Василий Гончаренко Профессионал

В чём секреты физического и духовного развития запорожских казаков?

Запорожцы, как и их предки, уделяли очень значительное внимание физическому развитию, постоянно «держали себя в форме». В условиях постоянных войн, борьба за сохранение своего этноса, выживание в сложных жизненных ситуациях в стихиях природы закаляла дух и тело казаков. Суровое время требовало суровой дисциплины в процессе подготовки молодёжи, формирования у неё готовности защищать родную землю. Таким образом, создавалась специальная система физического и психофизического воспитания подростков, юношей, которая постепенно набирала рельефные и чёткие формы.

Ещё в эпоху Киевской Руси детей с семи лет начинали учить стрельбе из лука, владению копьем и арканом, езде верхом, а с 12 лет — настоящим военным хитростям, то есть искусству ведения боя.

Традиции физического и психофизического воспитания подготовки подрастающего поколения сохранялись и в казаческую эпоху. Закаляя себя и готовя себя к сложным испытаниям судьбы, казаки летом спали на воздухе под звёздами, мыслями достигали неведомых высот, пытались проникнуть в тайны космоса.

Как и доблестное казачество, молодёжь на праздники народного календаря в процессе народных игр состязалась силой, ловкостью, скоростью, изобретательностью, попаданием в цель и тому подобное. Традиционными были разные состязания на лошадях, казаки любили своих быстрых выносливых лошадей, это отношение закреплено в тёплых обращениях к своим четвероногим друзьям («брате мій», «товаришу мій»), в пословицах («Казак без коня — не казак»).

Казацкая молодёжь систематически развивала природные задатки, совершенствовала душу и тело в играх, танцах, хороводах, разных видах состязаний и борьбы. Подростки и юноши охотно брали пример с взрослых, которые чувствовали психологический комфорт, благодаря тому, что они беспокоились о своем интеллектуальном, моральном, духовном и физическом развитии. Это формировало в них настроения внутреннего удовольствия, хорошего самочувствия, помогало единству слова и дела, мысли и поступка, гармонии души и тела.

Большое воспитательное значение, в том числе и для современной молодёжи, имеет овладение ею искусств единоборств, которых было несколько систем, наиболее известная легла в основу танца гопака. В современном виде гопак составлен из многочисленных специфических приемов, например «голубці», «тинки», «пістоль», «розніжка», «шулик» и тому подобное, реализация которых требует от исполнителей гибкости всех частей тела, молниеносной реакции.

Многие поколения овладели и другой казацкой борьбой — «Гайок». Она была предназначена в основном для разведчиков («пластунів»). Очень мало нам известно о казацкой борьбе «Спас». Она была не атакующей, а носила оборонительный характер. Для неё характерна филигранная, скрупулезная отработка блокировки действий противника.

Телесная и психофизическая закалка казаков было составной частью комплексной и целостной системы идейно-морального, эмоционально-эстетического и военно-спортивного воспитания.

К сожалению, много компонентов данной системы на сегодня забыто.

Обновлено 21.05.2007
Статья размещена на сайте 12.05.2007

Комментарии (82):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Зачем казаку баян?

    Оценка статьи: 4

  • Очень много мы потеряли и еще потеряем, если не станем восстанавливать свою культуру. И сохранять то что еще можно сохранить. Это относится как к казакам, так и к русским и украинцам, да и любой нации. Корни нужны, а не та псевдокультура, как у современных индейцев, которых только с большой натяжкой можно назвать уже нацией. И очень не хочется, чтобы мы превратились в такие же народы. При этом не против и "взять" что то полезное у других Да и своим поделиться.

    Оценка статьи: 5

    • Люба Мельник Бывший модератор 27 мая 2007 в 22:17

      А шо это такое - восстанавливать культуру? Запорожцев выявить - и в летние лагеря, всех - в православные (только какого патриархата), побрить, усы и чуб оставив, и главными врагами назначить евреев и армян; что пили, пели, дрались, к набегам готовились?
      Русских, опять же, выявить, определить, какую версию православия за основу взять, чтоб бороды вениками, чтоб голову раз в год брили, чтоб сохой пахали, на Троицу березки завивали, хороводы водили. Ну, что культура? 19-20-21 века - это тоже культура? И чья?
      Я в границах бывшего Ростовского уезда бывшей Ярославской губернии Великороссии вижу, как по волостям люди различаются - так что, каждую волость обособить, сохраняя в каждой "национальный характер"?
      О каких корнях говорим? Мусульманский фундаментализм пытается развитие заморозить - при "корнях" людей держать - такую, что ли, модель принять?
      Изучать надо, помнить надо - а восстанавливать - на какой момент? С какого момента будем считать "повреждение нравов"?

      Оценка статьи: 4

      • Ну, в крайности впадаться не надо, "шароварныцтво" не даст ничего хорошего.
        А патриархат всё-таки должен быть Московским!

        Оценка статьи: 5

        • Люба Мельник Бывший модератор 28 мая 2007 в 00:17

          Ой-ой-ой, Василий, тут наше радио брови хмурило, щеки раздувало - где-то там у вас, в каком-то селе, укр. униаты с крутой горы посбрасывали православных Моск. патриархата. Что за битвы такие, не слыхали ль?

          Оценка статьи: 4

          • Большинство у нас - Московский патриархат, иногда бывают стычки...за тот случай не помню, но в Полтаве не так давно не поделили храм прихожане Киевского и Московского патриархата...шуму было...

            Оценка статьи: 5

            • Шуму в ваших краяй последние дни много (да и не только дни). А униаты, помниться, не украинское изобретение. Так что у меня такое ощущение, что вся возня в Украине не местная, а чистейшей воды провокация со стороны.

              Оценка статьи: 5

  • Пятерочку за маленькую,но емкую статью. Свое мнение о казаках (любых) при себе оставлю. Кстати,раньше, кажется, запорожские писались кОзаки.Или я ошибаюсь?

    Оценка статьи: 5

  • Вот уж бурная дискуссия развернулась! А оно нам надо? Запорожцы теперь нормальные современные люди. А какие они были в прошлом - хорошие или плохие - что толку диспут устраивать? Москали не лучше и не хуже.

    Оценка статьи: 4

  • Василий, а где ж Полтава обещанная? Ждем-с

  • А что ж нам, русичам , можно такого перенять реально для прогрессивного и эффективного физического и духовного развития нашего подрастающего поколения?

  • А вот я краем уха слышал, что боевой гопак опять в моде. Кто-то его восстанавливает. Кто это такие, не известно?

    Василий, может черкнуть об этом пару строк.

    Оценка статьи: 5

    • Для Вас, Дмитрий - хоть звёзды с неба! Боевой гопак сейчас есть, националистические организации поддерживают, о масовости речь не идёт, но есть. С того, что мне известно точно - это организация "Тризуб", их можно было видеть в клипе Русланы "Дикі танці"

      Оценка статьи: 5

  • Ага, про казаков нашла. А про Полтаву когда напишете?

  • Самое главное, что всегда отличало казаков от других русских людей - это свобода от кабалы и любовь к родине. Отсюда и всё остальное.

    Оценка статьи: 5

    • Люба Мельник Бывший модератор 13 мая 2007 в 23:16

      эти самые казаки, вместе с поляками и переславцами, пришли в наш Ростов, разграбили город, разграбили кафедральный Успенский собор, пленили митрополита (Филарета, отца Михаила Романова) - и утащили из собора золотую раку святителя Леонтия. Порубили ее на куски, меж собой поделили... Вот этого я им никогда не прощу! А вы говорите - родина! свобода от кабалы! Это того стоило?!

      Оценка статьи: 4

      • Будьте добры уточните когда это было, мне интересно, я не слыхал; Но нужно понимать разницу между казаками реестровыми, которые были обычными наемниками, и запорожцами о которых идёт речь! Кстати запоржцы, даже теоритечиски, не могли надругаться над православными святынями, потому, что православие - это тоже выше жизни!!! А вот реестровци вместе с поляками(католиками) - могли. Запорожци, кстати воевали с мусульманами, католиками именно за защиту православия! К слову, реестровцы часто поляками направлялись для "усмирения" запорожцев. Насколько мне известно-один из главных принцыпов христианства - прощение...Обвинять запорожцев в подобных деяниях несправидливо, хотя я Вас понимаю, внешне ведь казаки одинаковые ...

        Оценка статьи: 5

        • Люба Мельник Бывший модератор 15 мая 2007 в 22:15

          было это давно, в начале 17 века, в пору т.н. польско-литовской интервенции - во Смутное время.
          Нам, москалям, без разницы, нам украденного золота жалко. Опять же - святыня...

          Оценка статьи: 4

          • понятно, историческая объективность Вас не интерисует, от подобных полузнаний все наши беды

            Оценка статьи: 5

            • Люба Мельник Бывший модератор 15 мая 2007 в 22:41

              да ну что вы, я объективно шутю, и все тут.
              Факт имел место быть, но поляков и казаков в Ростове Ярославском не отстреливают, а кормят, поят и водят по переходам, по которым в фильме Яковлев с Куравлевым бегали. Вот сейчас как раз сезон ходьбы по переходам начинается...

              Оценка статьи: 4

              • Хух! а я думал серьезно Но вкаждой шутке есть доля шутки

                Оценка статьи: 5

                • Люба Мельник Бывший модератор 15 мая 2007 в 23:03

                  Я вам еще и не то скажу! Остатки белокаменной раки - той, которую для мощей св. Леонтия заказывал Андрей Боголюбский - ни полякам, ни казакам не понадобились - они так и лежат в Успенском соборе! Мощей, правда, нет - вроде, в ту же Смуту пропали.. Не помню точно, так что обвинять в этом казаков пока не буду

                  Оценка статьи: 4

                  • До встречи в следуещей серии!

                    Оценка статьи: 5

                    • Люба Мельник Бывший модератор 16 мая 2007 в 01:06

                      Угу. У меня есть еще претензии к славянам вообще от имени исконных жителей Ростовской земли - племя меря. Надо обдумать сценарий...

                      Оценка статьи: 4

                      • А почему "меря", что означает?, что неужели "круче" славян

                        Оценка статьи: 5

                        • Люба Мельник Бывший модератор 16 мая 2007 в 22:52

                          Меря - не круче, они раньше славян здесь были. Здесь - в том крае, что Ростовским позже звали. Куда значительно позже пришел Димитрий Ростовский обличать язычников
                          Меря, меряне - это название финно-угорского племени, которое "растворилось" в славянах.
                          Другие племена - весь, мурома. Ну, чудь мы знаем - они жили и выжили.
                          О меря можно читать - http://www.rostmuseum.ru/exhibition/archaeology/merya.html

                          Оценка статьи: 4

                          • Люба, чудью именовали... э... не помню, с какого времени, погляжу - все угро-финские племена чохом. Еще в летописях.
                            Это я Вам как чудь, то есть весь, говорю - специально изучала

                            • Люба Мельник Бывший модератор 17 мая 2007 в 08:14
                              Видимо, все же не чохом

                              "По данным "Повести временных лет" в 859 варяги обложили данью чудь, ильменских словен, мерю и кривичей, весь, а хазары - с полян, северян, вятичей (брали с них дань по серебряной монете и веверице с дыма). Документ сообщает: "А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот др. народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, - эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета и живут в северных странах"." - из Википедии.
                              Оттуда же: " * Например в «Повести временных лет» (859 год), Нестор сообщает , что

                              варяги из заморья обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей, а хазары — с полян, северян, вятичей, брали дань по серебряной монете и веверице (по белке) с дыма)., здесь существует различие между меря и чудью; за 882 год когда Олег отправился в поход и взял с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерян, весь и кривичей и пришел к Смоленску и взял город, здесь различие, что в том числе, упоминается и весь; в 1030 Ярослав Мудрый предпринял поход на чудь, "и победил их, и поставил город Юрьев"), здесь чудь вероятно — эсты."

                              Оценка статьи: 4

                              • Мне кажется, что не столь важно как назывались племена, которые населяли всю практически лесную территорию Европейской части. Все это были "родственники" с примерно одинаковым укладо и похожими языками. В Москве была деревенька Дьяково. Так вот вся эта культура зовется дьяковской. Жили они на территории центральной России долго, ах где-то с 5 века до н.э. Во всяком случае на территории Москвы. Жили бедно и разрозненно, хуторами. Что можно и у современных финнов, эстонцев и поволжцев увидеть. В культурном слое только черепки, косточки. А как появляются славяне - все, конец культуре лесных хуторян.
                                Да, а когда венгры кочевали по казачьим землям, то шли они по краю территории населенной "родичами". Они на всей дороге встречали своих, не имели проблем ни с языком, ни с культурой. А остановились только когда уперлись в германцев между южными и западными славянами.
                                И никаких казаков вокруг. Казаки - это уже следствие безвластия новых времен.

                                Оценка статьи: 5

                                • Так. Мы, кажется, перешли к обсуждению эпохи миннервингов, во всяком случае, к великому переселению народов - очень близко. Так там же как раз славяне по Европе и разошлись. Недавно была на выставке - предметный ряд из раскопок очень впечатляет

  • Люба Мельник Бывший модератор 12 мая 2007 в 16:43

    Самый главный "компонент" системы - женщин своих они в стороне от себя держали.
    пережиток рыцарской эпохи эти ваши казаки.

    Оценка статьи: 4