивали, сгоняли с исконных земель , заражали различными болезнями. Сейчас индейцы до сих пор политически бесправная часть нации , которая живёт в резервациях. читать дальше →

    Оценка статьи: 4

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 23 ноября 2012 в 22:24

      Андрей Владимиров, прекрасно, что Вы всё же сходили в Википедию, идите дальше. И комментарий больше не разворачивайте до простыни.

      • Андрей Владимиров Читатель 24 ноября 2012 в 12:20 отредактирован 25 ноября 2012 в 01:26

        Марианна Власова,
        читать дальше →

        Оценка статьи: 4

    • Андрей Владимиров:**За 250 лет из 100 млн. индейцев осталось меньше 1 млн.**
      Да какие 100 млн.? Российские ученые уже давно доказали, что индейцев в Северной Америке до прихода европейцев было не меньше одного миллиарда. В русскоязычном интернете появлялась даже цифра 10 миллиардов, поэтому можно считать 1 миллиард нижней границей, а верхней границей 10 миллардов индейцев, живших в С. Америке до 18-го века. И всех их (за исключением 1 млн человек) убили европейцы.
      Вот как описывет историк этот геноцид:
      «Сражение продолжалось до вечера. ... Дикарей убито и потоплено столько, что Большая река запрудилась их трупами».
      Вот какие зверства творили европейцы в Америке! ... Ах, простите... это описание покорение Сибири русскими. Ну да для настоящего русского человека это значения не имеет.

      • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 24 ноября 2012 в 00:03 отредактирован 24 ноября 2012 в 00:05

        Vladimir Radchenko, 10 миллиардов это круто, почему так мало? давайте сразу 10 триллионов...
        Ну надо же, какие герои были эти поселенцы! Когда они только сеять еще успевали? Тут если не покладая рук убивать... Да просто посчитаем, думаю, Лаура Ли нас простит... за сто лет укокать 10 миллиардов народу, это надо убивать по сто миллионов в год. Англичане люди религиозные, в воскресенье убивать не станут, считаем, что в году 300 рабочих дней, итого надо в течение ста лет убивать по 300 000 индейцев ежедневно... И заметьте, без оружия массового поражения, а при помощи каких-то кремневых ружей и пушек. Лаура, подскажите, сколько было тех поселенцев - а то я не могу высчитать, сколько индейцев каждый убивал ежедневно. Не отрываясь от сева и жатвы...

        Оценка статьи: 5

        • К. Ю. Старохамская, да прощаю! ПЕРВЫХ БЫЛО СТО ТРИДЦАТЬ ЧУДАКОВ (Cорри, цеплями когтяю) Но убили ДО МУЯ, эт точ.
          Я не помню точно количество, (стыд на мою голову, громы и молнии, пусть меня те ребята простят) - там вышли на Красную от крови Площадь в 68 году всего-то с гулькин нос, подарили этим чудакам через большую букву М счастье носить китайские джинсы и отдыхать в странах террора, доступ к интернету на свою голову...
          Опыт Моисея и опыт Америки говорит - низзя! Сразу все - можно тяжело отравиться. Мы своих пока еще лелеем в поселениях, кормим-поим, грамоте учим попривыкнут пока, оклемаются, то-се... Глядишь, он уже свою скво не продает, а в колледж посылает, да? (Ничего не напоминает географически?. А тут прямо из прерий, да в великие державки! Ну вот и отравление случилось с диареей. Бывает.
          Да, забыла, сорри, а у нас и негров вешали Тоже до муя

      • Андрей Владимиров Читатель 23 ноября 2012 в 01:13 отредактирован 25 ноября 2012 в 14:54

        читать дальше →

        Оценка статьи: 4

        • Vladimir Radchenko Читатель 23 ноября 2012 в 18:46 отредактирован 23 ноября 2012 в 21:59

          читать дальше →